7. Обзор программного обеспечения Для ZX-Spectrum создано довольно много программ, позволяющих создавать различные звуки, но, к сожалению, многие из них не производят положительного впечатления. Первую группу программ, которую я опи- шу, можно окрестить редакторами звуковых эффектов. Они весьма немногочисленны. Программу SPECSOUND фирмы OZ Software отличает очень неудобный пользовательский интерфейс и возможность редактирования всего одного эффекта. Программа SOUND FX фирмы Dk'tronics до- вольно неплохое произведение. Она позво- ляет создавать как эффекты с чистым тоном, так и шумовые эффекты, но имеет один су- щественный недостаток: эффекты выбирает она сама, случайным образом, редактировать их в прямом смысле этого слова невозможно. Существует также пакет DZWIEKI, кото- рый мне, к сожалению, достать не удалось. Некоторые утверждают, что это первая вер- сия программы SPECSOUND. Программа SUPER SOUND, написанная авто- ром этой книги (ее подробное описание Вы можете найти в следующей главе) позволяет редактировать десять различных эффектов. Среди них есть как тоновые, так и шумовые эффекты. Кроме того, она позволяет вво- дить звуковые фрагменты с магнитофонного входа Спектрума и воспроизводить в различ- ных режимах. Все вышеперечисленные редакторы эффек- тов позволяют записать отредактированные эффекты на магнитный носитель в виде под- программ в кодах, которые можно использо- вать в своих программах. Программ, позволяющих создавать звуко- вые эффекты для музыкального сопроцессора, мне вообще не удалось обнаружить. Но это будет исправлено с выходом следующей вер- сии SUPER SOUND, что ожидается довольно скоро. Следующая группа программ позволяет за- писывать и воспроизводить звуковые фраг- менты через магнитофонный вход ZX-Spec- trum. Типичным представителем является SPEAK EASY, а лидером - VOICE MANIPULATOR, написанный Джулианом Спенсером (Julian Spencer) в 1991 году. У программ такого рода существует два недостатка: качество воспроизводимого ими звука посредственное и длина его ограниче- на несколькими десятками секунд (см. главу 3.5). Довольно интересны программы, позволяю- щие Вашему Спектруму говорить человечес- ким языком. Правда, произношение у них сильно страдает и говорят они с акцентом. Пожалуй, самой шепелявой из них является BASZED. Понять, что она говорит, можно лишь читая произносимую фразу на экране. В народе ее даже окрестили "базетом". Нес- колько более понятно говорит программа FONGEN (генератор фонем). Кроме того, ее можно заставить говорить по-русски. На этом список не заканчивается. Сущес- твуют и другие такие программы: LMOWA, TOKER и т.д. Существует также, по-моему, единствен- ный в своем роде цифровой частотомер - DIGITAL FREQUENCER (DFR). Хотя идея и неп- лохая, оформлена она страшненько. Несколько программ позволяют посмот- реть диаграммы спектра звукового сигнала, подаваемого на магнитофонный вход ZX-Spec- trum. Например, TAPER и TAPE DIAGNOSTICS могут разложить звук на частоты до 4 кГц. Программа LIGHT SHOW, написанная Жигой Турком (Ziga Turk) в 1984 году, позволяет анализировать звук с частотой до 16 кГц. Кроме того, в ней имеется цветомузыкальный режим, создающий на экране цветовые эффек- ты в такт музыке, подаваемой на магнито- фонный вход. Следующая группа программ - музыкальные редакторы. Их существует довольно много. Простейшие из них, например, Menzer Syn- thetizer или Organ, делают из ZX-Spectrum что-то вроде детской пищалки, в роли кла- виатуры которой выступают клавиши Спектру- ма. Более сложные программы, такие как Spectrum Musicmaker или Music Typewriter, позволяют сохранить мелодию на ленте, с последующей загрузкой и воспроизведением. Программа A.E.Drums фирмы Einstein Software специализирована на ударных ин- струментах. В нее заложено десять различ- ных ударников и столько же готовых ритмов. Одним из самых мощных музыкальных ре- дакторов является WHAM THE MUSIC BOX, соз- данный фирмой Mark Soft в 1985 году. Он позволяет писать двухголосные мелодии с ударными инструментами. Его подробное опи- сание Вы найдете в одной из следующих глав. Имеется подозрение, что существуют два великолепных музыкальных редактора, пре- восходящих по своим возможностям WHAM THE MUSIC BOX, но недоступных рядовому пользо- вателю. Результат работы одного из них Вы можете услышать в таких программах, как STARWARS, GOLDEN AXE, GRAND PRIX, OPERATI- ON WOLF. Музыку из другого мне удалось об- наружить только в программах фирмы Code Masters (TWIN TURBO V8, RALLY CROSS), что наводит на некоторые мысли. Немало существует музыкальных редакто- ров и для сопроцессора. Два наиболее из- вестных - это WHAM THE MUSIC BOX 128K и ASC Sound Master (ASM). Первый написан той же фирмой Mark Soft, а второй - Андреем Сендетским из Днепропетровска (фирма And- rew Strikes Code). Хотя WHAM 128K один из лучших музыкальных редакторов для сопро- цессора, до ASM ему еще далеко. Описание ASM Вы можете найти в электронном журнале SPECTROFON No 2. Пожалуй, последней группой звуковых программ являются музыкальные демонстра- ционные программы для сопроцессора. Их можно разделить на две подгруппы. Первая - музыкальные сборники, а вторая - динами- ческие шоу. Типичными представителями первой под- группы являются, например, MANHATTAN или TOP 128. Эти программы не очень интересны, но являются крупными библиотеками мелодий. Из второй подгруппы можно выделить две наиболее красивые программы. Это SHOCK и THE LYRA II польской фирмы ETHANOL SOFT INC. В каждой из них содержится по нес- колько частей (8 и 9 соответственно) с прекрасной графикой и музыкой. Данный обзор не претендует на полноту, но я постарался охватить максимальное ко- личество видов программ.