О Б М Е Н О П Ы Т О М ▒ ▒ ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒ В этой рубрике вы можете узнать что- то новое, поделиться своими достижениями. В первом выпуске нашего журнала сво- ими достижениями в области освоения ATM- TURBO с вами делится наш главный техник. * * * (C) ЗАВОДЧИКОВ КОНСТАНТИН ┌──────────────────────────┐ │ ЭКРАНЫ пк (ATM-)TURBO 2+ │ └──────────────────────────┘ Сегодня мы поговорим об экранах,реа- лезованных на пк (ATM-)TURBO 2+(далее TU- RBO 2). Кто-то скажет, мол, зачем все это любителям SPECCY, ведь эти экраны выходят за рамки простого SPECTRUMа. Трудно не согласиться. Но раз уж есть такие компью- теры, то нельзя забывать про их возможно- сти, да и в основе их лежит старый добрый SPECCY. К тому же, читатели ZX-РЕВЮ на- верное заметили в одном из журналов за 1995 год, статью об очередной разработке для SPECCY в области графики - графичес- ком процессоре с большими возможностями. Так что пока SPECCY жив, к нему будут изобретать всякие устройства, а мы поста- раемся рассказать вам о их работе. И так,в TURBO 2 реализованы четыре основных экрана: 1) экран высокого цветного разрешения 2) экран высокого разрешения 3) SPECTRUM-экран 4) текстовый экран. Первый - экран высокого цветного раз- решения 320х200 точек,каждая точка своего цвета.Одновремен- но на экране воз- можны 16 цветов из палитры 64 цвета(аналог EGA). Он занимает около 32 кБ,и располага ется в 2-х стра- ицах ОЗУ: первой пятой. Каждая страница поделена а две половины, т.е. получается 4 области памяти, в которых хранятся данные.Так как на одну точку отводится 4 бита, то один байт содержит информацию о двух точках. За ну- левую точку, (которая находится слева), отвечают 0,1,2 и 6 биты, а за первую-3,4, 5 и 7. Теперь вновь вернемся к четырем об- ластям экрана. Для более понятного объяс- нения рассмотрим, для примера, горизон- тальную линию N-ной длины, проведенную из начала координат (верхний левый угол). Первые две точки этой линии принадлежат нулевой половине первой страницы ОЗУ. Следующие точки - нулевой половине пятой страницы. Четвертая и пятая точки лежат в первой половине первой страницы, а шестая и седьмая в той же половине, но пятой страницы.Очередная пара точек снова будет принадлежать нулевой половине первой стра ницы,но с адресом большим на единицу (ад- реса см. на рис.). Т.е. если 1-ю страни- цу расположить с адреса #0000, а 5-ю с #4000,то 0-я и 1-я точки будут по адре- су #0000, 2-я и 3-я по адресу #4000, 4-я и 5-я в #2000, 6-я и 7-я в #6000, точки 8-я и 9-я с адреса #0001 и т.д. Теперь перейдем ко второму экрану. Его размеры 640х200 точек.Памяти занимает он столько же, сколько и экран 320х200, и страницы также разделены пополам.Но здесь уже другая организация экрана. Теперь пя- тая страница от- вечает только за пикселы,а первая за цвет,т.е. ат- рибты(почти как в экране SPECT- RUMа).Здесь цвет задается для од- ного знакоряда, т.е. для 8х1 пи- кселов. Четыре бита задают цвет INK (включенные точки): нулевой, 1-й, 2-й и 6-й. Оставшиеся биты задают цвет PAPER (выключенные точки). Шестой и седьмой биты можно, хотя и не совсем верно, назвать битами яркости. С количеством цветов ситуация та же, что и в экране 320х200 : те же 16 цветов из па- литры 64 цвета. Теперь о половинках этого экрана. В нулевой половине находятся чет- ные столбцы (0,2,4,..), а в первой, соот- ветственно, нечетные (1,3,..). Это отно- сится и к атрибутам, и к пикселам. SPECTRUM- экран рассматри- вать не будем,т.к. его организация известна всем, а кому не известна советую прочитать книги ИНФОРКОМА по графике SPEC- TRUMа. Вот и ос- тался текстовый экран.Он практи- чески повторяет экран 640х200 точек.Только ат- рибуты теперь задают цвета для одного знакоместа,в пятой странице вместо данных о пикселах находятся коды символов. Зна- когенератор этого экрана содержит 256 символов, и "прошит" в ПЗУ РФ-2,так что если кому-то шрифт в этом режиме не по душе, может его "перешить". Преимущества этого экрана перед предыдущими в том, что он занимает мало памяти (меньше 4 кБ), и прост в работе с текстами, т.е. в нем не надо воротить процедуры печати, при раз- мере 80х25 символов (и читается текст в этом экране во много раз лучше, чем ана- логичная печать на экране SPECTRUMа, т.к. реализована не программным путем). В заключение хочу сказать,что как и в SPECTRUMe здесь каждого экрана по два. Переключаются они 3-им битом порта #7FFD , при этом страницы 5 и 1 заменяют- ся на 7 и 3 страницы. * * * P.S. Разговор об экранах TURBO 2 не закончен,т.к. есть еще четыре скрытых экрана.