┌----------------------------------------┐ │░░░░░░░░░░░░ Мир изнутри... ░░░░░░░░░░░░│ └----------------------------------------┘ (C) Andreev Oleg SPC> 3 (!) номера подряд, рядовой юзер, с дрожью в коленках и громко стучащим серд- цем, вставлял в свой НГМД дискету, непос- лушными пальцами набирал RUN "LPRINT**" и, вконец обессиленный нажимал ENTER... Через 10 минут перед глазами всплывала черная катафалка, с небольшим ящиком вну- три и белыми буквами: Тут покоится дитя Клайва Синклера. Вечная память героям. 1981-1997 Помутившийся рассудок с трудом приходил в норму, руки, железной хваткой вцепивши- еся в родной спектрум, обессилено опуска- лись и юзер понимал - следущего раза он не выдержит и pc возмет свою жертву... Все это я к тому, что хватит издеваться над нами - пугать быстрой гибелью безза- щитного Спекки. Давайте лучше оторвем гла- за от экрана - и мы поймем, что жизнь про- должается. И вконец трезвым взглядом про- читаем следующую статью: ГРАФИКА ДЛЯ SPECCY. КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ? Кажеся, что еще с рождества Христова ведутся разговоры, суть которых заключает- ся в том, что Spectrum умирает, более то- го, клиническая смерть уже произошла и вся возня с ним- извращение кучки фанатов. Ос- тавив в сторону философию, софистику и прочие точные науки займемся техническим анализом проблеммы, а точнее ее части- графические возможности ZX. Не секрет, что уже в момент своего рождения СИНКЛЕР не поражал своими графи- ческими возможностями, не блистал особо даже среди своих однокласников-конкурен- тов. Разумеется, что и в графике были свои know how ( пресловутые и всем известные трети экрана, оригинальный текстово-графи- ческий режим, низкое разрешение цветов ну, а главное- простой и быстрый доступ к эк- рану). Однако много с того времени утекло пива, и все, что можно из этого уже выжа- ли. Возникает закономерный вопрос- а что дальше? Возник он и у меня, причем еще во времена детсва беззаботного. Кроме меня этим вопросом интересовались и другие ве- ликие люди (правда скромно?). Однако опыт мастодонтов ( АТМ и Profi) не имел успеха и ответ очевиден: их грандиозными сверше- ниями мог пользоваться узкий круг ограни- ченых юзеров ( каламбур) и естественно оказать какое-либо ощутимое воздействие на ход ZX-эволюции не смогли. Soft под них не создавался, а если и появлялось нечто то очень маленькое и неказистое, не получив- шее распространения даже в пределах своей субплатформы. Как сказал когда-то один лысый дядя мы пойдем другим путем, а имено: любое аппа- ратное усовершенствование графических воз- можностей должно без особых усилий покры- вать весь парк ZX 'Юрского периода'. В описываемые времена я учился в БПТ (is the Best of high school of federal district Borisov ) и получил некотрые нез- начительные познания в области hard'а, что помогло мне смотреть на проблему с некот- рой долей здорового профессионализма. В то время я исповедовал принцип простоты и считал, что устройство такого типа должно подключаться к машине (догадайся к какой (если к стиральной- ты выиграл и можешь дальше не читать)) наиболее, чтобы любой programmer, user, lammer, gamer & other смог осуществить upgrade с минимальным примением термического воздействия (т.е. паяльника). Соблюдением этого постулата я надеялся привлеч под знамена великой мо- дернизации целые толпы счастливых облада- телей ZX-SPECTRUM. Как не странно подобную схему я разра- ботал (на бумаге, так как воплотить ее в железо нет ни средств, ни опыта отладк и схем , не времени ( мрачно и неумолимо приближался диплом). Так и осталась идея хрустальной мечтой. Коротко о сути дела. Схема подключа- лась к машине шестью (6!) проводниками (вместе с питанием), содержала около дюжи- ны недорогих корпусов плюс дополнительная видеопамять ( восемь K5б5РУ7 либо SIMM четвертушка, что нынче еще и дешевле).На обслуживание дополнительной видеопамяти практически не затрачивается ресурсов компьютера (т.е. не загружается шина и не тормозится процессор). Доступ к дополни- тельным видеостраницам не сложнее, чем например, доступ к дополнительному экрану в 128 машинах, причем строго по мере необ- ходимости. Таким образом можно реализовать разделение выводимого изображения на цве- товые плоскости, что удобно например для титров и т.д. Краткие технические характеристики: Разрешение 256x192 Цветов на точку 256 Объем видеопамяти 256K Организация видеопамяти ЧxбЧK Вся видеопамять разбита на четыре страницы, каждая из страниц разбита на во- семь цветовых плоскостей, доступ к каждой из которых произволен (одновременно можно работать только с одной цветовой плоскост- ью произволной страницы) Напоминаю, что описанное устройство существует пока только в виде схемы элект- рической принципиальной (ПЭ 3) и любой за- интерисовавшийся, а главное способный ее отладить может расчитывать на сотрудни- чество. Теперь очередная бочка дегтя в этой маленькой ложке меда. Данная схема не при- одолевает еще одного ограничения Синклера- относительной маломощности процессора, т.е. я сомневаюсь что он потянет полноэк- ранную многоцветную графику с приемлемой скоростью. По этому поводу надо выпить и закусить, а затем броситься собирать новый вариант схемы. А если серьезно, то у меня есть наработки по 2D и 3D аппаратным уско- рителям (вы конечно догадались: берется N микросхем типа K155ЛАЗ и DOOM бегает как на Pentium'е (шутка)). Кстати, о DOOM'е - там 'бегает' не более 32Кб, однако 'чет- верка' загружается почти полностью, т.е. без дополнительных аппаратных ухищрений Синклер 'вспотеет' гонять такие массивы данных, не говоря уже о работе по расчету 3D графики. Расчитывать на серьезное улуч- шение графики (а, особенно, 3D) можно только применив аппаратную акселерацию Ес- ли же очень серьезно, то при желании можно сообразить и заливки Гуро на полудюжине микросхем средней степени интеграции, что добавит к общей цене несколько баксов. Словом, если это кого-либо интересует и не все глухо, то звоните, пишите письма, шлите телеграммы, посылки, бандероли, фак- сы и просто гонцов. Связаться со мной мож- но через COM1 в режиме slave, а если ну очень серьезно, по телефону в Борисове (по очень большим праздникам и выходным) 9-51-65 Олег, или в Минске 231-94-27 Жора. P.S. Thanks very much Павлову Д.М. за те- хническую поддержку меня после всего выпи- того пива.