|под прессом прессы |kreestaj//skrew Туго гнутся неподатливые суставы, мои затвердевшие от мороза пальцы легким теплом тела выводят буквы по прозрачному де- кабрьскому воздуху. Тяжелые времена, забытые три года назад ра- ны... Память возвращается внезапно, урывками. Вот сегодня я вспомнил, что такое сцена, и почему я до сих пор пишу левой ру- кой. Потом приходили картины каких-то девушек, девочек и настоя- щих женщин. Потом были роботы, бионы и розы. Потом пришел он, Иной. Закурив свою сигу-блезнеца, я напрягся всем телом, пытаясь забыть, но почему-то наоборот вспомнил: - Я с планеты Майга! <...> Извини, не знал, о чем писать, пришлось выдумывать. Хотел поде- литься с тобой какими-нибудь соображениями, но все настолько размыто, что я и сам не могу толком определиться, с чего начать, о чем рассказать глубже и интереснее, а что упомянуть лишь мель- ком. <...> Я верю _zmej'ю, когда он говорит, что туторы сосут, я понимаю его. Научить нельзя! Но можно - научиться, можно видеть, как и что делают остальные, и учиться на этом, уже изобретенном вело- сипеде. Пресс-сцена не исключение! Я считаю, что познать ее на примере лишь одной платформы довольно сложно, хотя теоретически вполне возможно. Вот только я еще не знаю примеров. Когда тебя учат писать, рассказывая о литературных тонкостях и приемах, это отлично, это здорово! Когда у тебя кроме этих по- знаний нет ничего, нет базовых понятий, это куда хуже. Сейчас передохни. <...> Смотри на amiga-сцену, мне рассказывали, что на ней лучшие жур- налы. Смотри на c64-сцену, там тоже отличнейшие маги, видел сам, чувствовал их легкое сценовое дыхание на своих щеках. Смотри на zx-сцену, на ней тоже есть несколько качественных магов. Смотри pc-сцену, с нее можно много чего взять в плане опыта... Другой вопрос в призрачности понятия "опыт" в принципе, в его неумерен- ной бесполезности для тебя, еще молодого человека. <...> Читай все! Читай как можно больше, уделяй внимание как сценовой прессе, так и классикам литературного жанра. Не прочитав при- знанных гениев пера - как же ты сможешь писать литы?! Старайся общаться с хорошими и сильными людьми, пиши много писем, это, наверное, поможет. Хотя и не уверен. Не обращай внимания на мои советы: "пиши, будь, читай", - это ведь не приказания, да и кто я такой, чтобы тебе что-то приказы- вать; это всего лишь мои советы тебе, мои наблюдения по жизни, то, что я принял для себя и что считаю верным - опять же, уточню - для себя. <...> В интервью старайся избегать стандартных и избитых вопросов. Пе- ред самим процессом интервьюирования узнай все, что только можно о своем будущем собеседнике. Составляя вопросы, ты уже должен предполагать ответы на них. Узнай о человеке много и даже больше этого, поговори о нем с его друзьями, раскопай информацию в ка- ких-нибудь старых изданиях, и ты сможешь составить действительно интересное интервью. <...> Вообще пресс-сцена настолько многогранна и одновременна так без- умно зажата в рамки... Ты можешь творить все что угодно, ты пол- ностью свободен, ты ни от кого не зависишь, ты свободный автор со своими взглядами и чаяньями, ты можешь писать абсолютно обо всем. Свобода!!! И тюрьма. Ты сразу попадешь за решетку непонимания, написав о своих глубоких чувствах, написав депрессивный рассказ о своем желании умереть, ты упадешь в яму недоверия, ты будешь засыпан песком непонимания и неприятия большинством твоих мыслей. Ты за- жат в клетке, ты не можешь выбраться. Начав писать для себя, ты попадаешь в одиночку и тихо сходишь с ума, начинаешь придумывать несуществующие проблемы, и ища в себе изъяны, ты привязываешься к стальным прутьям камеры сотнями ниточек-идей и тысячами вере- вочек-мыслей-непоняток. Ты убит собственной свободой! <...> Решив написать ревью парти-стаффа, учитывай несколько моментов, которые, в принципе, не главные, но в совокупности дают нужный эффект интересности материала. Начинай обзор работ с последнего места и заканчивай первым: все интересное остается "на потом", от работы к работе твои слова все интересней и интересней, с местом работы повышается и ее ка- чество, повышается и интересность твоего о ней рассказа. Описы- вать работы можно разными способами, я уверен, что сколько авто- ров, столько же и подходов к обзору... Для себя я вывел формулу "оставляй чувства". Оставляй чувства, пиши о них как можно боль- ше! Если позволяют знания, то напиши и о технической стороне ра- боты, если знаешь какие-нибудь интересные факты об авторе или работе, то не упускай возможности это написать, только при усло- вии, что это впишется в твой обзор и не будет выделяться из общего стиля. Описывая что-то, не бойся высказываться, хотя люди могут не понять твоего легкого отношения к этому и побузить в ответ. А ты забей. <...> Пресса это самый быстрый путь к известности, насколько пошло это бы не звучало. Самый быстрый, и самый простой. Писать статьи ты можешь не умея рисовать и сочинять музыку, не зная ассемблера и ничего не смысля в дизайне. Статьи может писать любой человек! Качество статьи решит твою судьбу. Старайся появляться сразу с хорошими статьями, избегая первый период неумелых поделок. Хотя на самом деле в неудачных первых шагах нет ничего плохого, в конце концов, все с чего-то начинали, и твой любимый автор тоже не сразу начал писать в так любимом тобой стиле, вспомни хотя бы первые обероны. Пошутил. Опубликовавшись в известном издании с хорошей статьей ты навер- няка получишь feedback, столь необходимый на первом этапе. Дру- гое дело, что уже потом тебе станет не так важна реакция на твои статьи, ты будешь писать скорее для себя и своих близких друзей; это потом, но в первое время без feedback'ов никуда, без них на- чинается какое-то гнусное ощущение ненужности твоего дела. <...> Новости пиши сам! Опубликовав новости со сценовых ресурсов ин- тернета ты показываешь свой непрофессионализм и просто ламерст- во. Если тебе нужны новости - достань их! Составь список e- mail'ов известных сценеров и за месяц до выхода издания пошли им свои вопросы, спроси их о том, что они делают и каковы их планы, что они думают о каких-то сценовых событиях... Узнавай новости сам, пиши их своими руками, и да будет тебе уважение всеобщее наградой. <...> Литы в сценовой прессе - а нужны ли они? По правилам ли это? Нет, это не по правилам, и изначально в сценовых магах литы не предполагаются. А может быть и предполагаются, да я просто не помню примеров. Память моя куда-то делась в последний год, ста- реть я начинаю. Скоро умру. И все же литы - можно ли их публиковать в маге? Fuck if I know! Каждый для себя должен решить, здесь нет четкого ответа, одина- ково верного для всех. <...> Да пиши что хочешь! Никто и ничто не может тебя остановить. Ес- ли ты издатель газеты боди, если тебе нравится то, что ты де- лаешь, если ты делаешь это - для себя, то не слушай никого и продолжай делать то, что тебе нравится. Если ты псих и пишешь "иные", то я с тобой, и не слушай никого, забей на их критику: "типа, это не сценово". И вообще, забей на все. Забей на учебу, забей на сцену, забей на жизнь. Забей косяк, жизнь коротка! Ленись, как хочешь. А когда надоест, забей на свою лень и бросайся под несущийся с бешенной скоростью состав сцены, прыгай с тарзанки и трахай девчонок. Жизнь прекрасна! Главное, во время закончить.