_/Интервью с Siril//Fourth Dimension............................ (c) Justinas.SC.CTL (вопросы) (c) Siril.4D (ответы) Вводная от kristoph'а: идея взять интервью у Siril'а появилась у меня уже давно - он был одним из моих самых любимых музыкантов на спектруме, а значит, и интерес узнать побольше о нём у меня был просто огромен. И вот, однажды, я отважился написать ему по мылу с предложением об интервью... Реакция меня немного удивила: "Интервью?! Хм... А что, было бы классно, у меня ещё ни разу не брали интервью". Как вы видите, Siril - человек простой. Не зазнавшийся сценер, а обычный парень. Но вскоре после этого разговора, когда я уже начал составлять первые вопросы, в голову мне пришла сногсшибательная =) идея - попросить составить вопросы для интервью моего друга и нашего музыканта - Justinas.SMG.CTL, благо, живу я в одной остановке от него, и видимся мы довольно часто. При первой же встречи с ним я рассказал о своём плане и получил утвердительный ответ. Интервью быть! Вопросы, написанные Justinas'ом довольно быстро, сразу были перенаправлены непосредственно Siril'у. Спустя почти месяц последовал ответ от него, который вы можете пронаблюдать немного ниже. Итак, встречайте - Siril.4D! [?] Привет тебе, один из продвинутых музакеров нашей сцены! Вероятно это первое для тебя интервью, поэтому, дабы ты не растерялся ;), начну с попсы; ну, т.е. представься: name, surname, nick, group, city, country... [!] Хм, мне почему-то всегда казалось, что нормальному человеку плевать с высокой башни на realname и прочую дребедень вроде city/country. По-моему, приводить эти данные имеет смысл, если только родственников разыскиваешь ;) Впрочем, могу сказать - приучен откликаться на имя "Илья Виноградов", а желающие узнать мою фамилию могут написать мне ;) По поводу nick/group/city/country - siril/4d/perm/ru ;) Возраст - 19 лет. [?] Ну на то и вопрос попсовый ;) Ну ладно, поехали далее. На сцене тебя в основном все знают как music maker'а, поэтому, пожалуй, начнем именно с этого. Расскажи, с каких пор ты начал увлекаться именно музыкой? Заканчивал ли ты какие либо музыкальные заведения? Занимался ли ты музыкой до того, как у тебя появился Speccy? [!] До Spectrum'а я занимался не музыкой, а гитарой. Самостоятельно. Месяца два. Потом эта дырявая деревянная коробка с натянутыми проволоками меня достала ;) Так я и остался на уровне "трех аккордов". Ни в каких музыкальных заведениях не обучался, хотя, помню, лет в семь была попытка запихнуть меня туда. Подошли мы с родителями к зданию музыкальной школы, смотрим - а дверь закрыта. Развернулись и ушли ;) Позже я узнал, что вход с другой стороны был ;) Жалко конечно - теория музыки вещь интересная и очень бы пригодилась на Speccy и вообще. И то, что я только сейчас узнаю из разных умных книжек, возможно, узнал бы гораздо раньше. [?] Какая музыка тебя интересовала, когда ты только начинал свою музыкальную деятельность? [!] Так... Помнится летом 1997-го, слушал альбомы Enigma "Cross of change"+"MCMXC", которые приобрел из-за песенки "Return to Innosence" и альбом Scooter'а "Wicked!" (там прикололи Break it up, Awakening, I'm raving и др. треки). Еще, кажется, "Load" Metallic'и у друганов переписал. Это все на тот момент. Но тогда я как-то по особенному музыкой не увлекался, просто слушал то, что крутили по радио (MaximuM), хорошо еще там соотношение нашей/западной музыки было где-то 20% и 80% соответственно, так что отечественная попса не доставала (начинала доставать западная ;). Кассеты почти не покупал, направлениями/стилями не интересовался, хотя (может быть не очень осознавая) начал замечать, что качественная музыка может очень сильно влиять на меня, на мое настроение. [?] А в какое время у тебя появился Spectrum? Что это была за модель? И какой Speccy тебя радует :) в настоящее время? [!] Первым моим spectrum'ом в 1991 году стал Кворум-64 - прогрессивная русифицированная машинка с очень расширенной клавиатурой (от УКНЦ, кажется). В основном я на нем играл (гонки/WecLeMans, аркады/Saboteur, единоборства/The Way Of the Exploading Fist, бродилки/Super Robin Hood), чуть-чуть рисовал в ArtStudio, мучил Basic, а после того как появились книги "Как написать игру на ZX Spectrum" 1/2 издательства "Питер" пытался что-то программировать в GENS'е. Да, заглянул я пару раз и в пресловутый "Wham the music box". Самым хитовым музоном был, безусловно "Careless Whisper". Каково было мое удивление, когда я услышал его "живьем" !!! Разумеется, я протащился еще больше. Но, помучив Wham - я понял, что музицирование не для меня. На сем мои изыскания с beep'ером завершились. Так и маялся дурью до осени 1996 года пока мой комп не сгорел (не без помощи моих шаловливых ручек). От зеленой тоски меня спасло то, что однокласснику (KiM'у) отец собрал PROFI 512 с BetaDisc. Почувствовав, что Spectrum48+Tape и Spectrum512+BetaDisc+AY это две большие разницы, я захотел заиметь нечто подобное. В книгах "как написать игру", в ставших доступными ZX-Ревю, подвернулась реклама Scorpion 256 Turbo+, и поднакопив деньжат, 25 марта 1997-го мы заказали этот агрегат по почте, а через месяц он уже стоял у меня на столе. Конфигурация на то время была очень крутой: Scorpion ZS 256 kb, Turbo, ПрофПЗУ 512kb, SMUC, HDD 40MB, PC-Keyboard & Kempstone-Mouse Controller + все это в корпусе MiniTower. Выложили мы за эту машинку ровно столько, сколько в то время стоила Sony Playstation ;) Все это было бы ваще неземным кайфом, если бы Scorp сразу (при включении) не заглючил... Представь такую ситуацию: приходит долгожданная посылка, я все подключаю, хвать, а самой IBM-клавы-то нет... ну ладно, бегу к другану (к KiM'у) - у него оказалась лишняя. Врубаем все это дело, и наблюдаем симпатичный такой матрасик!!! ;( Жуть!!! Правда, оказалось, что после непродолжительного нагрева Scorp становится вполне работоспособным. И так до сих пор ;) Включаю, жду, работаю ;) А посылка с моей законной PC-клавой пришла через месяц... ;) [?] Н-да, интересная история... Хотя сервис фирмы Scorpion всегда выделялся, насколько я помню. Так, ну а когда примерно ты начал заниматься music-making именно на AY? С чего ты начинал, какие работы ты ставил себе в пример? [!] Первые попытки что-то сделать предпринимались на Profi'ке у KiM'а, в digital'ном редакторе Sampler, благо на диске с редактором были еще и примеры музонов. Вообще, это был первый трекер, который я увидел. Ничего стоящего там у меня не получилось, но хоть разобрался, для чего эти трекеры нужны вообще. Эксперименты продолжились в домашних условиях летом 1997-го года, уже на моем Scorp'е: на винте оказалась такая штука как ASM 1.02 (кажется). Эта версия работала с TrDos'ными дисками, и прилагалось к ней 3 музона. Ну, я как водится начал их мучить, извращать. Пытался набирать что-то свое, но все это было несерьезно, меня просто прикалывала возможность извлекать вполне симпатичные звуки из моего компа, я даже не разобрался ни с самими инструментами, ни с командами - вообще ни с чем кроме октав и нот ;) В итоге в ASM я сохранил только 1-2 наброска. Но сама музыкальная тема меня заинтересовала и я, раздобыв презренного металла, приобрел диски с "музыкальными демонстрациями" (так они именовались в каталогах нашей местной фирмы) и диск с ProTracker'ом 1.01. Демки меня прикололи, не поверишь, но впервые DEMO я увидел летом 1997-го года!!! И это после Enlight'а 96!!! К ProTracker'у 1.1 прилагалось около 50-60 музонов!!! В основном xPEH'а, IMP'а и уже не помню чьи. Так как материала было больше, понимание механизмов работы редактора пошло быстрее. Разобрался с огибающей, с маской для нее и т.п. Но до полноценных музонов так еще и не дошло. К тому же PT1.1 безбожно глючил на моей "прогрессивной" клаве. Работать в нем было как минимум затруднительно. В нем я просидел до весны 1998-го года. Хотя "просидел" это слишком сурово сказано, так как заглядывал в него я не часто - в то время AY-музыка меня вообще не сильно впечатляла, очень нравились только несколько музонов: "19 мгновений весны" by KSA, музыка из "Звездного Наследия" by Matthias и музыка Igoval'а из главного меню 22-го и 23-го Spectrofon'ов. По-настоящему крышку мне сорвало от музыки Ironman'а. Впервые я услышал ее в журнале Miracle #1, оттуда, по-моему, и узнал о его сборниках "Rave-Time Extasy" и "Formik Acid", заполучив которые протащился вдвойне. Тааак, затем, попытался пересесть на SoundTracker Pro by KSA, но после ProTracker'a редактор показался очень неудобным, хотя именно в нем я написал свой первый нормальный музон - "classic" (его чуть-чуть измененная версия была опубликована в моем первом альбоме). К этому времени KiM, приобрел Pentium и через некоторое время был потерян для Спектрума как активный программист. Но зато я получил доступ к FIDO... Затем, через Ice'Di Griz'а я вышел на наших пермских спектрумистов: CyberJack'a и его брата BlackGroove'а из LFG, а позже и на их органайзера Dr.Dismal'а (кроме KiM'а я никого из пермских спектрумистов до того момента не знал). Они-то меня и снабдили ProTracker'ом 2.1 и 3.31, а BlackGroove поделился технологией изготовления эхо эффекта (через три ноты). После этого в PT2.1 был написан музон "there is a little bomb on your head". А когда восстановил диск с новьем, пересел на ProTracker v 3.33, который по сравнению со своим предком PT1.1 был просто верхом удобства и обладал гораздо бОльшими возможностями. В PT 3.33 мне очень понравилось ;) Возможно из-за этого у меня началось получаться что-то похожее на музыку: "we've only started", "entropy", "i can fly". Следующим моим музыкальным потрясением осенью 1998 стал Visual'овский track "Sumea-theme" из Refresh'а. Покопав ее я не смог удержаться и написал музон "3а 3HaKomCTBo", который ко всему прочему был изготовлен и в честь моего 3HaKoMCTBa с Diver'ом и Fourth Dimension. [?] Впервые до нас дошла твоя первая музыка лишь в те времена, когда вышел первый номер Demo or Die. Там ты еще именовался как Sir Ilias. А потом, я так понял, ты решил свой nick немного сократить? Или здесь какая-то другая причина? [!] По-моему, в Demo or Die был второй по счету релиз моих музонов (первый - в Siril's Album). А Siril - это просто сокращение nick'а до одного слова, которое мне понравилось. Хотя есть еще версия: типа я фанат канадского мультсериала "Еноты", там, помнится, был такой симпатичный носатый злодей - Сирил Снирр ;) Нос у меня в порядке и на злодея я не похож, посему версию считаю несостоятельной ;) [?] Ну, так вот, вернемся к теме о твоем первом сборнике, который ты начал распространять вместе с player'ом, написанным тобой. Это была твоя первая кодинговая работа? Что подтолкнуло к ее написанию? [!] Да, SPlayer был моей первой законченной работой на asm'е. Изготовлен он был из-за того, что на тот момент не было player'ов играющих модули от PT 3.4 и поддерживающих все его четыре частотные таблицы (BestView с этой фишкой появился позже). Кроме того, до этого я видел альбомы Ironman'a и у каждого из них был собственный player. [?] Сказать по правде, музоны там были очень даже ничего, но это, конечно, не сравнится с твоим последним сборником Never Noised. Вообще, твою музыку всегда можно отличить от других работ даже невооруженным ухом =), им свойственен какой-то своеобразный стиль. Интересно, откуда берутся такие идеи? [!] Woow, tnx! Хотя мне казалось, что моя музА достаточно заурядна. Насчет идей - поначалу, почти все мои track'и появлялись на свет из-за того, что я придумывал или узнавал (подсматривал у других музыкантов ;), какой-либо технический прием или необычный sample/звук, и мне хотелось его обкатать. Затем, по мере накопления опыта я уже иногда мог работать на уровне развития темы, которую придумывал заранее. Но чаще я просто сидел в PT и перебирал ноты, отсеивая неправильные ;) Прикинь, до понятия тональности мне пришлось догадываться самому, а потом очень удивляться, читая об этой штучке в какой-то детской книжке ;) Потом постепенно я пришел к тому, что мне больше нравится "сюжетная" музыка, которая создавая настроение может быть как приятной, так и не очень. Стало также понятно, что мало предсказуемые сюжеты гораздо интереснее. Поэтому почти не могу слушать попсу - после нескольких секунд становится понятно, чем все закончится. Кстати, осознание того, что в ProTracker'е ты можешь делать _абсолютно_ все, что захочешь пришло совсем недавно. Самое главное чтобы получившееся нравилось (д)ушам;) Это как в demomaking'е: что бы ты ни делал - в оценке участвуют только уши и глаза. [?] Я так заметил, что ты очень любишь извращаться с glissando, да и ударники такие прикольные. Долго придумывал такую шарманку? [!] Не то чтобы я специально извращаюсь с gliss, просто мне нравится то, что при этом получается. А вот с ударниками лажа полная. Трудно они мне даются, гады ;) [?] Heh, ну да, они (ударники) у тебя всегда прикольно получаются. Кстати говоря, музыку какого стиля ты предпочитаешь слушать? Что ты непосредственно слушаешь в свободное время? [!] Что слушаю? - Diver, подлец, посадил меня на GOA/psychedelic trance - Astral Projection, Mystica, Cosmosis, Beast. Из нашего GOA понравился Transdriver'овский "Полет в глубину ощущений" и еще что-то со сборника "Неон: DJ-парад". Прибивает также грузанутый trip-hop (bristol-sound вроде такое кличут) - Tricky, Portishead. Потом слышал/слушал сrystal method, chemical brothers "Surrenda", orbital, aphex tween. Из ethnica-trip - Deep Forest, в меньшей степени Enigma. Радует Иван Купала - главное чтоб прогрессировали, в попсу не скатывались. Хотя в отечественном "шову-биzzzнесе" это все маловероятно. Особо крышка слетела от Future Sounds Of London - альбомы "Dead Cities" и "ISDN" - очень душевный и красивый experimental psychedelic. Кстати, поначалу FSOL вообще слушать не мог, то есть понимал, что музыка очень красивая и все такое, но слушать не мог - депресняк накидывался ;) В течении четырех дней слушал "Dead Cities" перед сном, пока не привык к такому звучанию ;) Теперь могу спокойно получать несказанное удовольствие от прослушивания. Примерно аналогичная история была и с GOA, но тут организм адаптировался быстрее. Недавно начал заслушивать Acid Jazz: StereoLab "Dots and loops" - прикололо, хотя надеялся что эта музыка на самом деле потяжелее (более психоделическая). Из того, что слушал недавно - понравился альбом "Music of full Moon" (1990-го года) питерского ambient-проекта "Парки" (Parks). [?] Вот лично мне очень нравится твой track под названием LiuGoMa, который ты выставлял на Di:Halt'99. Там такой изрядный jazz мотив. Jazz, вообще, это вещь, не так ли? [!] Jazz это вещь ;) Очень широкий/глубокий стиль, практически у всей современной прогрессивной музыки можно обнаружить корешки в электронном джазе, не говоря уж о том, что Acid Jazz почти вплотную подходит к breakbeat, drum'n'bass, trip-Hop, местами к psychedelic trance. Даже если сейчас, например, послушать "Arsenal-6" Алексея Козлова (то, что они исполняли в 1986-1989)- можно ведь немалый кайф словить. [?] И вообще, советую послушать remix от Jori Mikkonen (это вроде фин) track'а B-Boys & Fy Girls от Bomfunk Mc's в стиле Deep'n'Smooth. :) Конечно Bomfunk'и это уже попса, но ремикс от этого мана очень даже ничего. [!] Послушаю ;) А пока - верю на слово. А что это за стилье такое "deep'n'smooth"? ;) [?] Ну там вообще несколко направлений смешалось. Где звучит funk, где trance, где еще чего... Посему автор видимо такой ярлык ему и придумал. ;) Ну а что ты скажешь на данный момент о музыкантах на Speccy Scene (и западной, и российской)? Кого ты бы мог выделить как одних из лучших music maker'ов? Может, заодно, и скажешь их треки, которые тебе нравятся? Тем более, что за последнее время и пати было достаточно, а, следовательно, и новых треков появилось много. [!] In random (hi randy! ;) order: mast/ftl "activity", "happy intro song", "mission impossible", "crandberries", "rainbow dreams"; andyfer/imx "mad fantasies", "for majame"; ironman "my birthday", и другие; dee-jooz "spring" и другие; fatal snipe "x-files rmx"; mmcm "seeing", "mirage", "suggestive"; davos; sairoos intro/demo songs; yerzmyey, factor6, tdm, baZe - tracks from insane/higherstate; visual "Goa sation II", "Sourse of energy", "the way to the heaven gates"; nick-o "happy day is a day with my speccy"; и многие другие прогрессивные музыканты... [?] A кого ты можешь выделить из бывших музакеров? Не смотря на то, что раньше их было достаточно много, у многих уровень очень отчетливо отличался от других, потому выбрать лучших не составляло проблем. [!] Imp, Igoval (надеюсь еще не "бывший"), Ksa, Mic (Moby), Ironman (жив курилка ;), Matthias, Ivan Bobov (Push), Alex Plusov, BlackLord/LFG. [?] А что ты скажешь о результатах музыкальных competitions прошедших пати, в особенности о том, как Ea традиционно занимал первые места? Благо, после cc000 эта традиция завершилась. Согласен ли ты с ними? В особенности интересует твое мнение о Virtual party, так как на мой взгляд именно в них результаты более менее объективные. [!] Скажу что на FunTop'98 мне понравился "ZX-Sos" by Igoval, и я бы отдал ему первое место. Ну да меня никто не спросил ;) А EA - молодец, два раза подряд угодить агррромной толпе ненавидящих music-compo людей ;) Это круто по определению. А virtual party мне более симпатичны, так как, по-моему более приспособлены для Music/GFX/few bytes intro. (На реальных party больше торкает от зрелищных дем.) Работы с них можно послушать в спокойной обстановке за чашечкой чая или тарелочкой супчика. И принять участие в голосовании могут больше разных людей, и что самое классное - не только из ex'USSR. И, как правило, при равном количестве votelist'ов результаты получаются гораздо трезвее, чем на real party. Правда, стрясти с народа столько голосов - нынче уже проблема. [?] В счет Ea, то разве что по определению. =) А на FunTop мне больше понравился 'Rain' by Zhenya^Zero. Такс, максимальное место, которое ты занимал на party? [!] Track "Welcome to the looser's land" - 3е место на phat'9. И "Deep Green" - 3e место в no-copy на Millenium-virtual party (это место мы там поделили с BlackGroove'ом). [?] Полгода назад произошло крупнейшее за последние три года party - cc000. Твое мнение о прошедшей пати? Как известно, твой музон "Elephant" не прошел преселект, сильно ли это тебя расстроило? :-/ Твое мнение о качестве music works на этой party и о music-compo results? [!] cc000 - очень правильное пати, я воспринимаю его как правопреемницу Enlight и FunTop. Очень жаль, что я не смог не него приехать. А то что "Mad Elephant" не прошел преселект, наверное, справедливо. Скажу честно - почти не огорчился ;) Тем более что, насколько мне известно из party'йных отчетов, народ недолюбливает music-compo на реальных пати. Сомневаюсь, что результаты были бы объективны. О качестве работ могу сказать - лишь то что, я стер их сразу после прослушивания (вообще-то у меня был битый архив, и нормально проигрывались только несколько треков), даже результаты до сих пор не смотрел ;) По-моему, виноват не совсем трезвый (по словам очевидцев) преселект, и мне кажется, неудачным было разделение на copy/no-copy music, на реальном пати правильней было бы сделать по образу и подобию PC/Amiga - то есть traditional/alternative. [?] Если будет cc1, собираешься ли ты приехать? А что ты думаешь о возникновении очередных Millennium'1901, Paradox'2001? [!] Собираться на cc1 я могу сколько угодно - но вот вряд ли приеду (если только работу какую-нибудь найду). А Millennium'1901 и Paradox'2001 мной воспринимаются как локальные пати, и ничего плохого в том, что они дадут возможность пообщаться народу, в том числе и тем, кто не сможет приехать на де-факто глобальную cc1, я не вижу. Но результаты в music-compo на реальных) party, при нынешнем положении дел, по-моему, будут необъективными с вероятностью 90%. Мне кажется, сейчас не хватает качественно организованных Virtual'ных пати (вроде Complex Compo или Millenium) коих должно быть около трех-четырех в год, чтоб народ не терял форму и чувствовал, куда дует ветер. [?] Ну что-ж, надеюсь услышать твою работу на новой, организованной нами, virtual party - Nuotrauka'tm. А вообще, что ты думаешь об остальных cc'000 работах, выставленных по другим номинациям? Особенно интересует твое мнение по поводу дем: как бы ты расставил места, идет ли развитие на нашей сцене в плане демостроения, лучшая работа? [!] Графика порадовала, правда жалко, что PheeL не занял первое место, по-моему, его no-copy screen честно заслужил это. Screen Paracels'а тоже очень красив. Демы я бы, наверное, оставил в том же порядке. В Dogm'е классная графика и крутые 3D-эффекты, однако, на мой взгляд, довольно занудная музыка. У Brainwave в деме стильное начало, красивые multicolor'ные эффекты, классный Funk-мотив от Megus'а, но к концу демы ощущение цельности/стильности пропадает - левая, криво сконверченная графика и не совсем "в тему" chunky-эффект ломают всю логику. Но если бы Brainwave доработали Tryptomine Dream, они бы без сомнения заняли первое место. Порадовали Accept Corp - качественная, немножко навевающая nostalgy музыка, красивые 8x8-coloured chunks эффекты, симпатичные (хоть и немного медленные) 4x4-chunks эффекты принесли 4-е место. Эхх... и почему не третье? (Правда я не видел Risc'а от Extreme, но, по словам все тех же очевидцев, он чуточку слабее, чем работа Accept'ов) Жалко, что razzlers'ы не выставили что-то новое (некоторые видели scenergy#2 intro и до cc000). Кстати, на счет развития демостроения - мне очень нравятся работы от razzlers'ов. Их сс000-invitation, scenergy2-intro, Novgorod'1140-demo сделаны очень стильно, без оглядки на стереотипы. То же могу сказать и о Brainwave, их деме и инвитации. Развитие для меня - это поиск новых нетрадиционных эффектов, сюжетов, использование нетрадиционной (для дем) музыки. По-моему, в демостроении еще очень много возможностей - есть куда развиваться (и не обязательно в 3D,- в 2D еще очень много красивых вещей не реализовано ;). Другая (тупиковая ?) ветка узаконить на party турборежим. [?] По-поводу незавершенности Tryptomine dream я имею другое мнение. Дело в том, что дема заточена по original sound track. А треки подобных направлений обычно всегда так и заканчиваются, неожиданно. Так что, imho, это сделано как раз в самый раз. ") Будешь ли ты поддерживать своими работами западные пати, такие как Forever'2e3 second edition, ZX-Party'2001? Слышал про такую пати как Alternative? [!] Буду! ;) Как показали предыдущие party, западные фаны спектрума мыслят немножко по-другому. В части музыкальных предпочтений это, по-моему, более заметно. Мне интересно [taste]'ировать их вкусы ;) Правда, про Alternative не слышал. [?] По поводу Alternative - читай в ZX-Pilot #39. Итак, 4th Dimension. Кратко расскажи историю создания, почему такое название, чья инициатива, кто организовал, как ты туда по- пал? [!] По части истории 4D, я не спец - только недавно начал узнавать что к чему. Вроде бы сначала встретились pROF и JTN, затем они через irc, с помощью Arty/DR вышли на DiVER'а, который, как оказалось, тоже бывал на канале #z80. После, к ним примкнули я, а через пару месяцев G.D. Официально органайзера не было, но более инициативным, по-моему, всегда выглядел DiVER. Название Fourth Dimension перешло "по наследству" от более древней пермской группы, которая занималась выпуском электронной газеты на ленте и еще чем-то, точно не знаю. А попал я в 4D следующим образом. Осенью 1998-го, через CyberJack'а мне в руки попали первые три номера газеты #z80 by 4D, где в разделе "авторы" с удивлением обнаружил пермские адреса. Недолго думая, написал письмо Diver'у a.k.a. OrangeFox, домашний адрес которого нашел еще и в списке клиентов фирмы "Scorpion". Договорились встретится на тусовке читателей газеты "Фигаро" (тусовка "у танка", на базе которой потом возникла наша спектрумистская), куда, как оказалось, оба уже давненько наведывались, и, хоть и не были лично знакомы, но пару раз таки обменивались рукопожатиями. Я показал свои работы, они, видимо, не вызвали чувства отвращения ;) К тому же в 4D не было штатного музыканта, и через пару тройку недель от Diver'а последовало предложение вступить в группу, на которое я незамедлительно согласился. [?] А чья была идея создать Millenium virtual party, и внес ли ты какой-нибудь вклад в него? Как бы ты в целом оценил эту пати (как по проведению, так и по результатам)? [!] После завершения ComplexCompo'99, стало ясно что virtual parties - это хорошо. Однако DC-Pak сказал, что следующее будет только через год. Diver тогда, помнится, возмутился ;) Тогда еще пролетела мысль, что virtual compo на то и virtual, чтобы его можно было провести где угодно. Где-то в июле 1999го я позвонил DiVER'у и напомнил ему о его намерении провернуть это. Тем более он идеально подходил на роль организатора такого мероприятия - он знал много людей у нас и на западе, его тоже уже знали и тут и там, одни - благодаря irc, другие - через газету #z80. Опять же организаторский талант налицо. Чтобы compo отличалось от других (в данном случае от complex compo) в лучшую сторону, я предложил разделить gfx/music по номинациям original/converted. DiVER трансформировал эту идею в copy/no copy, что, по-моему, было не менее удачным ходом. Потом все это обсуждалось пермской общественностью. Порешили: "party - быть!". Сама же организация, рассылка приглашений, вытрясывание и сбор работ, изготовление и рассылка votelist'ов, сбор голосов - все это легло на Diver'а. С JTN'ом они изготовили оболочки для просмотра работ. Кстати, за все время голосования на MilleniuM, Diver не показывал и не говорил о промежуточных результатах _никому_ ;) А вообще, более подробный отчет о MilleniuM лучше читать в шестом номере #z80. [?] И, кстати, о музыкальных работах с этой пати - навязчивый вопрос: Selected Realms, Sexy Potion?!! Больно глиссандо напоминает... ;D [!] Да, мне очень понравился его саморекламный трек "SexyPotion" ;) А ремикс моего "White road", imho, напоминает стиль AndyFer'а и достойно занял 3-е место в copy-music... Да, и хоть Jorg/SR=Diver/4D, Sexy Potion/SR <> Siril/4D;) Впрочем, наверное, хватит выделываться, Sexy Potion - плод совместной медитации - моей и Andy ;) [?] I see! Чем сейчас занимается 4D?! Большой ли произошел стопор в вашем производственном процессе, когда убыл в армию Orangee aka Diver? [!] С моей точки зрения довольно большой. Но нужно учитывать, что моя точка зрения довольно специфическая ;) К сожалению я не очень приспособлен (оптимизирован) для того чтобы следить за новостями (даже в своей группе, какой кошмар ;))). Могу лишь сказать, чем занимался/занимаюсь я - когда находит вдохновение - адаптирую нужные (мне) программы к скорповскому винту... Все вот делаю программку для быстрого чтения (аналог системы Vortex на PC, но более симпатичную), может быть когда-нибудь доделаю. [?] Лично ты участвуешь в каких-нибудь проектах за пределами своей группы? [!] Если не считать IMD, то нет... Хотя, наверное, хотел бы... [?] Спасибо огромное, что прислал несколько треков для нашего журнала. Так что теперь полноправно можешь считать, что ты участвуешь и за пределами 4D! :) Что слышно об очередных номерах вашей газеты #z80? Или это была инициатива только Diver'a? Вообще, интересная сценовая газета, написана доступным языком даже для нерусских. Кому, как ты считаешь, нужно отдать "должное" за это? [!] #z80 была инициативой не только Diver'а, а всего 4D + MarchCat, но, как мне кажется, по всем "показателям" его можно было бы обозвать главным редактором #z80. По этому, все-таки было естественно, что она (газетка) почти официально загнулась после его ухода в армию. Вообще мы говорили с ним на эту тему - Diver считает, что помимо всего прочего, тематика газеты исчерпала себя (имеется в виду internet + ZX Spectrum), и уже только по этому не стоит ее больше выпускать... Типа лучше/легче/правильней начать новый проект, свободный от идеологии и интерфейса #z80... На счет "доступности" для не владеющих русским языком в совершенстве - я не знаю, возможно, это было результатом сознательных действий. Но спрашивать меня на эту тему бесполезно - я не написал ни одной статьи для #z80, и вообще вступил в 4D уже после выхода 4-го номера, и, теоретически, имел возможность участвовать в подготовке всего лишь 2-х ее номеров. А практически всего одного - 6-го, который был полностью посвящен Millenium Virtual Party, однако ограничился только предоставлением музона для нее. [?] Ну, раз уж зашел разговор о газете, то скажи, какую еще сценовую прессу ты предпочитаешь читать? Только вот BornDead не в счет, так как он уже dead. [!] Мне это напомнило одну карикатуру, которую я видел в небезызвестном ранее журнале "Крокодил": просящего милостыню спрашивают: "денежные знаки какого государства вы предпочитаете в данное время суток?". Изданий, которые я мог бы назвать сценовыми не так уж и много... Вернее, до кончины BornDead'а я бы назвал всего два: вышеупомянутого и scenergy. Однако ни то, ни это не являются/являлись полноценно сценовыми. BornDead подошел к сценовости через "остепенение", так сказать "от альтернативы к mainstream", и держался только на авторитете/журналистском мастерстве MMA и крутом коде Monster'а. Scenergy изначально был заявлен как сценовое издание, однако, imho, некоторый экстремизм и идеализм в освещении "сцены" и в определении ее базовых понятий породили массу непоняток и обидок (далеко не всегда мотивированных) со стороны части spectrum-сообщества. На фоне всего этого, довольно забавно было наблюдать за "антисценовой" и "антисценерской" волной в некоторых изданиях, где сценеры рисовались не то подлыми жидомассонами организовывающими очередной всемирный заговор, не то помесью кришнаитов и "белых братьев", высасывающими из бедных праведных спектрумистов деньги, мозги, и способность писать полезный софт ;) Я думал, что через пару номеров эта глупая истерия закончится, однако, некоторые все еще с энтузиазмом размахивают лозунгами "программы - программистам", "пользу - пользователям", "сцену - сценерам" ;) Ааааммм... Чего-то я отвлекся ;) В общем, думаю, далеко не для всякого издания декларация своей "сценовости"/"антисценовости" пойдет на пользу. [?] А что ты думаешь о www.scenergy.org и о периодичности и "свежести" информации реального Scenergy? Нужен ли сцене периодичный сценовый журнал? [!] www.scenergy.natm.ru - симпатичный сайт со свежими новостями и софтом (кстати, оттуда можно скачать Never Noised ;). Правда, я не часто заглядываю туда, т.к. в internet выхожу в основном только для того, чтобы скачать почту. По web почти не ползаю. (Правда, недавно узнал о довольно динамично развивающемся конкуренте scenergy - сайте www.pos.izhnet.ru.) В общем, скажу так: реальный Scenergy - это хорошо, низкая периодичность - это плохо ;) Насчет периодичного сценового журнала, imho, "сценовыми не рождаются, сценовыми становятся" ;) kristoph: pos.izhnet.ru дает жару! Синержи уже отдыхает по срав- нению с этим ежедневно обновляемым ресурсом. [?] А о чартах by Ash что ты скажешь? Меня так они совсем не впечатлили. Сделано достаточно попсово, да и результаты в большей степени лажа. [!] www.zxchat.boom.ru? По-моему, сайт сделан достаточно качественно. Хоть и неудобно добираться до нижних номинаций - в экран explorer'а не влазят (а проскроллировать - нельзя). А результаты от самого Ash'а не очень зависят ;) Тем более что проголосовало там всего около сорока человек, какая уж тут истина в последней инстанции. Возможно это из-за некоторой невнятности, которая наблюдалась в процессе создания zxcharts. То их EI делает, то Ash, то он отказывается, то наоборот ;) Но теперь-то они уже есть и imho есть смысл их раскручивать. Главное чтобы был стандартный votelist, который принимался бы независимо от его заполненности по номинациям, а то народ всякую чушь пишет или первого кого вспомнит (сужу по себе ;) - лишь бы все поля заполнить. [?] Кстати, расскажи, что это у вас была за акция такая с Ellvis'ом под названием Im2-MD? Это временный cooperation или что-то иное? Мне Ellvis/ZT^CTL даже какую-то small demo прислал! [!] Ассоциация IMD (IM2 Must Die) пропагандирует следующую точку зрения - настоящий программист никогда не использует режим прерываний второго рода (IM2), только нулевого, ну в крайнем случае первого. Дело в том, что было выявлено негативное влияние IM2 на системы жизнедеятельности человека, внутренние/внешние органы. Более подробно все это освещено в упомянутой тобой демке ;) Инициатором создания IMD были Ellvis/ZT и GD/4D, а я просто примазался к их славе в тот момент когда они почти договорились о создании IMD на irc ;) [?] Сейчас большинство сценеров также поддерживают и другие платформы. Интересно, а что ты думаешь о таких платформах как Commodore-64, Atari?! Ну, и, конечно же, традиционный вопрос: как ты относишься к PC/AMiGA? [!] Никогда не видел ни Commodore-64, ни Atari. Amig'у имел возможность потрогать у SoulSplinter/4D - нашего штатного амижника, но так как трогал не слишком долго - ничего определенного сказать не могу кроме: "демы там классные". PC - где их только нет ;) Однако тоже знаком не слишком близко (хотя когда узнал, что в адресном пространстве PC в трех местах торчит ПЗУ - долго смеялся ;). [?] Испытывал ли ты себя на pc/amiga в качестве muzaker'а? Если да, то наверняка какие-то твои работы можно найти в инете? [!] Около года назад пробовал свои силы в FastTracker'е на PC - в итоге у KiM'а на винте валяется парочка архивчиков с моими модулями, не очень высокого качества. Потом относительно регулярный доступ к PC накрылся и больше я ничего там не делал. Хотя хоцца. [?] А что ты думаешь о конверсиях треков на Speccy с других платформ? Твое мнение, нужны ли такие работы нашей сцене? Ведь, если все проанализировать, здесь для музакера работы намного больше, чем при написании простого слухового ремикса какой-нибудь популярной попсы. [!] Для музакера, если поискать, можно найти много работы где угодно - диски заставить форматировать для Ms-Dos, например ;) Не знаю, лично для меня гораздо сложнее написать "простой слуховой ремикс", даже если речь идет не просто о механической конверсии, ведь для полноценного переноса помимо опоры на исходники все равно придется прибегать к услугам своего "слухового анализатора", однако, в случае чисто слухового ремикса у музыканта не будет никакой опоры на партитуру, следовательно, это сложнее. [?] Да, но были бы такие конвертеры... Как ты относишься к таким направлениям как Break Beat, Jungle, Ambient? Как ты думаешь, есть ли перспектива для таких стилей на Speccy? [!] Ну, пока жив BaZe/3SC, breakbeat на Speccy не загнется;) Jungle тоже, по-моему, изображали... Ambient был неплохо представлен в альбоме Visual'а "The way to the heaven gates". Раз у этих стилей на спеке есть прошлое, логично предположить что будет и будущее ;) Однако мне в определенной степени более интересно другое направление в AY-музыке, когда стиль, темы, идут не "извне", ну в смысле не когда предпринимаются попытки с минимальной степенью схожести изобразить какой-то стиль/звуки средствами AY. А когда, наоборот, возможности AY определяют направление, звучание, тему, оптимизированную специально для AY. В принципе, мне нравится думать, что я частенько работаю именно в этом направлении ;) [?] Точный jungle изобразил zHenYa^0 в своем треке 'Nothing'. А как тебе Alternative от dee-JooZ'a в beccul? Мне так кажется, это большое новшество для Speccy за последнее время. Sound просто обалденный! [!] Мне он напомнил тот sound, который в последнее время пропагандирует Ironman, у dee-JooZ'а он правда в более мелодичный. Как явление - мне это интересно, но, по-моему, с таким sound'ом можно сделать вещи гораздо красивее, если обратиться к psychedelic experemental или ambient. [?] А вот еще кое-что nestandartnoje! =] Твое мнение, напиши, к каким направлениям склонны такие музакеры как: Megus, Ironman, d-juice, Mm<M, keNotroN, TdM, x-AGOn,... Лично ты сам?! [!] У Megus'а мне понравились его demo/intro - jazz-музоны. Ironman - этот товарищ просто маньяк, живой классик AY-progressiv'а, его больная музыка прибивает, но особую nostalgy во мне вызывает его pop-tracks. Dj.ZZZ - пишет в разных стилях и практически все то, что я слышал - все интересно/качественно. Mm<M - продуктивности которого можно позавидовать (красивая музыка в большинстве своем), и уже точно есть стиль написания музонов "под mmcm'а". Стиль Kenotron'а - определить затрудняюсь, но imho подходит кем-то данная характеристика "взрывной rave". Tdm, X-AGon - в большей степени freestyle, как большинство западных музыкантов. А я, гм... Большей частью попса, местами experimental :) Наверное, так. [?] Ну ты даешь - попса. Popsa типичная - это Ea. Если не сложно, назови лучший трек 98-го, 99-го и 2000-го годов (с автором и с пати, если выставлялся). Постарайся аргументировать свой выбор. [!] 1996 - "19 мгновений весны" by KSA, Enlight'96 - мне он по- нравился в контексте Spectrofon'а, и представляется одним из лучших fantasy-музонов на AY. 1997 - "Birds" by Push, Enlight'97 - оригинальный sound. 1998 - "ZX-Sos" by Igoval, FunTop'98; 1999 - "For Majame" by AndyFer, ComplexCompo'99 - AndrewFer- styled в чистом виде; - "Frozen" by Mast, MilleniuM (Virtual Party) - просто обалденный перенос на AY; 2000 - что-то не могу вспомнить ничего ;( мало музоны с Par- ties слушал... Все больше себя да себя ;))) [?] Тут недавно Perspective group выпустили первый номер печатной газеты Абз@ц. Ну, и как твое мнение, нужно ли такое детище для Спектрума, или ему хватает и электронной прессы? Видел ли ты эту газету? [!] Я ее видел в формате *.pdf, но так как BestView такое не смотрит - ближе познакомится не смог ;))) [?] Задам более насущный для нас, музакеров, вопрос. Вот уже как 2 года большинство музакеров пользуется Pro-Tracker v3.x, разве что некоторые или в отдельных случаях используют Pro Sound Creator (например, Sairoos). Есть ли острая необходимость в новом, усовершенствованном редакторе? Есть ли вещи (buggs), которые в PTv3.x тебя не устраивают? [!] Конечно, необходимость есть, и еще какая. PT 3.x уже устарел. Уровень сервиса там хоть и гораздо выше чем в других редакторах, но все равно уже низковат для настоящего времени. Не удобно реализованы операции копирования/транспонирования, нет транспонирования громкости, вставки ноты/произвольного куска с одновременной сдвижкой/раздвижкой данных канала, отсутствует возможность mix'инга данных каналов. Не удобна вставка команд - лучше вынести ее "из-под" ноты в отдельное поле, не удобен редактор sample/ornament/position list и т.п. Не хватает полезных команд вроде envelope portamento и т.п. Можно очень долго продолжать, но это imho тема для отдельного разговора. Надеюсь Minimal Tracker by Mm<M & Monster будет "большим шагом вперед" в деле редакторостроения. [?] Назови пятерку твоих любимых демок? Расскажи, что конкретно тебе в них нравится? [!] Action by VAV (Exploder) - быстрая и красивая + энергичная музыка by KSA. Insane/HigherState by 3SC - это, наверное, уже классические демы (одна - логическое продолжение другой), притом работающие и на 48к! + забойный breakbeat BaZe. А в HigherState самый красивый и быстрый copperbar. Refresh by Extreme - комментарии излишни ;) Новая эра в демостроении на Speccy, Exploder'овский код, графика Teeray, и просто офигенная музыка Visual'а! Forever (Party version) by DR - еще один основатель стиля сюжетной демы. Очень сильная по эмоциональному воздействию (image/music). Estatic by Antares - очень симпатичные эффекты, идеально синхронизированные под прогрессивную/красивую музыку IMP'а. [?] Совсем забыл про games! Кроме "черной птицы" есть еще любимые игры, которые были выпущены за последнее время? Вот, например, CSC Deja Vu, которую ждали 3 года... [!] Вообще, я в игры подолгу не играю - единственное во что резался рекордное количество времени - это незабвенная Elite. Но это еще на Кворуме, с ленты. По статьям в ZX-Ревю, стал заочным фанатом Adveture и RPG, но реально терпения не хватило заниматься ни тем, ни другим. К сожалению, сейчас на speccy, нет игр в которые я бы с удовольствием играл, желая пройти их до конца. С надеждой ждал выхода "Heroes Of Might and Magic", но видимо не дождусь. Конечно, в Black Raven поиграл, но далеко уйти без cheat'а не смог бы. Twilight с интересом поглядел, но дальше пары элементарных действий не ушел ;) Видимо не заточены у меня мозги под такие игры ;) А! От Quadrax, помню, протащился! Симпатичная игрушка. В общем, в последнее время играл в Pub Trivia, Room Ten и WecLeMans. [?] Думаю, есть смысл рассказать несколько слов о вне'scene'овой жизни. Ты сейчас где-нибудь учишься/работаешь? [!] Так как дважды пропарил экзамены в ВУЗ, сейчас учусь на техника-программиста в Лицее №1 (в котором, кстати, в свое время учились Prof/4D и Dr.Dismal/ex'LFG). [?] Что предпочитаешь делать в свободное время? Сколько времени проводишь со Spec'ом? [!] В свободное время, если не сижу за спеком, почитываю Max Frei - rulez foreva!!! ;) Прикольно перечитывать рассказы Герберта Уэллса вроде "Волшебная Лавка", "Зеленая дверь"(Дверь в стене), "Красный гриб". Ну, ишшо музычку баальную слушаю ;) [?] Пиво! Ты любишь пиво? Какое пиво тебе больше всего нравится? И в каких количествах? ;} [!] Эхм... Люблю не столько пиво, сколько сам эффект. Хотя было одно, которое мне действительно _нравилось_ - "Золотая Искра". Но после того как ее начал выпускать "Красный Восток", его стало невозможно пить ;( Впрочем, как и все что делает КВ ;) [?] KV - это действительно лажа, но от качественного пива особо никаких эффектов нет, главный эффект - это ВКУС! ;) Так, а есть какие-нибудь жизненные перспективы? [!] Есть одна, но за такие перспективы людей обычно психами называют ;) Почем зазря... Поэтому промолчу. [?] Hehe! Имеются ли какие-нибудь еще проекты на scene, кроме регулярного участия на пати? [!] Пока нет... Попытки писать музыку для GBC, думаю не в счет. [?] Бываешь ли ты на #z80 и как часто? [!] В последнее время не очень часто, так как учеба отнимает время. А вскоре меня там, наверное, вообще сложно будет выцепить, так как наш халявный internet-центр при ПГУ прикрывают 22 апреля. ;( [?] Мобильный вопрос: как с тобой можно связаться? Напиши свои координаты. [!] Из-за ликвидации internet-центра ликвидируется e-mail: "vinogr2@psu.ru" - писать на него более не рекомендуется. Действующий e-mail: sirilion@mail.ru. snail-mail: Россия, 614014, г.Пермь а/я 6118, Илье, или Россия, 614107, г.Пермь, ул. Уральская 49-73, Илье. [?] A фамилию потом узнаете! :] Ну, и в заключении, последний вопрос, опять традиционный: что пожелаешь нынешним музакерам на нашей необъятной сцене? [!] Возможность и желание писать красивую/любую музыку ;) [?] Ну, что же, огромное спасибо за детальное интервью. Надеюсь, что все твои перспективы и идеи будут воплощены в жизнь, а также желаю тебе всяческих myzykos-успехов и занять призовое место на какой-нибудь будущей пати. А всем, у кого возникли дополнительные вопросы к Siril'у - пишите ему по вышеуказанным координатам. Счастливо, и всего наилучшего! Iki pasimatymo! [!] Tnx за это interview ;) Мне самому было полезно кое-что вспомнить ;