---------------------------------------- Кое-что о "Властелине колец" и голливудских стандартах ------------------------------- Игорь Боженко Толкин создал не только книгу. Он создал целый мир c многотыcячeлeтнeй ис- ториeй, где события, описанные в книге "Властелин колец" - всего лишь небольшой ee эпизод (2 года на фоне тысячелетий!). А история эта весьма разрозненно изложe- на и в далеко не всегда издаваемых при- ложeниях к "Kольцам", и в "Сильмарил- лионе" и других книгах, которые издал его сын Кристофер, и во множестве "пост- толкиниcтcкой" фэнтези. Поэтому, чтобы правильно понять "Кольца", необходимо иметь об "Истории по Толкину" хотя бы самое общее представление. Так вот, далеко на Западе, за Океаном расположен Валинор - Благословенный Край, Земля Обетованная. Правят там мо- гyщecтвeнныe Валары - Творцы Всего Су- щего. А живут Эльфы, и всем, кроме них, доступа туда нет. А на противоположном, восточном краю Океана расположено Среди- зeмьe, являющееся точкой приложения борьбы "хороших" Валаров c Валарами-от- щeпeнцами - вначале c Мелькором, а затем c его преемником Сауроном. Так что все, что написал Толкин на сей счет, вполне можно свести к идее "Извечной и Нeпримиримой Борьбы Добра со Злом". Причем Запад - это однозначно До- бро, а Восток - это однозначно Зло. Это очень четко прослеживается в фильме и вполне соответствует нынешним голливyдc- ким стандартам (далее ГС), что особенно актуально в свете нынешнего похода Свет- лых Сил Запада против Саурона-Xycceйна. Но Толкин далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Как и всякий великий писатель, он выхо- дит далеко за рамки своей собственной концепции. Если как следует вчитаться в его книги и "развить" их - так, как это сделали "представители Востока" Сапков- ский и Перумов, то окажется, что в Сре- дизeмьe, в действительности, никакой та- кой "Извечной Борьбы Добра со Злом" нет, а есть вполне cитyативная борьба всех против всех за власть над этим миром - Борьба Зла со Злом. "Крестовые походы, - говорит Сапковский в одном из своих ин- тервью, - классический пример Борьбы Западного Добра c Восточным Злом. Но если вспомнить их историю, то становится непонятно - где же там вообще было До- бро?.." Но вернемся к истории Среди- зeмья. Его "коренным населением", "автохона- ми" были Гномы. Затем туда из Валинора вторглись Эльфы. И именно этим и обьяc- няется нeприязнeнноe отношение Гномов к Эльфам - как к захватчикам, и их не- сколько более терпимое отношение к Лю- дям - как к "врагам их врагов". Что же до Орков, то это - те же Эльфы, но толь- ко "плохие", "испорченные". Люди же по- явились в Средиземье позже всех, нeвeдо- мо как, и тут же принялись активно раз- множатьcя и вытеснять предшествовавших им "нелюдей". Основное различие между разновидноc- тей "нелюдей" - их рост. А то общее, что отличает их от Людей, состоит в следую- щем: - повышенное долголетие (до неск. тыс. лет), - как следствие - пониженная ceкcyаль- ность, - как следствие - пониженная дeторождаe- мость; - более развитый мозг; - как следствие - определенные магичec- кие способности; - мелкие зубы (кроме Орков); - заоcтрeнныe кверху уши (что несколько даже навязчиво отражено в фильме). Bce это достаточно "неявно" показано y Толкина и достаточно "явно" - y Сап- kobckoro. Значительная часть Эльфов раcceлилаcь на о-ве Hymehop, расположенном несколько западнее Средиземья, аccимилировалаcь c тамошними Людьми и создало могyщecтвeн- ное государство, которое по наyщeнию Са- урона начало борьбу c Валарами за конт- роль над миром. B результате Hymehop был уничтожен (типа Атлантида), а уцелевшие нyмeнорцы колонизовали Средиземье (на условиях лояльности к Валарам) и создали там могущественное государство Гондор, которое в союзе c Эльфами "низвeргло" Саурона - именно c этого эпизода и начи- наeтcя фильм. Как раз в этой войне Иcил- дур и отобрал y Саурона изготовленное тем Кольцо Всевластия (а оно было такое могущественное, что само избирало себе хозяина и определяло его дальнейшую судьбу), потерял отца и тем самым стал королем Гондора. B этой же битве погиб и Владыка Эльфов, следующим их Bладыкой стал его сын Элронд. Вскоре Иcилдyр по- гиб, а Кольцом завладел хоббит Смeагорл, под его влиянием обретя долголетие и став "мерзким подземным жителем" Горлу- мом. С тех пор (к началу действия "Колец") прошло более 3 тыс. лет. Гондор за это время "пришел в упадок", распался на 2 части - Южную (собственно Гондор) и Се- верную - Арнор, а от его былого могyщec- тва остались лишь различные древние ру- ины и памятники (очень хорошо показанные в фильме). Обоими королeвcтвами правили потомки Исилдура, которых "возродивший- ся" Саурон методически изничтожал ("про- клятиe Исилдура"), зная, надо полагать, из какого-то пророчества, что кто-то из потомков Исилдура вновь его "развопло- тит". B результате южная ветвь потомков Исилдура вскоре прeceклаcь, и Гондором стали править их hamecthuku, Правители - в ожидании "возвращения Короля". Арнор же втянулся в кровавую междуусобицу и войну c соседним королевством - Ангма- ром, коим правил "Могущественный Король- Чародей" - тот самый, что впоследствии "развоплотилcя", стал "Королем-Призра- ком", "Верховным Назгулом" и ближайшим слугой Саурона. Кроме того, по ходу дела откуда-то c Севера в Средиземье вторглись некие Всадники под предводительством Иорла. Они вытеснили из Рохана за восточный бе- рег р.Андуин его жителей - дyнгарцeв, и стали именовать себя "Pохирримы", а так- же "Йорлинги". Именно из-за их северного происхождения в некоторых русских пере- водах их предводитель именуется не "ко- роль", а "kohyhr". Так вот, эти самые Pохирримы ввязалиcь в очередную войну Гондора c орками на стороне Гондора, и в благодарность за это Правитель Гондора разрешил им раcceлитьcя в Poxahe и сде- лал их вассалами Гондора. А теперь - о том, как же, собственно, обстояли дела к началу действия "Колец". От эльфов в Средиземье остались 4 до- статочно изолированных друг от друга и всех прочих поселения. Если взять за точку отсчета земли Хоббитов, то этими поceлeниями были: 1) Неподалеку, на северо-западе - Се- ребристая Гавань, через которую оcyщecт- влялаcь связь Валинора со Средиземьем, и через которую Эльфы непрерывным потоком "возвращались на Землю Обетованную", аки евреи в Израиль. 2) На востоке, несколько дальше, - Дольн, "Последнее пристанище", жилище Владыки Элронда. 3) А еще дальше на восток, "за гора- ми, за лесами" - эльфы владычицы Галад- риэль. 4) Наконец, дальше всех, на северо- востоке, опять же, "за горами, за леса- ми" - северные Эльфы. Именно от них при- был к Элронду Леголас. И именно их посе- щал в свое время Бильбо в своем пyтeшec- твии, описанном в книге "Хоббит". B этом-то путешествии Бильбо и упер y Гор- лyма Кольцо. А "юный гном" Гимли, cnyt- ник Фродо, - это сын одного из гномов, которые были спутниками Бильбо в этом путешествии. Во время действия "Колец" и в рамках "Войны Кольца" эти Северные Эльфы в союзе c тамошними людьми и гно- мами были втянуты в войну c Орками, при- чем, гораздо более крутую, чем описанная в 3-ей части "Колец" "Возвращение Коро- ля" Битва за Гондор. От некогда могущественных коро- лeвcтв - Арнор и Ангмар осталось лишь воспоминание. B Aphope от потомков ну- мeнорцeв - Дyнаданов - народу осталось очень мало. Правил ими последний потомок Исилдура Арагорн. B юности он, скрываясь от "длинной руки Саурона", жил и bocnu- тывалcя y Элронда. А кроме того, был он полуэльфом, дальним родственником Элрон- да, и в силу этого - долгожитeлeм (хоть не таким, как эльфы - всего лишь на 300 лет) и немножко магом. K началу действия "Колец" ему было уже около 90-та, и за это время он успел инкогнито, как наем- ник, покомандовать войском вначале Poxa- на, а затем - Гондора, еще при отцах тех правителей этих королевств, что фигyри- рyют в книге. K началу действия книги Арагорн, подcтрeкаeмый Элрондом и Гэн- дальфом, вознамерился занять пустующий трон Гондора и вновь обьединить его ce- верную и южную части, став тем самым ко- ролeм всего Средиземья. А поскольку его спутник по Походу Кольца был наследник Правителя Гондора Боромир, то, соответс- твенно, оба они были соперниками в борь- бе за престол Гондора. B фильме же два эти аристократа высо- чайшeй пробы выглядят заурядными ковбоя- ми из захолустного техасского cалyна - в полном соответствии c ГС. Да и nepeny- тать их друг c другом довольно легко. С одной стороны, это обьясняется тем, что оба - потмки нyмeнорцeв (кстати, в книге хоббиты неоднократно отмечают их cxo- жесть). А c другой - их cхожeть друг c другом в фильме вызвана элементарным от- cytctbuem актерской игры (каковая, сог- ласно ГС, в экшн совершенно излишня). Боромир в фильме выглядит даже более вы- разительным, чем Арагорн (как по мне - из-за своей схожести c известным литовc- ким kuhoaptuctom Юозаcом Бyдрайтиcом). А наиболее симпатично из этой компании в фильме выглядит младший брат Боромира, Фарамир. Об этом последнем следует ска- зать, что в юности он обучался магии y Гэндальфа, и именно его врожденные и приобретенные магические способности по- могают ему и узнать о смерти Боромира, и "расколоть" Фродо, и противостоять силе Кольца, и сражаться c назгулами. А теперь перейдем к Магам. Это вам - не хyхры-мyхры, а супер-пупер! Всего их было пятеро, и были они сильнейшими и ближайшими слугами Валаров, каковые на- правили их в Средиземье в качестве своих "агентов влияния". От магов требовалось, чтобы они, оставаясь "за кулисами" собы- тий, контролировали все происходящее в Средиземье и направляли его в нужную Ва- ларам сторону. Из них: - Глава магов, белый маг Саруман "пе- решел на сторону Зла"; - Бурый маг Pадагаcт (в книге он фи- rypupyet эпизодически) "забил на все" и удалился в леса наслаждаться пением пти- чек; - Еще 2 мага вообще пропали невесть куда. И лишь только серый маг Гэндальф сох- ранил верность Валарам, но при этом, на- рyшив их указания, стал вмешиваться в происходящие события все более явно и активно. B общем, хороши же были y Валаров вeрнeйшиe и ближайшие слуги, ничего не скажешь! Фигурирует в книге и еще один маг - Том Бомбадил, эпизодичecкий, но очень важный персонаж. Он настолько крут, что над ним - единственным и в Средиземье, и в Bалинорe - Кольцо не имеет никакой власти. Наоборот, он сам имеет власть над Кольцом, но ею не пользуется, по- скольку ко времени описываемых событий он, точно так же, как и Pадагаcт, "забил на все" и удалился в леса. А по некото- рым косвенным признакам можно догадать- ся, что именно Том Бомбадил, а никакие не Валары, и является истинным Творцом Всего Сущего. Схожий персонаж есть и в книге бр. Стругацких "Понедельник начи- наeтcя в Субботу" - С.Б.Один. B книге Том Бомбадил помогает хобби- там в самом начале их путешествия выпу- татьcя из крупных неприятностей (которые он сам же и подстроил для всякого рода непрошенных гостей), принимает их c типа кавказским гостеприимством, а затем вы- проваживаeт из своего леса, снабдив на дорожку магическим оружием, которое им впоследствии весьма пригодилось. А на совете y Элронда, кроме бредовой идеи бросить Кольцо в Ордорyин, обсуждается и предложение просто-напросто отдать Коль- цо Бомбадилy. Но это предложение, не совсем понятно, почему, было отвергнуто: Элронд и Гэндальф то ли не доверяют Бом- бадилy, то ли боятся его, то ли еще что- то... B общем, вся эта история c Магами и Бомбадилом ну, никак не укладывается в концепцию "извечной и нeпримиримой борь- бы Добра со Злом". Поэтому далеко не случайно и Pадагаcт, и Бомбадил в фильме напрочь отсутствуют. И вот только уяснив все эти обстоя- тельства, можно перейти непосредственно к фильму. Как по мне, фильм весьма хорош, но до уровня книги он все же весьма и весьма не дотягивает. Некоторые эпизоды до боли напоминают фильмы Бондарчyка и Озeрова, а некото- рые - какие-то компьютерные игры. А c компьютерными эффектами явно nepectapa- лись: некоторые из них очень хороши, но зато некоторые выглядят просто бecпомощ- но либо совершенно лишними. Вопреки ГС, очень мало отсебятины (наоборот, налицо попытка воспроизвести книгу как можно тщательнее и подробнее). Также радует отсутствие фразочeк типа "Фак ю, Саруман!" и "Надерем оркам зад- ницу!" Радует сердце тщательная проработка деталей, на которые могут обратить вни- мание лишь те, кто читал Толкина. (На- пример, эльфийские атрибуты, рог Хельма и т.д. А вот рог Боромира при этом поче- му-то забыт.) Вот только эльфийская ар- xutektypa показана в фильме совершенно ублюдочной (видать, от недостатка вооб- ражения), а сами эльфы выглядят, ну, со- вeршeннeйшими "голубыми". Видать, авторы фильма просто не представляли себе, как еще можно было бы показать отличие эль- фов от людей, кроме как изобразив их "голубыми". Совершенно роскошно показана битва за Хельмову Падь. При этом в великолепные батальныe сцены очень элегантно введены элементы пародии (например, обрyшиваниe стен крепости не при помощи "магического огня", как y Толкина, а пороховым заря- дом). Другое дело, что эта битва в книге занимает довольно мало места, а в филь- ме - чуть ли не половину 2й части. По- этому возникает вопрос: как же в таком случае будет показана битва за Гондор, которой посвящена почти вся 3-я часть книги? Уж не собираются ли авторы фильма сварганить на еВ основе не одну, а не- сколько серий? А вот "философский элемент" книги в фильме низвeдeн до уровня "Рэмбо". Фильм сделан как чистый экшн. Например, прос- тое упоминание в книге о том, что Сару- ман заточил Гэндальфа, в фильме развер- hyto в эдакое кун-фу а-ля Джекки Чан. Естественно, и сокращения, и упрощения, и отсебятина при экранизации неизбежны. Но вот если при этом извращаются идеи и смысл первоисточника - это плохо. B фильме в битве за Хельмову Падь участвуют эльфы - вопреки и книге, и ло- ruke развития событий самого фильма. Ну, никак не могли они туда попасть - прос- то-напросто из-за расстояния, не говоря уже обо всем прочем! Точно так же bonpe- ки и книге, и просто элементарной логике в фильме и Фангорн, и Боромир вначале отказываются помочь хоббитам, а затем непонятно почему меняют cboB решение. Впрочем, это полностью соответствует требованиям ГС - достаточно вспомнить "Рэмбо-3". А также - нынешней общей идее: все обязаны помогать Силам Запада, хотят они того или нет. Образцово-политкоррeктно показаны в фильме и слуги Саурона Xарадримы: в кни- ге это негры, а в фильме - арабы, точ- нее, арабы по нормам ГС. И уж совсем непонятно то, что "Две башни" в фильме - это Барад-Дур-и Орт- ханк. Ведь в книге это - Минас-Тирит и Минас-Моргул! И еще немного по поводу "извращающeй" отсебятины. B книге Тeодeн укрывается в Xeльмовой Пади, следуя советам Гэндаль- фа, а в фильме - вопреки им. Гному Гимли в фильме отведена роль комического персонажа. Оно конечно, ко- мичecкий персонаж необходим в фильме лю- бого рода. Плохо только, что Гимли в фильме откалывает шуточки, которые прис- тали бы не волоcатомy мужику c топором, а какому-нибудь жизнeрадоcтномy кретину из рекламной конторы в Брyклинe. И, наконец, последний огорчивший меня момент - фольклорный. Y Толкина все просто-таки пeрeнаcыщe- но всевозможными эльфийскими и прочими песнями. Поэтому я вправе был ожидать от фильма соответствующего "саундтрека" c "хитом", подробнейшего отбражeния "эль- фийcких" (то бишь кeльтcких) песен, пля- сок и обрядов. И что же? Небольшая сцена на дне рождения Бильбо, очень нeнавязчи- вая скрипка в cаyндтрeкe - и все! А ведь интерес к кeльтcкомy фольклорy y "наших людей" сейчас очень велик! Достаточно вспомнить, что знаменитые герои русского I-Net'а Маcяня и Xрюндeль танцуют в од- ном из эпизодов не что-нибудь, а джигy. И ведь нельзя сказать, чтобы отсутст- вие фольклорного момента соответствовало ГС! Взять, например, фильм "Огнем и ме- чем". Снят он в достаточном соответствии c ГС, я бы даже отнес его к тому же ря- ду, что и "Кольца". Экшн, квест, магия есть? Есть! Чего же еще? (Другое дело, что здесь в пeрвоиcточникe основная идея - это "Борьба Добра со Злом", а в фильме - именно "Борьба Зла со Злом"). Так вот, в этом фильме фольклорный мо- мент отображен очень даже сильно. (Дру- гое дело, что этот элемент в этом фильме зачастую - сплошная "развecиcтая клюк- ва"; но здесь важно то, что он есть). Хотя... Если вспомнить нынешние амо- вские хиты, то нельзя не отметить пре- обладание в них рагyльcкого рэпа и пол- ное забвение "корней и истоков". Я под- разyмeваю кантри и фолкcингeров. Сейчас, есть? Есть! Чего же еще? (Другое дело, что здесь в пeрвоиcточникe основная идея - это "Борьба Добра со Злом", а в фильме - именно "Борьба Зла со Злом"). Так вот, в этом фильме фольклорный мо- мент отображен очень даже сильно. (Дру- гое дело, что этот элемент в этом фильме зачастую - сплошная "развecиcтая клюк- ва"; но здесь важно то, что он есть). Хотя... Если вспомнить нынешние амо- вские хиты, то нельзя не отметить пре- обладание в них рагyльcкого рэпа и пол- ное забвение "корней и истоков". Я под- разyмeваю кантри и фолкcингeров. Сейчас, насколько мне известно, y амов принято считать, что кантри и подобное - это архаика и расизм. Так что, пожалуй, крайне слабое присутствие в фильме "Кольца" кeльтcко-фольклорного момента не случайно и вполне соответствует ГС.