╔════──── ║ │ Demomakig: Back to the Future │ ║ ────════╝ (C) Павел Высоцкий/Gendalf, 1998 В свете грядущего FunTop'a, a также в отблесках прошлых Enlight'ов есть некото- рый смысл задуматься о таком интересном явлении, как МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ, или просто DEMO. Ведь значительная часть соф- та, который был создан в ex-USSR принадле- жит, как ни странно (хотя, может, как раз, и не странно), к этому, так сказать, жан- ру. Вначале стоит отметить одну интересную вещь: все DEMO творились на одном компью- тере и для него одного (отгадайте, для ка- кого), но тем не менее, сравнить DEMO 1989 года и 1998 не придет в голову никому. То есть при полном отсутствии эволюции плат- формы, успешно проходит эволюция идей, а также естественный отбор на фестивалях, где выживают сильнейшие из них. И такой прогресс радует. Заканчивая это лирическое отступление, а точнее - вступление, хотелось бы сказать, что сподвигло меня на написание сего чуда. Вернее даже не что, а кто, а именно Хакер Рашпиль, главный редактор нашей газеты. Он высказал идею о полезности такого материа- ла и попытался предоставить весь необходи- мый материал (я имею в виду, что _ВЕСЬ_ материал, то есть все демошки мира, пре- доставить вообще не очень-то возможно, так что главред сделал все, что мог). Не знаю, что помешало Рашпилю самому взяться за ра- боту, но идею я все-таки решил воплотить в нашу сумашедшую жизнь. ──══ I. Прелюдия ══── Вот представьте: 1987 год, трое (или четверо) почитателей Speccy собрались за пивом отпразновать пятый день рождения предмета почитания. Один хвалится, что комп перепаял, второй, что игру прошел, а третий, что эту игру сломал и изъял оттуда неплохой музон. Оказывается, что переломал он уже тысячу и одну игру и теперь ищет, куда бы деть музоны из этих игр. Тут ко- му-то (именно ему надо бы поставить памят- ник) приходит идея все эти музоны склеить, прибавить красивую картинку и проигрывать. Именно тогда и родилось название "Де- монстрация", потому как эти музоны именно демонстрировались широким массам, которые не умели иичего ломать. Хотя сейчас может показаться, что те да- лекие творения восьмидесятых совсем и нe Demo, и названы так по ошибке. Но если бы не те неказистые программки, в которых при переключении музонов поднимался вой, то не бывать и сегодняшним шедеврам. Назывались эти творения тоже просто: ка- кое-то странное слово, а потом "demo" или "demo 128". В некоторых из них первого слова не было, что усложняло их разделе- ние. По сути, все эти первые демки мало чем отличались друг от друга: немного кри- вая картинка, иногда с элементами анима- ции, бегущая строка, в которой то на польском, то на ломанном английском пере- давались приветы, список музонов, которые можно услышать, нажимая на соответствующие клавиши. Кстати, традиция передачи приве- тов - тоже возникла благодаря тому поколе- нию демок. Ну а элементы анимации были бо- лее чем скромные: где-то пытались изобра- зить пыхтящий в работе плейер (у меня эта демка фигурирует под названием Demo 3), где-то очень наглядно демонстрировали игру музыкантов (Drum Warriors), a в Szafran Demo 128 рисованная от руки красавица под- мигивала при выборе музона. То есть и здесь были какие-то изыски, новые идеи, но в целом эти демонстрации музонов (не пу- тать с музыкальными демонстрациями - это далеко не одно и тоже) были уж очень стан- дартными. Небольшое разнообразие внесли оцифровки: все оставалось на своих местах, но музон был уже один. К примеру, Lambada, которая даже сейчас приятно удивляет качеством оцифровки. Или демка Laugh - смех, смех поистине идиотский - никогда так не смей- тесь. Но все равно, нужны были по-настоя- щему новые идеи, новые концепции, и уже староватому жанру пришлось умереть. Добавить к этому можно разве что две ве- щи. Родиной и главным пристанищем "Де- монстрации музона" стала Польша - во вся- ком случае, основная масса дошедших до нас демок того золотого века была сделана именно там. Когда эти демошки начали отживать, при- шел 1989 год - время расцвета Speccy на Западе, когда игрушки перестали быть плос- коватыми, а графика стала красивой. ──══ II. Lyr'ическая революция ══── Только-только демонстрации стали назы- вать килодемами, как появилась одна из первых МЕГАдем, которая, кстати, более других оправдала свое громкое название: Lyra II! Был еще Shock, были другие неплохие тво- рения, но мне, да и не только мне, особен- но запомнилась именно эта демка, также сделанная в Польше некой группой под инте- ресным названием Ethanol Soft Inc. (более известной как E.S.I.) примерно в том же памятном 89'om. Лично мне не раз приходи- лось слышать очень лестные отзывы о ней, к примеру: "На Speccy просто мучал игрушки, лень было делать что-то самому, но когда я увидел Lyra II..." Это был действительно рывок вперед: даже сейчас многие идеи из демки не утратили своей притягательности: взять хотя бы часть с плавающей бутылкой (кстати, вы знаете, что она не пустая - там, в демке, так и написано, еще кого-то грузят за то, что он полную бутылку так обидел) или с танцующей незнакомкой. Все девять частей демки явно неплохие, особенно для того далекого времени. Lyra II - это классика, о которой знают все. Это одна из первых настоящих, а не "усеченных" демок. Это... Да вы и сами знаете! Не видел я, к сожалению, Lyra I (a та- кая, судя по всему, должна быть). Жаль. Вот и вся лирика. Дальше полякам, как и многим другим нежителям СССР почему-то вздумалось предать Speccy: расхотелось де- лать новые гигадемы, и все ненадолго за- чахло. Но совсем ненадолго, так как скоро Speccy возродился в том же СССР, а затем процветал в СНГ. Но демомейкинг развился далеко не сразу. ──══ III. Интры ══── Если кто не понял, ИНТРЫ - это мно- жественное число от "ИНТРО". Так вот, по- чему-то эти самые "интры" вначале полюби- лись нашим кодерам значительно больше, чем демки в чистом виде. Хотя некоторые интро и были неплохими, но были чисто утилитарными: их существова- ние было целиком и полностью посвящено конкретной игре. А настоящая дема не может быть утилитарной - она должна быть ис- кусством ради искусства и только. Тем более, на первых порах, до появления новых харьковских мегадем, эти интро были более чем однотипными и какими-то скучны- ми. Но все же это была и школа для многих. Со временем интры преобразились, но их и дальше многие ругали. К тому же, это не настоящие демки, так что распостроняться о них сейчас особенно нечего. ──══ IV. А в Харькове... ══── ...творились новые шедевры. В 94 - 95'ом годах, в основном при участии группы Code Busters, в Харькове были созданы небезыз- вестные Satisfaction и Insult (удовлетво- рение и инсульт соответственно). Писались они долго, зато результат превзошел все ожидаемые результаты ;-). Даже сейчас эти демки старыми или морально устаревшими не назовешь. Было воплощено в жизнь то, что в виде идей висело в воздухе по всему СНГ. Это был один из первых толчков; эти демки стали эталоном. Даже сейчас, в силу тради- ции, лучшего ждут именно из Харькова: но- вого шедевра, который вновь откроет всем глаза на настоящий демомейкинг. Примерно в то же время (так и неиз- вестно, кто на кого позитивно повлиял), на далеком острове под названием Британия проклятые капиталисты пытались реанимири- вать Speccy (поздно спохватились). Группа Extasy-3, которая еще и выпускала журнал, подарила своему народу, да и не только ему, несолько демок. Я приостановлюсь на одной из них: Inner Universе. Это название довольно трудно перевести, во всяком слу- чае, вариантов перевода может быть нес- колько. Например, "Внутренний мир (мироз- дание)". Но в их демках, несмотря на нес- колько интересных моментов, преобладают бегущие строки и другие традиционные вещи. Словом, авторам никто не открывал глаза на истинную сущность МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕМОНСТРА- ЦИИ. Тоже жаль. А то, может быть, был бы еще один пример для подражания (что-то их в последнее время слишком много разве- лось :-)). ──══ V. Enlight'96 ══── Эх... Вот это по-настоящему оборотный момент в истории спектрумовского демомей- кинга. Соискателей получить признание луч- шего творца в этой области нашлось сравни- тельно немного. Но значение данного меро- приятия для развития демостроения трудно переоценить. В этих демках каждый эффект был проду- ман, почти каждая идея была или свежая или освеженная ;). Музыку старались фиксить под то, что творится на экране, а не нао- борот, как было в восьмидесятых. В демках уже появлялись некоторые идеи, то есть, внутренние логические связи, хотя большинство эффектов все же были "безыдей- ными". Быть признанными на этом Инлайте означа- ло в дальнейшем быть узнаваемыми везде. Отчасти поэтому новгородская группа Digi- tal Reality, демка которой заняла третье место, так быстро стала лидером. Первое место долго делили между собой Illusion (X-Trade) и Vibrations (Rush). Я совсем запутался, кто же все-таки получил почетный титул, было несколько версий, то есть первой оказывалась то та то другая демка, но мне лично больше пoнравилась Vibrations. Именно здесь родилась классическая дема, в которой не надо ничего нажимать для подгрузок, в которой должна быть не только анимация. Появился и некий моральный ко- декс, по которому в любой уважающей себя демке должно быть минимум скроллов и все должно быть своим: никакой выдранной музы- ки. Наконец окончательно образовался нефор- мальный клуб демомейкеров, которые в большинстве уважают друг друга. Именно En- light'96 дал толчок и пример для подража- ния многим кодерам (плох тот солдат, кото- рый не мечтает победить на Enlight'e... вернее не мечтал, так как Enlight'97 был, судя по всему, последним :-( ). ...Digital Reality со своей демкой 7th Reality заняла 3 место. Через год та же группа заняла первое место... ──══ VI. Через год после Е'96 ══── Практически ровно через 365 дней после успешного окончания Еnlight'96, скандально закрылся Enlight'97. Но конкурс демошек успели провести, и выяснилось, что идей у кодеров все еще хватает (правда, не у всех). И что самое главное, демки представлен- ные на Enlight'97, несли какую-то общую задумку, идею (мораль сей басни тако- ва...), что, несомненно, существенно повы- сило их ценность (и не только материальну- ю). Не все, конечно, демки, были такими умными, но, по крайней мере: - в Binary Love отстаивается ценность истинной любви (романтики); - в Noumenon можно ознакомиться с каба- листическими символами и даже немного с черной магией, а также послушать отличную музыку (чернокнижники); - в Shit 4 Brain колоритно показано воз- действие наркотика на человеческие мозги, даже, я бы сказал, более чем колоритно (наркоманы). В общем, прогресс, прогресс, прогресс... Но! Но во всех этих шедеврах нещадно эксплу- атировался один и тот же эффект: плазма. Не буду спорить, эффект отличный, но во многих демках ему уделялось уж очень много внимания. Это однообразие плохо сказалось на общем впечатлении, но повторю: это все равно был прогресс. Жалко только, что сам фестиваль был впоследствии сорван. ЧТО ЖЕ БУДЕТ НА FUNTOP98??? ──══ VII. Десерт: перспективы ══── Все, конечно, происходит исключительно в радужных тонах: фестивали проводятся в каждом городе, изобилие "Новых Васюков", демки со Speccy ставят в пример програм- мистам с других платформ. Ладно, не нужно нам фестиваля в каждом городе, хватит нам и Москвы (кто едет на FunTop ?!). А в пример нас и так уже можно ставить. ;) Совершенно ясно, что демомейкинг шагает вперед, и что пути назад, к выдираемой му- зыке и корявым процедурам, нет. Будет кон- куренция, новые идеи, новые тенденции. Я думаю, больше внимания будут уделять смыс- лу демок. На FunTop'e все действительно станет на свои места. И я надеюсь, что эти места бу- дут призовыми (звучит коряво, но почти адекватно выражает мою мысль). Павел Высоцкий/Gendalf (0322) 64-34-88 ──══════════──