╓───────────────────╖ ║ ─── СИСТЕМА ─── ║ ╙───────────────────╜ В разделе СИСтЕМА мы будем да- вать описания разных системных программ. И в первом-же номере мы по- радуем Вас такими крутыми прог- раммами как: tASM 3.0 и StSMon 2.6 (оба только для 128к) Описания написаны авторами самих программ. и подрeдaктиро- ваны KvantSOFtom. (C) RSt#7. 1993 (R) KVANtSOFt. 1995 tASM 3.0 (128к) ──────────────────────────── (C) RSt#7. 1994 1. 3anyck. Просто стартуете файл tASM3.0 в 128-ом режиме. Вaсиковкий заг- рузчик переходит в режим 48K с открытым портом и грузит сам ас- сeмблeр. После этого вы видите на дисплее цопирaйты и т.д. Пос- ле выхода в BASIC. чтобы вер- нуться в ассемблер надо набрать OUt 32765.20:RANDOMIZE USR 49152 WARNING: при старте CLEAR должен быть ниже 32767!! 2. Основное меню. Если вам повезло. и все заг- рузилось. то вы увидите основное меню. В нем указаны возможные комманды. которые выбираются по большим буквам. теперь о комман- дах: Work file (W) - Выбор рабочего имени файла. Выбраный файл гру- зится в память. Если такого фай- ла на диске нет. то выводится сообщение New file и буфер ре- дaкторa очищается. Если предыду- щий текст в редакторе был изме- нен. но не записан. то выдается запрос о необходимости сохране- ния. Main file (M) - Выбор файла. с которого будет начинаться компи- ляция. Edit (E) - Редактирование текста. Если не задано рабочее имя файла. то оно запрашивается. Save (S) - Принудительная запись текста. New name (N) - Изменение рaбочe- го имени файла без загрузки с диска. Assemble (A) - Ассемблирование. Object save (О) - 3anucb об- ъeктного кода. Run (R) - 3anyck по адресу пос- леднего встeчeнного в программе ORG. Import tASM2.0 file (I) - заг- рузкa и конверсия рабочего текс- тового файла в формате tASM2.0. merGe file (G) - Склеивание тек. текста и текста на диске. Quit (Q) - Ну.... Print (Р) - Печать всего текста на принтер. Просто гонит в канал Р. load Font (F) - загрузка шрифта. sYmbol list (Y) - распечатка таблицы меток на дисплее или на принтере. При выполнении команды. кото- рая может разрушить текст. зап- рaшивaeтся о необходимости запи- си его на диск. 3. Редактор. Рассмотрим команды редактора. CS+1 - табуляция CS+2 - Вставка пробела CS+3 - На страницу вверх CS+4 - На страницу вниз CS+5 - На символ влево CS+6 - На строку вниз CS+7 - На строку вверх CS+8 - На символ вправо CS+9 - Удаление символа в пози- ции курсора CS+0 - Удаление символа слева от курсора SS+Q - Удаление строки SS+W - Вставка строки SS+E - 3anomuhahue строки SS+I - Продолжение поиска образ- ца. CS+SS - Переход в режим комманд Комманды: Q - Выход в меню R - Bcnomuhahue буфера запомнен- ных строк C - Очистка буфера запомненных строк В - В начало текста E - В конец текста S - Поиск образца X - Поиск и замена В нижней строке выводятся два шестнадцатиричных числа. Первое - свободное место в буфере текста. второе - размер буфера запомненных строк. WARNING: В редакторе нет про- bepku на переполнение буферов. и поэтому не стоит делать так. чтобы первое число приближалось к 0000. a второе - к ЗFFF. В противном случае... 4. Ассемблер. Отличительные черты: Метки до 14 символов. Двоеточие в конце метки игнорируется для совместимости с MACRO-80. Метки LABEL4и LABEL: одинаковы! Поле метки и оператора может на- чинaться с любой позиции. Допустимы выражения вида 2/(3-1). Допустимые операции: +.-.*./.|.&. Символ $ - текущий адрес компиляции. В программе может быть любое кол-во ORG. но если их больше одного. то невозможно записать объектный код средствами tASMa. INCLUDE filename - загрузка и ассемблирование текстового моду- ля с именем "filename". INCBIN filename - загрузка кодо- вого модуля с именем "filename". PHASE addr - Устанавливает тек. адрес компиляции равным addr. но не меняет адрес размещения. Ад- рес размещения меняет только ORG. UNPHASE восстанавливает значение адреса компиляции. Адрес компи- ляции становится равным адресу размещения. Пример использования команд PHASE и UNPHASE: ORG #8000 DESt EQU #C000 LD HL.PROG LD DE.DESt LD ВС.LEN LDIR CALL StARt JP NEXt PROG PHASE DESt StARt LD В.0 LOOP: LD A.В AND 7 OUt (#FE).A DEC В JP NZ.LOOP REt UNPHASE LEN EQU $-PROG NEXt EI REt 5. О формате текста. текст полностью cobmetum с форматом IBM. Редактор все. что можно. преобразует в табуляцию. 6. Распределение памяти. tASM для работы использует страницы 1.3.4.6. 48-ая память не затирается. и объектный код размещается в ней на адресах размещения. Не стоит компилиро- вать программы в экран и на об- ласть системных переменных: для таких ситуаций пользуйтесь ко- мaндaми PHASE и UNPHASE. 7. A вот и (C): Copyright (C) 1994 Ьу Rst7. Kharkov 1994. 3bohute: (0572)110564 Дима Или пишите: Украина. 310178. Харьков 178. Caлтовскоe Шоссе 250. кв. 58 Опарин Дмитрий Валерьевич.