|
ZX Ferrum
#01
07 февраля 2004 |
|
Железо - схема железного мультиколора - Hardware Multicolor.

Demon/DPC (c) 2003
ВНИМАНИЕ! Статья написана с использованием материалов из газеты
X-RAY и моего личного опыта!
Hardware Multicolor
Ох, уж эти полосочки ;)
Сейчас я буду рассказывать, как я делал эту штукенцию. Для тех
кто в танке (не обижайтесь ;)), обьясняю: Hardware Multicolor -
аппаратная реализация мультиколора (нет, не тот что на бордере),
или говоря нормальным (хе-хе ;->) языком, графический режим
192x256 pix 16 colors in 1x8 pix, короче на байт пикселей байт
атрибутов, разбитовка атрибута (во завернул ;)) такая же как и в
стандартном экране. Расположение пикселей с адреса #4000 как в
стандартном экране, атрибуты #6000 адресация та же, то есть:
#6000 ;первая линия, ей соответствуют пиксели по #4000
#6100 ;вторая
#6200
...
Для примера:
LD HL,#4000 ; 8-O
LD B,7 ; семь линий
PP LD (HL),#FF ; линия
SET 5,H ; устанавливаем пятый бит #40+#20=#60
; очень удобно и быстро
LD (HL),B ; ставин атрибут
RES 5,H ; вертаем адрес пикселей
INC H
DJNZ LP
RET
Получим семь линий в левом верхнем углу экрана окрашенных в
разные цвета!
Между областями образуется промежуток в два килобайта куда как
раз попадают системные переменные и буфер тр-дос. Кстати все вы-
шеописанное относится и ко второму экрану, там атрибуты соответ-
ственно с адреса #E000, используя его экономим уже 12 килобайт.
Не смотря на то, что объем экрана увеличился почти в два раза
обрабатывать его вполне возможно.
Многие скажут: "А зачем оно нам!". А вот зачем, схема проста
до безобразия, а возможностей предоствляет больше чем стандарт-
ный экран. Конечно это не решает всех проблем, но игрушки будут
более красочными (да и к тому же в UnrealSpectrum'e данный режим
есть, ау, господа эмуляторщики!). Есть демонстрация игрушки
(heroes - приведена в приложении), где показаны возможности
этого режима (красочно!), а так он не поддержан до сих пор (ау,
господа кодеры!) ни в игрушках ни в граф утилитах (по видимому
из-за отсутствия утилит, нет и игрушек).
Ладно, это все слова, пора переходить к делу.
Схема представленная в X-RAY #(2 или 3, не помню) для пентагона:
┌╥┐
выв.8/D15(D28) ─>──────┐ ║
║
+5V ─>─────── ║────> выв.1/D14(D32)
выв.9/D15(D28) ─>───*──┐ ║ (пpедваpительно отоpвать)
│ ║
общий(┴) ─>─*─┼─── ║────> А
└─┼──┐ ║ (пpедваpительно отоpвать)
│ ║
└─── ────> выв.11/D17(D34)
(пpедваpительно отоpвать)
( в скобках нумеpация по схеме фиpмы "Cervus Elaphus")
Схема 1
Очень просто!
Обозначения:
-> присоединить, отрезав старый сигнал
сигнал А - это на схеме:
║B18
║────────────────┐
║ D8 │
║B13 ┌──┐ D51 │
║─────┤ 1│ ┌──┐ │
║C29 │ o─┤ 1o──┘
║─────┤ │ └──┘
║ └──┘
Схема 2
сигнал С29 подходящий к микрухе D8, для Солоновского Пентагона
это нога 3, а для обычного 6.
Отвечает этот сигнал за выборку адреса байт графики/байт атри-
бута, при лог.0 выбирается байт графики (адресация по нелинейной
схеме), т. е. при подаче на него лог. 0 постоянно, и графика и
атрибуты будут выбираться по одной схеме.
Кстати, у меня заработало, только тогда, когда сделал по дру-
гой схеме:
┌╥┐
выв.8/D15 ─>──────┐ ║
║
+5V ─>─────── ║────> выв.1/D14
выв.10/D51 ─>───*──┐ ║ (пpедваpительно отоpвать)
│ ║
выв.8/D12 ─>───┼─── ║────> выв.5/D17
общий ─>───┼──┐ ║ (пpедваpительно отоpвать)
│ ║
└─── ────> выв.11/D17
(пpедваpительно отоpвать)
Схема 3
Теоретически схема 1 и 3 равноценны, но у меня на практике ат-
рибуты считывались не с адреса #6000.
Для желающих можно поставить мультиплексор и включать режим по
порту #EFF7 бит 0.
Теперь схемы мультиколора для PROFI (приводятся без изменений
и мной не опробованы):
Доpаботка компьютеpа "PROFI" для плат веpсий 3.X
┌╥┐
выв.9/U26 ─>───*──┐ ║
│ ║
общий(┴) ─>─*─┼─── ║──*─> выв.10/U41(пpедваpительно отоpвать)
└─┼──┐ ║ └─> выв.1/U33(пpедваpительно отоpвать)
│ ║
└─── ────> выв.11/U15(пpедваpительно отоpвать)
схема 4
Пpимечание: нумеpация микpосхем дана для нижней платы, по схеме
фиpмы "KRAMIS" (ныне "КОНДОР") для веpсии 3.2
Доpаботка компьютеpа "PROFI PLUS" для плат веpсий 5.X
┌╥┐
выв.5/DD14 ─>─*──┐ ║
│ ║
общий(┴) ─>─┼─── ║──*─> выв.13/DD26(пpедваpительно отоpвать)
выв.11/DD10 ─>─┼──┐ ║ └─> выв.5/DD33(пpедваpительно отоpвать)
│ ║
└─── ────> выв.6/DD59(пpедваpительно отоpвать)
схема 5
Пpимечание: нумеpация микpосхем дана для нижней платы, по схеме
фиpмы "КОНДОР" для веpсии 5.0
Другие статьи номера:
Вступление - прикольно наблюдать иногда за пользователями ПЦ... |
Руль - письма: Чунин Роман, Калини Вячеслав, Trident, KYV. |
Железо - схема железного мультиколора - Hardware Multicolor. |
Проект - ZX PAD ("Русский наладонник"). |
Авторы - Адреса редакции. |
Похожие статьи:
В этот день... 13 ноября