Как я уже упоминал выше, самый первый компьютер в моей жизни - это ATARI 65XE. И мне захотелось рассказать немного о самой фирме ATARI и их разработках. Основной материал был взят с wiki, правда не весь, а часть. Так как материал достаточно обширный и весь бы просто не поместился в номере. Так же хочется сказать огромное спасибо AGA за базовый перевод. Немного подкорректированный свой вариант, я и предлагаю вашему вниманию. Смейство Atari 8-бит - это серия 8-битных домашних компьютеров, произведенных Atari начиная с 1979г. Все они основывались на MOS Technology 6502 CPU и были первыми домашними компьютерами содержащими сопроцессоры. В последующее десятилетие были реализованы отдельные версии, базирующиеся на одних разработках, в том числе оригинальные Atari 400 and 800 с сопроцессорами, а также серии компьютеров XL и XE . ИСТОРИЯ Начало. Разработка серии 8-битных машин началась вскоре после того, как в 1977 году была создана игровая консоль Atari 2600. Команда разработчиков (инженеров) из Atari's Grass Valley Research Center (называющих себя Cyan Engineering) считали, что 2600 прослужит около 3-х лет до того момента как устареет и начали разработку "blue skying" дизайн для новой консоли, которая должна была заменить 2600 приблизительно в 1980. То что у них получилось в результате, оказалось, по существу "улучшенной" версией 2600, в которой были устранены наиболее явные недостатки. Новейшая разработка должна была быть быстрее чем 2600, с лучшей графикой и содержать более лучшую звуковую систему. Работа над микросхемами (чипами) для новой системы велась на протяжении 1978 года и главным образом концентрировалась на усовершенствовании видео системы, известной как Color Television Interface Adapter или CTIA. Зарождение революции домашних компьютеров было приостановлено появлением семейства Apple II, Commodore PET и TRS-80. Ray Kassar, на то время новый CEO of Atari от Warner Communications, хотел использовать новые чипы в домашних компьютерах, чтобы противостоять Apple. Для подготовки компьютеров к этой роли, они должны были поддерживать характерную графику, включая некоторые слоты для расширения периферии, и запуск - в то время универсального языка программирования BASIC. Менеджмент придумал два "сладеньких" названия для новых компьютеров, недорогая упрощенная версия известная как Candy и мощную, высокотехнологичную машину, известную как Colleen (послухам названных так в честь привлекательных сотрудниц Atari). Основным различием между двумя машинами был их сбыт: Atari преподносило Colleen как компьютер, а Candy - как игровую машину (гибрид игровой консоли). Colleen включала в себя слоты для RAM и ROM, второй слот для 8-битного картрижда, разъем для подключения монитора, полноценную клавиатуру, в то время как для Candy использовались пластиковую мембранную клавиатуру и внутренние слоты для памяти (без возможности расширения). Обе машины были очень прочными, за счет большого внутреннего алюминиевого экрана, и соответствовали стандарту FCC для телевизионных сигналов. Машины Apple, без RF модуляторов, не нуждались соответствовать таким требованиям (первая модель TRS-80 вообще говоря никогда не сталкивалась с такими спецификациями). У Atari первоначально было намерение встроить Microsoft BASIC в машину, как это делало большинство продавцов, планируя поставлять его на 8 KB ROM картридже. Однако все существующие 6502 версий от Microsoft требовали 12 KB, и все попытки Atari сократить его до 8 KB провалились. В конце концов они отдали эту работу частной фирме, предложившей написать их собственную версию с нуля, которая в итоге была поставлена как ATARI BASIC. Первые машины: 400 и 800. Машины анонсированные в декабре 1978 года как 400 и 800, не были доступны до ноября 1979 года, что в большей степени соответствовало первоначально планировавшейся дате. Оригинальные названия получились по количеству памяти: 4 KB RAM в 400-й модели и 8 KB RAM в 800-й модели. Однако со времени их выхода цены на RAM начали снижаться, поэтому машины начали выпускаться с 8 KB и 16 KB соответственно. Из-за FCC ограничений, 400/800 не могли использовать слоты как у компьютеров Apple II. Взамен они создали собственный дорогостоящий serial-based интерфейс названный SIO (Serial Input/Output), или "Daisy Chain" (Паровозики). Все внешние устройства соединялись с использованием этого интерфейса (cassette drive, disk drive, interface box). В 800 внутренние слоты были зарезервированы для ROM и блоков (модулей) памяти. Оригинальные 800-ки поставлялись с 16 KB, но поскольку цены на память продолжали снижаться Atari со временем расширила память машин до 48 KB, используя все доступные слоты. Проблемы с перегревающимися модулями памяти в итоге убедили Atari убрать защитное покрытие с модулей, оставив их "обнаженными" планками. Позже, расширенное покрытие было сведено до минимума, заменено на пластиковые с легко открывающимися защелками. Atari 400 несмотря на мембранную клавиатуру и единственный внутренний слот для ROM картриджа продавался чуть лучше, чем Atari 800 с большими функциональными возможностями. В связи с этим, разработчики в большинстве случаев неохотно использовали 800 - только слот для правого картриджа. Liz Startup screen более поздней модели Atari 8-bit (XL серии впоследствии), когда не загружена ни одна программа. 800-ка была комплексной и дорогостоящей машиной для создания, состоящей из печатных плат, размещаемых внутри или снаружи массивных алюминиевых экранов. Кроме того, машина была спроектирована так, чтобы добавлять RAM только посредством карт, которые требовали дорогостоящих коннекторов и упаковки хотя это достаточно быстро поставлялось прямо с фабрики. В тоже время, 400 не мог соперничать технически с некоторыми новейшими машинами, появившимися в начале 80-ых годов, которые имели тенденцию к комплектации с как можно большим количеством памяти и реальной клавиатурой. Еще одним значительным изменением было введение специфического стандарта FCC для домашних и офисных цифровых устройств. В 1982 в Atari стартовали проекты Sweet 8' (or "Liz NY") и Sweet 16. Результатом стал модернизированный комплект машин в некоторых отношениях подобных 400-ки и 800-ки, но более простые в сборке и менее дорогостоящие в производстве. Усовершенствования чипа сделали возможным объединение - сжатие чипов исходной системы в один. Для сравнения, оригинальная 800-ка использовала 7 отдельных печатных план, в то время как новая машина использовала только одну. Как и более ранние машины Sweet 8/16 планировалось выпускать в 2-х версиях: 1000 с 16 KB и 1000X с 64 KB; RAM все еще оставалось достаточно дорогостоящей, чтобы считать это различие существенным. 1200XL Когда машины фактически были готовы выйти в свет, реализованной оказалась только одна версия, 1200XL, отдаленный гибрид возможностей, заложенных в проектах Sweet 8/16. Примечательными характеристиками её были 64 KB RAM, встроенный self test , модернизированная клавиатура (с характерными 4 функциональными клавишами и HELP клавишей) и модернизированный cable port layout. В общих чертах 1200XL наиболее близко соответствовала концепции высококачественного Sweet 16. Не смотря на это 1200XL также содержал в себе ряд недостатков. Эра Трамиела (Tramiel) : серия XE и XEGS. Последними машинами в 8-битной серии были 65XE и 130XE. Они были анонсированы в 1985 в тоже время что и начальные модели из серии Atari ST: 130ST и 520ST. Изначально планировалось название 900XLF, 65XE был по функциональности эквивалентен 800XL без PBI соединения. 65XE (Европейская версия) и 130XE имели Enhanced Cartridge Interface (ECI), частично-совместимый вариант Parallel Bus Interface (PBI). 130XE был оснащен128 KB памяти, доступной посредством отдельных банков памяти. Дополнительная версия 800XE существовала в Европе (главный образом в Восточной Европе), по сути она являлась 65XE. XE серия остановилась на XL-Expanded. Причиной, по которой 130XE "переупаковывалось" в 800XE, была попытка Atari поднять популярность оригинальной 800XL в Европе. К сожалению, 65XE и 800XE продаваемые в Восточной Европе содержали неудачный чип GTIA, сделанный специально для данных машин в Китае в 1991. Окончательно, с возрождением игровой индустрии улучшенной (развитой) Nintendo, Atari разработало XE Game System (XEGS), реализованную в 1987г. XEGS продавалось в комплекте с отдельной клавиатурой (впервые у компьютеров Atari), джойстиком и световым пером (XG-1), и парой игровых картриджей (Bug Hunt и Flight Simulator II). По существу, XEGS была видоизмененной 65XE и в результате была совместима со всеми возможными Atari 8-bit ПО и устройствами. Плохой маркетинг и отсутствие свежих релизов препятствовали продажам. Desing. Модели Atari имели на борту: процессор 6502, комбинацию чипов ANTIC и GTIA, обеспечивающих графику и POKEY чип для управления звуком и порт ввода/вывода. Дополнительные чипы контролировались через последовательность регистров в памяти, которыми можно управлять. Например, GTIA использовало серию регистров для выбора цветов для экрана; эти цвета могли изменяться при внесении соответствующих значений в регистры, которые были доступны в памяти, которую видел 6502. Некоторые части системы также использовали доступную пользователю память как буфер, особенно ANTIC буфер дисплея и его "Display List" (по существу небольшая программа на ассемблере, которая сообщала ANTIC как интерпретировать те или иные данные и преобразовывала их для дисплея). ANTIC. ANTIC - микропроцессор, который обрабатывал команды для дисплея. Полная последовательность команд называлась Display List. Каждая команда описывала, как отображать на экране линейку (в текстовом или графическом режиме), где её отображать, в случае если она прерывалась, если был или не был задействован скроллинг, куда читать данные из памяти (текст (набор символов) или графическую информацию). ANTIC читал этот display list используя DMA (Direct Memory Access), затем транслировал этот display list в электронные данные для обработки их GTIA. Все сигналы выполнялись без какого-либо вмешательства CPU. ANTIC преимущественно использовался для рисования background-а графического экрана или вывода текста. К тому же ANTIC пропускал видеоданные через GTIA, который добавлял цвета и рисовал спрайты. Это сочетание привело к таким диковинкам как возможность инвертировать весь текст на экране изменяя значение в памяти. Набор символов (шрифты) можно было легко переориентировать выполнив изменения в регистрах ANTIC, что позволяло пользователям создавать их собственные шрифты относительно просто. CTIA/GTIA Color Television Interface Adapter был графическим чипом использовавшимся в ранних домашних компьютерах Atari 400/800; он был приемником чипа TIA, использованного в Atari 2600. CTIA чип был заменен на GTIA в более поздних переработанных 400 и 800и всех остальных членах "семейства" 8-битных Atari. По словам Joe Decuir , George McLeod разработал CTIA (Colleen TIA) в 1977. GTIA, также разработанная George McLeod, получала графическую информацию от ANTIC, а также управляла спрайтами, обнаруживала столкновения, владела приоритетным управлением, контролировала яркость и насыщенность всех объектов (включая DMA объекты от ANTIC). GTIA выводило их как отдельные цифровую яркость и сигнал о цвете, яркости и насыщенности изображения, которые смешивались (комбинировались), чтобы сформировать аналоговый составной видеосигнал. POKEY Третий вспомогательный чип, названный POKEY, отвечал за чтение данных с клавиатуры, генерацию звука и последовательность коммуникаций (в связке с PIA). Он также обеспечивал таймеры, генератор случайных чисел (для звуковых шумов также хорошо как и для случайных чисел), а также маскировал прерывания. POKEY имел 4 полунезависимых аудиоканала, каждый со своей собственной частотой, контролем шума и уровня громкости. Для улучшенного качества звука 2 аудиоканала могли быть скомбинированы для более четкого (точного) звука (16-битного). Название POKEY пошло от слов "POtentiometer" и "KEYboard", которые были двумя из тех I/O устройств, с которыми POKEY соединялся. Этот чип считался одним из бесспорных достижений Atari's и был фактически использован в нескольких аркадных машинах Atari 80-ых годов. Не смотря на то, что аркадный отдел не входит в Atari Computers, Inc.Модели компьютеров. 400 and 800 (1979) - машины-родоначальники своих классов; у 400 была мембранная клавиатура, 800 имел полноценную клавиатуру, 2 порта для картриджей, разъем для подключения монитора, расширяемые слоты памяти ( до 48 КВ). 1200XL (1982)- новые алюминиевые и дымчатые пластиковые корпуса, 64 KB RAM, только 2 порта для джойстиков. Клавишу помощи, 4 функциональных клавиши. Новая OS (операционная система) создала проблемы с совместимостью некоторого старого программного обеспечения. 600XL and 800XL (1983) - обновленные 400, 800 и 1200XL без функциональных клавиш. 600XL имел 16 KB памяти, 800XL - 64 KB и разъем для монитора. В обоих был встроен BASIC и расширенный порт известный как Parallel Bus Interface (PBI). 800XLF - 800XL с Atari FREDDIE чип и BASIC rev. C. Были выпущены только в Европе. 65XE и 130XE (1985) - измененный 800XLF с новым корпусом и клавиатурой. 130XE вышел с 128 KB of RAM и Enhanced Cartridge Interface (ECI) взамен PBI. Версии 65XE для Штатов и Канады не содержали ECI или PBI. XEGS (1987) - игровая машина в светло-бежевом корпусе с отдельной клавиатурой с нормальным ходом клавиш, но слегка нечеткой. (Atari ST'ish) 800XE - последняя машина в серии, смоделированная так же как 65XE и 130XE. 130XE с 64 KB RAM. Встречалась в основном в Восточной Европе. Прототипы/ "призрачные" (Никогда не дошедшие до официальной реализации) 1400XL - очень близкая к 1200XL но с PBI, FREDDIE chip, встроенный модем и синтезатор речи. Отменена Atari. 1450XLD - в основном это 1400XL с встроенным 5,25" disk drive и расширением для подключения второго 5,25" disk drive. Кодовое название Dynasty. Всё было готово к пред-продаже, но была отменена Tramiel. 900XLF- переделанная 800XLF. 65XEM - 65XE c AMY sound synthesis chip. Отменена. 65XEP - портативный 65XE c 3.5" disk drive, 5" зелёным CRT экраном и блоком батареек. Никогда не реализован. 1090 expansion system, 5 слотов в large case (никогда не реализован) XF354 - 3.5" disk drive 1 января 1992г. Atari официально прекратила поддержку всех оставшихся 8-битных линеек.'