(C) CAV Inc./AURYN/CPU Ну что ж, вот мы снова и встрети- лись, и что бы там ни говорили некоторые личности, я надеюсь, что мои тексты и разборы некоторых программ помогают прос- тым пользователям (надеюсь, что они оста- лись). Товарищи читатели, если вы считае- те, что моя рубрика не нужна или что я не должен вести эту рубрику, то пишите. Все же мы работаем для вас, а не для удовлет- ворения собственного честолюбия (хо- тя...). Ну что ж, начнем... SPwRITE MAKER v4.0 ────────────────── (C) 1998 MAYhEM Однако, спрайтовый редактор. На пер- вый взгляд неплохой, сравнительно удоб- ный. Сразу хочу сказать, что весь ниже приведенный текст - результат непродолжи- телного общения с данным продуктом. На нападки, типа "описания нужно читать" от- вечаю, что в глаза не видел я этого опи- сания :-( не судьба. Редактор выглядит достаточно при- кольно (см. ниже), рулится все Sinclair джойстиком. Изменяемые параметры меняются при нажатии fire+одно из направлений. возможна работа с маской. Отгрузка файла спрайтов в друх форматах : special & raw. При special вместе с данными записывается заголовок со служебными данными. Располо- жение данных спрайта возможно как пост- рочно, так и посимвольно (vertical). Ми- нимальный размер 8*1 pix, максимальный 64*64 pix. Возможна анимация спрайтов (настроек параметров правда нет). Спраиты и маску можно копировать через буфер. Маска может быть друх типов, т. е. байт маски, байт спрайта или сначала маска, а потом спрайт. Возможно на меня могут оби- деться авторы данного продукта, но, чест- но говоря, он не дотягивает до уровня SPRITE EDITOR 'a v2.1 by FDI . Конечно, в том редакторе не создавалась автомати- чески маска. Но всяких других вещей там было больше. А вообще, пока что нет ре- дактора спрайтов, который бы мне нравился полностью. Вот и приходится извращаться в куче прог, потому что в одной - одно, в другой - другое, а некоторые мне просто не нравятся. Про данный редактор могу до- бавить только то, что он достаточно хорош и прост в обращении, и в паре со Sprite Tools составляет неплохой инструмент для разработки. Следующая программка для кого то возможно покажется старой и до боли зна- комой но... Но мне она попалась на глаза сейчас и, возможно, не только мне. Turbo Copier v2.0 ───────────────── (C) Global Corp. Как явствует из названия, это копи- ровщик. Но на копировщик он не похож, скорее на коммандер. Но пусть вас не об- манывает это сходство, это копировщик с возможностью запуска. Итак, что может этот копир. Копировать диски можно как по файлам, так и потреково. Поддерживается расширенная память ATM , Profi & Pentagon . Корректно отслеживается смена диска. Отслеживаются ошибки дисковых опе- раций. Как пишет автор, достигнута макси- мальная скорость копирования, правда для Fast дисков :-), для normal скорость ко- пирования, естественно ниже, (поди муль- тисекторные операции применяли). В проге используется прямое программирование ВГ93 . Форматы дисков 40DS и 40SS не под- держиваются (хотел бы я поглядеть вообще на того, кто их сейчас использует). Дис- ковод для нормальной работы программы должен быть быстрым (скорость перемещения головок не больше 6 мc). T. e. на импорт- ных дисководах у вас не должно возникать проблем вообще, а на наших... Честно го- воря, я мог бы проверить, как она ведет себя на MC5305 и на MC5313 , но мне их влом подключать. Это же надо снять писиш- ный 5.25 на 1.2М и подцепить какой-ни- будь из МС 'ок, а шлейф у меня несколько коротковатый... Да ну это все нафиг. За раз копир может захватить 408 секторов в 128 режиме. Не рекорд, конечно, но не так уж и плохо. В общем, программа на любите- ля. Как, в прочем, и все Спектрумовское ПО. SAMPLE STUDIO ────────────────────── (C) 'POWER' Hacker Group Данная программа представляет из се- бя редактор сэмплов/эфектов для AY (не digital). Редактор имеет "мышиный" интер- фейс, т. е. стрелку, кнопочки, файлер аля wINDOWS (надеюсь, авторы не обидятся за такое сравнение). Максимальное число инструментов 16, возможна компиляция (вообще-то, нафига нужны были бы все ре- дакторы, если бы нельзя было использовать полученные файлы в другом месте). В ре- дакторе возможно изменение скорости от 1 до 99. Редактирование сэмпла происходит графически, т. е. отдельно громкость, шум, тон и маску. Тон, маску и громкость можно устанавливать отдельно для каждого канала (см. доку на AY ). Это, так ска- зать, плюсы редактора (не густо) К сожа- лению нельзя поставить зацикливание. Да и для сопряжения с музой придется поста- раться. В этом отношении описанный раннее в Adventurer 'e аналогичный по назначению редактор гораздо круче. Да и инструментов в нем можно было завести гораздо больше (максимально 255). Хотя, возможно, в сле- дующих версиях SS будут добавлены и циклы и другие навороты. А так, прикольный ре- дактор и работать с ним вполне удобно. ART WORKS I (demo) ────────────────── (C) 1998 BYTEX К моему великому сожалению, ко мне на глаза попалась только демо версия дан- ного редактора. Авторы пытаются сказать новое слово в редакторостроении на SPECCY и это им удается (почти). Что отличает этот редактор от, допустим, ART STUDIO , так это технология plug-in, т. е. сам ре- дактор - это только скелет, и обладает некоторым набором основных функций, а все остальное делается через подгружаемые мо- дули. В принципе, по такой схеме в мире построено достаточно много программ (не на Spectrum 'e): это Photo Shop , Light Wave , 3D Max и т. п. При таком подходе, возможности редактора можно расширять до бесконечности. Ну это так, лирическое отступление, потому что в демо версии ART WORKS plug-in 'ов нет (что не дает насла- дится всей крутизной редактора). По боль- шому счету в демоверсии редактора ничего нельзя сделать, ведь рисование по точкам в режиме линзы не в счет. В интерфейсе редактора используется ныне модная штучка перетянутая с windows , т. е. подсказка о том, что та кнопка делает, на которой стоит курсор. Штука, вообще-то, полезная, особенно, когда весь интерфейс на кнопках и иконках. Но, как говорится, интерфейс интерфейсом, а в голом сравнении ART WORKS по функциональным возможностям проигрывает (пока) ART STUDIO , т. е. только рисование кистью и всякими там ба- лончиками это не есть рулез. Мне, конеч- но, могут возразить, что это только демо версия. Да, только демо, но ее размеры меня несколько беспокоят, т. е Art Studio в таком же обьеме имеет больше наворотов. И данный факт на демо версию не спишеш. Но, честно говоря, сравнение этих двух редакторов пока не совсем корректно. Вот, вроде, и все, что пока можно сказать о ART WORKS , да, конечно, интерфейс совре- менный, да новые технологии, но это пока все в никаком состоянии, одно слово - де- мо версия. BURST EYES v 1.2 ─────────────────── (C) 1998 E. Vikentiev Данный продукт представляет собой text viewer или, по-русски, гляделку текстов. Отличается он от других таких же творений поиском. Хотя, возможно, и в других гляделках есть эта функция. EXCESS SAMPLE EDITOR v1.4.25 ──────────────────────────── (C) EXCESS TEAM Плодотворная, однако команда EXCESS , и в графике и в музыке свое сло- во сказали. Вот все бы так. Как вы, на- верное, уже заметили, об ESE мы уже как- то писали, правда это была более ранняя версия и, соответственно, меньше могла. Коротко опишем, чего может ESE : играть сэмплы на всем, чего может излучать звук на Speccy , т. е. бипер, AY , covox , General Sound . Ковоксы поддерживаются разные (всяческообразные). Возможна за- пись звука в ESE (наверное, он для этого и делался). Максимальная частота оцифров- ки 22kHz, с самим редактором идет драйвер для стандартного tape порта. Закатывается 65к звука. Над семплом можно всячески извращаться. К извращениям относятся: микширование двух сэмплов, добавление од- ного в конец другого, Реверс, эквалайзер (не работает в этой версии), бас бустер, куча конвертеров (16 в 8, 8 в 4, iff с pC и обратно, все в "дельту" и обратно). Сэмпл можно порезать на блоки и, естест- венно, кое-что с ними поделать (см. са- ми). Вообще, по сравнению с прошлой вер- сией, эта более навернута (так и должно быть). Так что, если вы занимаетесь digital музыкой на Speccy , то вам имеет смысл заказать себе данную прогу. (C) MIGUEL/CPU EXCESS DE LUXE PAINT 1.1(demo) ────────────────────────────── (C) 1999 EXCESS TEAM Начну с того, что я не совсем уютно себя ощущаю в сугубо CAV 'овском разделе. Но, несмотря на наезды товарища по цеху, я все же хотел бы сказать пару строк (ес- ли можно так сказать) о вышеназванной проге. Дело в том, что этот графический редактор, хоть и не в полностью рабочем состоянии произвел на меня неимоверные ощущения. Я ведь, если кто не знал, обыч- но занимаюсь различного вида графическими работами, естественно, в единственном (до момента выхода полной версии EDP ) крутом редакторе - ART STUDIO . Теперь (имея ввиду наличие полной версии EDP ) я не считаю ART STUDIO крутым редактором, ну, конечно, нужно отдать должное этому монстру, но только как монстру, точнее - динозавру, которому пришло время отмер- зать :-). Так вот о моих ощущениях. Пора- ботав в EDP , сразу, что приходит на ум, что ART STUDIO на самом деле ТАКАЯ тормо- зуха. Дело не в том, как быстро работает та или иная процедура рисования, ну не знаю, окон, например (это единственное, на чем можно проверить - еще не реализо- ваны примитивы), а в том,что современней- ший интерфейс сделан как можно ближе к потребностям рисовальщиков, и ты прямо не замечаешь, как перелетаешь из одного окна в другое и т.д. Хотите примеры - их есть у меня: как известно, в ART STUDIO , что- бы "достать" до нижних 3-х знакомест нуж- но каждый раз скроллировать экран, а для этого нужно лететь через весь экран в правый верхний угол, что уже тормозно, так как скорость передвижения курсора та- кая, ну такая, что, рисуя полноэкранныю картинку, можно повеситься. Лично меня спасало наличие версии с мышой, и, конеч- но, самого этого девайса. Так вот, в EDP эта проблема решена на самом высоком уровне. Этого ВООБЩЕ не надо делать, т.к. "шапка" со всеми пиктограмками исчезает, стоит только от нее отъехать, и перед вами остается ЦЕЛИКОМ экран. Вот. Ну это еще мелочь. А приятно! Ведь согласитесь! Или вот еще пример: для того, чтобы сме- нить атрибуты картинки в ART STUDIO ну- жно что? Правильно, нужно выделить окно, затем лететь (тормозуха) в меню атрибу- тов, менять то, что надо, лететь в меню MISC. и делать CHANGE COLOR . А вот в моем любимом редакторе :-) EDP нужно быстренько переместиться курсором на пиктограмму работ с цветом (повисев над каждой из них, кстати, появится подсказ- ка - точно, как в ESE ), навестись на пункт CHANGE COLOR . Появится окошко с с двумя рядами цветных квадратиков, верхний из которых означает, какой вам нужен цвет, а нижний - вместо какого вы хотите, чтобы он был. Этот процесс очень нагляден. Есть возможность выбо- ра - вы можете сменить или только INK или только PAPER . Таких примеров можно привести боль- шую кучу, я уж не буду описывать все досканально. Только скажу, что очень удобно сделана работа с цветом. Ну еще упомяну о том, что в режиме MAGNIFY можно горячими клавишами менять XOR , SET , RES , NOP (rulezzz!) и не только их. Все. Больше не могу. Лучше порисую. Пока, пока, пока, пока! Йошкин кот! Видно не судьба, мне по- заниматься чем-нибудь по кайфу. Только я закончил с одним графическим редактором, как мне на шею насел ELF с прямо, я б сказал, требованиями, типа, дык, надо бы написать обзорчик по еще одному, как бы это сказать, не знаю как. Вообщем, вот. GRAPHIC STATION ─────────────── (C) 1998 NEW LINE На этот раз я буду предельно краток, конечно, насколько это возможно в моем случае. Дак вот, GS ( не путать с General Sound ) - это такой station , который как скелет ( по словам CAV 'а ) обвисает плотью в виде graphic модулей, и, в об- щем то, с ними и пытается как-то через пень-колоду работать, что уже само по се- бе как-то удивительно. На самом деле, под такими острейшими ощущениями, полученными от демо-версии EDP , GS не произвел на меня ни малейшего впечатления (по крайней мере с теми модулями, что были в нали- чии). Да. И не стоит обижаться авторам, что ж тут можно поделать, критика - она и в Африке - критика. Сама идея-то ничего, но, во-первых, с дизайном у ребят не больно, во-вторых, этот продукт как-то уж притормозился с выпуском, не даром EXCESS их и обскакали. Единственное, что мне понравилось, дак это работа с окнами, причем, если в EDP (а вы, наверное, уже догадались, что теперь я буду сравнивать именно с ним) мне ничего не стоило со всем разобраться, то в GS пришлось попо- теть, прежде чем понять, что на самом де- ле происходит. Ну, короче, можно повер- нуть окно на любой угол как в плоскости экрана (значение угла предварительно за- дается), так и относительно вертикальной и горизонтальной осей, создавая при этом эффект перспективы (т.е. из прямоугольни- ка получается трапеция). А вот таких на- воротов, как dithering в EDP ,замечено не было, да и как-то не задел режим увеличе- ния. Ну вот, теперь с чистой совестью я скажу: пока, пока, пока, пока! (C) DEMON/XPC/CPU Так CAV inc. стал для CPU малодосту- пен (Кемерово, Deja Vu ...), то далее мы решили делать этот раздел своими силами. Не думаю, что обзор от этого пострадает, но в итоге судить вам. Итак начнем... Global Commander v1. 31 ─────────────────────── (C) 1998 Alex Kerman/GC Это последняя, как заявляет автор, версия коммандера, хотя можно еще кой-че- го переделать. В целом - это тот же GC , особых изменений нет. Затронем сначала плюсы: + Почти самые быстрые операции COPY/ MOVE . + Такой размер буфера я видел толь- ко в PC v1. 5 , но он не хотел с ним ра- ботать. Можно упомянуть Consul , только не забывайте, что он рассчитан только на 128 кило... + Возможность перетестирования дос- тупного обьема памяти. + Просмотр картинок в отмеченной последовательности, что очень полезно при работе с графикой. + Нет ограничения на длину текста в гляделке оного. + Есть Disk-Doctor , что необходимо в коммандере. + Можно как склеивать, так и разре- зать файлы. Ну а теперь о нелучших особенностях GC : - Если при копировании размер отме- ченных файлов больше, чем размер буфера, то происходит следующее: GC копирует первую часть отмеченных файлов, после чего он останавливается (лишь мигает "Loading" ) и ничего, кроме "Break" , его из этого оцепенения не вы- ведет. Самое интересное, что в каталоге принимающего диска будет записано, что все файлы скопировались! Этот глюк почти стабилен, лишь ь ог- GC делает все правильно. Глюк выявлен на Pentagon 512 and Scorpion 256 (на других не проверяли, т. к. других у нас нет). Но зато проверили на IBM 'e: в Ша- лаевском эммуляторе этого глюка нет! Мо- жет GC писался для эммулей? - Хоть автор и переделал процедуру записи, но 0-й сектор иногда колбасится на моем МС-5313 на смерть (редко, но мет- ко). На Robotron, Тeac все четко. В общем прога крутая, но эти глюки не дают чувства защищенности :), как нап- ример Quick Commander v2. 3 ──────────────────────────── (C) 1998 Spectre/Optical Bros. Ну что можно сказать про него? Прос- то этот коммандер висит boot'ом на моем рабочем диске... Итак плюсы: + Операции COPY/MOVE САМЫЕ быстрые, быстрее, чем у GC (сам проверял). + Есть операции RESTORE , CHECK , FORMAT , т. е. нет надобности лазать в RDS . + В режиме MOVE при ошибке чтения: если прочел, то AUTO-RESTORE bad track. если нет, то можно пропустить данный файл (его имя выдается при ошибке). + Единственный, кто не убивает 8-ю страничку SCORP 'а! Big thanks! + Поддержка Kempston Mouse на хоро- шем уровне. + Запоминание последовательности маркировки и копирование в соответствии с ней. + Сравнение резервного каталога (160tr) и оригинального, при этом выдают- ся отличия оных. + Выбор варианта записи при SAVE/MO- VE , для глючных дисководов, как мой :) + Наконец-то появилась гляделка тек- стов + Можно музончики от PT v2. 1 слу- шать... + По словам автора (а я ему верю) поддерживаются самые извращенные PROFI . Ну а теперь недостатки: - Нет понятия "Overwrite?" . Файл просто дублируется, хорошо что QC сам с ними не путается. - Просмотр текста размером не более 80-ти секторов, остальное обрезается. - В режиме запуска файлов некоторые "горячки" запуска совпадают с "горячками" опций (с "Caps shift" помогает, если ни- чего нет на соседней панели, а если есть...) - Неудобно переключать принимающий диск (у кого есть мышь, к тому это не от- носится), лучше бы было: "S. Shift" +"1", ...+"2", ...+"3", ... +"4". А то копирил с "А" на "В", теперь для ко- пирования с "В" на "А" нужно щелкать 3 раза "Caps Lock" . A в целом... если убрать недостатки, добавить DISK-DOCTOR , SCAN-DISK и , на- конец, сделать работу с резервным катало- гом и режим RENAME (отметил группу файлов группу и переименовал, как в TOTAL COMMANDER 'e (remake by Петруха ), то ... нет... и еще: при запуске файлов пихать QC в 7-й банк согласно стандарта Real Commander 'a, то был бы мой (и не только) любимый коммандер! Хотя и эта версия меня прет. BA v1. 0 ───────────────── (C) 1998 Иван Бугай Как вы могли догадаться, "BA" рас- шифровывается как "Bugay Assembler" . Что говорит о большом чувстве скромности ав- тора, тем более, что "ВА" лишь похож на "XAS" . Рассмотрим, чем он от него отличает- ся: 1. Появилась возможность компиляции в страничку, что очень не хватало XAS 'у. Но здесь нас ожидает "приятный" сюрприз: "ВА" грузится в память как обычный XAS , но если XAS нормально работал на всех компах (в том числе и на SCORP 'e), то ВА этого не может, т. к. печатает текст че- рез STS 6. 2 , инсталлированный на Pentagon . И более того, ВА никаких пор- тов кроме #7FFD не признает, т. е. обла- датели PROFI , ATM , KAY и SCORPION 'ов просто отбрасываются в сторону. Иван !Ес- ли уж делаешь, так делай правильно; если нужна информация по портам других ком- пов - пиши, с удовольствием ответим. 2. Теперь в калькуляторе результат печатается еще и в двоичном виде, что очень было нужно. 3. Печать меток гораздо может быть как обычной, так и выборочной. 4. При редактировании текста теперь можно не только копировать блок, но и пе- ремещать. 5. Полный набор русских символов (в XAS были только большие). 6. Возможность условного ассемблиро- вания. 7. Самый тормозной редактор, который я только видел (пробовал все: Gens , Zeus , Tasm , Alasm , ZX-ASM , Masm , Pasm , Storm , ZS-ASM и XAS , конечно же), печать страницы занимает где-то се- кунду-две, когда люди наоборот пытаются все делать быстрее. Вообше-то идеи в "ВА" хорошие, но над ним еше надо работать и работать... Chаnks graph editor v1. 0 HARDCORE 4x4 ───────────────────────── (C) 1998 Moonwalker/MHCG Это, как мне кажется, первый на SPECCY редактор Chunky-графики. Интерфейс в редакторе довольно слабенький, но для первой версии потянет (главное идея). Итак, что в нем можно делать: - конвертить простые скрины в 4х4 и наоборот; - записывать/загружать оные; - рисовать пиксели определенной гра- дации; - редактировать градации и записы- вать/загружать их. Так как к этой программе у нас не было никакого описания, пришлось все ис- кать методом научного тыка. Ниже следует список клавиш управления в этом редакто- ре: "CS"+"1" - Изменение скорости курсо- ра; ("2","3") "CS"+"Q" - увеличивает градации во всем буфере на 1; "CS"+"A" - уменьшает ...; "CS"+"W" - увеличивает градацию пе- чатаемого пиксела; "CS"+"S" - уменьшает ...; "N" - Oчистить буфер; "Enter" - Экран в буфер; "Е" - Вызов меню (глючит); Управление курсором - стандартное. Stall Spriter v0. 1(beta) ───────────────────────── (C) 1998 Capry/STELL Честно говоря, когда я запускал сию прогу первый раз, я не ожидал ничего ин- тересного ( Sprite Master - Rulez!). Но я ошибся... Интерфейс развит до высочайшего уровня, правда он очень напоминает SUX'95 , но в отличии него совсем не sux. Я был бы совсем не против, если б такой интерфейс появился в других прогах. Так же удивила работа с группами спрайтов - вместо номеров групп (спрайтов) исполь- зуются имена, что делает работу с ними гораздо удобнее. При редактировании - проигрывание музонов почти всех форматов (компиленных). Полная версия обещает быть потряс- ной. AGA v1. 0 ──────────── (C) 1998 J/CIC Есть целая куча всяких мультиколор- ных редакторов, но этот работает с 3-х колорными скринами, т. е. с RGB screens. Думаю эта вещь нужная и хорошая, и воз- можности в нем не слабые (много чего умеет, например: FILL, CIRCLE, LINE...). Описание в нем самом, так что ищите, изу- чайте и тащитесь от крутизны родного SPECCY ! Hrust v1. 1 ───────────────────── (C) 1998 Dmitry Pyankov Значимых изменений нет, просто убра- ны некоторые глюки. Так же прилагается новый депакер от самого Дмитрия , позво- ляющий распаковывать блок бесконечное кол-во раз с включенными прерываниями. Сам депакер занимает всего 289 байт (в отличии от Рощинского - 326 байт). Storm 1. 3 ────────────── (C) 1997 X-Trade Не знаем шутка это или нет, но ника- ких отличий в нем от "Storm v1. 1" нет! Даже все баги остались, думаю что какой- то дятел просто переименовал "Storm 1. 1" в "Storm 1. 3" и всем рассылает, как но- вье. Universal Sprite Studio v1. 0 ───────────────────────────── (C) Shou/Accept Corp./Mafia Спрайтовый едитор, не лучший, конеч- но же, но и не худший! Полезен некоторыми своими функциями, которых нет в других едиторах. Посмотреть стоит, может он как раз то, что вам нужно. UltraSonic v0. 1 (demo) ────────────────────────── (C) 1998 Omega Hackers Group В последнее время я довольно часто видел это имя в разных электронных изда- ниях, где заявлялось, что это будет самый крутой едитор подобного рода. Что же на самом деле? Если у вас SCORP , (как у меня >: -> ), то можете забыть про него, т. к. ребята из OHG ни- чего кроме порта #FD не признают, даже расширенную память по нему шелкают, поэ- тому если у вас не Pentagon'512 , он вам тоже на хрен не нужен. А главное они не пишут этих подробностей, так что смотри- те, не купитесь. Нажав супер-кнопку (#1FFD off), я все-таки запустил сию прогу... Дизайн в ней на высоком уровне, видно люди стара- лись. Как и ожидал, мой совок не стал петь, US рассчитан только на #FB, и есть также US для Sound Drive . Вообще-то ребята из OHG сами ограни- чивают пути распросранения своего редак- тора и не только его. Если вас интересует цифровая музыка, то просто загляните в раздел "Презента- ция" и вы увидите, что такое настоящий Digital редактор.