Рубрика "Блэккэтница" Здравствуйте дорогие читатели SibNews. Представляю вам новую рубрику "Блэккэтница", посвященную аппаратным доработкам. Новый Год для любителей паяльника - это время, когда можно на длительных выходных предаться любимому занятию.Поэтому сегодня хочу предложить владельцам таких ретро устройств как оригинальный SMUC v.1.0 и General Sound доделать эти старые устройства до возможности работы с шиной NemoBus, являющейся сейчас стандартом отечественного спектрумостроения. 1. Переделка SMUC v.1.0 под NemoBus. Оригинальный SMUC не является редкостью до сих пор. Многие его эксплуатируют со Скорпионами.Но старые Скорпионы постепенно выходят из строя, и их владельцы очень удивляются, когда выясняют, что в совре- менных компьютерах с шиной NemoBus, SMUC не работает. Суть здесь в том, что шину в Скорпионе правильнее называть ScorpionBus, а не ZXBUS. Эта шина, как и NemoBus, является клоном шины ZXBUS компьютера ZX Spectrum (16/48k),но эти шины полностью не тождественны, и именно это является причиной нерабочести SMUC в NemoBus.Так же SMUC не будет работать и с конфигами TSEvo и PentEvo в девборде ZXEvo, в которых несколько отличается от NemoBus работа шины расширения. Т.е. без переделки, SMUC невозможно эксплуатировать ни с одним современным отечественным клоном. Но, к сожалению, для оригинального SMUC отсутст- вуют исходники прошивки CPLD, и потому возможно только предполагать ее внутреннее устройство,когда нет возможности проверить предположения на практике. К счастью, AndyD, на своем SMUC проделал хорошую работу по проверке моих предположений о внутреннем устройстве CPLD оригинального SMUC, и полностью подтвердил их правиль- ность. Это позволило создать доработки SMUC решающие проблему работы устройства в компьютерах с шиной NemoBus, а так же с конфигами TSEvo и PentEvo в девборде ZXEvo. По ссылке на форуме в теме "Исправления и доработки SMUC": http://zx.clan.su/forum/8-149-1 приведены два варианта доработок ориги- нального SMUC для работы с NemoBus, отли- чающиеся поддержкой скорпионовского варианта шины ISA8. Оба варианта открывают все порты SMUC, исключая необходимость входить в TR-DOS, так же, как это сделано и в клоне SMUC v.2.0, но в первом варианте работа с ISA8 заблокирована, а во втором возможна в режиме TR-DOS, как и в ориги- нальном SMUC. Доработки не сложные,и доступны любому, умеющему держать паяльник в руках. Кроме того, рекомендую сделать доработку http://zx.clan.su/forum/8-118-1153-16-1514129150 позволяющую заменить метрический печатный коннектор оригинального SMUC на дюймовый 62-контактный, используемый в NemoBus, что избавит вас от опасности сжечь компьютер из-за сдвига платы SMUC в слоте NemoBus. 2. Переделка General Sound под NemoBus. 1) При эксплуатации оригинального GS или его реплики от zorel на современных компьютерах с шиной NemoBus, приходится сталкиваться с такой неприятной особен- ностью, как его нерабочесть в слотах с низким приоритетом (slave слоты NemoBus), или вообще нерабочесть в девборде ZXEvo с конфигами TSEvo и PentEvo, работа шины расширения которых несколько отличается от NemoBus. Более-менее устойчиво GS работает только в слоте с наивысшим приоритетом, т.е. в master слоте шины NemoBus, что бывает, не всегда удобно, если в NemoBus воткнуто несколько периферийных устройств. Объясняется такая особенность работы недостаточной продуманностью схемотехники оригинального GS, в частности тем, что для формирования сигналов чтения из портов GS, используется только сигнал WR/, а RD/ не используется.В результате такого упрощения схемотехники, если в цикле записи в порт, на слот подается чуть задержанный относи- тельно сигнала WR/ сигнал IORQ/, то по завершении сигнала WR/,остающийся активным задержанный сигнал IORQ/ вызывает ложную генерацию сигнала чтения из соответствую- щего порта, что, в случае обращения к порту #B3, приводит к сбросу флага данных порта статуса, по взведению которого программа определяет работоспособность GS. Пример доработки для устранения такой ложной генерации сигнала чтения приведен на форуме в теме "Исправления и доработки GS": http://zx.clan.su/forum/8-118-777-16-1387740869 В отличие от известных ранее доработок, данная схема не требует напаивания где не попадя конденсаторов, и подбора по наитию их номинала, схемотехника этой доработки логична и однозначна. Эта доработка отно- сительно не сложная, и в некоторых случаях ею можно ограничиться. 2) Но, к сожалению, вышеприведенная дора- ботка не устраняет всех проблем связанных с эксплуатацией оригинального GS в NemoBus. В частности, для устройств установленных после GS, в слоты с более низким приоритетом, сохраняется проблема "иголок" по сигналу IORQ/, приводящая к конфликтам и неустойчивой работе перифе- рийных устройств. Эта проблема является следствием неправильной схемотехники формирователя сигнала IORQGE в GS. Объяс- няется это тем, что оригинальный GS был разработан на заре развития шины NemoBus, и поэтому не полностью соответствовал ее спецификации в силу недостаточной информи- рованности автора GS. Пример доработки для устранения обеих описанных проблем предс- тавлен во втором посте темы: http://zx.clan.su/forum/8-118-845-16-1390903557 Доработка чуть более сложная, и требует напайки вторым этажом дополнительной пары микросхем. В этой же теме вы найдете и другие доработки на любителя. При производстве доработок не рекомендую пользоваться оригинальной схемой GS, содержащей ошибки. Пользуйтесь только исправленной схемой: http://zx.clan.su/forum/11-132-1#838