Интервью с DESALEX'ом/XPJ (c) Mad Killer/PG/P7S (c) набрал всё это Cooper/RSM/P7S Прим.ред. Орфография и построение предложений автора сохранены! ────────────────────────────────────────── Mad Killer> Что, где и когда? DESALEX> Впервые компьютер я увидел в далеком 1986-м году, когда учился в ПТУ после шко- лы. Это были "Агаты" - красные моноблоки, зеленая монохромная графика, и мне с дру- гом, как лучшим специалистам в области ин- форматики (на программируемых микрокальку- ляторах !!!), было поручено под присмотром преподавателя распаковать это добро и рас- ставить его на столы... Поработать на них так и не удалось - забрали в армию. В ар- мии несколько мичманов (по-сухопутному - прапорщиков) собирали себе самодельные "Специалисты" и подмазывались к каждому электронщику с вопросом, не мог ли он поп- росить выслать с гражданки те или другие детали к этой технике - ведь, скажем, КР580ИК55 - это дефицит был страшный!!! Еще пару человек как-то странно писали ци- фру 0 - они ее перечеркивали, и при рассп- росах гордо заявляли, что на гражданке по- сещали кружок ЭВМ, где изучали БЭЙСИК! После армии я устроился на хорошую рабо- ту, где вся новая техника появлялась сразу после того, как о ней было где-то сказано. Так, там были пару видиков, видеокамера, ксерокс (!) и два компа - "Электроника - 60" и БК-0010 Эти же БК-0010 оказались и в моей родной школе - целых 12 шт. - компью- терный класс. Естесственно, сначала я иг- рал на них попеременно то на работе, то в школу принесу немного "свежачка" п/о, а оттуда на работу и т.п. Затем увлекся бэй- сиком и освоил его от и до - вплоть до вставки в бэйсик машинных кодов. Написал в 1990-1991-м году целых четыре игры - они занимали всю память, все 32 Кб и по внеш- нему виду практически не отличались от тех которые были написаны в машинном коде. А неподелеку от работы, в магазине "Дет- ский мир" работал небольшой отдельчик ко- мпьютерных игр - стояло 3 TV, а к ним было подцеплено 3 самодельных SPEC'а. Детвора резалась вовсю, а я на обеденных перерывах заходил постоять, посмотреть на красивен- ную (по сравнению с БК) графику и на бес- конечное разнообразие игрового п/о (на БК мне удалось собрать тогда около 70 игрушек всего). Через некоторое время пару началь- ников на работе купили своим детям компью- теры "Дубна" - спектрумсовместимые, только очень уж тормознутые - тактовая частота была вдвое ниже стандартной. Некоторые иг- ры не шли вообще, но зато к TV подключа- лись прямо к антенному входу, без каких- либо переделок в самих TV. Так как я был уже асом на БК (и не только - на работе появилась парочка "ДВК-2" - она же была преподавательской машиной в школьном КУВТ- 86, поэтому и ее я освоил до уровня, что написал базу данных на бэйсике со вставка- ми машинного кода), то мне на работе было поручено начальством собирать п/о для SPECCY для детей начальников. Сами началь- ники посодействовали в знакомстве с людь- ми, которые содержали тот компьютерный уголок в "Детском мире" и преподавателем информатики в политехе - и п/о потекло ре- кой! Естественно, через пару месяцев я на- шел подходящую системную плату "Спектру- ма", собрал клавиатуру, блок питания, под- ключил все это к ч/б телевизору - и стал счастливым обладателем ленинградской вер- сии ZX-SPECTRUM 48 Кб с кассетным магнито- фоном. Это был март месяц 1991-го года. Сначала я просто игрался, заводил связи по всему городу, обмен п/о шел немыслимым потоком, начал переписываться со спектру- мистами из других городов. Летом 1992-го года начал продавать кассеты с играми че- рез комиссионные магазины города - тиражи- ровал их сразу на три магнитофона, кассеты закупал ящиками (благо, Шостка рядом), до сих пор помню, в ящике - 120 кассет... Ящика хватало недели на две... Бабла было немеряно - покупал себе всего, чего душа желала, регулярно мотал на Харьков по све- жее п/о и начал замечать, что кассет ста- новится все меньше и меньше, а дискет - все больше и больше. Естественно, забала- бенил себе новый комп - 128 Кб, AY, цвет- ной монитор, два дисковода - это был 1993 год, ближе к его концу. Еще на кассетах, примерно летом 1992-го года, играться стал все меньше, а интере- соваться устройством игр все больше - меня не устраивало, например, что на одну сто- рону кассеты не влезало 7 игр и я начал игры компрессировать, мне не нравилось, что в некоторые игры практически невозмож- но было играть без бесконечной жизни и я стал сначала искать для них в литературе POKES, а затем, осваивая таким образом ас- семблер, стал находить такие POKE сам. До сих пор помню, что первая моя обессмерчен- ная игра - это MASTER BLASTER - очень уж мне нравились космические леталки-стрелял- ки, хотелось пройти и эту, но вот дальше второго уровня - ну никак... Помню, как я, пользуясь дизассемблером MONS (STS'а с его фантастическими возможностями тогда еще не было!!!) понаходил все команды DEC A в те- ле игры, выписал их на бумажку (таких DEC A оказалось десятка три), а затем пробовал из бэйсика загасить их NOP'ами - и на од- ном из POK'ов это удалось - жизни переста- ли убавляться - вот было радости! Никогда не думал, что когда-то буду писать об этом мемуары ;-)!!! Дальше - больше. Чем больше я лазил в игры, тем быстрее находил, что хотел - "зациклить" простую игрушку стало делом 10-ти минут... И за весь период своего хаккерствования таких игрушек насчиталось штук 800... Одновременно с этим я начал замечать, что не все игрушки не только снаружи,но и внутри выглядят "нормально" - стал различать разные системы взломов и восстанавливать игры до максимально возмо- жного приближения их к фирменному вариан- ту. К 1995-96 году материала стало доста- точно для написания своей большой статьи по восстановлению игр в полиграфическом издании "ZX-РЕВЮ-УКРАИНА" - на эту тему это была первая русскоязычная статья - на саму редакцию издания она произвела такое впечатление, что они предложили мне сотру- дничество на любых моих условиях, лишь бы я писал статьи. Было написано еще две ста- тьи - о обессмерчивании игр и о адаптации подгружаемых игр с кассет на дискеты, пока "ZX РЕВЮ" скоропостижно не загнулось. Естественно, шла активная переписка со спектрумистами со всех уголков Украины, обмен п/о и информацией, продажа кассет (продолжалась до 1998-го года!) и дискет (писал под заказ). В 1996-ом году пригла- сили вступить в X-PROJECT, с момента его основания. Во втором, третьем и четвёртом номерах журнала ZX POWER были опубликованы римейки моих статей в ZX РЕВЮ со значительными до- полнениями+статья о новом п/о, первых ви- русах на SPECCY и т. п. Одновременно Dr. Squizer подогнал кучу исходников не видан- ных ранее у нас игр (он их обменял у сло- ваков на ENLIGHT'97) и я их восстановил, написал интро и т.п. Как всегда, всё наиболее впечетляющее запарывается в самом рассвете сил... IBM всё крепчали, оттесняя SPECCY. Если пона- чалу 286-я модель вызывала смех (по срав- нению со спеком), то 486DX с Windows'ом, CD-ROM'ом и MORTAL KOMBAT'ом как "центро- вой" игрой фактически вышибла землю из-под ног SPECCY. Спектрумисты начали уходить. Первые потери начались где-то в середине 1993-го года, а к концу века о Спектруме как о компьютере забыли вообще и лишь из- редка, увидя у кого-то дома в кладовке или на шкафу запыленный Робик перед глазами всплывает картина - очередь в "Детском ми- ре" за этими Робиками, кассеты с п/о разг- ребаются десятками (вчера в магазин принес 20 - а сегодня смотрю - осталось штук 5) - знакомые из "Детского мира" сказали, что самих только Робиков было продано тысяч пять, а до этого продавали ещё Блицы, а сколько же было изготовлено самодельных... На мой взгляд, первая и основная причи- на, по которой Спектрум не смог конкуриро- вать с ПЦ кроется не в крутизне софта под ПЦ, и не в том, что на нём можно смотреть фильмы и слушать настоящую музыку. Основ- ная проблема была в том, что вовремя не было налаженно мощное серийное производст- во хорошей машины. Если бы в году эдак 92- 93-м нашлось мощное оборонное (конверсион- ное) предприятие, которое бы наладило мас- совый выпуск Спектрумов в солидном (техни- чески привлекательном) системном блоке, хорошей выносной клавиатурой, может, даже мышью, 128 Кб, AY и, что немаловажно, мо- дулятором TV, чтобы можно было подключить без переделки телевизора, то, я думаю, что такой аппарат был бы не очень дорогой (за счет большого тиража) и смог бы выстоять до наших дней. Ведь что мы имели - Робики и иже с ними, кассетные, 48 Кб, без досто- йного звука, да еще TV надо под него пере- делывать, да и игры идут не все... Любого выведет из себя неудачная загрузка с кас- сеты и требование родаков освободить теле- визор для просмотра мелодрамы. А вот такая машина, как я описал, возможно, и сейчас бы покупалась подростку как альтернатива IBM, если бы стоила впятеро дешевле неё и по соседству у двух-трёх друзей такая же пахала с 1000-ю игр на дискетах... Что ж, надеюсь, я ответил на твои вопро- сы. Желаю тебе и всем "живым" спектрумис- там всего наилучшего в их нелегкой жизни. Пока! 27.01.2004 С уважением - ex.DESALEX. ──────────────────────────────────────────