В рубрике особое мнение я решил разместить небольшую статью, о... себе любимом ;) Рассказать как я стал спектрумистом, и что из этого получилось... BЯEEZЁ - он же breeze, он же soyokaze, он же man, он же minisoft avec nrj, он же b42, он же... перечислять можно ну очень много :) скажу прямо человек с многими лиами - <многоликий Янус> (С) AGA. Свой путь я начал в 1987 году, когда первый раз коснулся клавиш 8bit'ного ATARI 65XE. Как и многие, изучения азов программирования, я начал с самого простого языка на свете - BASIC. К сожалению, не сохранилось кассет с исходниками (всё-таки времени прошло не мало), но зато сохранились тетрадки с записями и исходниками ;) Изначально свои работы я подписывал как G.O.A. ( как инициалы Golenkoff Oleg, а не как направление в музыке ;) ), но вскоре появился первый ник - minisoft. К тому времени я и понятия не имел, что где-то за океаном существует уже целая компания microsoft. Название появилось под впечатлениями от популярного (и единственного в то далёкое время журнала <Computer World>). Было достаточно много различных имён с софтами на хвосте, вот и я не долго думая решил, что небольшие программки - minisoft :D Забегая вперёд скажу, что этот ник просуществовал достаточно долго. Где-то в году 1989 в моей жизни появился второй компьютер отечественного производства <КУВТ ПК Корвет 8020>. На нём так же был BASIC, но его уже не хватало, и на смену ему пришел PASCAL. Скажу сразу он не очень понравился (если не сказать больше). Единственный плюс, который был у него - это то, что можно было получить прямой доступ к <портам> и включить или выключить некоторые интересные фишки (расширенные графические возможности, звуки и.т.д.). Вообще, посмотрев назад, можно сказать, что <корвет> первая и последняя реализация локальной сети :( так же одной отличительной чертой от того же <atari> - это дисковод! именно тогда у меня и появились первые дискеты 5,25" болгарского производства <ИЗОТ>, которые просто жутко шуршали. Но шуршания с <корвет'ом> продлились не очень долго :) Вскоре, а именно в 1990 году, как-то вечером отец принёс длинную коробку с надписью <персональный компьютер БАЙТ>. Так у меня дома появился настоящий персональный компьютер. <Байт> оказался отечественным клоном, английского компьютера - ZX-Spectrum 48к. В отличии от различных радиолюбительских поделок, <байт> выпускали в Бресте на предприятии <БПО СВТ>. Он имел отличную полную клавиатуру. В оригинальном спектруме клавиш было только 40, а в <байте> так же присутствовали дополнительные клавиши ПФ1-ПФ6 и клавиши kempston joystick'а. Достаточно хороший усилитель позволял без сбоев с первого раза загружать программы с ленты (на других клонах была основная проблема). Ну и основной изюминкой <байта> бы 3-х голосный синтезатор, который к сожалению не получил поддержки. В качестве монитора использовался обычный телевизор :) Единственное, что меня разочаровало в нём - клешинг цветов (специфический графический режим при котором в одном знакоместе 8x8 точек может быть только один цвет чернил (INK) и один цвет бумаги (PAPER). После <atari> и <корвет'а> конечно это был некоторый шок, так как пришлось приспосабливаться к этому специфическому режиму. После <zx-spectrum> в жизни появлялись и другие платформы: это и <Yamaha MSX2> и любимица всех времён и народов <Amiga> и много интересных компьютеров. Но не смотря на всё <zx-spectrum> - оказался любовью на долгие годы и даже теперь в 2007 интерес к этой платформе не угас. Конечно свободного времени не так много как в былые годы, но тем не менее я всё-таки верю, что найду ещё силы дописать многие проекты, например такой как DoorsAqua ;) Но вернёмся немного назад. В 1993 году на курсах ФДП ГрГУ я познакомился с ещё одним спектрумистом, известным под ником Sierra Software (Щиглинский Виталий - ныне директор компании *instinctools , сотрудником которой я являюсь ;) ). Там же я познакомился с не менее замечательными людьми Yurand (Андрей Карпуть - к сожалению погиб :( ) и Magic Inc. (Олег Мясковский сейчас работает в IntexSoft). Вообще у нас была великолепная пятёрка, так как был ещё один мемберс нашей команды BullSoft ( Дима Будник, окончил военную академию и стал офицером ). Но не будем отвлекаться, я рассказал Виталику, что у меня есть несколько программ которые я написал. В свою очередь он рассказал мне, что в <доме техники> сидит мужик который продаёт программы для спектрума и вполне возможно, что с ним можно будет поменяться на что-нибудь другое (из программ). Так я познакомился с первым в моей жизни свапером (от слова swap-меняла :) Александром Вересом. Вообще 1993 год замечателен тем, что у меня появился дисковод! Даааа... в те далёкие времена это было действительно счастьем. Поскольку, сидеть и ждать полчаса загрузку с ленты - это полбеды, главное что бы никто не щелкнул светом в сортире или не включил пылесос! иначе надпись <R Tape Loading Error 0:10> обеспечена... Как и многие в то время я перегонял игры с ленты на дискеты. Тогда же и появились первые гордые надписи <Disked by Oleg Golenkov>. Появление дисковода, принесло и новые знакомства. Мы долго менялись с соседом (Юра) программами, как выяснилось у которого был Pentagon. В один прекрасный момент, этот Юра предложил сходить к одному товарищу за новыми программами. Придя, я увидел черный ящичек, выполненный в виде десктопа с двумя дисководами! ООО! чудо! но чудо было не это, чудо было-то, что у него было 512кб ОЗУ. Как выяснилось это было ATM-Turbo. Рассказывать можно долго, впечатлений масса (один графический режим чего стоил). Скажу только что верхом творения, которое меня добило - танцующая девчонка из <LIRA 2>. В 1994 году так и не дав мне шанса поступить в Гродненский университет, меня забирают в армию. Правда перед тем как покинуть гражданку и начать топтать глину, Александр Верес познакомил таки меня с легендарной личностью (он просто мне все уши прожужжал) Сергеем Гаврилик'ом (Tom Hial). Общались мы достаточно долго, ибо тем для разговоров было много. В армии оказалось достаточно не сладко, особенно в то время, когда был жуткий недобор и гребли всех подряд. И если бы не <спектрум>, о котором я думал во всё свободное время - то не факт, что у меня бы не съехала крыша :( Времени свободного в армии конечно не так много, но я всё-таки его находил. В руки мне попала книга <Как написать игру на ассемблере>, которую мне любезно дал почитать Олег Мясковский (Magic Inc.). Но он, наверное, и не знает, что я эту книгу переписал в ручную(!) до сих пор лежат две общие тетрадки ;) Перед уходом в армию, одной из последних моих программ была логическая игрушка - <HAMON>. Про рыцаря, который попал в лабиринт и ему надо помочь выбраться. Писать первую часть на BASIC'е я начал еще, когда учился в школе. С тех пор она совершенствовалась, а в армии я разрабатывал уровни, которые потом и легли в основу игры <HAMON IV: return home from deathmanlang> на спектруме. Но не будем забегать вперёд, в 1995 году, я пришел в отпуск. Отец (заядлый любитель ELITE) прочитал в газете, что кто-то продаёт игрушки для спектрума (в частности там была ELITE III). Отправившись на разведку, я познакомился со SNARK (Андрей и Сергей - насколько мне известно, у них сейчас контора <MATRIX> на советской, торгуют, как и все пэцэтами). Купив несколько дискет и приехав, домой, постигло некоторое разочарование. Так как требовалось 128кб памяти :( Но правда в скоре, благодаря небезызвестному в узких кругах товарищу Мишину, у меня появились долгожданные 128кб на борту и музыкальный сопроцессор AY-3-8910. По истине золотой период начался... Придя из армии, это уже был 1996 год, мне попались несколько номеров <Спекторфон'а>. Узнав, что они идут с защитой и просто так по-файлово их не скопировать, я решил написать свой по-трековый копировщик - <MasterBoy track copyer>. Он отлично справлялся со своей задачей, однако тут получилась интересная ситуация. Дело в том, что диски мне достались от Александра Вереса, а к нему в свою очередь от Tom Hial'а. Как выяснилось с уже несколько подправленной защитой ;) Диски были защищены от копирования путём размещения в межсекторном пространстве ключа, который можно было проверить, но нельзя было скопировать, однако если этот ключ запихнуть в конец сектора с данными (в неиспользуемую область), то он отлично находился защитой и уже копировался вместе с данными. Я этого в то время не знал, конечно, и поэтому мой копировщик спокойно дублировал такие диски. Кстати немного отвлекаясь, тут пришла интересная мысля в голову - может всё новое хорошо забытое старое и современные защиты CD (типа StarForce) используют туже шутку с межсекторным пространством ? ;) Надо будет на досуге разобраться... В принципе рассказывать можно ещё долго и увлекательно ;) и я думаю, расскажу ещё на страницах twilight.org.ru. Здесь же упомяну, что придя из армии я познакомился с Rum'ом и Scratcher'ом. Они потом отделились и организовали E-mage group. Познакомился с KVA и вместе с Tom Hial'ом мы организовали группу SWC (Spectrum Warriors Corp.). Затем KVA ушел в E-mage и мы с Tom Hial'ом организовали G&G Entertainment. Затем к нам присоединились мемберсы группы RFH (Raisers from Hell) в лице Dr.Grifus, Sir Denis, Alex Psych и мемберсы группы GrodnoSoft в лице Laser Genius и MAG (позже присоединились DJ.Serg и Vist). Так организовалась в 1997 году группу ACL (Ascendancy Creative Labs) которая просуществовала достаточно долго и выпустила много различных релизов. Но постепенно интерес к платформе zx-spectrum стал угасать и в январе 2001 года, встряхнув всё это болото, я создал группу FishBone Group. В неё вошли: breeze(ex-minisoft), pilot (ex-vist), zorg (ex-laser genius), sergant (ex-dj.serg), blaze (ex-dr.grifus), vile fish (ex-sir denis), alpsy nevsky (ex-alex psych), rum и scratcher. Было выпущено не мало хороших работ на платформе pee-cee :) но спустя некоторое время интерес у народа начал угасать и официально распустив FishBone group, я подписывался как breeze^reeber :) Спустя некоторое время мы всё-таки поняли, что не сможем просто так вот взять и похоронить FishBone... Так появилась реинкорнированная FishBone Crew в лице breeze, zorg, dee jan (ex-sergant) и pilot. Вот такая была история ;) Была потому что активность мемберсов оставляет желать лучшего... Правда, dee jan и zorg ещё иногда пишут музыку, я тоже что-то ещё пытаюсь делать ;) а вот pilot погряз в житейских заботах и уже активности не проявлял давно. Но не хотелось бы заканчивать на грустной ноте ;) и посему закончим банальной фразой "АЛЛО! Мы ищем таланты..." Если вы умеете рисовать, писать музыку, писать код под любую платформу (ZX-Spectrum, Amiga, PeeCee) и самое главное у вас желание проявить себя ;) с радостью примем в нашу FishBone Crew. Так что пишите breeze[at]tut.by и помните! всё ещё только начинается... ;)На этом заканчивается вторая часть CWEEK'24! Можно нажать <BREAK> и выбрать заключительную часть ;)