Горизонты турбосаунда Роман Лашков (Cj Splinter) Здравствуйте. Я хочу поделиться с вами своим опытом работы с TurboSound,что, как я полагаю, поможет желающим освоить техно─ логию,скрывающую в себе большой потенциал. Многие начинают использовать TurboSound не совсем правильно, к примеру, пытаются обогатить свои работы дополнительными му─ зыкальными партиями, что вредит треку по двум причинам: во-первых,человек всё равно не может уловить одновременно больше чем 4 музыкальных линии (кто-то больше, кто-то меньше), во-вторых, музыкальный процессор достаточно однообразен в звуке, и одновре─ менная игра нескольких мелодий сливается в единую тоновую какофонию. Так на что же следует обратить внима─ ние? Что именно даёт преимущество Turbo─ Sound'у? Мой ответ на эти вопросы - звуча─ ние. Улучшение качества и полноты звука AY и, конечно, синтез новых звуков. Известно,что на одном музпроцессоре ав─ торы исхитрялись как могли, чтобы вместить в три канала четыре-пять партий. Это обс─ тоятельство влекло за собой такие последс─ твия,как прерывающиеся звуки,обусловленные чередованием инструментов,а также короткие (не протяжные) звуки. TurboSound разрешает обойти эти пробле─ мы, дав инструментам звучать полно. К при─ меру,ударные. Их можно вынести в отдельный канал, или даже в два канала, не смешивая больше ни с чем, или в крайнем случае с ритм-огибающей. Благодаря этому сэмплы мо─ жно сделать более длинными, что сделает звучание ударных гораздо более похожим на настоящие, микросхема это позволяет. Ещё одна замечательная возможность сде─ лать звук богаче - это эффекты delay и chorus. На одном чипе delay достигается чередованием нот мелодии и эха в одном ка─ нале,что ограничивает звук по длине звуча─ ния одной ноты. В TurboSound можно вынести эхо в другой канал, и это позволит делать красивое эхо длинных протяжных звуков.Осо─ бенно замечательно это звучит на вибрирую─ щих и скользящих нотах. Эффектchorus на одном чипе возможен,но более высокой ценой, чем в TurboSound - требует сразу двух каналов. Эффект создаё─ тся одновременным звучанием двух тонов в унисон с небольшим диссонансом.Достигается диссонанс смещением частоты одного сэмпла от основной на небольшую величину (2 или 3), и когда обычный тон и тон со смещением будут звучать одновременно, звук получится глубокий и волшебный. Две огибающих - это настоящий подарок. Для тех, кто любит жесткие драйвовые или психоделические звуки,здесь целое непахан─ ное поле.Огибающие можно совмещать в очень проникновенные инструменты. Можно смещать друг относительно друга, добиваясь различ─ ных эффектов и призвуков, совмещать их с тоном.Однако мне больше всего нравится во─ зможность воспроизводить одновременно две партии в ритм-секции: одну, ведущую,низкой и глубокой огибающей "A",другую,акцентную, рокочущей "С" или резкой "8". Ещё один положительный аспект -стерео─ панорама. Если при использовании одного чипа мы были ограничены только лишь Л, ЛП или П, то в случае с двумя чипами мы можем добиться более плавной стереосцены. Как достигается плавный переход звука из лево─ го канала в правый, думаю,знает каждый,кто работал с AY/YM. На одном чипе это возмож─ но,но потребует сразу двух каналов для од─ ного инструмента и отнимет ресурсы,которых и без того не так много. На двух чипах использовать стереоэффекты на практике уже реально. Теперь об инструментах. Набор звуков на двух музыкальных про─ цессорах становится куда богаче.Смешивание двух каналов, каждый из которых обладает собственными характеристиками, позволяет создавать звуки, добиться которых на одном чипе просто невозможно - например, звук флейты. Для имитации флейты требуется тон и шум. Однако,совмещая тон и шум в одном ка─ нале, мы получаем звук,далёкий от звучания флейты - всё из-за того, что шум звучит слишком громко. Но создав в одном канале негромкий шум, а в другом тон, мы получим необходимый звук. Для максимального сходс─ тва, конечно, потребуется детально порабо─ тать над характеристиками шума и тона, та─ кими как вибрато,атака и спад,но при жела─ нии и с помощью божьей искры можно добить─ ся по-настоящему потрясающего результата. [Ещё более разнообразного звучания можно добиться при разных громкостях чипов (под─ держано в Unreal Speccy 0.37.1fix2) - тог─ да можно будет одновременно использовать и звуки, которые раньше годились только для громкой музыки, и звуки, которые годились только для тихой (тихие трёхзначные огиба─ ющие). Можно даже накладывать их друг на друга. Остаётся дождаться поддержки в же─ лезе хотя бы одного "нестандартного" соот─ ношения громкостей...] * * * В заключение хочется сказать несколько слов о современных трекерах,поддерживающих два чипа. К сожалению, на реальной машине нет достойного программного продукта. Да и Vortex Tracker для PC тоже не является идеальным. Мне бы очень хотелось, чтобы появился трекер с оконным интерфейсом, отображающий все шесть каналов, позволяющий проигрывать трек под курсором по нажатиюEnter, обес─ печивающий удобство в операциях по копиро─ ванию паттернов, перемещению, смещению в пределах обоих чипов. Я искренне надеюсь, что такой трекер появится и позволит соз─ давать шедевры турбосаунда на реальной ма─ шине. На этом разрешите откланяться. Успешных вам реализаций!