(C) Смирнов Михаил (CLEAR) г. Рыбинск ЧАСТЬ II (продолжение) Сейчас речь пойдет снова о звуке и не только. (Бред как бред - ничего осо- бенного). Идеальных компьютеров нет и никогда не будет, глюки есть везде, с той лишь разницей, что у одних их больше, чем у других. (Глюк - програмный или аппаратный недогляд разработчиков.) Постояные споры приверженцев Amiga и PC читать, конечно, очень интересно, но мир компьютеров гораздо шире, поэтому я расскажу о почти неизвестном в России и СНГ компьютере, занимающем второе место в мире по распространенности после PC - Apple Macintosh . ( Apple умудрилась в 80-х забить Маками всю систему "народно- го" образования США - от детсадов до уни- верситетов ). Хочу сразу заметить - я ни- кого не призываю покупать домой Мак , так как это будет очень нерационально (в СНГ). История создания первого компьютера фирмы Apple немного похожа на историю Амиги , это история взлетов и падений, не прекращающихся и по сей день. Все началось с "гаража", два друга Стив Джобс и Стив Возняк, узнав о выходе в свет нового микропроцессора фирмы Motorola , решили создать компьютер, соб- ранный на одной плате (до этого момента оба друга были увлечены электроникой, кроме того Возняк работал в фирме "Hewlett Packard" , а Джобс в фирме "Atari" ). Распространять его они плани- ровали среди членов компьютерного клуба "Home Brew Computer Club", ими же до это- го организованного. На разработку ушло около полугода, готовая плата была затем помещена в деревянный корпус. Новоиспе- ченный компьютер отнесли показать вла- дельцу местного компьютерного магазина, который являлся членом клуба. Тот прело- жил Стивам сделку: они за месяц делают 50 компьютеров, а он платит им наличными по факту. Затем пришло время придумывать наз- вание своей фирме. Устав перебирать за- мысловатые варианты, Джобс в шутку пред- ложил "яблоко" (apple). Совершенно неожи- данно слово понравилось обоим, и на нем они остановились. 1 апреля 1976 года они создали фирму Apple . Вечерами и выходными Стивы продолжа- ли работать над заказом. Ровно в срок они поставили 50 компьютеров Apple 1 по цене 666 долларов 66 центов. Сатанинское число вызвало бурю протеста местной обществен- ности, членов клуба и покупателей - цену пришлось изменить. Дела стали идти в гору. Миллионер Маркулла вложил в предприятие 250000 дол- ларов и стал вести бизнес, предоставив Возняку и Джобсу свободу творчества. Обо- рот компании в скором времени составлял миллионы долларов, а штат насчитывал сот- ни рабочих и служащих. В 1979 году (через 3 года), ситуация стала ухудшаться - на компьютерном рынке появился PC от "Голубого гиганта" ( IBM ). Надо было что-то предпринимать. Джобс сколотил команду талантливых инже- неров ( некоторые были из "Ксерокса" ) и начал работу над проектом под названием "Макинтош" . Этот проект был совершенно независим от компьютеров под названием Apple (которые продолжали выпускаться). Джобса не устраивала IBM - подобная кон- фигурация, операционная система PRO-DOS и прочие вещи. По его замыслу в новом ком- пьютере все должно было быть построено иначе. В то время в Apple велось три проек- та: Macintosh , Golden Delicious и Pippin - все названные так по сортам ябл- ок. Название "Macintosh" подобрал инженер Джеф Раскин, у которого, как и у многих американцев, страдала орфография - сорт яблок писался "Mcintosh" . Но ошибку исп- равлять не стали. Вот такому курьезу был обязан своей фамилией новорожденный компьютер, исполь- зующий не текстовый, а графический интер- фейс. Это была настоящая революция в компьютерных технологиях. Официальный год рождения "Макинтоша" - 1984-й. Первенца звали Macintosh XL или Lisa . Он имел 3, 5" дисковод, 9" черно- белый монитор, мышь и очень скромную по нынешним понятиям память. С тех пор "Мак" окреп, вырос и стал незаменимым помощником художников, изда- телей, а также всех тех, кому не столь важно вникать в устройство компьютера, занимаясь на нем своим любимым делом. На сегодняшний день Macintosh яв- ляется единственной реальной альтернати- вой PC . С выходом "Windows 95" пользова- тели PC надеялись, что их предмет обожа- ния будет эквивалентен Маку . Что же в действительности? В мире IBM PC - совместимых компью- теров сами компьютеры и программное обес- печение для них разрабатываются обычно разными фирмами. Поэтому, сравнивая PC с Windows и компьютеры Макинтош , сопостав- ляют возможности установленных на них операционных систем. Однако, поскольку используется весь комплекс - компьютер и ОС, такой подход не совсем верен. При по- купке Макинтоша пользователь получает це- лостную систему, в которой software тесно связано с hardware. Понятно, что в случае с PC это не так. Недавно читаю в Computerworld : "Многие из возможностей InDesing (новая издательская программа) были продемонстрированы как на Macintosh , так и в Windows . Однако в ходе работы Windows - версии система вы- дала сообщение об ошибке памяти, на что зрители отреагировали смехом и аплодис- ментами" . Один мой знакомый недавно побывал в Швейцарии, где разговаривал с местным ад- министратором сети в каком-то учебном за- ведении ( 50 Маков и 9 ПЦ ), так тот се- товал, что ему приходится возиться в ос- новном с писюками, а к Макам он почти не подходит. Основными преимуществами Макинтошей как были, так и остаются простота исполь- зования, возможности применения мультиме- диа, отсутствие проблем с совместимос- тью. Несмотря на значительные шаги Microsoft по "очеловечеванию" интерфейса новых операционных систем, Apple остается лидером в этой области. Если речь идет о простоте применения компьютера в целом, то Apple выигрывает благодаря операцион- ной системе. Учитывая, что разработки graphical user interface ( GUI ) в Apple начались задолго до аналогичных исследо- ваний для PC , компания смогла за это время уйти далеко в перед. Макинтош до сих пор проще использовать, особенно если речь идет об интеграции компьютеров в ло- кальную сеть или их настройке. Макинтоши , будучи долгое время обо- собленной частью компьютерного бизнеса, сегодня являются наиболее "совместимыми" компьютерами. В этой области Apple сдела- ла большой рывок и преодолела пропасть между Маками и PC . Сегодня Маки могут не только писать и читать PC - дискеты, дис- ки CD-ROM , но и выполнять Dos и Windows приложения. Для этого используются раз- личные Windows - эмуляторы, один из самых последних - Virtual PC ( полностью эмули- рует Pentium MMX ). В свою очередь на PC тоже есть эмулятор Мака . Как работается под этими эмуляторами - разговор отдель- ный, возможно, требующий отдельной ста- тьи. Вкратце то, что видел сам: Virtual PC на Power Computing 225 МГц ( клон Ма- ка , процессор Power PC 604 ) эмулирует Pentium 90 (частота процесора), видеосис- тема работает почти в два раза медленнее; на G3 350 МГц - Pentium 166 MMX без тор- мозов. Basilisk на Pentium 166 MMX , ра- зогнанный до 187 МГц эмулирует 68020 1МГц ! :) (это не шутка) Я не думаю, что эмулятор Мака спе- циально писался на Бэйсике, а эмулятор PC на ассемблере (хотя кто его знает:) ). В начале 90-х годов у Apple опять появились проблемы из-за плохого управле- ния компанией (к этому времени основатели фирмы Стив Возняк и Стив Джобс ушли из Apple и занимались собственными проекта- ми), все кому не лень стали предрекать ей скорую гибель и уход с рынка персональных компьютеров. Apple ухватилась за "соло- минку" в виде идеи создания RISC процес- сора, основные концепции которого были заложены еще в середине 80-х, и совместно с IBM и Motorola выпустили новый процес- сор PowerPC . Почти сразу вместе с анон- сированием PowerPC Apple представила но- вый компьютер на их основе "Power Mac" . Процессор PowerPC был в некотором роде ответом Intel 'у на Pentium MMX , а после выхода Pentium II был представлен PowerPC G3 . Эти шаги хоть и поправили положение, но до выхода из кризиса было далеко. Вообще борьба за рынок между Apple и IBM это борьба не столько между платфор- мами в целом (если взять техническую сто- рону, а не маркетинг), сколько между про- цессорами. Intel , как лидер, шагая по пути технологического и архитектурного прогресса, собирает все "шишки-банки", идущие следом "наматывают на ус" и делают не хилые шедевры, вырываясь не надолго вперед. После выхода в 1971 году эпохального Intel 4004 эта тенденция просматривается невооруженным глазом. Многие фирмы увиде- ли, что производство процессоров приносит неплохие дивиденты и ринулись ваять "кам- ни". Кто-то шел по следам Intel , кто-то шел своим путем, но большинство создавали свои творения (при равных - шина данных и частота) гораздо лучше, чем лидер. Пример Z80 и 6800 производительней, чем i8080 . Дело было не в частоте и битах, а во внутренней архитектуре процессора: 6800 имел всего два регистра общего назначения (оба могли одновременно работать как ак- кумуляторы), использовал 3 такта на чте- ние-запись при адресации к памяти. В этой гонке Motorola , едва поспе- вала за лидером (приведены только извест- ные процессоры): 8080 - 6800 , 8086 - 68000 , 80286 - 68020 , 80386 - 68030 , 80486 - 68040 ,Pentium - 68060 ,Pentium - Pro PowerPC , Pentium II - PowerPC G3 . По поводу Pentium III , это не новый про- цессор (в обычном понимании, новый про- цессор на старом софте на той же частоте результат выдает быстрее), это Pentium II с добавлением нескольких новых команд для работы с Internet , и логичнее было бы его обозвать типа - "Pentium II+" . Но в ситуации, когда конкуренты наступают на пятки, доходы падают требуется немного запудрить народу мозги (маркетинг :) ) и дело поправлено - толпы американских юзе- ров задвигают устаревший Pentium II на дальнюю полку, и бегут в магазин покупать " современный Pentium III " . Теперь о G3 - полностью 64 битный процессор (у Intel Mersed еще в проекте), 5 конвейеров, 2 из них для данных с пла- вающей запятой, кеш L2 минимум 512 Кб. В сентябре появился G4 , и на его основе Power Mac G4 , обеспечивающий производительность более 1 миллиарда опе- раций с плавающей точкой в секунду (пико- вая производительность процессора PowerPC G4 достигает 4 миллиардов в секунду). От- личительной особенностью нового процессо- ра является встроенный SIMD-модуль ( под названием Velocity Engine ), позволяющий с большой скоростью параллельно обрабаты- вать векторные данные и обладающий допол- нительными 162 процессорными инструкциями и 32 регистрами разрядностью в 128 бит. При использовании набора тестов, разрабо- танных компанией Intel для демонстрации скорости процессора Pentium III , процес- сор PowerPC G4/500MГц оказался в среднем в 2, 94 раза быстрее процессора Pentium III/600 МГц . При сравнении производи- тельности в программе SETI@Home (проект по поиску внеземного разума) PowerPC G4/500 МГц обработал за 6 часов такой об- ъем информации, который процессор Pentium III 600 МГц обработал за 25 часов. Для получения дополнительной информации обра- щайтесь на сайт: http://www.apple.com/powermac/ processor.html. Отставание в выпуске моделей процес- соров Apple неустраивало, дабы покончить с этим и был образован альянс с Motorola и IBM в начале 90-х. Хотя 68060 был производительней Pentium 'а, маркетинго- вый ход Intel 'а - отказ от использования цифровой системы в обозначении своих но- вых процессоров свел на нет все потуги конкурента заработать хорошие деньги от увеличения продаж Apple Макинтош . В то время соотношение применения процессоров в настольных системах было около 1: 10 в пользу Intel . Увядающие темпы продаж Ма- кинтошей побуждали Motorola все меньше вкладывать средств в разработку следующе- го поколения процессоров 680х0 . Apple , переживавшей очередной кризис, требова- лось чудо, и чудо в форме альянса принес- ло не только финансовое вливание, но и интелектуальное и технологическое в лице IBM . В 1993 году появился PowerPC , имею- щий внутри RISC - архитектуру (сокращен- ный набор команд), эмуляция команд 680х0 только программная, в отличие от Pentium , который только частично RISC - эмуляция команд 80х86 аппаратная ( Intel , обремененная совместимостью, не могла позволить себе такие эксперименты). Pentium Pro был уже чистый RISC , но для совместимости с предыдущими поколениями процессоров напичкан таким колличеством логических схем, что его производство се- годня стало почти невыгодно. Apple , перепрыгнув на PowerPC , особо не думала о последствиях, выбирать было не из чего - "либо пан, либо про- пал". Софт для 680х0 работал тормознуто, и популярные программы пришлось заново перекомпилировать под PowerPC . Новые ве- рсии программ стали выходить с двумя инс- талляциями для 680х0 и PowerPC Первые процессоры PowerPC (601, 602, 603, 603e) уступали в производительности аналогичным Intel , и только PowerPC 604 смогли превзойти их, причем преимущество нельзя было назвать значительным. Одновременно с PowerPC 604 были вы- пущены первые образцы 64-разрядного про- цессора PowerPC 620 , имеющего вдвое больше транзисторов, чем 604-й. Он ока- зался самым большим разочарованием - пре- восходство над Pentium Pro составляло не более 10%, поэтому в следующем PowerPC 750 поменяли микроархитектуру, и oбозвали PowerPC G3 ( Generation 3 - процессор 3-го поколения). Простое использование PowerPC G3 в Маках не позволяло значительно увеличить продажи. К этому моменту в Apple вернулся ( после провала "эпопеи" с компьютером "будущего" - NeXT ) один из "отцов осно- вателей" - Стив Джобс. Под его чутким ру- ководством Apple пошла по пути изменения дизайна компьютеров (как внешнего так и внутреннего). Почти год назад мир был удивлен но- вой разработкой Apple - iMac , специально разработанного для дома, развлечений и работы в Интернет . Системный блок iMac 'а совмещен с монитором (моноблок), причем размеры "монитора" от этого почти не увеличились, корпус полупрозрачный - видно что под ним, отсутствует 3, 5"-й дисковод (видать в штатах он уже не нужен - куда ни ткни, кругом Internet ). С ян- варя 1999 года iMac 'и выпускаются в кор- пусах пяти разных цветов: - Голубика - Лайм - Клубника - Мандарин - Виноград Теперь более подробно (май 1999 г.): PowerPC G3 333-MГц Кэш 512Kбайт (backside L2) Системная шина 66-MГц Кэш первого уровня 64Kбайт ОЗУ 32Mбайт расши- ряемое до 384 Мбайт Шина памяти 64-бит Внутренний жесткий диск 6Гбайт CD-ROM 24-x 2 USB порта для подключения до 127 периферийных USB устройств к каждому Ско- рость взаимодействия с устройствами 12Mbps 10/100BASE-T Ethernet Встроенный мо- дем 56-K, поддерживающий стандарт K56flex и V. 90 Дисплей: - Тип multiple-scan, трубка shadow mask: 15", размер точки 0, 28 - 6Mбайт видео памяти - Частота обновления до 117 Гц Видео: - Встроенный чип ATI RAGE PRO Turbo 3D с акселлерацией 2D/3D графики Два встроенных динамика с поддержкой системы SRS Встроенный микрофон Разъемы для ввода/вывода звука Клавиатура Apple USB: - Изменение угла наклона клавиатуры - Работает также, как USB хаб Мышь Apple USB Высота: 39, 5 см с подставкой Ширина: 38 см Глубина: 44 cм Вес: 17, 3 кг Режимы работы монитора Режим Частота Максимальное разреше- ние 640x480 117 Гц 24-бит, миллионы цве- тов 800x600 95 Гц 24-бит, миллионы цветов 1, 024x768 75 Гц 24-бит, миллионы цветов Реакция на появление iMac в США: "iMac - это рождество в августе!" - сказал Пауль Рамирез, вице-президент по маркетингу ComputerWare . "Мы продали за одну субботу компьютеров iMac больше, чем всех настольных компьютеров PC в июле." "iMac 'и распроданы большинством на- ших дилеров в этот уикенд," - сказал Стив Джобс ( временный управляющий (СЕО) Apple ). "До следующих выходных мы запус- тим в магазины еще десятки тысяч iMac 'ов." "iMac может стать одной из самых продаваемых моделей на все времена. Когда процесс продаж пойдет, могут быть проданы несколько миллионов машин," - считает Роджер Кэй, аналитик IDC . Джим Хелпин, исполнительный директор сети магазинов CompUSA , сказал, что продажи iMac войдут в историю. "Если в эти выходные мы прода- дим все компьютеры, которые у нас есть, то iMac будет самым продаваемым компьюте- ром, который мы когда-либо видели." Представители сети магазинов MacMall говорят, что они не могут удовлетворить все заказы. "Мы продали 1200 шт. только этим утром," - сказал один из менеджеров по продажам MacMall . За неполные пять месяцев iMac стал самым продаваемым компьютером в США, было продано 800 тысяч штук ( больше, чем PC ). Около 55% пользователей являются старыми приверженцами Макинтош , 32% впервые приобрели компьютер, а 13% - быв- шие пользователи "обычных" PC . В Москве iMac 266 стоит около 1250$, iMac 333 - 1450$. По данным теста BYTEmark iMac 266 в полтора раза быстрее Pentium II 450MHz , и в два раза чем Celeron 333MHz . В начале 1999 года Apple выпустила новый Макинтош для профессионального рын- ка - Power Mac G3 , в удивительных корпу- сах - прозрачный пластик насыщено-синего и молочно-белого цветов, в сочетании с обтекаемыми формами. Внутри: Процессор PowerPC G3 с тактовой час- тотой 300-, 350- или 400 МГц 512 Кб или 1 МБ кэш-памяти второго уровня, типа backside, на процессорном модуле с часто- той 150-, 175- или 200 МГц соответствено в зависимости от скорости процессора Сис- темная шина 100 МГц Встроенный сопроцес- сор для операций с плавающей точкой, и 64К процессорной кэш-памяти первого уров- ня (32К для данных и 32К для инструкций) 64 МБ или 128 МБ оперативной памяти типа PC100 SDRAM Четыре слота расширения DIMM, поддерживающих до 1ГБ памяти типа PC100 SDRAM, с использованием следующих DIMM'ов: 32МБ, 64 МБ или 128 МБ (64 бит, 64-битная технология) 128МБ, или 256 МБ (64 бит, 128-битная технология) Дисководы: ─жесткий диск 6ГБ или 12ГБ Ultra ATA или 9ГБ Ultra2 LVD SCSI с картой Ultra2 LVD SCSI PCI 24-х скоростной (максимум) CD-ROM или 5-ти скоростной (максимум) DVD-ROM с DVD-Video воспроизведением (чи- тает CD-ROM'ы со скоростью 35) Zip-диско- вод (в некоторых конфигурациях) Место для двух дополнительных Ultra ATA, UltraWide SCSI или Ultra2LVD SCSI дисководов ─Два порта FireWire 400-Мб/с ─Два порта 12-Мб/с Universal Serial Bus (USB) ─Порт Apple Desktop Bus (ADB) ─Встроенный Ethernet 10BASE-T/100BASE-TX (RJ-45) ─Дополнительно возможна установка внут- реннего модема 56K (поддерживает станда- рты K56flex и V. 90) ─Четыре слота PCI: три 64-битных слота с частотой 33-МГц и один 32-битный слот с частотой 66-МГц, выделенный для графической карты ATI RAGE 128 ─15-пиновый мини D-Sub VGA коннектор и адаптер Macintosh-VGA ─Миниджеки для ввода/вывода 16-битного стереозвука; с частотой 44. 1 кГц ─Встроенный динамик Графическая карта ATI RAGE 128 с 16MБ видеопамяти SDRAM, обеспечивающей следующие возможности: 2D ускорение ─128-битный внутренний ускоритель ─Аппаратный ускоритель графики и видео ─Поддержка разрешения вплоть до 1,920 х 1,200 пикселей при 32 бит на пиксель (миллионы цветов) 3D ускорение ─Передовой встроенный акселлератор ─Однопроходная мультитекстурная обработка ─Полный 32-бит на пиксель (б/п) Z буфер и 8-б/п "stencil" буфер ─Устойчивая поддержка QuickDraw 3D RAVE и OpenGL Клавиатура Apple USB Keyboard и мышь Apple USB Mouse Потребляемая мощность (без учета мо- нитора): 200Вт Высота: 43, 2 см Ширина: 22, 6 см Глубина: 46, 7 см Вес: 13, 0 кг По тестам BYTEmark компьютеры PowerPC G3/400 более, чем в два раза быстрее компьютеров Compaq Deskpro Pentium II/450 . Чтобы получить доступ к разъемам расширения, достаточно потянуть за кольцо на боковой стенке корпуса и открыть ее - все платы смонтированы прямо на ней. Как и в IMac 'е отсутствует флоппи-дисковод и поддержка SCSI . Для использования SCSI - устройств необходимо установить соот- ветствующую плату в один из разъемов PCI . Для любителей Notebook'ов Apple вы- пускает Powerbook : элегантно скругленные формы, полупрозрачный оранжево-молочнобе- лый корпус. Каждая модель поставляется с двумя встроенными разъемами расширения (которые также можно использовать как слоты для батарей), в том числе два слота PC Card . Внутри: 233, 266, или 300 MГц PowerPC G3 процессор, 1MБ backside level 2 кэш на 266 и 300 MГц процессорном моду- ле; 125 или 146 MГц на 64-битной backside-шине, 66 или 83 MГц системная шина. Интегрированный модуль для плаваю- щей запятой и кэш 64K level 1 на чипе (32K данные и 32K инструкции) 32MБ или 64MБ RAM; 2 слота SO-DIMM, поддерживающие до 192 MБ, 4MБ ROM. Внутренний 2ГБ, 4ГБ, или 8ГБ IDE винчестер, 2 слота расширения 3. 5", CD-ROM или DVD-ROM и других устройств хранения информации Снимаемый дисковод 3. 5" 1. 44MБ для слота расширения 20-ско- ростной (максимум) CD-ROM для слота рас- ширения -порт Apple Desktop Bus (ADB) -SCSI-порт не менее чем на семь внешних устройств -Serial (RS-422) порт -Порт адаптера питания -Встроенный коннектор 10BASE-T Ethernet (10 Mbps) -модемный порт RJ-11 поддерживает модем K56flex -Инфракрасный порт (4-Mbps IrDA) -Слоты PC Card для двух Type II PC Cards или одной Type III PC Card или CardBus cards -S-video выходной коннектор -24-битный коннектор порта видеовы- хода (VGA-style connector) Звук: -16-битный CD-качества стерео вход/ выход Video: -2MБ или 4MБ SGRAM видеопамяти под- держивает миллионы цветов на внешних мо- ниторах до 20 дюймов -2D/3D графика через интегрирован- ный видеоконтроллер -Поддержка технологии Zoomed Video в нижнем слоте PC Card Дисплей: -14. 1-дюймовый (диагональ) встроен- ный дисплей TFT XGA с активной матрицей поддерживает миллионы цветов при разрешении 1, 024х768 пикселей -Два встроенных стереодинамика Батареи: 49 Ватт/час литий-ионные. Средний срок работы: до 3. 5 часов на од- ной батарее; до 7 часов на двух батареях при нормальном использовании Встроенная полноразмерная клавиатура с 76 (U. S.) или 77 (ISO) клавишами, включая 12 функциональных клавиш Apple трек-пад Глубина: 26. 4 см Ширина: 32. 3 cm Высота: 5. 1 см; 5. 3 см для 14. 1-дюймовой модели Вес (зависит от конфигурации); компьютер с модемом, батареей и CD-ROM весит 3, 5 кг На этом пока можно и закончить по- вествование об истории Apple и Macintosh . Почему пока? - потому, что Apple загибаться сегодня не собирается: акции на бирже растут, продажи iМак 'ов тоже, да так что в некоторых регионах ми- ра дилеры в очередь стоят - на всех нех- ватает! А недавно появилась информация, что корейская фирма Daewoo Telekom и ее дочернее предприятие Future Power соби- раются продавать PC в корпусах под "iMac" , Apple уже подала на них в суд. Видать хотели заработать на чужой попу- лярности. В следующем номере будет продолжение и описание новых моделей Power Macintosh на процессоре G4 . В 7-м номере я упомянул о пределе быстродействия для кремния в 2 ГГц, судя по прессе меня неправильно поняли - ра- зьясняю: 2ГГц - предел для отдельно стоя- щего транзистора, информация 1989 г. За десять лет, насколько мне известно, си- туация существенно не изменилась. Начали легировать кремний разными веществами, до этого ранее не использовавшихся, выигрыш - несколько процентов быстродействия. Когда же несколько миллионов транзисторов собраны в 1 см2 они начинают друг другу мешать, и нормально работать они могут на много меньшей частоте. Самое главное, что рост тактовой частоты сейчас сдерживается несколькими факторами: 1. Токопроводящие дорожки между транзисторами находятся так близко друг от друга, что возникают паразитные связи между ними. 2. Любой транзистор имеет некоторую входную емкость, на заряд которой тре- буется время, для уменьшения времени за- ряда надо уменьшать сопротивление провод- ников (недавно появилась "медная техноло- гия" на замену алюминию, но это все "ко- пейки"). 3. В процессе изготовления микросхем по технологии менее 0, 18 мкм длина волны излучения ультрафиолета больше расстояния между создаваемыми дорожками, выход в уменьшении длины волны, а это требует создания новых фотоматериалов, источника излучения, которых пока не существует. Так что в выигрыше будет тот, у кого на кристалле меньше транзисторов, лучше ар- хитектура. В этом плане Power PC превос- ходит Pentium . Многие, наверное, видели рекламу Pentium II , этакая херня поболее аудиокассеты, а недавно я решил заглянуть в свежекупленный PowerMac G3 350 МГц , в надежде увидеть подобное "чудо". Дергаю за колечко, дверка отворяется, а там ви- ден лишь небольшой радиатор 5х5х1 см, из под него выглядывает с одной стороны пла- та кеша L2 в 1МБайт, сам процессор скры- вается под этой платой сидя в разьеме на- подобие Socket 7. Толщина корпуса процес- сора менее 1, 5 мм, только в том месте где расположен кристалл и прилегает ра- диатор, толщина увеличена до 5 мм. Сразу после выпуска в продажу Pentium III 600 МГц Intel обьявила, что в ближайшее время (как минимум до конца го- да) увеличивать тактовую частоту не соби- рается (приехали :) ), а займется улучше- нием архитектуры процессора (наконец-- то). А теперь о звуке. В конце 70-х, когда шла разработка фирмами Philips и Sony стандарт AUDIO-CD , компьютеры имели относи- тельно небольшое ОЗУ и быстродействие, о применении в них оцифрованного звука не было и речи. Никто не задумывался тогда о частоте дискретизации, и что через 6 лет появятся на основе этой технологии синте- заторы звука. Поэтому стандарт 44100 был взят с потолка (почти). Правда были еди- ничные случаи применения оцифровок: фирма Roland в 1982 году выпустила ритм-бокс TR-808 , с применением аналогового и циф- рового синтеза звука, звуки барабанов создавались аналоговыми генераторами, все тарелки были записаны в ПЗУ в цифровом коде. Частота 44100 для чисто оцифровки и последующего воспроизведения еще подхо- дит, а для применения в синтезаторах не совсем, так как требует для создания рав- номерно темперированного строя больших вычислительных ресурсов. В принипе, это обьясняет, почему потребовалось столько лет, прежде чем инженеры обратили свои взоры на эту технологию. К середине 80-х мощь компьютеров подросла, и появились первые оцифровки, с плэерами. За ос- нову взяли 44100 и производные - 22050, 11025 и т. д. Возможно, этому способство- вал софт, использовавшийся для создания AUDIO-CD , или то, что первые семплы предназначались для озвучивания игр, а не музицирования, и частота оцифровки не иг- рала большой роли. С тех пор 44100 - стандарт. Но это применимо к машинам с сотнями МГц и де- сятками МБт. А как же дела обстоят у нас на SPECCY ? Два года существует General Sound , но за это время он так и не стал стандартом. Вряд ли этому способствовала высокая цена платы, скорее всего боль- нству народа оказалась не нужна старин- ная технология 1985 года. В предыдущем номере была представлена новая 8 битная 4-х канальная карта с прямым доступом к пямяти - неплохая альтернатива General Sound , по крайней мере не "черный ящик", и самому можно собрать ( судя по схеме обойдется раза в 2 дешевле GS ). Но как видно из описания, есть глюки, и к тому же опять 1985 год. Фантазия что-ли у на- рода отсутствует? Зациклились на одном и том же. Теперь о частоте вывода в GS , с ка- кого боку взята частота 37, 5 кГц? Непо- нятно. Не смогли выжать большего? Весь мир стремится распараллелить вычисления, здесь же - опять идем своим путем ( все взвалили на Z80 ). В MIRACLE #3 некто Дмитрий высказал мнение, что то, что реа- лизовано в GS предел для 8-и битного зву- ка. Для GS возможно это и предел, но не для 8-и битного звука. Для начала немного теории. Как уже многие успели заметить, Спек довольно оптимальная машина. При создании звуковой карты, необходимо тоже использо- вать "изюминки", а не пытаться только ко- пировать старье. Что касается применения семплов для озвучивания игр, тут все понятно - проиг- рал эффект и все. Но при создании мелодии лучше если семплы можно было бы зациклить с определенного места, и проиграть сколь- ко надо. Любой звук имеет 4 фазы: атака, спад, поддержка и затухание. На каждую из них можно организавать цикл и промодули- ровать все это амплитудой, семпл получит- ся очень коротким, но потребуется много вычислений. Их можно уменьшить путем чет- кой организации циклов. Цикл должен быть кратен 2^Х байт, например: 256, 512, 1024 и т. д. (при вычислении адреса младший байт не обрабатывается). Это в свою оче- редь наложит некоторые ограничения на пе- риод, он должен быть ровно 2^Х байт. Есть еще некоторые нюансы, но я их пока пропу- щу. Для получения нот нужна таблица коэффициентов деления. Лучше если они бу- дут целочисленными и однобайными. Сущест- вуют такие коэффициенты, у которых очень мала погрешность, они еще называются "ма- гическими" (подробнее про это читайте в "РАДИО" 1990 г., номер 3, стр. 63). В свое время я, пытаясь собрать одноголосый цифровой синтезатор типа "Муг" на Z80 , решил расчитать коэффициенты деления час- тоты. Вооружившись калькулятором, погру- зился в вычисления, примерно через 2 не- дели я нашел однобайтный ряд чисел, кото- рые обеспечивали минимальную погрешность. На следующий день, пролистывая "РАДИО" , я натыкаюсь на вышеуказанную статью - мною расчитанные числа оказались "маги- ческими" 2 недели "коту под хвост"! :) Синтезатор получился с отличным строем. С учетом применения семплов 2^Х и "магических" коэффициентов для получения строя, где Ля 1 октавы = 440 Гц, расчет- ная частота вывода = 21973 Гц. При этом полученный "средний" строй будет макси- мально совпадать с естественным. Эта час- тота не единственная, существуют и другие с разницей между ближайшими в 2^(1/12). При применении 21973 Гц все верха у звука срежутся, при линейном преобразова- нии это будет заметно. Но существует спо- соб нелинейного преобразования, при кото- ром высокие частоты лучше сохраняются и меньше искажаются (подробно это описано в "РАДИО" 1991 г. номера 11 (стр. 48) и 12 (стр. 47): "... для музыкальных сигналов максимальная мощность снижается до 6 дБ на октаву, начиная с частоты 2... 4 кГц. Поэтому, если в устройстве использовать ФНЧ 1-го порядка с частотой среза, равной 2... 4 кГц, то, хотя преобразование и бу- дет идти с подъемом частот выше 2... 4 кГц на уровне 6 дБ на октаву, это не бу- дет вызывать перегрузки на высших часто- тах, но позволит существенно улучшить ка- чество преобразования" . Производители различного звукового оборудования потому и повышают частоту дискретизации и раз- рядность, что используя линейное преобра- зование, только этим и могут сохранить качество звука. Однажды я собрал нелинейный преобра- зователь описанный в журнале и использо- вал как АЦП-ЦАП ревербератора с разряд- ностью 10 бит. Проводил испытания в до- машней студии, из тех музыкантов, кто слышал, ни один не сказал плохого о ка- честве звука: шумы микшерного пульта и усилителя оказались больше шумов ревера, услышать собственный шум ревера я смог только на профессиональном пультe Mackie 2002 , который имеет отношение сигнал/шум 106 дБ. По моему мнению этот преобразователь имеет сигнал/шум не меньше 70 дБ. На час- тоте 40 кГц в сравнении с оригиналом ис- кажений не было, на 25 немного уменьши- лись верха, но в целом качество было до- вольно высоким. Все эти технические премудрости и надо бы использовать при создании звуко- вой карты. Кое-что я не рассказал, но это уже в следующий раз.