{}Рашпиль, 1999 По уже сложившейся маленькой традиции, в новогоднем выпуске мы приводим небольшой обзор наиболее интересных статей "Оптро- на", опубликованных в этом году. Оптрон |22, 187 секторов, 30.12.98 А что вы хотите от новогоднего номера? Сплошная развлекаловка! Оптрон |23, 180 секторов, 20.01.99 Статья знаменитого польского фантаста Анджея Сапковского, помещённая в рубрике "Ликбез", будет интересна авторам игр на тему фэнтези. А на "Страницах истории" мы рассказали о первом в истории человечества компьюте- ре и его программистах. Оптрон |24, 205 секторов, 23.02.99 Номер, посвящённый 23 февраля, украсил небольшой рассказ о марше "Прощание сла- вянки". Tertius Gaudens поведал читателям о роли логических операций в истории челове- чества. Gendalf продолжил свой рассказ о приклю- чениях Последнего (игра "Операция Р.Р."). Также в этом номере мы начали публикацию второй части повести "Гриф "Y" фантаста Юрия Зимковича. Оптрон |25, 192 сектора, 20.03.99 Небольшой рассказ Тараса Николайчука о "мифах и реалиях" работы с накопителем на жёстких дисках HDD был помещён в рубрике "Железо". Оптрон |26, 191 сектор, 1.04.99 Хороший прикол мы приготовили в первоап- рельском номере, правда? Любите ходить на рыбалку? Прочтите статью в рубрике "Железо". Чем нам грозит упрощение всевозможных железок Спектрума, рассказал Сергей Фили- монов в рубрике "Мнение". "Non possumus" - так была названа наша новая рубрика, увидевшая свет в этом номе- ре. Открыл её Тарас Горшин полемикой с рассуждениями в газете "ZX-Pilot" о том, быть или не быть Спектруму, нужен ли нам рынок ПО и какого именно ПО. Оптрон |27, 250 секторов, 9.05.99 В номере, посвящённом Дню Победы, мы продолжили рассказ о создании первого оте- чественного Спектрума - интервью с Евгени- ем Натоптой. Рубрика "Non possumus" продолжила тему использования электроудочек. В рубрике "Обратная связь" было помещено письмо лучшего сисопа 1999 года о том, что "ZXNet - это круто!" Оптрон |28, 226 секторов, 9.06.99 Статья о львовском радиорынке открывает на многое глаза и... кошельки. Оптрон |29, 227 секторов, 21.07.99 Номер открывает краткое изложение репор- тажа Петра Соболева о питерском компьютер- ном фестивале "Конструкции Хаоса" (CC'999). Рассказ о создании "Спектрума на Руси" продолжил Э.Марченко. В.Лоскутников рассказал о применении современной техники в Югославии войсками НАТО. Оптрон |30, 217 секторов, 4.09.99 В юбилейном номере - oчередная премьера: рубрика "Хобби". Открывает её Т.Николайчук рассказом о бонсаи - миниатюрных деревьях, выращиваемых в плошках. "Рубрика X" была представлена своебраз- ной философской новеллой П.Высоцкого по мотивам игры "Чёрный ворон". Оптрон |31, 220 секторов, 29.09.99 И снова премьера - рубрика "ZXNet". Для "железячников" - статья Ю.Тесленко о подключении CMOS-часов к Спектруму. А ведущий "Литстранички" познакомил её читателей с эхоконференцией ZXNET.BOOKS. Оптрон |32, 189 секторов, 23.10.99 Статья M.Исаева, посвящённая "истинному лицу сетевиков", вызвала большой резонанс в ряде эхоконференций. Советуем прочитать, но не принимать близко к сердцу и, тем бо- лее, не использовать её как аргумент. Наконец-то закончились приключения Пос- леднего - второй уровень "Операции Р.Р." пройден. Оптрон |33, 206 секторов, 8.12.99 "Знакомьтесь - ..." так названа наша очередная новая рубрика. Эдакое сетевое интервью. В рубрике "Железо" на примере Спектрума было наглядно показано, насколько халтурно относятся к производству бытовой техники некоторые фирмы. ──══════════── Вот таким был "Оптрон" в этом году. На- деемся в будущем, не без вашей помощи, сделать его ещё лучше. ──══════════── {}Tertius Gaudens ZX-Pilot |35, 29.10.99 Здесь интересны: - репортаж о Baltic Success party (Бал- тийск, Калининградской обл.); - рассказ о группе из г.Апатиты, Мур- манской обл.; - подсказки к игре Snoopy. ──══════════── Flash Info |19, 28.11.99 Новосибирск Выходит нерегулярно Издатель - группа Flash Inc. Гланый редактор - Slack Den Газета возобновила выпуск после годового перерыва, а до нашего "Обоза" так и вовсе добралась впервые. Читатель найдёт здесь: - информацию о региональном фестивале Crazy Sibirian Party, проходившем в Ново- сибирске, и в котором участвовали также спектрумиисты из Омска, Барнаула, Горно- Алтайска, Кемерова; - новости от ковровской группы Eternity Industry (несколько устаревшие); - краткий обзор ряда игр; - некоторые секреты написания музыки на ZX-AY; - список паролей для логической игры Net Walk. ──══════════── Nicron |115, 5.12.99 Основная тема номера - работa оргкомите- та фестиваля CC'2000. Решено подвести окончательный итог фестивалей уходящего года. С этой целью объявлен виртуальный конкурс всех спектрумовских работ, участ- вовавших во всех СНГ'шных фестивалях-99 (в |115 опубликован их список). Сообщается и о мини-конкурсе, посвящённом CC'2000, о некоторых изменениях в его правилах. Есть информация и о других "очных и за- очных" party, в частности, о фестивале бе- лорусских спектрумистов Millenium Party, который пройдёт в Минске, ориентировочно 7-8.05.2000. Должен сказать, что на этот раз Nicron сработал, как настоящая газета, что, увы, редко встречается в мире ZX-прессы: свое- временно опубликована горящая информация, подробно пересказывать которую в "Обозе" просто нет смысла, т.к. ко времени выхода очередного "Оптрона" она уже стала уста- ревшей. ──══════════── Сетевой сокол |1, 16.12.99 Красноярск Ну, как же было пройти мимо газеты со столь родным для издателей "Оптрона" наз- ванием! "Новорожденная" содержит всевозможные анекдоты, тосты, забавные цитаты из школь- ных сочинений, один старый рассказ Роберта Шекли - словом, пытается конкурировать с екатеринбуржским ZX-Humor'ом. Что ж, для начала неплохо: судя по под- борке, вкус у редакции есть (не в упрёк будь сказано иным прочим). Остаётся только пожелать редакции "Соко- ла", чтобы она не искала уже проторенных путей, публиковала и свои собственные ма- териалы, а заодно - и более внятные "ис- ходники" своей газеты. ──══════════── Born Dead. |0E (14), 20.12.99 Новости. Обзор софта Сообщается о компьютерных фествалялях: - PHAT9, который прошёл в Латвии; - Forever 2E3, который состоится в Сло- вакии, ориентировочно 10-12.03.2000; - DI:HALT (очередной репортаж о нём). Есть обзор новых ZX-журналов и операци- онных систем для Спектрума. "С точки зре- ния сценера" рассмотрен ряд игр и дем. Партийная зона Из номера в номер продолжается "полива" на компьютерные фестивали - прошедшие и будущие, а заодно - и на спектрумистскую жизнь в целом. Все доводы давно исчерпаны, тема изрядно поднадоела самому редактору "BD", но остановиться он никак не может и выискивает всё более пустопорожние аргу- менты. Например, организаторам CC'2000 ставится в упрёк то, что они распространя- ют свою информацию через Интернет. Но раз- ве благодаря Nicron'у не обеспечена связь и с "не-сетевиками"? Впрочем, если "органайзеры" не будут от- махиваться от того, действительно рацио- нального, что содержится в этих "поливах", то это послужит лишь более успешному про- ведению будущих фестивалей. Голос из могилы Продолжеие знакомства с журналом "Sinc- lair User". Крупный экран для вашего Спектрума Для публичной демонстрации работ предла- гается создать большой экран на светодио- дах. Указаны пути решения проблемы, приве- дены конкретные расчёты и схемы. Должен, однако, заметить, что светодиод- ные панели, по сравнению с прочими, счита- ются наиболее дорогими и сложными в изго- товлении. Для построения панельного боль- шого экрана более целесообразным представ- ляется применение таких панелей, как газо- разрядные (их выпускает АО "Информатика", Киев), плазменные (НПФ ЭКТА, Житомир), электролюминесцентные (НПО ЭЛИТА, Винни- ца), наконец, жидкокристаллические, кото- рые в не столь далёком от Самары Саратове выпускает НИИ "Волга". Тем не менее, эта статья - ещё одно подтверждение того, что, несмотря на боль- шое разнообразие средств большеэкранного отображения, проблема по-прежнему остаётся актуальной. ──══════════── Пора поговорить и об оболочках... Да, далеко ушли от ON-Line нынешние га- зеты - в смысле оболочек! Бывает, каждый новый номер - с новой оболочкой, всё более крутой, всё более навороченной! И прихо- дится каждый раз заново разыскивать клави- ши на экране - сверху, снизу, сбоку и с другого боку, расшифровывать загадочные обозначения на них, ломать голову - как же на этот раз "листать" газету. Похоже, для иных редакторов главное - это крутость оболочки, а не её удобство (не говоря уж о содержании самой газеты). В результате, для того, чтобы прочитать какой-нибудь материал из двадцати строк, вдвое больше времени приходится тратить на предварительное елозание курсором по экра- ну. А в тексте-то - похвалы оболочке, о том, как классно новая "читалка" работает на "Пентагоне". А то, что на экране поло- вину букв не отличить одну от другой, то, что при работе не на "Пентагоне" хвалёная читалка тормозит самым наглым образом, ре- дактора совершенно не волнует. Неужели настолько зазорно для выполнения основных функций взять какую-то одну ста- рую, хорошо себя зарекомендовавшую оболоч- ку (от ZxNews, например)? А изгаляться только тогда, когда придёт желание вводить какой-то дополнительный сервис? ──══════════── Обозный рейтинг Конец года - время подведения хоть ка- ких-то итогов. Что ж, попробуем. Время от времени в ZX-прессе появляются всевозможные рейтинги игр. Последуем же хорошему примеру и попытаемся сделать свой собственный рейтинг - по материалам газет, побывавших в "Обозе" за последние полгода. Итак, вот что у нас получается: ─────────────┬─────────┬────┬───────────── Игра │ Тип ин- │Бал-│ Газета │формации │ лы │ ─────────────┼─────────┼────┼───────────── Sherwood │Новелла │ 8 │Born Dead |9 │Описание │ │ZX-News |48 ─────────────┼─────────┼────┼───────────── 12 Тайн. книг│Новелла │ 6 │Kr.News |9 │Отзыв │ │Born Dead |0E ─────────────┼─────────┼────┼───────────── Awaken │Описание │ 5 │ZX-News |48 │Сообщение│ │Plutonium |14 ─────────────┼─────────┼────┼───────────── Boovie2 │Подсказка│ 5 │Born Dead |0D │Отзыв │ │Kr.News |9 ─────────────┼─────────┼────┼───────────── NETWALK │Подсказка│ 4 │Fl.Info |19 │Сообщение│ │Полесье |11 ─────────────┼─────────┼────┼───────────── Last hero │Подсказка│ 3 │Don News |7 Homer Simpson│ " │ 3 │Kr.News |9 Full Shit │ " │ 3 │Born Dead |0D DIZZY-Y │ " │ 3 │Полесье |11 Snoopy │ " │ 3 │ZX-Pilot |35 XIXIT │Сообщения│ 3 │ ─────────────┼─────────┼────┼───────────── Мonsterland │Отзыв │ 2 │Kr.News |9 Quadrax │ " │ 2 │ " HELICOPTER │ " │ 2 │Born Dead |0A Flying Shark │ " │ 2 │Born Dead |0E PUSSY │Сообщения│ 2 │ 4X4 PUZZLE │ " │ 2 │ ─────────────┴─────────┴────┴───────────── Баллы начислялись следующим образом: - сообщения и отзывы об играх - соот- ветственно, 1 и 2 балла; - всякого рода подсказки - 3 балла; - описания и новеллы - 4 балла. Игры, удостоенные всего лишь одного упо- минания, в таблцу не вошли. Таким образом, за последние полгода в ZX-газетах наибольшей популярностью поль- зовался русифицированный вариант чешской адвентюры "Sherwood". Следом - "12 Тайных книг". Что же до того, какие из газет уделяли наибольшее внимание игровой тематике, то определим это по той же методике: ──────────┬───── Газета │Баллы ──────────┼───── Born Dead │ 18 ZX-News │ 15 Kr.News │ 13 Flash Info│ 8 Полесье │ 7 Don News │ 3 ZX-Pilot │ 3 Plutonium │ 2 ──────────┴───── Рейтинг этот, конечно, далёк от полноты и точности, но оределённое представление об освещении игр в ZX-газетах он всё же даёт. ──══════════──