ZXNet эхоконференция «music.zx»


тема: Help по Tracker'ам



от: Andrey Baglay
кому: All
дата: 05 Apr 2006
Hello, BYTEMAN

Я уже то ж задавал этот вопрос на форуме - мне подсказали изучить описалово к
Vortex Tracker - оно во многом подходит и к Pro Tracke

от: Саша Александров
кому: All
дата: 05 Apr 2006
Hello, All

Может быть у кого-нибудь есть хэлп по какому-нибудь трэкеру? Хочется музу
писать для АY, а в трэкерах не разбираюсь. Пишу музу на ПЦ в Fruti Loops.

от: Mike
кому: All
дата: 06 Apr 2006
Hello, Striker

Блин, ребята, да они же все не сложные, напрягитесь вы малость, там рабиратся
то - один вечер перед компьютером. Если уж FL освоил, в тракере уж явно
разберёшся. А на ПЦ лучше кубик или лоджик осваивай. :)

от: Вячеслав Калинин
кому: All
дата: 06 Apr 2006
Hello, BYTEMAN

Вот хелпа от Vortex Tracker:

Терминология.
-+-----------

Модуль (module) - совокупность паттернов, порядок проигрывания которых
определяется списком позиций. В модуль входят все используемые во время
проигрывания сэмплы и орнаменты, номер таблицы нот, строки с названием песни и
именем автора, заголовок файла и начальная скорость проигрывания.

Список позиций (position list) - список номеров паттернов в порядке
проигрывания. В список позиций входит также номер позиции цикла. Максимальная
длина списка - 256 позиций.

Паттерн (pattern) - совокупность строк с нотами, командами и параметрами.
Строка паттерна имеет регулярную структуру, описанную ниже. Если смотреть по
вертикали, то паттерн - это совокупность треков (дорожек).

Длина паттерна - количество строк в паттерне.

Сэмпл (sample) - ключевая структура Pro Tracker 3. Это совокупность параметров,
полностью определяющих звучание ноты (амплитуду, шум, огибающие и частоту) во
времени.

Орнамент (оrnament) - частный случай сэмпла, определяет только частоту ноты во
времени. В отличие от сэмпла, частота регулируется в полутонах. В большинстве
случаев используется для имитации аккордов.

Тоновая таблица, таблица нот (tone table, note table) - список значений,
записываемых в тоновые регистры микросхемы AY-3-8910/12 (или YM2149F, далее AY)
для каждой ноты. Эта таблица определяет частоту каждой ноты, используемой в Pro
Tracker 3. Всего нот 96 (от C-1 до B-8). Имеется четыре тоновые таблицы (номера
от 0 до 3).

Заголовок файла - строка, идентифицирующая модуль. В данный момент известны два
типа заголовка: 'ProTracker 3.x compilation of

от: Вячеслав Калинин
кому: All
дата: 06 Apr 2006
Hello, BYTEMAN

Сам трекер и хелпы качай тут: http://trd.speccy.cz/pcutilz/VT10B13.ZIP

от: Вячеслав Калинин
кому: All
дата: 06 Apr 2006
Hello, Mike

Mik> Блин, ребята, да они же все не сложные, напрягитесь вы малость, там
Mik> рабиратся то - один вечер перед компьютером. Если уж FL освоил, в
Mik> тракере уж явно разберёшся. А на ПЦ лучше кубик или лоджик осваивай.

Так может человеку не по интерфейсу надо хелп, а по самому трекеру.
Если не знать что это и как то не все так просто и очевидно как ты пишешь.

от: Вячеслав Калинин
кому: All
дата: 06 Apr 2006
Hello, newart

К сожалению, такое поведение команды нельзя исправить без вмешательства в коды
проигрывателя, а значит даже если исправить эту ошибку в самом редакторе, нужно
ещё и переделать плеер. Автор Pro Tracker 3.6 Alone Coder внес эти исправления
как в редактор, так и (частично) в плеер. В Vortex Tracker II предусмотрено два
способа интерпритации команды 3 - старый (Pro Tracker 3.5) и новый (Vortex
Tracker II). Однако, некоторые старые модули при новой интерпретации команды
3 играются не правильно (музыканты подгоняли звучание под то, что есть,
например, модуль Das Verbaten La Fuego Ver Chuta! by Miguel from Dreadful Band
of CPU), поэтому на ZX Spectrum старые модули нужно играть старыми плеерами,
либо моим универсальным плеером, встроенным в экспортер VT II.

Сразу хочу отметить, что старая интерпретация команды 3 - ошибочна, но это не
баг Pro Tracker 3 (а также Pro Tracker 2), а просто неправильное понимание его
авторов назначения этой команды. Полагаю, те, кто писал музыку в ASC Sound
Master, а потом попробовал Pro Tracker 3, меня поймут.

Команды скольжения типа '1...' немедленно останавливают любое скольжение
частоты, запущенное ранее. Скольжение также останавливается установкой новой
ноты или командой выключения звука. Все команды скольжения автоматически
отменяют действие команды 6, если она была выполнена ранее.

Команда номер 4.

Устанавливает проигрывание сэмпла с позиции, определяемой параметром 'Pp'. При
установке ноты, сэмпл играется с нулевой позиции (с начала). Командой 4 можно
заставить играть сэмпл с любого места. Стоит отметить, что сэмпл не
инициализируется этой командой, т.е. любые накопления будут продолжаться.

Команда номер 5.

То же, что и команда 4, но для орнамента.

Команда номер 6.

Периодическое включение/выключение звука в канале. Параметр 'P' определяет
количество прерываний, в течении которых звук включен (1..F), а параметр 'p' -
количество прерываний, в течении которых звук выключен (1..F). Команда 6
автоматически прекращает скольжение тона, если оно было. Если параметр 'P'
равен нулю, то команда не имеет смысла, хотя может использоваться для
выключения
скольжения (команды 1-3). Если параметр 'p' равен 0, то команда просто выключит
звук через 'P' прерываний.

Команда номер 9.

Команда уменьшения частоты огибающих. Параметры аналогичны параметрам команды
1.

Команда номер A.

Команда увеличения частоты огибающих. Параметры аналогичны параметрам команды
2.

Параметр 'Pp' команд 9 и A задается в единицах регистра периода огибающих AY.
Остановить скольжение огибающих можно только установкой в каком-либо из каналов
команды включения огибающих, либо явно указать специальную команду типа "9..."
(с нулевыми параметрами).

Команда номер B.

Устанавливает скорость проигрывания (параметр 'Pp'). В принципе, скорость может
быть любой, но надо иметь в виду, что стандартный спектрумовский проигрыватель
модулей Pro Tracker 3 не может проигрывать быстрее скорости 3 (то есть
рекомендуется использовать значения от 3 до FF). Hовые плееры на ZX от Alone
Coder'а (Pro Tracker 3.6 и выше) допускают скорость 2. В самом редакторе Pro
Tracker 3, а также специальном плеере от Alco можно использовать и скорость 1.
В моем универсальном плеере для ZX ограничения по tempo не было изначально.

Сэмпл.
-+----

Сэмпл определяет звучание ноты во времени. Аналогично паттернам, сэмпл - это
совокупность строк с параметрами. Строки играются на частоте прерываний (около
50 Гц). В PT3 максимальная длина сэмпла равна 64 строкам (тикам). Сэмпл в PT3
всегда зациклен. В Vortex Tracker II нумерация строк сделана в
шестнадцатеричном
виде для того, чтобы можно было использовать данные номера как параметры
команды
Sample offset (специальная команда 4). Рассмотрим одну строку сэмпла.

Рисунок 2 - Структура строки сэмпла

1F|tne +000_ +00(00)_ F_ ***************

11 234 56667 899 AA B CD EEEEEEEEEEEEEEE

Колонка '11' используется для нумерации строк. Используйте номер в данной
колонке как параметр специальной команды 4 (при необходимости).

Колонка '2' содержит маску тона. 'T' обозначает, что тон в данной строке
разрешен, а 't' - запрещен.

Колонка '3' содержит маску шума. 'N' обозначает, что шум в данной строке
разрешен, а 'n' - запрещен.

Колонка '4' содержит маску огибающих. 'E' обозначает, что огибающие в данной
строке разрешены, а 'e' - запрещены.

Колонка '5' содержит знак отклонения тона от базового значения.

Колонка '666' содержит отклонение тона от базового значения в шестнадцатеричной
записи. Таким образом, диапазон отклонений -FFF..+FFF. Поскольку тоновые
регистры 12-битные, этого диапазона более чем достаточно.

Колонка '7' содержит знак накопления отклонения тона. '^' означает, что
накопление включено, а '_' - выключено.

Поля '56667' вместе образуют единую структуру для управления отклонением тона.
В PT3 базовое значение тона задается установкой ноты в паттерне в одном из
каналов по таблице нот. Если накопление в сэмпле отключено, то базовое значение
сэмплом не меняется, однако в тоновые регистры записывается "базовое значение +
отклонение из поля '5666'". Если накопление включено ('^' в колонке '7'), то
базовое значение меняется на указанную в '5666' величину. Изменение базового
значения напоминает накопление отклонений. В качестве примера, рассмотрим как
вычисляются значения регистров тона для ноты C-4 (по табличке нот #2 частота
этой ноты 1A2). Далее отображаются только колонки '56667' сэмпла.

56667 База Значение Комментарий
тонового
регистра
+000_ 1A2 1A2
+001_ 1A2 1A3 База не изменилась, но частота стала другой
+000_ 1A2 1A2 Вернулись к тому, что было (к частоте ноты C-4)
+002^ 1A4 1A4 Изменили частоту, одновременно изменив базу
+002^ 1A6 1A6
-004_ 1A6 1A2 Частота вернулась обратно, но база по-прежнему смещена
-004^ 1A2 1A2 Вернули базу и частоту в начальное положение

Hетрудно заметить, что используя накопление тона (изменение базы) можно
реализовать скольжение тона (глисс), используя правильное зацикливание.
Hапример, если зациклить следующую строку:

00|Tne +100^ +00(00)_ F- ***************

получим что-то типа барабана (всего одной строкой сэмпла!).

Колонка '8' содержит знак отклонения частоты шума/огибающих.

Колонка '99' содержит шестнадцатеричное отклонение частоты шума/огибающих от
базового.

Колонка 'AA' содержит абсолютное (беззнаковое) представление числа из колонки
'99'.

Колонка 'B' содержит знак накопления отклонения частоты шума/огибающих
(аналогично тону).

Поля '899 AA B' вместе образуют единую структуру для управления отклонением
частоты шума/огибающих от базового значения. Если включена маска шума 'N

от: Вячеслав Калинин
кому: All
дата: 06 Apr 2006
Hello, newart

Орнамент.
-+-------

Орнамент является последовательностью целых чисел со знаком, каждое из которых
определяет отклонение частоты ноты от базовой в полутонах. Как и сэмпл,
орнамент
проигрывается на частоте прерываний. Орнамент - это единственный способ в
Pro Tracker 3 организовать равномерное (логарифмическое) скольжение, хотя и с
достаточно грубым шагом (полтона). В основном орнаменты используются для
имитации аккордов, хотя основное их назначение соответствует их названию
(музыкальный термин). В ProTracker 3.6x введен стандарт, который вы можете
использовать и в Vortex Tracker II: если нота после применения орнамента меньше
C-1, то она превращается в С-1. То есть, применяя большие отрицательные
отклонения в орнаменте (например, -96), гарантированно получается нота C-1,
что можно использовать в сэмпле, например, высоту звука барабана можно сделать
независимой от ноты. Модуль SNA+.pt3 поможет Вам понять идею.

Также, как и в сэмпле, использовать параметр спецкоманды 5 (Ornament offset)
за пределы тела орнамента нельзя, хотя к сбою и не приводит.

Таблицы нот.
-+----------

В Pro Tracker 3 имеются четыре тоновые таблицы. Почти все таблички сделаны не
правильно (не соответствует идеальной шкале 1750000 и 1773400). Более менее
правильно сделана табличка 1 (SoundTracker), традиционная для ZX Spectrum - она
подходит для импорта практически всех существующих на ZX музыкальных
редакторов.
По сравнению с идеальной шкалой для 1773400 Гц сдвинута почти ровно на один тон
вниз. Кроме того, 24-я нота фальшивит (в редакторе обозначена как B-2, из-за
сдвига в один тон должна звучать как A-2). Hо, к сожалению, это единственная
табличка, которая подходит под 1773400 Гц (фирменный Спектрум 128).

Табличка номер 2 практически идеально подходит под частоту AY 1750000 Гц, все
ноты звучат именно так, как они и отображаются в редакторе.

К сожалению, таблицы нот разных версий Pro Tracker 3 достаточно сильно
отличаются (в особенности таблица 2, которая раньше имела полное право
называться ASM or PSC и идеально подходила под частоту 1773400 Гц). Табличка 1
в
этом смысле уникальна - она одинакова во всех версиях Pro Tracker 3.

Таблички 0 и 3 использовать не рекомендуется.

Автор данного текста.
-+-------------------

Все замечания направлять Сергею Бульбе по адресу vorobey@mail.khstu.ru.

(c)2002-2005 S.V.Bulba

от: Pawel Swiridenko
кому: All
дата: 07 Apr 2006
Hello, newart

Дам дельный совет:
Ребята смотрите (Hо ТОЛЬКО СМОТРИТЕ!!!) чужие музыкальные модули,
как они сделаны,какие команды поставлены,на ту или иную ноту... Hо
ни в коем случае не копировать нотки в свой мега пупер музон!!!
Просмотрите,попробуйте на что(те команды)они влияют...
Короче почти методом тыка...
Я бы посоветовал на ПЦ разобраться вначале с Milky Tracker'om,так будет более
проще разобратся со спектрумовским...Hет,ни в коем случае я не хочу сказать что
они похожи...Hо сам смысл...
И еще:2BYTEMAN:Если уж есть огромнейшее желание разобраться с Треккерами, то не
стесняйся пиши мне на почту,ПОМОГУ!!!
Hу а Vortex :))) Лучше на реале :))))

от: Andrey Baglay
кому: All
дата: 08 Apr 2006
Hello, volton

vol> еще:2BYTEMAN:Если уж есть огромнейшее желание разобраться с
vol> Треккерами, то не стесняйся пиши мне на почту,ПОМОГУ!!!

Павел, я кстати возможно скоро буду в Жлобине! Вот там то ты меня и поучишь!
И чего на приватные мессаги не отвечаешь ?

от: Саша Александров
кому: All
дата: 08 Apr 2006
Hello, volton

Большое спасибо Newart'у и Voxon'у.
Я обязательно буду вам писать, если что-то будет непонятно.
Ещё раз спасибо.:)




Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Help for games - разбор игры THE BARDS TALE (часть 1).
К нашим читателям - "Время перемен"
Смайлик - несколько стаpых номеpов КОМПЬЮТЕP ПPЕСС.
Предисловие - о названии газеты.
Письмо №295 - Ростовская обл, г Гуково

В этот день...   26 апреля