(C) Музыка: Cardinal/Accept Corp. Следующая система создана одним из старейших Спектрумистов Рыбинска. А Л Ь Т Е Р Н А Т И В А ─────────────────────── Как известно, основным средством программирования на компьютере ZX SPECT- RUM является ассемблер и язык BASIC . Преимущества и недостатки их хорошо из- вестны: ассемблер позволяет создавать вы- сококачественные программы, но очень за- трудняет создание программ со сложной ло- гической структурой; BASIC - программы слишком медленно работают, даже при ис- пользовании компиляторов, но более просты в разработке. Для преодоления этих недос- татков обычно используют смешанные прог- раммы, например логика на BASIC, а графи- ка на ассемблере, но это, зачастую, до- бавляет дополнительные проблемы. Предла- гаю альтернативный вариант - программиро- вание на языке FORTH. В отличии от су- ществующих на SPECTRUM языков, только FORTH является действительно эффективным, все остальные можно считать не более, чем учебными версиями. На настоящий момент мне известны несколько версий языка FORTH на ZX SPECTRUM: ZX-FORTH 1.1 (C) 1982 ARTIC COMPUTING LTD.; fig-FORTH 1.1 (C) 1983 ABERSOFT; BETA-FORTH (C) ???? С. Н. Баранов ( ЛИИАН ), адаптация для OS и IS- DOS Румянцева ; ZX-FORTH 2.7 (C) 1982 ARTIC COMPUTING LTD. модификация 1997 DELTA . Все четыре упомянутых являются вполне работоспособными, за исключением, возможно, fig-FORTH 1.1 , который практи- чески не отличается от ZX-FORTH 1.1 ( исходные тексты взяты, очевидно,от ZX- FORTH 1.1 ), но сделан исключительно для работы с лентой. Итак, что же может FORTH !? Все, что может BASIC и еще пять раз по столько и намного быстрее !!! Да и еще размер прог- раммы намного меньше ! По быстродействию FORTH превосходит почти все существующие языки программирования, а по возможностям вообще не имеет себе равных. В каком еще языке можно создавать свои собственные операторы ( не процедуры ) и модифициро- вать самого себя по ходу выполнения прог- раммы ? Для FORTH все это - естественный процесс, ведь именно так он и работает. Есть, конечно, и недостатки, но они могут быть устранены средствами самого языка и даже превращены в преимущества. Теперь более конкретно. FORTH наиболее рационально можно ис- пользовать на ZX SPECTRUM в написании ло- гических игр, стратегических игр совмест- но с использованием ассемблера для кри- тичных по времени процедур программы. Но коньком FORTH 'а являются адвентюры, и здесь появляется возможность работать прямо в пультовом режиме языка. Например:создаем слово LOOK ( осмотр локации ), слово GO и т.д.,затем выходим в пультовый режим, и игра началась, т. е. при вводе любого из определенных слов система найдет его в словаре и тут-же ис- полнит и не надо писать никаких оболочек для игры. Таким образом, можно, создав библио- теку слов для адвентюрных игр, написать и отладить простую игру за несколько часов, а создание игры класса "Звездное насле- дие" потребует нескольких дней, не учиты- вая время на создание графики, конечно, при условии мастерского владения языком. Дальше думайте сами. С наилучшими пожеланиями, DELTA ( SHRSOFT ). 12. 05. 97 ADV: FORTH - система очень интерес- ная, но несколько сложная для понимания. Причем, люди, начинающие с FORTH быстрее в него врубаются, чем люди, перешедшие с других языков. В связи с этим делом, воз- никла идея открыть в нашем журнале стра- ничку FORTH 'а. Вести ее, скорее всего, будут CAV и SHRSOFT.