ZXNet эхоконференция «code.zx»


тема: Фирменный спек - хорошо это или плохо?



от: Vitaly Vidmirov
кому: All
дата: 03 Nov 1998

Здравствия тебе и процветания, All !

Hаписать сей манускрипт меня побудило желание прояснить этот,
до сих пор не совсем ясный для многих вопрос , хотя в принципе,
мне тоже до сих пор не ясны некоторые моменты...

В процессе написания, мною были найдены как свидетельства вла-
дельцев фирменной машины, так и исследована дока к Лунтеровскому
эмулятору спека (Z80).

Ладно уж, хватит нам вступления на душу населения!

Времянка отличается для 48к и 128к машин.

Для 48 машины:

┌────────────────────┐──────── int
│ (*) │ │16│
╔═════════════════╗──│─── │ 64
║ ║ │ │48│
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░──║──│────────
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░ ║ │ │
║24 ███<128>▒░░░24║48│ │ 192
║<> ███▓▓▓▒▒▒░░░<>║<>│ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░ ║ │ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░──║──│───
║ ║ │ │
╚═════════════════╝ │ │ 56
│ │ │
└────────────────────┘───

312 строк x 224 такта = 69888


Для 128 машины:

┌────────────────────┐─────── int
│ (*) │ │
╔═════════════════╗ │ │ 63
║ ║ │ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░──║──│──────
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░ ║ │ │
║LB ███<128>▒░░░RB║HR│ │ 192
║<> ███▓▓▓▒▒▒░░░<>║<>│ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░ ║ │ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░──║──│───
║ ║ │ │
╚═════════════════╝ │ │ 56
│ │ │
└────────────────────┘───

311 строк x 228 тактов = 70908

LB+RB+HR=100

Более точные значения мне неизвестны.

В доке к Лунтеровскому эмулятору было написано , что первый байт
экрана будет выведен через 14364 тактов (в 128к) после появления
int'а. Т.о. ULA начинает формирование экрана в точке (*).
Сначала выдает среднюю часть экрана (или бордюр) , потом бордюр,
потом возвращает луч , потом снова бордюр. Выборка данных экрана
производится каждые 4 такта ( читается байт экрана и атрибут ).
Цвет бордюра также изменяется каждые 4 такта.

ULA с 16к нижней памяти и проц с 32к верхней памяти работают не-
зависимо. Если проц хочет прочитать или писать в нижнюю память,
он тормозится, если ULA также занимается чтением.
Hа сколько я понял, это достигается использованием 2-х шин адре-
са и данных, которые, тем не менее соединены друг с другом через
резисторы.

Hижняя память работает на 15-30% медленнее, особенно если разме-
щать там программу, причем, ULA в 128ой машине дает процу больше
свободы в доступе к этим 16к чем 48ой.

fast memory: 70908 -> 128/+2/+2a/+3
slow memory: ~58640 -> 128/+2
~65135 -> +2a/+3

Как это ни странно, но IN (#FE) тормозит процессор, пока ULA не
выдаст результат. В среднем, команда "IN A,(#FE)" занимает 12.15
тактов, вместо положенных 11-ти.

Если Z80 читает из несуществующего порта, то читается содержимое
шины данных. А т.к. ULA не останавливается, и ~62% времени зани-
мается построением экрана , то на шине данных появляются байты с
экрана и атрибуты. Процессор читает на своей шине данных то, что
появляется на шине данных ULA.

ULA не переваривает вектор прерываний ниже #8000 по одной инте-
ресной причине:

Во время цикла M1 (извлечение кода операции) процессор выдает на
шину адреса в младшую часть содержимое регистра R, а в старшую -
содержимое I (для регенерации памяти). При I=#40-7F, ULA глючит,
и думает, что процессор хочет прочитать байт из нижних 16к. ULA
не может справится с такой частотой чтения и пропускает байт ко-
торый предназначен для построения экрана . И вместо этого байта
используется предыдущий, что и приводит к появлению "снега" на
экране. 48к/128/+2 спектрумы при этом всё ещё работают, а +2а/+3
обречены на крах. Хм... Вроде ничего не напутал, хотя кто знает?

Существует некая игрушка Vectron, которую я конечно не видел, но
она использует вышеописанную аппаратную особенность...

И последний вопрос - порт страниц.

Hа 128/+2 работает out (#FD),#10/#50
ровно как и out (#0D),#10/#50
Hа +2а/+3 работает out (#FD),#50

Вот и всё. Если где "блеснул" ламерством, извиняйте...

вроде как злобный Виталик AKA Dark / X-Trade




Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Хит-парад - 10 лучших программ,по итогам продаж фирмы Welcome.
Смайлик - несколько стаpых номеpов КОМПЬЮТЕP ПPЕСС.
Вся жизнь игра - описание игры "Волшебник Страны ОЗ".
Вступление - привет вcем тем, ктo зaгрузил шеcтoй выпуcк нaшей гaзетки.
Игры - В марте я играл в следующие игры...

В этот день...   24 апреля