(C)1997 C. Michaell представляет статью из серии "ЭТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ КАЖДЫЙ" населению, ведущему конспекты, посвящается... ПРЕЛЮДИЯ Именно тогда, когда я отдал свой конс- пект по Истории одному другу,а он вернул мне его сразу на следующий день с цита- той знакомого сатирика: "Наши тексты не- переводимы и нечего их зашифровывать!.." Итак. В течение следующих кило текста разговор пойдет о сокращениях, а также о любых его формах, которые должен знать и уметь применять каждый!.. Часть первая (жизненная) Я очень хорошо помню свой первый день в университете ( далее универ ). Наверно это из-за того,что опоздал и поэтому мне пришлось начать записывать лекцию не сначала ( я надеюсь,что большинство зна- ет факт записи оставшейся части лекции, и поэтому я не буду объяснять всю преле- сть данного положения ). В общем,по око- нчании лекции, взглянув в свой конспект я понял, что нужно уметь сокращать свои записи. В течении года у меня выработа- лись определенные принципы, которые я и попытаюсь изложить ниже. Возьмем ничем не примечательную фразу из моего конспекта по физике: Дэк внести в Э-поле,то оно и сам Дэк прет-ет сущ. изм. <...> И ведь далеко не каждый сможет понять, что в вышеприведенной фразе имелось в виду следующее: Если диэлектрик внести в электрическое поле, то это поле и сам диэлектрик пре- терпевает существенное изменение. Как видно из сравнения мне придется вам де що пояснить... Часть вторая (аксиомная) Для начала требуется вспомнить некото- рые общепринятые сокращения. ╔═════════╤════════╗╔═════════╤════════╗ ║слово или│его сок-║║слово или│его сок-║ ║выражение│ращение ║║выражение│ращение ║ ╠═════════╪════════╣╠═════════╪════════╣ ║ между │ м/ду ║║ через │ ч/з ║ ║ │ (м/у) ║╟─────────┼────────╢ ╟─────────┼────────╢║ поверх- │ пов-ть ║ ║плоскость│ п-ть ║║ ность │ ║ ║ │(пло-ть)║╟─────────┼────────╢ ╟─────────┴┬───────╢║система │ с-ма ║ ║расстояние│ р-е ║║ │(сис-ма)║ ╟─────────┬┴───────╢╟─────────┼────────╢ ║ закон │ з-н ║║характе- │ хр-ка ║ ╟─────────┼────────╢║ристика │ ║ ║характер │ х-р ║╟─────────┼────────╢ ╟─────────┼────────╢║тогда и │ ║ ║ и так │ etc. ║║ только │т.т.т,к.║ ║далее... │ ║║тогда , │ (т.и т.║ ╟─────────┼────────╢║ когда │ т.,к.)║ ║паралле- │ ││-но ║╟─────────┼────────╢ ║ льно │ ║║ пусть │ ! ║ ╟─────────┼────────╢╟─────────┼────────╢ ║ перпен- │ ┴-но ║║химичес- │ х/с ║ ║дикулярно│ ║║кое сое- │(хим./с)║ ╟─────────┼────────╢║динение │ ║ ║ раствор │ р-р ║╟─────────┴┬───────╢ ╟─────────┼────────╢║возрастает│ ║ ║ убывает │ ║╟──────────┼───────╢ ╟─────────┼────────╢║стремится │ ║ ║следова- │ ║╟──────────┼───────╢ ║тельно │ ║║существует│ ║ ╟─────────┼────────╢╟──────────┴┬──────╢ ║ теорема │ th ║║определение│ def ║ ╚═════════╧════════╝╚═══════════╧══════╝ Примечания: 1.В других областях возможны свои сложившиеся каноны от- носительно вышенаписанного, поэтому я не настаиваю на своих обозначениях. 2.В Химии сокращение '' может носить иной характер. Не помешает напомнить вам международ- ный или просто народный способ сокраще- ния, который знает каждый. А суть его в том, что часто встречающееся слово или выражение можно заменить буквой или гру- ппой букв, которые могут стоять вместе или разделенные знаком '/'. К примеру, если в вашем конспекте по Теор.Мех очень часто встречается ну просто ужасно длин- ное понятие как Центр тяжести, то наско- лько мило оно выглядит в виде сокращения 'ЦТ'. А если в СОПРОМАТЕ у Вас почти на везде есть 'Кручение',то в виде буквы 'К' оно прекрасно будет записано на Ва- ших страницах. Но что делать, если слов на 'К' очень много и к тому же все они длинные? Tогда вам придется прочитать следующую часть моего богатого опыта. Часть третья (главная) Первое,что я придумал на тему сокраще- ний, было совмещение английского и русс- кого языков. Но не думайте, что я знаю хорошо английский. Напротив, относитель- но моего английского существует старин- ная поговорка, общий смысл которой сове- тует выучить хотя бы русский. Но дело не в этом. А в том, что вынеся из курса Ин. Яз.'а понятия о множественном числе и притяжательном наклонении, я с успехом применил это так, как указано ниже. К примеру, такое слово как украинский ну просто невозможно написать его не со- кратив. После применения материала пред- ыдущего абзаца это слово сокращается до украин's. А если применить народный ме- тод сокращения, то в конспекте остается милое сокращение у's, которое только вам и понятно. А если у Вас "много" поляков, то от них останется лишь п.s. ( Поясню для тех, кто с факультета 'Тормозные ус- тройства' : приставка .s для обозначения множественного числа, а 's - притяжате- льного наклонения. ) Теперь вернемся к проблеме одной бук- вы, которая появилась в конце предыдущей части. Речь шла о букве К,которая с оди- наковым успехом может быть и Д, и В etc. Я вышел из этой проблемы очень просто добавив к заглавной букве ( кстати такие буквы-сокращения принято выделять боль- шим шрифтом, дабы бросалось в глаза и не путалось с предлогами (у's не в счет так как является авторским сокращением ) ) еще одну букву ( или несколько,для более лучшего запоминания ) из сокращаемого слова,но мелким шрифтом. К примеру, если в различных конспектах у Вас имеются та- кие слова как Дислокация, Дифференциро- вание, Диэлектрик , то они очень хорошо сокращаются до Дл, Диф и Дэк. ( Поскольку с основами мы разобрались, то я думаю, что никто не будет против если дальше в статье я буду применять свои сокращения, а именно: само слово 'сокращение' я сокращу до 'сое'.Вам ведь понятно, да и мне набивать станет мень- ше. ) Но все же иногда встречаются очень по- хожие сокращения такие как 'частный слу- чай' и 'часовая стрелка', которые одина- ково сокращаются до 'ч/с'. Тут уже ни в чем не поможешь. Можно посоветовать лишь запоминать где подобное сое обозначает одно его толкование, а где другое. Бывает,что для некоторых выражений ти- па определение+существительное, сокраще- определения на 's не дает ощутимого эф- фекта. Поэтому в таких случаях я его со- кращал до буквы и связывал его с сущест- вительным через дефис. К примеру, очень часто выражение 'Кинетическая энергия' сокращают до 'Кин. энергия',но будет го- раздо лучше, если сократить до 'К-энер- гия' или еще больше - 'К-эн.'.( Кстати в связи с этим мне хотелось бы напомнить еще один международный метод сокращения слов на такие же слова в Ин. яз.'е. Нап- ример, цвета очень эффектно заменять на их английский перевод. Слово 'красный' замечательно смотрится в форме 'red'. А 'энергию' вообще можно сократить до бук- вы 'Е' или 'W'.Тогда вышеприведенное сое можно сократить до 'К-Е', но я этого не рекомендую делать тем, у кого память не очень хорошо декрюнчирует. ( Да, и еще, метод подмены слов примечателен тем, что помогает запоминать слова из Ин.яз.'а )) В заключение этой части я хотел бы привести несколько авторских слов и вы- ражений, которые родились в следствие безумных сокращений... Я знаю, что конспект по Вышке ( сое от Высшая математика ) изобилирует большим количеством примеров, что заставляет че- стного студента делать заголовок 'При- мер' или же сокращать его до 'Прим.' ( я никому не советую продолжить сое и зако- нчить буквой 'П.',потому как после проч- тения конспекта с подобным соем буква П не декрюнчится на 'Пример', а чаще всего на 'Пакость' или на какой-нибудь другой левый синоним. И как результат - никакой серъезной обстановки, которая так нужна перед экзаменом. Тогда такие люди вместо запоминания курсового материала думают о фильме 'Ночь перед Вышкой', который заве- ршается не в пользу главного героя ), а если этих примеров не один а больше ? Всколыхнув свои знания английского я решил, что сое 'Exe' ( частная производ- ная от Еxample ) очень даже кстати будет смотрется в моем конспекте, а выражение 'Например' в сое '4 Ехе' ( я думаю, что расшифровать значение цифры не стоит ). Я помню меня очень сильно раздражали такие мелкие слова, как 'через' , 'если' и другие. Но если на большинство из них есть универсальные сокращения, то насчет 'если' все забыли. Как знать, возможно кто-то и успевает записать это слово,ко- гда лектор его продиктовал, но на меня это не распространялось. Хотя я достато- чно долго писал это слово целиком, мой мозг усердно трудился над его соем.И вот оно появилось в виде (получился этот знак очень просто : 'если' по-английски 'if', но if мне тоже показалось длинной записью, а поэтому отбросив 'i' и к 'f' добавив еще одну черточку, у меня и вы- шел тот самый знак ). Завершить свои авторские соя слов мне хотелось бы соем выражения 'зависит от', но стоит предупредить,что первоначальная идея была не моя, о чем я очень сожалею. Принцип сокращения лежит в следующем. В определении функции ( вспомните Вышку ) была замечательная фраза : "выражение у= =f(x) означает ни что иное как зависимо- сть у от х". А если вместо скобок поста- вить слово 'от', а сам знак функции оста- вить, то получится следующее сое 'f от'. К примеру, если у Вас встретилось выра- жание типа : 'константа C зависит от на- чальных условий', то, с учетом вышеизло- женного, имеем следующее сое : 'С f от н/у'. Я понимаю, что в том, что сказано выше очень много никому не нужных пояснений,а поэтому из всего этого нужно сделать ко- нкретные запоминающиеся выводы, которые будут выведены в следующей части. Часть последняя (долгожданная) Вот оно то, самое главное, ради кото- рого и стоит учится в институте... 1.Не бойтесь использовать международные методы - они только развивают вашу па- мять. 2.Хорошо запомните таблицу основных сок- ращений. Уверен, созданиям со слабора- звитой фантазией они пригодятся. 3.Учите Ин.яз. ( если не полностью, то хотя бы короткие слова ). 4.Развивайте свою фантазию, ведь именно она толкает ваше сознание на безумные сокращения. 5.Не бойтесь того, что кто-то не разбе- рет Ваш конспект.Главное чтобы Вам бы- ло понятно. 6.Чем смешнее получаются сокращения тем лучше они запоминаются. 4 Ехе, если раздекрюнчить сое 'пир-да' получится 'пирамида'. 7.Хороший почерк благоприятствует дек- рюнчированию. 8.Старайтесь запомнить сам процесс сок- ращения, тогда соя лучше де...Оно са- мое. 9.Я отнюдь не настаиваю на своих спосо- бах, поскольку не хочу убивать в Вас творчество. 10.Это не десять заповедей. Десятый вы- вод написан просто так, для счета... _____________ P.S. Чтобы проверить насколько Вы хоро- шо запомнили материал, попробуйте расшифровать простенькую цитату из моего конспекта. Сдвиг - Деф, при кот. 2 близк. сеч. ско- льзят о-о др/др, не депланируют т.е. ост. плоск. и ││-ными. Простите, что я выбрал несколько лег- кую цитату, но посложнее найти не было возможности, т.к. Alex забрал мой конс- пект по Истории и Культуре. До встречи на килобайтах журнала Ваш 09.02.97 ____________________________________