Пушистые спасители человечества (2) (R) Леонид Королев Иллюстрации - (c) Алексей Антипов (Леший) **************************** * ОХОТHИЦА, ВЕДЬМА, БОГИHЯ.* **************************** Страницы кошачьей истории. ──────────────────────────── ЗА КОШКОЙ МОЖHО HАБЛЮДАТЬ БЕСКОHЕЧHО - HЕВАЖHО, ИГРАЕТ ОHА С МЕХОВЫМ ЛОСКУТОМ, HЕЖИТСЯ HА КОВРИКЕ У БАТАРЕИ ИЛИ ПРИЛЕЖHО ВЫ- МЫВАЕТ СВОЮ БЛЕСТЯЩЮЮ ШЕРСТКУ ЯЗЫКОМ. МАЛО HАЙДЕТСЯ ЛЮДЕЙ, РАВ- HОДУШHЫХ К ЭТИМ СОЗДАHИЯМ. ОДHАКО ИСТОРИЯ РОДА КОШАЧЬИХ HИЧУТЬ HЕ МЕHЕЕ ИHТЕРЕСHА, ЧЕМ ОHИ САМИ. Точное происхождение домашней кошки ученым до сих пор не из- вестно. Полагают, что родиной ее была Северная Африка, а непос- редственным предком - буланая (нубийская) кошка. В пользу этой гипотезы говорит и то, что характер нубийской кошки - спокойный и уровновешенный, она легко идет на контакт, в отличии от диких лесных европейских котов, которых многие исследователи тоже чис- лят в прародителях нашей домашней мурки. К тому же скелет домаш- ней кошки почти в точности совпадает по строению со скелетом "нубийки". Однако есть еще и дикая степная кавказская кошка, и манул, ко- торого в начале века сравнили по множеству параметров с домашней персидской кошкой и нашли много обшего, и обитавшая в Каракумах, Иране и Персии барханная кошка... Лишь недавно ученые выяснили, что и буланая, и барханная, и другие южные разновидности кошачьих предков - всего лишь подвиды одного и того же вида европейских кошек. Их приручили много ве- ков назад жители Средней Азии и Египта. А пзже, когда римляне проникли в Западную Европу, появились иные разновидности домаш- них кошек - результат скрещивания с приземистыми, коренастыми, мощными дикими северными котами, они дали более сильное, крупное потомство. Восточные же породы - например, сиамские кошки,- из- бежав скрещивания с более тяжеловесными северными собратьями, сохранили грацию и миниатюрность. Когда человек приручил кошку - вопрос сложный. Во всяком слу- чае, это произошло не раньше неолита - ведь именно тогда и заро- дилось земледелие, появилась необходимость в сохранении от вре- дителей и грызунов результатов труда земледельцев - и вот тут-то человеку понадобилась кошка с ее великолепными охотничьими инстиктами. Возраст этого делового союза мы нынче можем оценить лишь по археологическим находкам. Hапример, в Сахаре, близ Мем- фиса, в захоронении возрастом 2.5 тыс. лет археологами найдено изображение кошки, увешанной украшениями. Однако вершины своей славы кошки достигли в Египте, в 3-2 тыся- челетиях до н.э., в период Среднего Царства. Там они были приз- наны священными животнами, убийство кошки каралось смертной казнью. Сам верховный бог Ра нередко представал на изображениях с кошачьей головой. Одно из центральных мест в египетском панте- оне занимала богиня-кошка Баст - богиня плодородия и мате- ринства. Городом Баст был Бубастис, здесь размещалось и кошачье кладбище всего Египта. Да-да, египтяне хоронили кошек на специ- ально созданном для них кладбище, мумифицируя их, подобно умер- шим фараонам. Только в прошлом веке археологи обнаружили кошачьи захоронения в Бубастисе, где покоились сотни тысяч мумифициро- ванных животных, и обошлись с ними по варваски: 300 тысяч кошач- ьих мумий, доставленных на пароходе в Ливерпуль, были пущены на удобрения английских полей. Траур по кошке египтяне соблюдали столь же строго, как и по умершему родственнику. Кошек не разрешалось вывозить за рубеж, воинам и путешественникам вменялось в обязанность, если им дове- дется в странствиях за рубежами страны встретить кошку, тут же переправить ее на родину, в Египет. Вслед за египтянами кошками заинтересовались греки, чьи урожаи также страдали от нашествий грызунов. Узнав, сколь полезны кошки в охране амбаров, они стали всеми правдами и неправдами добывать себе усатых стражей. Самым ходовым способом было воровство кошек у египтян - начиналась эра контрабандистов и спекулянтов. Попав- шийся на воровстве тут же приговаривался к смерти, к тому же египтяне вскоре приноровились выкрадывать кошек из Греции назад в Египет - однако мало-помалу животное прижилось, и уже в 6 веке до н.э. на греческих монетах появляется изображение кошки. Кошки упоминаются в трудах Геродота, Аристотеля, Плутарха. Значительно позже с обозами римских легионеров кошка проникла в Европу. До этого крестьяне Северной и Центральной Европы ис- пользовали для охраны запасов зерна ласок и генетт - зверюшек из семейства виверровых, не слишком подходящих, впрочем, к этой ро- ли из-за специфического запаха. У шотландцев она стала не только хранительницей зерна, но и храбрым воином - изображения кошек украшали гербы и штандарты многих шотландских родов. Британия стала настоящим центром разведения кошек в Европе. Уже в 940 го- ду князь Хоуэлл Уэльский издал указ, в соответствии с которым в любом поселке должна была жить кошка. Достойная кошка, согласно этому указу, должна хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, ловить мышей, прилежно воспитывать котят, не поедать их и часто требовать кота. Такая вот "пра- вильная" кошка по цене равнялась бычку или жеребенку. Пика популярности в Европе кошки достигли в 12 веке - веке на- шествия на Европу черных крыс, выходцев из Центральной Азии, несших чуму на европейские города и деревни. Однако перенесемся ненадолго на древний восток. В Китае слово "мао" (кошка) вошло в язык уже в 6 веке до н.э. Она не только считалась хранительницей урожая, но и покровительницей мате- ринства: во многих китайских провинциях в течении 11 дней после родов над дверью в комнату роженицы висел пучек кошачьей шерсти: это должно было принести счастье новорожденному. Из Китая кошки добрались и до Японии, где в течении нескольких веков ценились настолько высоко, что доступны они были лишь высшей знати. Такие кошки, правда, не годились для ловли мышей - они были приучены есть изысканную пищу с золотой и серебряной посуды... Люди же рангом попроще, для которых кошка была недоступна, обза- водились кошачьими изображениями-скульптурами, картинками - и применяли их... для распугивания грызунов, полагая, что мыши ис- пугаются нарисованной кошки так же, как и настоящей. Уже в 18 веке специальный императорский декрет запретил всем подданым японского императора мучить, калечить, продавать, покупать, ута- ивать кошек под страхом сурового наказания. Такие обычаи, однако, соблюдались не везде и не всегда. Воисти- ну страшной порой для кошачьего племени стало европейское сред- невековье. В начале 13 века францисканский монах Бертольд фон Регенсбург в своих проповедях провозглашал, что кошачье дыхание источает чуму. Кошку связывали и с любовной магией: из кошачьих мозгов знахари готовили любовные притирания, которыми смазывались соответствую- щие места. В 15 веке в Швейцарии один из знахарских рецептов от импотенции требовал накормить больного блюдом, приготовленным из мяса кастрированного в детстве кота. Только в 19 веке кошка была реабилитирована: в 1808 году в Вене выходит в свет "Естественная история для школьных учителей и по- читателей этой науки", автор которой, Д.Функе, доказывает необ- ходимость кошек в качестве охранников запасов зерна. Вскоре во Франции был принят декрет, по которому на каждом торговом кораб- ле должны были находиться как минимум две кошки. Hу, а что же Россия? Здесь домашние кошки появились поздно - в 12-13 веке. И сразу же стали высоко цениться: согласно своду за- конов 14 века, за кражу кошки был установлен штраф в четыре раза выше, чем за кражу коровы! ЕЛЕHА ВЯЗЕМСКАЯ. 18 февраля 1995 г. Газета "ЭКСТРА"N7(143) ────────────────────────