Наверное, никто не возразит на то, что интересные игры просто обречены покорять различные платформы компьютеров. Наш Спектрум также не был в прошлом обделён вниманием хитов. А сегодня и отечественные программисты успешно занимаются спектрумизацией известных игр. И вот, "ещё одна...". (с) С.В.Мурашов, 1996. Ещё одна замечательная и уже популярная иг- ра пришла к нам с IBM. Сложные, разнообраз- ные и очень грациозные движения главного персонажа не позволяют назвать эту игру просто "ходилкой" или "лабиринтом". Скорее это доброт- ный мультфильм, один из персонажей которого ре- шил принять Вашу помощь в решении своих проб- лем. А проблем хва- тает. В далёкой Персии (ныне - Исламская Респуб- лика Иран) в от- сутствии Султана всю власть решил прибрать к рукам коварный визирь Джафар (как ви- дим, ГКЧПисты - не оригинальны). Но законной его власть могут сделать лишь брачные узы с Принцессой, дочерью Султана, поэ- тому выбора ей он не оставляет: либо свадьба, либо смерть. На раздумья - всего один час. И помощи ждать неоткуда: Султан - далеко, а её возлюбленный, законный претендент на титул Принца Персии, схвачен и брошен в подземелье, и тяжёлая дверь наглухо закрыла ему путь на сво- боду. Собственно с этой сцены и начинается наш "уп- равляемый мультфильм". Он продлится ровно час: или Принц, выбравшись как-то из своей темницы, убьёт до этого срока Джафара, или ему конец при любом ответе Принцессы... Управление Принцем осуществляется пятью стандартными клавишами (четыре направления и "огонь"). Выбора управления нет, но Принц изначально "отзывается" на левый (1...5) и пра- вый (6...0) "синклер-джойстики" и на набор Q,A,O,P,Space. Клавиша "T" выводит на экран ос- таток времени, а клавиша "Extend mode" - пауза в игре (выход из паузы: "огонь"). Итак, подчиняясь Вашей воле, Принц способен выполнять следу- ющие движения: - "право", "лево": повернуться вправо, влево; бежать вправо, влево - "вверх": подпрыгнуть - "вверх" (нажать и удерживать): залезть (под- тянуться) наверх, если есть куда - "вниз": присесть или слезть вниз, если Принц стоит на краю обрыва спиной к нему - "вниз", а затем "огонь": повиснуть над обры- вом - "огонь": хватательное движение рукой: напри- мер, взять меч или кувшин, ухватиться за выступ в стене после прыжка или в падении - "огонь"+"право" или "лево": сделать шаг - одновременно "вверх" + "право" или "лево": прыжок с места - сначала "право" или "лево", затем "вверх" (не отпуская "право" или "лево"): значительно бо- лее длинный прыжок с разбега Периодически на пути Принца будут попадаться агрессивные вооруженные охранники. Если Принц безоружен, ему остаётся либо отступить, либо уме- реть. Поэтому, выбравшись через прогнивший пол своей камеры, он сна- чала должен вооружиться. Меч лежит в конце левой части лабиринта 1-ого уровня. Увидев приближающегося охранника, Принц сам достанет меч, после чего функции клавиш нес- колько изменятся: - "право", "лево": наступление либо отступление лицом к противнику - "вверх": меч вверх, отражение удара - "вниз": убрать меч в ножны - "огонь": удар мечом Красные стрелочки внизу экрана (вначале их три) - это Ваши "жизни", каждый успешный удар стражника в бою уменьшает их число на одну. Но если перед боем Принц не успеет обнажить меч, первый же удар окажется для него смертельным. Жёлтые стрелочки справа - "жизни" стражника. "Жизни" можно потерять и при падении с высо- ты. Прыжок вниз на одну "ступень" для Принца безболезненен, на две - это травма, то есть по- теря одной "жизни",на три и более - смертелен. А вот ухватиться в падении за что-либо и не пострадать вообще Принц может при падении с лю- бой высоты. Но стражники Джафара - не единственное пре- пятствие на пути Принца. Дворец Султана - это настоящий замок, идеально приспособленный для обороны против орд захватчиков, сумевших вло- миться во дворец и рвущихся снизу вверх к поко- ям Султана и Принцессы. Во-первых, весь громадный многоэтаж- ный лабиринт дворца разбит на 12 изоли- рованных друг от друга уровней, закан- чивающихся массивной дверью, за которой скрывается лестница на следующий уро- вень. Дверь откроется лишь при нажатии на потайную плиту, скрытую где-то в по- лу, иногда на значительном удалении от двери. Коридоры лабиринта перекрыты множеством тяжёлых решёток, приподнимающихся ненадолго, если также наступить на потайную плиту, расположенную порой в самом неожиданном месте. Во-вторых, в коридорах полно препятствий: глубокие провалы, заграждения из острых кольев, автоматические гильотины. Все они не позволяют двигаться бегом, но шагом или в прыжке преодо- леваются без труда. Сыграет свою роль и возраст замка: часть деревянных настилов прогнила и об- рушивается под ногами, если двигаться по ним слишком медленно. И лишь в одном дворец может помочь Принцу: для поддержания сил обороняющих- ся в укромных местах спрятаны кувшинчики с эликсиром, восстанавливающим раны. Маленький кувшинчик восстанавливает одну потерянную "жизнь", большой кувшин восстанавливает все и прибавляет ещё одну "жизнь". Теперь несколько полезных советов. 1. Переходите с экрана на экран шагом, а не бегом: Вы же не знаете, что там Вас ждёт. 2. Летя в прыжке либо падая вниз - зажмите "о- гонь". Иные места иначе и не пройти. 3. "Гниль" падает не сразу, можно не только пробежать по ней, но и прыгнуть на неё. Только помните про "огонь"! 4. Вы спрыгнули сверху - вся "гниль" на Вашем этаже подпрыгнет. 5. Подпрыгните вверх, чтоб достать потолок - "гниль" на потолке вздрогнет, а если при этом коснётесь "гнили" - она обвалится, открыв Вам лаз наверх. 6. Из каждого безвыходного положения есть вы- ход, как правило через "гниль". 7. Принц в отличие от Вас, знаком с расположе- нием ловушек, поэтому при движении шагом он не наступит на "гниль", не сорвётся в пропасть, не полезет в гильотину и т.п., ес- ли, конечно, Вы не станете на этом наста- ивать. На бегу у него память отшибает. 8. Вышеописанным способом удобно подходить к самому краю обрыва перед прыжком. 9. Прыжок с разбега требует двух вещей: а) Дистанции минимум в три кирпича (точнее, чуть меньше). б) Тренировки. Отточите технику прыжка на ровном безопасном месте. Заметьте, что Принц после нажатия "вверх" делает ещё шаг перед прыжком. 10. Прыгать "с клавиатуры" - надёжней, "с джой- стика" приятней и удобней. 11. Стражник не атакует - между ва- ми "гниль". 12. Драться лучше на контратаках: наносить удар надо в момент, ко- гда стражник зашевелиться, что- бы ударить Вас мечом. Это са- мый надёжный способ выиграть бой. 13. Наступая в бою, можно поменяться с против- ником местами. 14. Войти в дверь в конце уровня: "вверх". 15. Если вниз не прыгать, а слезать, то для Принца это будет менее болезненно. Конечно, при переводе "Принца..." с IBM на Спектрум не обошлось и без потерь, но это лишь облегчит Вам жизнь. Так на Спектруме отсутствуют (почти) пли- ты-ловушки, закрывающие решётки, не встретились мне и кувшинчики с ядом. Острые ножи, почти не- заметно спрятанные под полом и выскакивающие наружу лишь при неосторожном к ним приближении, на Спектруме заржавели в выпущенном положении. Стражники отличались не только количеством "жизней": среди них встречались асы фехтования (и не только сам Джафар). Есть и другие мелкие отличия, но процентов на 95 обе версии совпада- ют. Но и эти поблажки не прошли даром: на IBM Принцессе на раздумья дано больше времени. Ко- нечно, Принц без особого труда уложится в от- ведённый ему час, но Вы - не Принц, Вы ещё только учитесь. На этот случай в айбиэмовском "Prince of Persia" был файл "cheat.exe", позво- ляющий выйти в любой уровень с любым временем и количеством "жизней". Есть такая возможность и у нас. " "Принц..."? Да чего о нем писать, "пароли" всех уровней уже известны..." Товарищ был неп- рав. Действительно, после прохождения каждого уровня программа выдаёт Вам 7-буквенную комби- нацию, позволяющую в будущем не проходить по-- новой уже пройденные уровни. Но паролем это назвать сложно: пройдя тот же уровень ещё раз, Вы получите совершенно другое "слово". Почему? Да потому, что Вы прошли его за другое время. Итак, это не пароль, а скорее, файл состояния. Рассмотрим его структуру по буквам: 1 - код уровня 2,3,4,5 - время, оставшееся до истечения срока: 5 - десятки минут 2 - единицы минут 3,4 - десятки и единицы секунд 6 - количество "жизней" 7 - "контрольная сумма" Время и контрольная сумма зашифрованы просто: 0=A, 1=B, 2=C, 3=D и т.д. Код уровня и количество "жизней" расшифровать сложнее: 2=E, 3=M, 4=C, 5=K, 6=G, 7=O, 8=B, 9=J, 10=F, 11=N, 12=D, 13=L. Контрольная сумма нужна, чтобы усложнить Вам жизнь, но и здесь нет ничего сложного: на сколько уменьшилась либо увеличилась цифра, со- ответствующая изменённой Вами букве, на столько же должна измениться цифра (и буква) контрольной суммы. Например: DADCECO - 12-й уровень, 40 минут, 4 жизни. DADCEDP - то же, но жизней уже 12. Кстати, можно контрольную сумму оставить в покое, а менять коды секунд. Лезть сразу в 12-й уровень не советую, а вот потренироваться во втором уровне в фехтовании с 12-ю жизнями - дело полезное: EEEACDB. Тем, ко- му подобный обман претит, добрый совет: прохо- дите каждый уровень дважды, второй раз - на время, и в дальнейшем используйте "рекордный" пароль. А теперь - вредные советы. Почему вредные? А вот, например: "зеркало можно разбить но- гами в прыжке с разбега". Проверьте на сво- ей мебели. Убедились? То-то же. Но если серьёзно, то дело вот в чём. Конечно, можно подробно расписать каждый шаг на всех 12-и уровнях и тем самым лишить Вас всяческой радос- ти от преодоления "непреодолимых" препятствий. Так что советую на этом месте чтение закончить и взяться за игру. Итак, выходы из "тупиковых" ситуаций. - Заставка игры: надоело - нажмите "SPACE" - "Ввести пароль - новая игра": забегите Прин- цем за границу экрана (левую или правую) - 1-й уровень: выход из камеры - через "гнилой" пол. Меч - слева, дверь - справа. Потайная пли- та - рядом с дверью, на козырьке. Путь, прой- денный Вами - не единственно возможный. - 3-й уровень: Вы уверены, что за обрывом спра- ва ничего нет? Кстати, 3-й уровень один из са- мых сложных, но успеть добежать до решётки до её закрытия всё же можно. Для тех, кто добежал: скелет уже мёртв, убить его нельзя, а вот столкнуть - можно. - из разбитого зеркала сбежало отражение Принца ("тень"), и никакого чувства юмора не хватит, чтобы оценить его "шутки". Но привидение во дворце нам ни к чему, и при встрече с ним в 12-ом уровне уберите меч - оно "отзеркалит" Ва- ше действие, а потом просто обнимитесь. Только не ведите себя так же при встрече с Джафаром! - Однажды от неожиданности Вы можете не успеть записать пароль, так успейте хоть ухватиться за стену в падении. - Выше уже говорилось, что сложные прыжки лучше делать с помощью клавиатуры, а не джойстика. А вот один из уровней Вам не пройти без помощи мыши... - Эликсир в кувшине мог и забродить... Так что разучивайте стойку на ушах. - 12-й уровень самый длинный, разбит на нес- колько частей, а это значит, что, погибнув уже после встречи с "тенью", Вам не придётся прохо- дить этот уровень с самого начала. Не ищите плиту, управляющую дверью: она глубоко внизу и сработает, когда на неё упадут обломки гнилого настила перед Джафаром. - Куда ведёт дверь из последнего, 12-го уровня? Конечно же, к Прин- цессе, финальным титрам и... Впрочем, немного мастерства, сооб- разительности, и Вы увидите это собственными глазами.