Видеомагнитофон: начало Ремонтировал старый видик, собственно, GoldStar RN800AW Art vision. Характеристи- ки: RECORDING FUNCTION, HIGH SPEED REWIND, AUTO HEAD CLEANER, AUTO VOLTAGE, Multi Sy- stem/Digital Auto Tracking/VHSpal,PAL-B/G, D/K, SECAM-B/G,D/K, NTSC PLAYBACK. Разуме- ется, двухкратный просмотр (PLAY x2), ус- кореный просмотр вперёд и назад (на пере- мотках при просмотре), объединены на кноп- ке STOP/EJECT, есть STILL, питание OPERATE (автовключение,когда вставляешь кассету).С пульта возможен A.REPEAT, иначе по оконча- нии плёнки сам перемотает назад и выбросит кассету.Кассета отлично загружается и чёт- ко выбрасывается (лишь слегка вставил,что- бы механизм запустился,а дальше автоматика как по маслу...). Перемотка очень быстрая и аккуратная, мягкая в начале и окончании, ускорение происходит через несколько се- кунд после начала перемотки,механизм пере- ключается в быстрый режим, а перед оконча- нием замедляется и отматывает плёнку как надо... Механизм очень надёжный, шестерёнчатый, две перегрузочные муфты трения (для осей), ещё центральная муфта трения (подвижная), два движка (не считая головки:программный, управляющий, с редуктором, и приводной для движения ленты и загрузки кассеты), один пассик (толстый,от приводного движка), два конечника (на защиту записи и загрузку ка- сеты), две оптопары для определения факти- ческой скорости вращения осей,два оптодат- чика (центральный светодиод-источник через боковую оптику механизма лифта их освеща- ет). Импульсный,накачивающий блок питания, на любую сеть (вырабатывает основное нап- ряжение - 14 В - и для управления - 6 В - через КРЕНку, допускает работу без нагруз- ки (как правило) ), 6 В через ключ, и диод коммутируется в 5 В,и подаётся в том числе на приводной движок (ключ включается при загрузке кассеты).Под платой впаян процес- сор, и (наверное) технологический диод. Не все детали есть (не все возможные функции реализованы, кроме перечисленых, либо не все системы телевидения...).На плате нари- сованы фрагменты механизма и много техни- ческих сокращений, облегчающих изучение. Неисправность изначально заключалась в кнопке STOP (нельзя было выбросить кассе- ту, приходилось смотреть до конца),а потом система вообще не стала работать, кассету загружать, я думал,что даже питание не по- даётся. Требовалось сделать хотя бы PLAY, т.к.кнопка записи (сам рычаг) была сломана (если бы рычаг был в видике, я бы склеил), надежды по ремонту не питали,и время ремо- нта было не ограничено. Оказалось, что питание есть, индикаторы светятся, но загрузка кассеты не происхо- дит, хотя механизм крутится и дёргается (пытается нормально функционировать). При- шлось всё разбирать, хотя часть винтов уже открученa (даже крышка не привинчена),сни- мать механизм, плату - и всё осматривать. Неисправность была в цепи управления приводным двигателем. Кроме прочего,когда- то в систему попала вода, а система была под током (будучи мокрой) и электролитиче- ские процессы натворили делов... Двигатель нормально не управлялся и не загружал кас- сету. А также кто-то неудачно полазил (пы- тались ремонтировать и когда-то ремонтиро- вали), кое-что сломал (возможно, последний раз). В общем,пришлось изрядно повозиться, поменять и исправить разную мелочь,а также всё почистить от солей и ржавчины. Хотя с виду засрано было не сильно,"но метко" для возникновения поломок. Заменил и две кноп- ки (STOP и STILL ).Механизм почти весь был исправен, кое-что поправил,почистил и сма- зал. Проверил всю механику вручную (ох и долго же это...),почти идеально действует. Подключил и проверил "на весу" - работает. Можно сказать - исправил.Правда,кнопку REC (запись) не делал (рычага нет,а изобретать его некогда - если приспичит записать,мож- но снять панель и нажимать напрямую...).Да и некоторые другие кнопки залипали (не от- ходили) из-за деформации их рычагов в па- нели, возможно,потому что когда-то неакку- ратно снимали/ставили панель, и рычаги из- лишне деформировались. Пришлось исправить. Делал надрез в месте изгиба/крепежа рыча- га,он при этом мягче ходил (из-за тонкости в надрезе), потом фиксировал чем-нибудь в нужном положении и заливал надрезы супер- клеем. Фиксация нужна,т.к.клей (хоть и су- пер) до полного затвердевания сохнет долго (хотя,может,не самый дешёвый суперклей), и новое положение должно устояться,иначе ры- чаг вернётся в прежнее состояние. Через 15 минут заливал повторно и оставлял аж на несколько часов (лучше на полдня). При си- льной деформации на надрезы накладывал ку- сочки пластмассы,для фиксации нового поло- жения и упрочнения,и заливал всё вместе. В итоге всё получалось, кнопки срабатывали чётко, но заметно жёстче. Само собой, ведь место склейки жёстче, чем одна пластмасса, зато прочнее...Ошибкой было пытаться скле- ить на руках, сразу (подержать в новом по- ложении,залив суперклеем несколько секунд, минут), хотя с настоящим супер (супер!) клеем это,возможно,получится... Всё бы ничего, но меня ждал большой об- лом... Сообщив о возможности забрать видик ве- чером, я в полдень того же дня испытывал его на своей старой трёхчасовой кассете, и через полчаса он сломался... Причём совсем по-другому, не так, как раньше! Воспроизведение резко ускорилось (судя по звуку мотора), и изображение пропало с экрана. Поскольку я давно уже не смотрел кассету, а она уже очень старая, я предпо- ложил, что стёрлась синхронизация,хотя ус- корять плёнку, схватывая её всплески (в моём предположении),было бы не совсем вер- но логически... Я остановил кассету (STOP) и снова на- жал PLAY, но она мгновенно ускорилась,хотя в одной из нескольких попыток на экране мелькнуло что-то похожее, это подтвердило исправность записи.Ускорение не всегда бы- ло мгновенным,и когда скорость совпадала с нормальной, иногда появлялась картинка... Попробовав перемотку вперёд, я понял (по шуму мотора),что она почти не отличается в скорости от воспроизведения. Далее ещё ин- тересней...Домотавшись (считанные минуты 3 часа видео!) до конца,плёнка с глухим уда- ром остановилась (да, это была не та супер аккуратность окончания перемотки при испы- тании,от мягкости и осторожности которой я просто обалдел),а затем началась перемотка назад, столь же сумасшедшая и быстро окон- чившаяся. Потом видик попытался выбросить кассету (и именно выбросил,а не плавно,мя- гко,как обычно,открыл крышку и выдвинул, а выбросил, не буквально наружу, конечно, но резко), и предшествовал этому такой гром- кий и резкий визг шестерёнки, что я почти успел выдернуть вилку из розетки, когда он закончился... Это меня запутало.Я подумал,что сломана механика,открыл видик,снял и осмотрел лифт - работает,и вручную механизм крутится. Но когда попробовал загрузить кассету, разда- лся тот самый визг, и кассета не загрузи- лась. Я выключил из сети, снял лифт, но он не заклинил, даже с кассетой, хотя усилие возросло... Я включил без лифта и нажал на датчик загрузки, система сместила механизм в И.П. [исходное положение] , и двигатель бешено раскрутился,а шестерёнка,передающая вращение лифту, предварительно взвизгнула, но раскрутилась тоже.Далее система перешла к проверке наличия ленты, поворачивая узлы и тестируя их скорость, но через несколько бесполезных циклов отрубила питание... Я перевключил её и повторил тест (нажав на датчик), всё повторилось... В дальнейшем я выяснил, что если повторно,в нужный момент нажать на датчик, система успокоится и поймёт,что кассету убрали,и можно снова её "вставлять". Внимательно проанализировав поведение,я понял,что система,пытаясь загрузить кассе- ту, раскручивает движок так быстро,что ме- ханическая связь с шестерёнкой не успевает установиться,и зубчики муфты верещат о зу- бчики шестерни, с большой скоростью трутся о них, не успевая в них зайти. На холостом ходу шестернь при такой хреновой связи всё-таки немного раскручивается,и скорости выравниваются, а зубцы в итоге соединяются нормально (поэтому и визг кратковремен- ный),а под нагрузкой (с лифтом и кассетой) шестернь при слабой связи не раскручивает- ся,и зубцы постоянно визжат,не попадая как надо. Заметив,что раскручиваться движок начи- нает вместе с переходом механизма в И.П., я встал перед таким вопросом: или движок слишком быстро ускоряется (в пользу этого - недопустимо большая скорость просмотра), или система слишком рано его раскручивает (неисправно управление или датчик положе- ния,т.е.возможно всё что угодно).По причи- не неконтролируемого ускорения и был силь- ный визг при попытке выбросить мне кассе- ту,которая всё же удалась,т.к.у лифта есть холостой ход в конечном (для выброса нача- льном) положении, и шестерни всё же сцепи- лись. Пришлось снова всё разбирать. Проверять механизм - он в порядке, и схему. Учитывая большое количество вариантов датчика поло- жения механизма и отсутствие точных данных о его сигнальных комбинациях, я пока оста- вил теорию о его неисправности. А решил проверить цепи управления движком (ведь когда-то они были неисправны,хотя дело бы- ло не в скорости...). Поэкспериментировал,попаял,нашел источ- ник скорости. Но нельзя же сказать,что ми- круха сдохла просто так, ведь есть ещё об- ратная связь,и возможно,она неисправна,или поступает сигнал на включение перемотки (хотя параллельные цепи я уже исключил). Все дорожки и цепи были исправны, и я решил проверить сам движок,снял его,припа- ял три провода питания (+5,+12,GND), резюк 1 кОм и провод управления направлением. Подключился к Speccy и начал тестить. 12 В подавал через лампочку,и она понижала нап- ряжение под нагрузкой,но это не важно,т.к. главное управление - 5 В). Движок исправен, крутит в обе стороны и регулируется,хотя над порогом и весьма ре- зко,но реально - это им свойствено. Остаё- тся ещё датчик вращения... С соответствую- щего контакта разъема нет частоты! А это и есть неисправность, т.к.система,не получив нужной частоты вращения,повышает управляю- щее напряжение вплоть до максимума,поэтому он и крутился как сумасшедший в любом ре- жиме. Осталось выяснить, что, собственно, неисправно:датчик,с которого сигнал снима- ется, микруха управления двигателем, через которую он усиливается, или мелочь,которая задаёт режимы работы. Итак, с микрухи выходит 0.78 В, и при полной скорости получается 0.8 В, постоян- но,без частоты и пульсаций.В систему нужна переменная составляющая (кондёр на входе), а её нет! С датчика идёт смещение - 30 мВ, оно плавает, но вектор сохраняет, и поляр- ность не меняется.Вектор сохраняется и при снятом роторе, хотя датчики Холла самого мотора выдают 0В разницы (бывает и 2 мВ от остаточного магнетизма), а при роторе сим- метрично меняют разницу +- 38 мВ в зависи- мости от положения ротора. Однако разница датчиков мотора напрямую (без коррекции) идёт на входы дифференциальных усилков, а на один из входов датчика вращения посту- пает резюк ОС [обратной связи] с выхода частоты вращения.Резюк исправен,и остаётся два варианта - датчик, выдающий однополяр- ное смещение, или микруха, с утечками на входе. Отключаю датчик, и выходное напряжение микрухи взлетает до 3.8 В. Меня это слегка сбило с толку - ведь есть ОС на инвертиру- ющий вход,на прямом входе намеряется поря- дка 1.6 В, а выход улетел... Подключая ре- зюки на инвертирующий вход, оставил сомне- ния по их путанице,но если оба входа замк- нуть, выход падает до 0.78 В, при том, что изначально он 3.8 В,а если кинуть резюк на прямой и минус, выход становится тоже 0.78 В, а на плюс - не меняется. Дело оказалось в приоритетности реали- зации операционника, в разбросе транзисто- ров входного каскада, и в том, что входы - однополярны, базы p-n-p (предположительно) транзисторов.Как только кинул резюк с пря- мого входа на делитель (он всегда есть на плате мотора), получил на выходе половину питания,короче говоря,убедился,что микруха исправна, а не работает датчик. Вернее,его пробило,или "прорвало", и выходная разница сместилась от 0 . А будучи отключенным от усилка, он выдавал ещё большую разницу на выходах, аж 130 мВ без ротора,но с ротором это значение смещалось на несколько десят- ков в + и - .При проверке механизма возмо- жны случаи,когда мотор,вращаясь,едва заме- тно задевает датчик. В иных случаях этого не происходит,и не ясно,как так получается - и на просвет зазор есть, как же он может сократиться,если ротор прочно сидит в под- шипниках? Ответ до дикости прост: грязь! А именно комбинация...Ведь край ротора - это магнит, и весьма мощный,он притягивает лю- бую попавшуюся парамагнитную крошку, кото- рая начинает задевать за датчик, а при бо- льшой скорости может его повредить. Доста- точно провести рукой по краю ротора, и он перестаёт задевать за датчик - крошка сле- тает. Разумеется, механизм изнашивается, и его частицы уже не могут прилипать к высо- хшей смазке... В моем случае текла вода, и была ржавчина,которая,как известно,отлично магнитится,и хотя я старательно всё почис- тил,кто знает,где какая крошка могла спря- таться... В итоге я сместил напряжение на прямом входе, подпаяв параллельно контактам 1 (+5В) и 2 (+оу, на 3 GND, 4 -оу) резюк 8.2 кОм,а сопротивление ОС повысил (вместо 6.2 кОм, которое припаял к точке выхода, чтобы не потеять,впаял 24 кОм), поскольку ампли- туда выхода с датчика упала - частично утекает через подвешенный резюк. Конечно, пришёл я к этим значениям не сразу,а по опытам. Но дело в том,что неис- правный датчик ненадёжен, и на следующий день смещение уже заметно отличалось - оно плавает, и датчик надо бы поменять. Пока работает, кассету пару раз смотрел - ско- рость держит чётко (даже странно...).Кста- ти, поверхность датчика была ровной, хотя узор несимметричный, и нельзя по внешнему виду сказать,что он неисправен,лишь прове- рить! Теоретически можно использовать и такой,плавающий датчик,если учесть,что его смещение (из-за неисправности) меняется очень медленно,а рабочее смещение быстро - это частота. Позднее я отпаял те резюки и изменил схему,использовав 3 резистора по 100 кОм и 3 конденсатора по 1 мкФ (неполярных). Я подключил положительный вход усилка через RCR цепь (фильтр, C на GND ) к делителю и заменил резюк ОС (старый так и висит на точке выхода,чтобы не потерять),а выходы с датчика пустил через кондёры.В итоге полу- чил на выходе FG стабильную половину пита- ния (по постоянному току), хотя напряжение слегка менялось под нагрузкой и при испы- тании составило 2.55+-0.15 В во всех режи- мах работы. А по переменке получил частоту вращения, причем с хорошей амплитудой,хотя она плавала при работе. Если учесть, что смещение с датчика приходит синхронно, но всё же слегка разбалансированно (из-за его неисправности и неравномерной чуствитель- ности к магнитному полю), можно предполо- жить наличие коротких высокочастотных выб- росов в некоторые моменты времени, но т.к. заметно преобладает рабочая составляющая, такие выбросы очень коротки,и амплитуда их невелика. А на основной плате есть фильтр, который их гасит. Конечно, и в этом случае, с неисправным датчиком могут быть сюрпризы,но кратковре- менные...Можно свой датчик сделать - кату- шечку намотать,когда-нибудь,возможно,так и попробую (возможно,именно с этим видиком). KSA-7G