5m ТРАБЛЫ AY(C)1997 Tan________________________________ Усем большой привет! А вызнаете, что со мной произошлаодна очень интересная история?Нет? Ну тогда слушайте! Недавно,буквально на днях, попадаетсямне журнал "FLASH TIME 1", и я,конечно же, решил его, так ска-зать, почитать. Читаю я его, чи-таю, и вижу вдруг: статья сочень интересным названием"Траблы AY". Ну, ясное дело, яоткрываю статейку и начинаю еечитать. И буквально через нес-колько мгновений я начинаю ощу-щать тяжесть в районе моих ушей.Я думаю: "Шо такое вдруг прои- зошло?" Подхожу к зеркалу и ви- жу: тонны лапши, подобно лианам, свисают с моих ушей. Я думаю: "Однако!" Шоковое состояние... А теперь приколы в сторону и слушайте, детишки, самую правду. Для начала несколько слов для тех, кто не в курсе. Тов.Amadeus Voxon из Flash inc. написал статью в свой журнал Flash Time. Содержание статьи примерно та- кое: "Все муз. редакторы на Спекки врут, т.е. ноты, которые проиг- рываются в них, по частоте не совпадают с международной табли- цей частот нот. И необходимо пе- ределать редакторы, чтобы было соответствие". Сразу же скажу: - Да,действи- тельно, такая проблема назревала уже давно, и ее необходимо было решать еще на заре "AY-подключе- ния". Но то ли некому было этим заниматься, то ли еще что, но на самом деле соответствие нот бы- ло. И вот почему: дело в том, что у фирменного Спекки AY так- тировался от частоты, снимаемой с ULA. Т.к. ULA по выходу рабо- тала в системе PAL, то сигнал цветовой поднесущей, равный 4.43361875 МГц, брался за основу и далее делителем на 2.5 уменьшался до 1.7734475 МГц и, подавался на тактовый вход AY. А на наших машинах обычно за осно- ву берут 14 МГц (тактовый гене- ратор компьютера) и далее по внутренним делителям компа делят на 8 и получают 1.75 МГц. Часто- та проигрываемой ноты вычисляет- ся согласно формуле: Fноты=(Fclk/16)/T, где Fclk - частота тактирования AY, Т - период ноты. Цифра 16 в формуле показыва- ет, что внутри AY стоит дополни- тельный делитель частоты на 16. Ошибочность формулы, которую предложил Voxon, в том, что вместо 16 у него стояло 12. Вот и выходит, что при одном и том же периоде частота звуча- щей ноты в фирменном и совковом компе расходится в 1.0133986 раз. И поэтому все забугорные муз. редакторы на наших компах проигрывают ноты с другой часто- той, отличной от стандартной. А т.к. создатели наших муз. редак- торов брали константы периодов нот из забугорных редакторов, то несоответствие осталось и в их- них редакторах. A теперь несколько слов про международный стандарт частот нот. Ну, во-первых, расскажу я вам немного истории. Давным-дав- но, когда древние люди бегали за мамонтами и другой живностью, используя при этом каменные то- поры и луки со стрелами, в сво- бодное от охоты время они отды- хали у костра. Кому в голову пришла мысля побаловаться тети- вой лука - история не припомнит, но факт остается фактом, и глу- пый древний человек начал дер- гать тетиву лука. При этом тети- ва издавала какие-то звуки, за- бавлявшие усталого человека. Под рукой человека оказался другой лук, и он позабавился над ним. Этот лук издавал другой звук, но он был очень похож на первый... Короче говоря, - потом, много позже, появились музыкальные инструменты. Музыканты заметили особенность, заключавшуюся в том, что набор некоторых трех звуков в совокупности восприни- мается особенно приятно. Как вы- яснилось позже, это оказались звуки с отношениями частот 4:5:6. Продолжение читайте в следую- щем номере журнала... ________________________________