┼───-───────────────────────────────────────-──┼ | speccy.gfx.scene.today | ┼─-───────────────────────────────────────────-┼ ┼■ riskej/simbols | минувший год оставил приятные воспоминания для всех любителей спектрумовской пиксельной графики. и если 2007-ой год с большим сожалением приходилось констатировать как кризисный, то год 2008-ой вполне претендует на звание "год возрождения", пусть не количеством, но по крайней мере качеством работ и людей, подаривших нам свои маленькие шедевры. новых имен практически не было, традиционно, к сожалению. но были ветераны своего дела, нарисовавшие качественные работы, украсив ими те или иные party. в этом году сильнейшей party по части graphics compo, конечно же, стала ascii'2008. 20 достойных работ, сильнейшие speccy-художники современности. подробный обзор от diver/4d вы найдете чуть ниже. своеобразным прорывом на мировой уровень стало участие спектрумовской графики в mixed gfx compo на rertoeuskal'2008 (с работами "defender" by prof/4d, "scener's gallery" by riskej и "astral vision" by sg/mlt) и чистейшем c64 party - arok'2008, где я (riskej) занял второе место среди 15 работ, а sg/mlt пришел девятым. будем надеяться, что в новом 2009-ом году mixed gfx compo привлекут внимание еще больше художников. ведь именно там мы, спектрумисты, можем заявить о себе гораздо сильнее, чем на локальных и pure speccy parties. прочь лень! каждый из нас, художников, должен поставить себе цель быть лучшим! "возвращением года" вне всяких сомнений стал pheel со своей прекрасной гигаскрин-работой "scene island", занявшей второе место в graphics compo на di:halt'2008. хотя, на мой взгляд, работа должна была стать победителем - отличная композиция, освещение и, вы только вглядитесь, бесподобно прорисованные трава и небо! все это pheel, 7 лет отсутствовавший на сцене. "остров пасхи", как я очертил для себя данную работу, войдет (да и уже вошла) в золотую коллекцию nocopy-картинок. "возвращением года 2" стало, конечно же, возвращение на графическую сцену diver/4d после примерно двухгодовалого перерыва! "mercenary 2" на мой взгляд, лучшая работа в стандартной графике как на ascii'2008, так и в этом году. классический испанский стиль с современными изысками, детальная проработка мелочей, отличная работа с освещением и цветами. из "недоработок" в первую очередь хочется отметить относительно простой фон и чрезмерно затекстурированную кисть правой руки. так или иначе, welcome back! ждем очередной встряски от работ уже давно полюбившегося всем художника. очередным возвращением на пиксель-сцену порадовал dimidrol со своими работами "schloss neuschwanstein" и "stripper". первая работа, выставленная на chaos constructions'2008, до боли напомнила последнюю авторскую работу "mysterious", только более слабого качества - из-за обилия пустоты картинка смотрится незавершенной. в картинке "stripper", участвовавшей на ascii'2008 преизобилует тема обнаженного женского тела, весьма неоднозначная как с точки зрения морали, так и с точки зрения простого фактора x, в силу которого мужская часть zx spectrum scene (а ее 99,9%) могла ставить высокие баллы только за нее одну. в любом случае, работа весьма достойная, особенно тем, что nocopy и выполнена в довольно хорошей технике. огорчил пустоватый фон, ну, и лично меня, nude theme. если же сравнивать с "mysterious", то качество осталось примерно на том же уровне - те же своеобразные текстуры и мелкие детали, благодаря которым автора не так сложно узнать среди остальных художников. хочется пожелать dimidrol'у не стоять на месте, а максимально улучшать качество своих работ, благо, талант и умение налицо. prof/4d за год порадовал одной сильной работой - "defender", несколькими неплохими логотипами и рядом хороших скетчей. "defender", к слову говоря, планировался совсем не на пати, но по ряду причин попал именно туда - на retroeuskal'2008, где занял второе место среди пяти работ. "defender" силен в первую очередь оригиналь- ностью, правильной анатомией и ракурсом. из главных недостатков - относительно простая работа с цветом u простота фона. лично на мой взгляд, свой обычный уровень prof не превзошел, а хочется увидеть что-то новое, так, чтобы действительно удивиться новым элементам и техническим ходам. и все же, несмотря на всю критику выше, "defender" - лучшая nocopy работа года, вне всяких сомнений. bfox в этом году зарелизил три работы, среди которых серьезной можно было назвать только одну - "anxiety", занявшую четвертое место на forever nine party. в работе была использована весьма интересная цветовая палитра, дающая эффект "засвеченной" картинки. хорошие впечатления также оставили контуры. а вот отрисовка глаз не понравилась совершенно. точнее говоря, отрисовка глазных яблок у обоих персонажей работы - на мой взгляд, чрезмерное увлечение текстурами, сделавшее глаза грязными, неживыми. в целом, хорошая copy-работа, далеко не шедевр, но все же. доподлинно известно, что художник способен на гораздо большее, чем показал в минувшем году, и это "гораздо большее", очень надеюсь, нам всем посчастливится увидеть в наступившем 2009-ом. "8bit demoscene", "crazy love" и "city" - целых три картинки от касика порадовали, скорее, в большей степени тем, что они есть. свой же прошлогодний уровень касик превзойти не смог, хотя тема и цветовая палитра в "8bit demoscene" лично меня очень порадовала. по-прежнему касик использует непонятные для меня текстуры, которые временами напоминают шум, убивая в работе детализацию. как, собственно, и далеко не самое оптимальное использование цветов в работе (щека у девушки в картинке "city" оставила у меня неприятный осадок). так или иначе, касик на данный момент является одним из самых активных и качественных художников на спектруме. искренне надеюсь увидеть новые работы этого автора, сделанные на порядок сильнее, до удивления сильнее! sg/mlt к сожалению совершенно перестал совершенствовать себя в области графики. и в первую очередь из-за чрезмерной перегруженности работой coder'а. те его новые творения, которые нам удалось увидеть в 2008-ом году являются далеко не самым лучшим уровнем, на который способен этот художник. хочется пожелать sg прилагать больше старания к своим картинкам, делать их от души, а не просто "чтобы было". surfin' bird порадовал своей графикой в игре "вера" от perspective. действительно мастерская работа - множество мелких анимированных спрайтов, тонкое чувство как стиля, так и пропорций. гигантская работа! но, к сожалению, совсем не порадовал fullscreen-работами. последняя и единственная в 2008-ом году картинка "new old frontier" сделана, конечно, хорошо, но она всего лишь ч/б. а это значит, что по-прежнему остается большой вопрос - может ли этот художник красиво работать с цветом на спектруме. пока нам этого увидеть не удалось. западный художник trixs/mb maniacs ничем новым не удивил. и если в прошлом году у меня были сомнения по поводу copy/nocopy/convert его работ, то сейчас практически уверен в том, что его работы - это дорисованные конверсии, причем не оригинальные, а именно копии работ известных художников. прояснить данную ситуацию мне помог prof/4d, нашедший оригинал работы "wing", выставлявшейся на ascii'2008 - именно по нему я составил свое мнение. впрочем, качество и количество картинок этого художника удивляют вне зависимости от их происхождения. достаточно вспомнить, что в этом году trixs выпустил графическую коллекцию своих работ. а это уже дорогого стоит! качество (в частности текстур и работы с цветом) улучшать можно еще очень сильно, как и стремить- ся рисовать что-то свое. чего я и желаю trixs'у! double kick от еще одного европейского художника cvm/zeroteam, взявшего первое и второе место на forever nine party, оставил противоречивые ощущения. хорошие текстуры, отсутствие лишних шумов (в отличие от trixs, например), но в то же время общая сухость работ и местами излишняя затекстурированность, смазывающая контуры (как в работе "whispering"). хотелось бы чаще видеть работы этого автора... yerzmyey. он не пытается придумывать что-то новое, он не пытается удивить всех потрясающей композицией, сногсшибательными текстурами, оригинальными цветами. нет! он просто делает то, что умеет - просто, оригинально и неповторимо, не изменяя ни себе, ни своему стилю. и лично меня это только радует! а теперь, похоже, у yerzmyey появился достойный конкурент, только уже наш, отечественный. яркость, оригинальность, нешаблонность тем, в конце концов постоянный фан и flash (так редко использующийся в картинках на спектруме!) - все это резко выделило для меня этого художника. особо проницательные, должно быть, уже догадались, что я говорю о mixer'е! да, техника такая, какая есть; да, все "размазано и мигает", но в этом и суть, в этом и неповторимость, именно поэтому я так полюбил работы mixer'a. так держать! "gone with the wind", единственная картинка от vassa в минувшем году в целом оставила приятные впечатления. она же стала единственной, на мой взгляд, достойной работой на artfield'2008, украсив данное мероприятие. хорошая игра с цветами, неплохая тема картинки, довольно сносные пропорции и наличие мелких деталей. больше всего лично мне понравились цветные волосы девушки и кот у нее в руках. отрисовка ктулху оставила желать лучшего. достаточно вспомнить как мастерски изобразил это морское чудовище prof/4d год назад на этом же самом artfield. что особенно радует - это то, что работа по всей видимости является nocopy, а это плюс, огромный. из молодых художников хочется отметить vegas/simbols, 16-летнего паренька, моего знакомого и с недавних пор member'а нашей группы. после некоторой агитации и демон- страции работ лучших спектрумовских художников, он заинтересовался рисованием на спектруме. причем, с моей же подачи, избрал гигаскрин-режим рисования. на данный момент он нарисовал уже 2 работы, одну из которых вы могли видеть на ascii'2008, а вторая еще нигде не "засветилась". думаете, молодежь на спектрум уже не придет? а я думаю иначе! все и всегда зависит только от нас! ну, и есть еще такой художник как riskej... (улыбаюсь!) о себе я могу сказать лишь то, что благодаря работам и советам прекрасных людей - prof/4d, diver/4d и pheel'а я люблю рисовать на спектруме и на данный момент у меня поставлена такая планка, как догнать и перегнать уровень графических работ на commodore=64. в связи с этим я активно изучал и изучаю gigascreen (двухэкранный) режим рисования на спектруме, а с некоторых пор еще и multigigascreen режим (мультиколор+гигаскрин). и минувший год лично для себя считаю вполне удачным: почти все поставленные для себя цели я выполнил, а новые еще, надеюсь, предстоит выполнить в 2009-ом году. вот и все люди, которых хотелось так или иначе отметить. rion, обещавший участвовать на cc'2008 так там и не появился, чем очень меня (да и не только меня) огорчил. newart вот уже два года не соберется с силами, чтобы сесть рисовать, хотя может составить конкуренцию лучшим современным zx-художникам. deadie также так и не собрался сесть за рисование, хотя планы такие у него были еще в конце 2007-ого года. moran, обещавший выставлять свою графику на ascii'2008 gfx compo, также там не появился. raynoa активен на pc, но совсем забыл про спектрум. а еще совсем непонятно куда пропали klown, stanly, gas13, schafft, tae. для тех, кому интересно, куда пропал paracels, я позволю себе процитировать кусочек его письма, которому дали повод графические работы с ascii'2008, чем, собственно, и закончу свой небольшой анализ современной графической сцены на спектруме... riskej> по-прежнему на телевидении? :) просветов для творчества нет? paracels> да, я на нтв. корреспондент дирекции инфор- мационного вещания. в новостях, если по-простому. если ты под творчеством подразумеваешь, графику (на спекки, пц или чем-то еще), то вряд ли. как-то я поостыл к этому делу. к тому же у меня сейчас мак. пц подарил друзьям. на маке, вроде, эмуля спектрума даже нет. если и решу вновь тряхнуть стариной и рисовать, то буду делать это уже не на спекки. редактор графический на маке есть отличный - pixelmator. но, честно говоря, это все из разряда фантастики. я уже прошлое поколение. сейчас пришли новые люди. талантливые, энергичные, у них есть желание, время. у меня времени уже на это не хватает. да и интересы в жизни новые появились. только ветеран дайвер вон все держится. ;-) я ему 7 баллов поставил, кстати. даже не узнал его работу. мы с ним потом это в аське обсуждали. %-) ну, а тебе, сам видел, высший балл. имхо, 1-е место у тебя 100%. удачи!