ПРОЛОГ В августе 1940 года вступил в строй самый крупный и мощный за всю историю германско- го флота военный корабль. Этот гигантский корабль водоизмещением 53 тыс. тонн имел на вооружении: 8 орудий калибра 381 мм, 12 150-мм орудий, 16 - по 105 мм, 16 - по 37 мм, 12 зенитных автоматических 20-мм пушек и 4 гидросамолета. Толщина главного броневого пояса: 320 мм. Бронирование: башен главного калибра - от 200 до 380 мм; боевой рубки - 355 мм; па- лубы - 146 мм. Силовая установка суммарной мощностью 163 тыс. л.с. давала возможность развивать скорость до 31 узла (57 км/час). Дальность плавания этого корабля, предназначенного для рейдерства, равнялась 10 тыс. километ- ров. Экипаж рейдера насчитывал около 1600 чело- век. Корабль был назван в честь великого канцлера Германии Отто Бисмарка и являлся гордостью адмирала Редера, сумевшего в свое время убедить Гитлера в целесообраз- ности постройки для ведения войны на ком- муникациях противника надводных кораблей, а не подводных лодок. Внушительный вид но- вого линкора настолько поразил воображение бесноватого фюрера, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линейно- го корабля водоизмещением около 140 тыс. тонн. Но ход войны перечеркнул планы адмирала Редера, а заодно положил конец и честолю- бивым мечтам самого фюрера. ЧАСТЬ 1 Утром 21 мая 1941 года командующий англий- ским флотом адмирал Товей получил шифро- ванное сообщение о том, что два крупных фашистских корабля идут через пролив Кат- тегат, держа курс на север. После полудня сообщение подтвердилось. Один из самолетов - разведчиков ухитрился сфотографировать эти корабли, ожидающие наступление темно- ты в Гримстад-фьорде. Расшифровка фотогра- фий не оставила сомнений: в районе Бергена приготовились к прыжку на английские ком- муникации в Атлантике линкор "Бисмарк" и тяжелый крейсер "Принц Евгений". И, когда два дня спустя немецкие корабли достигли северного входа в Датский пролив - широкое морское пространство, разделяющее Шотлан- дию и Гренландию, то они обнаружили в су- меречной мгле очертания тяжелого англий- ского крейсера "Суффолк". Через час поя- вился еще один крейсер "Норфолк". Оба английских судна шли параллельным кур- сом с немецкой эскадрой, оставаясь вне до- сягаемости ее орудий. Получив сообщение о появлении вражеской эскадры, адмирал Голланд, командующий ан- глийской эскадрой, состоящей из линко- ра-крейсера "Худ", линкора "Принц Уэльс- кий" и шести эсминцев, бросился наперех- ват, но, как ни старались англичане - до- гонять немецкую эскадру им пришлось на па- раллельных курсах. На рассвете 24 мая впервые заговорили 381- миллиметровые орудия "Бисмарка", совместно с "Принцем Евгением" открывшего огонь по линкору-крейсеру "Худ" и линкору "Принц Уэльский". Причем, если пристрелочные зал- пы англичан давали перелет, то немецкие сразу же накрывали цель. Всего через мину- ту после начала боя 203-мм снаряды "Принца Евгения" разорвались на палубе "Худа", а спустя еще пять минут два снаряда с "Бис- марка", прошив все три броневые палубы "Худа", угодили в пороховые погреба. Раздался страшный взрыв, раскалывая ко- рабль пополам, в воздух взлетает содержи- мое пороховых погребов, ослепительное пла- мя охватывает корабль, и спустя четыре ми- нуты на его месте остается лишь столб чер- ного дыма. Так за несколько минут перес- тает существовать один из крупнейших воен- ных кораблей мира. Сильно дымя, отворачи- вает от германских кораблей "Принц Уэльс- кий", потрясенный гибелью "Худа" и пора- женный несколькими снарядами. Практически невредимые "Принц Евгений" и "Бисмарк", за которым тянется след мазута, вытекающего из поврежденных в бою цистерн, упорно идут на юг. Вечером, 24 мая "Бисмарк" по- ворачивает на юго-восток в сторону Бреста для ликвидации повреждений, а "Принц Евге- ний" направляется для крейсерских действий в район Азорских островов. К этому времени в район боевых действий подошли главные силы английского флота - эскадра под командованием адмирала Товея в составе линкора "Кинг Джордж V", линейно- го крейсера "Рипалс", авианосца "Виктория" и четырех легких крейсеров. В полночь "Бисмарк" был обнаружен и атакован самоле- тами-торпедоносцами с авианосца "Викто- рия", но, получив повреждения от попавшей в него торпеды, около 3 часов ночи "Бис- марку" удалось оторваться от преследования и скрыться в темноте. ЧАСТЬ 2 "Бисмарк" ускользал. Оставляя за собой след мазута и медленно оседая на нос, он упорно шел к берегам Франции, в то время как англичане безуспешно искали его на пу- ти в Норвегию. Разрыв между фашистским рейдером и преследующей его эскадрой Товея неуклонно возрастал. Всего через какие-ни- будь сутки "Бисмарк" должен был войти в зону, где его могли надежно прикрыть не- мецкие подводные лодки и морская береговая авиация. И вдруг, 25 мая 1941 года, когда англичане ломали голову над тем, куда делся "Бис- марк", берлинское радио раструбило на весь мир о произошедшем накануне сражении. Немецкие дикторы взахлеб вещали о том, как от снарядов "Бисмарка" взлетел на воздух крупнейший корабль британского флота, и как отвернул и вышел из боя поврежденный линкор новейшей постройки "Принц Уэльс- кий". В числе слушателей этих передач ока- зался высокопоставленный офицер Люфтваффе немецких частей, дислоцированных в Греции. Обеспокоенный судьбой сына, служившего на "Бисмарке", он отправил в Берлин шифровку с запросом о местонахождении линкора. В ответ ему сообщили: - Рейдер идет в Брест... Расшифровав радиограммы, англичане разга- дали волновавшую их тайну, и в точку пред- полагаемого местонахождения "Бисмарка" ус- тремились английские корабли. Утром 26 мая рейдер был обнаружен англий- ской летающей лодкой (гидросамолетом) в 700 милях западнее Бреста. Это означало, что британские корабли уже не в состоянии настичь его. Адмирал Товей решил прекра- тить погоню в полночь с 26 на 27 мая, пос- кольку топлива на кораблях практически не оставалось. Но тут произошло событие, ра- зом изменившее всю обстановку. Адмирал Сомервил, направлявшийся из Гиб- ралтара с небольшим отрядом кораблей, сос- тоящим из линейного крейсера "Ринаун", авианосца "Арк Ройал" и обогнавшего их тя- желого крейсера "Шеффилд", на перехват "Бисмарка" поднял в атаку старые тихоход- ные самолеты-торпедоносцы "Суордорит". Первая волна самолетов из-за спешки и пу- таницы в приказах атаковала собственный крейсер "Шеффилд". К счастью, первая "ата- ка" оказалась неудачной, и крейсер увер- нулся от идущих на него торпед. Зато вто- рая волна выполнила задачу: одна из тор- пед попала в кормовую часть "Бисмарка". Взрывом были повреждены его винты и закли- нены рули. Скорость рейдера упала до 14 узлов, к тому же корабль почти потерял ру- левое управление. Адмирал Товей решил драться, не пополняя запасов топлива. Око- ло 8 утра 27 мая "Бисмарк" был настигнут линкорами "Кинг Джордж V" и "Родней" и тя- желыми крейсерами "Норфолк" и "Дорсетшир". В завязавшейся перестрелке по "Бисмарку" было выпущено около тысячи снарядов глав- ного и среднего калибра и большое коли- чество торпед. Около 10 часов утра "Бис- марк" делает последний выстрел и замол- кает, потеряв от многочисленных попаданий возможность отвечать огнем. А еще через полчаса, получив пробоины от двух торпед, выпущенных с крейсера "Дорсетшир", "Бис- марк" переворачивается и идет на дно вмес- те со всем экипажем, командиром и адмира- лом Лютьенсом. Таким образом, заботливый папаша неуместными запросами по радио спо- собствовал гибели сына и сильнейшего ко- рабля флота. ЭПИЛОГ Англичане скрупулезно подсчитали, во что им обошлось потопление немецкого линкора. Оказалось, что в районе сражения им приш- лось сосредоточить 8 линкоров и линейных крейсеров, 2 авианосца, 14 крейсеров, 22 эсминца, 6 подводных лодок и более 100 са- молетов, действовавших с аэродромов Вели- кобритании, Исландии и Канады. Несмотря на это, они потеряли линкор-крейсер "Худ", и успех операции зависел порой от воли случая. Поэтому они смертельно опаса- лись подобного рейда и пристально следили за линкором "Тирпиц", построенным на год позже "Бисмарка" по тому же проекту. С другой стороны Гитлер выразил глубокую пе- чаль по поводу гибели "Бисмарка" и ни за что не хотел рисковать новейшим линкором, и тот в основном простаивал в хорошо охра- няемых бухтах, изредка совершая короткие рейды. В целом, эта операция нанесла серьезный удар по доктрине адмирала Редера с его ставкой на крупные океанские рейдеры и по- казала, что лидерство на море переходит от огромных, вооруженных "до зубов" линко- ров к небольшим и почти беззащитным авианосцам. Кстати, японцы уже тогда уди- вили весь мир, построив два линкора типа "Ямато" (водоизмещение - 72 тыс. тонн, толщина брони - 406...650 мм, скорость - 27.5 узлов, имеет девять 460-мм орудий), которые "использовались" затем аналогично "Тирпицу", а затем вторично удивили 7 де- кабря 1941 года, когда разбомбили в Перл-Харборе американский линейный флот, проведя эту операцию с шести авианосцев. Что касается судьбы "Принца Евгения" - ему удалось прорваться в Брест. Провоевав всю войну, он после капитуляции и раздела не- мецкого флота попал к американцам, которые использовали его для опытов по воздей- ствию атомных взрывов на корабли у атолла Бикини, после чего он затонул.