ЕЩЕ РАЗ О COVOX В последнее время начали "проскаки- вать" упоминания о COVOX. Их можно найти в ZX-Ревю за 1996 год и в Format'ах. Есть редакторы для COVOX: Instrument v3.01, Sample Tracker v2.1, DIGITAL-Studio. Одна- ко, многие даже не знают, что это из себя представляет. А это всего лишь один порт и шестнадцать резисторов плюс куча проводов. Это простейший LPT COVOX, имеющий всего один канал. Стоп... Итак, COVOX дает возможность прослу- шивать цифровую музыку, написанную для восьмибитных оцифрованных инструментов. Также можно слушать "оцифровки", правда, - недолго. Жаль, что такое устройство не приобрело популярности, ведь можно не только крутую музыку писать, но и БЕЗ ВСЯКИХ КОНВЕРТАЦИЙ переносить digital-му- зыку с IBM PC и AMIGA! Цель статьи: помочь всем желающим иметь COVOX, а в качестве бонуса в выпус- ках ZX-CLUB будет digital-музыка (если Alex Rostov будет ее писать. SWdZ: Если Александр Ростов по какой-либо причине не сможет предоставить digital-му- зыку к очередному номеру газеты, поста- раемся "без затей" перенести готовые музы- кальные файлы с IBM PC. Может, среди чита- телей газеты найдутся музыканты, желающие написать музыку специально для COVOX... Всего существует три модификации COVOX. Первая, и самая примитивная, - LPT COVOX, имеющий один восьмибитный канал; обычно "цепляется" на порт #FB. Вторая - PROFI COVOX - имеет два восмибитных кана- ла. Следуя из названия, этот COVOX был собран для компьютера PROFI, т.е. для его порта принтера ВВ55. Третья же модификация COVOX - самая нераспространенная, хотя и имеет обалденное качество звука, - это Sound Drive. На нем четыре (!) канала, что соответствует стандартам на IBM PC и AMIGA. Вот только для его построения нужны две ВВ55... Я не собирал Sound Drive, но все остальные COVOX'ы - да. Исходя из соб- ственного опыта, считаю, что несмотря на простоту сборки, LPT COVOX (особенно для владельцев Pentacon 128, имеющих порт #FB) собирать не стоит, т.к. качество музыки ненамного превышает качество той же музы- ки, прослушиваемой с помощью AY. Ксати, digital-музыку можно слушать и на музы- кальнои сопроцессоре. Но инструменты-то восьмибитные, а у сопроцессора AY - четыре бита... Sound Drive так же отпадает из-за сложности в сборке. Остается PROFI COVOX. Если у Вас 128кБ, то найдите Sample Tracker и запустите Демо-мелодию на AY. PROFI COVOX звучит примерно так; но звук - глубже и чище. Если у Вас уже есть ВВ55, то нужно всего-лишь подключить платку с резистора- ми; если нет - собрать схему, которая при- ведена на рисунках 1 и 2. ┌──┬────┬───┐ D0 ├────────────────34┤D0│ 10P│DB0├18─ D1 ├────────────────33┤D1│BB55│DB1├19─ D2 ├────────────────32┤D2│ │DB2├20─ D3 ├────────────────31┤D3│ │DB3├21─ D4 ├────────────────30┤D4│ │DB4├22─ D5 ├────────────────29┤D5│ │DB5├23─ D6 ├────────────────28┤D6│ │DB6├24─ D7 ├────────────────27┤D7│ │DB7├25─ │ ├──┤ ├───┤ A5 ├─────────────────9┤A0│ │DC0├14─ A6 ├─────────────────8┤A1│ │DC1├15─ │ ┌───┐ ├──┤ │DC2├16─ A7 ├─1┤1 │ │ │ │DC3├17─ ____ │ │ │ ┌───┐ │ │ │ │ IORQ ├─2┤ЛЛ1├3─4┤1 ├6─6┤CB│ │DC4├13─ │ └───┘ │ │ │ │ │DC5├12─ DOS ├─────────5┤ЛЛ1│ │ │ │DC6├11─ __ │ └───┘ │ │ │ │ RD ├─────────────────5┤RD│ │DC7├10─ __ │ │ │ │ │ WR ├────────────────36┤WR│ ├───┤ │ 10мкФ │ │ │+5B├26─+5 │ +5B<───┤├─┬─35┤R │ │ │ ├7─┐ B │ + │ │ │ │─┴─│ │ │ ┌┴┐ └──┴────┴───┘ │ │ │ │120кОм ─┴─ │ └┬┘ │ │ ─┴─ рис.1. Интерфейс BB55 Как видно из рисунка 1, - это извест- ный интерфейс принтера. Сигнал DOS акти- вен в единице (джойстик блокирует - DOS). Этот сигнал можно взять с контроллера дис- ковода или проинвертировать имеющийся. Отдельно о RESET. Вообще говоря, правиль- но подключать его так, как показано на схеме; но - можно "подоткнуть" к RESET'у процессора или просто на +5 В. Вариант подберете сами, т.к. COVOX может "глох- нуть" во время проигрывания. На схеме не изображен порт A BB55. Повторю "сто раз" сказанное: к этому порту можно подключить Kempston-джойстик. ┌────────────────────────────────────────┐ │R1=15 кОм ┌─────> │ │R2=7,5 кОм │ │ │ ┌───┬──────┴─┤├──┐ │ │ ┌┴┐ ┌┴┐ 6200 │ │ │ R1 │ │ │ │ R2 ─┴─ │ │ └┬┘ └┬┘ │ │ DX7 ─┘ │ │ │ ┌───┤ │ │ │ │ │ │ ┌┴┐ ┌┴┐ │ │ R1 │ │ │ │ R2 │ │ └┬┘ └┬┘ │ │ DX6 ─┘ │ │ │ ┌───┤ │ │ │ │ │ │ ┌┴┐ ┌┴┐ │ │ R1 │ │ │ │ R2 │ │ └┬┘ └┬┘ │ │ DX5 ─┘ │ │ │ ┌───┤ │ │ │ │ │ │ ┌┴┐ ┌┴┐ │ │ R1 │ │ │ │ R2 │ │ └┬┘ └┬┘ │ │ DX4 ─┘ │ │ │ ┌───┤ │ │ │ │ │ │ ┌┴┐ ┌┴┐ │ │ R1 │ │ │ │ R2 │ │ └┬┘ └┬┘ │ │ DX3 ─┘ │ │ │ ┌───┤ │ │ │ │ │ │ ┌┴┐ ┌┴┐ │ │ R1 │ │ │ │ R2 │ │ └┬┘ └┬┘ │ │ DX2 ─┘ │ │ │ ┌───┤ │ │ │ │ │ │ ┌┴┐ ┌┴┐ │ │ R1 │ │ │ │ R2 │ │ └┬┘ └┬┘ │ │ DX1 ─┘ │ │ │ ┌───┤ │ │ │ │ │ │ ┌┴┐ ┌┴┐ │ │ R1 │ │ │ │ R2 │ │ └┬┘ └┬┘ │ │ DX0 ─┘ │ │ │ ─┴─ │ └────────────────────────────────────────┘ рис.2. ЦАП Куча резисторов (рис.2) - это ЦАП, собранный цепочками R-2R. Показан ЦАП для одного канала. Для второго канала ЦАП аб- солютно идентичен. DX07 - сигналы портов B или C. Конденсатор необязателен, но без него динамики будут "хлопать", что, в об- щем-то, не страшно. У некоторых наверняка возникнут воп- росы типа: "А зачем мне COVOX, если цифро- вую музыку можно слушать и на AY?" А за- тем, уважаемые, что на сопроцессоре вос- производится сильно деформированный звук, а не "ковокснутая" музыка. На COVOX'е, повторюсь, музыка более чистая и объем- ная. В принципе, если лень, то можно соб- рать и LPT COVOX. Плейеру COVOX'а абсолют- но безразлично, куда бросать байты. Такой вариант подойдет для геймеров, которым не- нужен звук высшего качества; т.е. - лишь бы крутые sound-эффекты были. Однако, звук здесь все же лучше, чем на AY. Для PROFI COVOX вполне можно писать крутейшие музоны. Звук - сказка. Я счи- таю, что это - оптимальный вариант. Фанатам звука можно собрать Sound Drive и "тащиться" от этого самого "воро- ха проводов и резисторов", ну и от хороше- го ковокс-звука, разумеется. Нам бы очень хотелось, чтобы COVOX'ы стали такой же привычной вещью, как и AY (по крайней мере в Барнауле). Присылайте свои мнения по этому (и не только по это- му) поводу письмом или на дискете TR- IS- MS-DOS (размер значения не имеет) в адрес редакции ZX-CLUB. Или позвоните вечерком (после восьми) прямо автору статьи, Виталию, по телефону 42-96-42. Да, самое главное. Честно говоря, су- ществующие редакторы digital-музыки явно не соответствуют "требованиям эпохи". Поэтому, господа кодеры, не лучше ли приобрести славу от крутейшего музыкально- го редактора, чем выпустить очередную Mega- Giga-DEMO?.. Приглашаем к сотрудничеству