Автор:(c) Rom corp./VVG __________________________________________ * * * ПРИВЕТ ВСЕМ! Предлагаю вашему вниманию очередную статью про AMIG'у. Я конечно понимаю ,что публикаций на эту тему было уже предоста- точно,но,как мне кажется,недостаточно пол- ных (в разумных, конечно, пределах) техни- чески информационных материалов. И вот, я постарался вместить в эту статейку по- больше разной информации. Сразу надо ска- зать, где и какие модели AMIG выпускаются в настоющее время: 1) фиpмой Amiga Technologies GmbH (VIScorp GmbH) в Евpопе и QuikPak в USA : A1200 Magic A1200 Surfer A4000T/040 A4000T/060 (A6000) 2) немецкая фиpма Eagle Computer пpоизво- дит модели: Eagle 1200TE, Eagle 1200TE/040 Eagle 1300TE Eagle 1200TE+Blizzard 1230/IV Eagle 1600TE(Eagle 1200TE+Blizzard 1260) Eagle 4000TE а также набоpы для апгpейда A1200 в A1200T (Shuttle Boards) 3) немецкая фиpма Micronik пpоизводит A1300, а также набоpы для апгpейда A1200 в A1200T 4) фиpмой Silent PAWS в USA пpоизводятся модели Amiga-laptop: PAWS1200 и PAWS4000; 5) начался выпуск клонов Амиг на Тайване фиpмой NewStar. Клоны имеют центpальный пpоцессоp M68000, постpоены на основе чип- сета ECS и снабжены встpоенным CD-ROM. Ус- танавливаемая OS: AmigaOS 3.1. Стоимость: 180 USD. К концу 1997 года немецкая фирма Phase 5 digital products планирует выпуск компьютера нового поколения - A/BOX. При- мерные характеристики: все компоненты компьютера "зашиты" в одну микросхему, 128-разрядная внутренняя шина, процессор PowerPC с частотой до 500 MHz, раздельная видеопамять для окон, два видеовыхода, два видеовхода, 4 физических канала 16-битного звука. Amiga Surfer отличается от Amiga Magic тем ,что A1200 Surfer = A1200 Magic + 2" 270 Mb HDD + modem 14400 external + набор программ для Internet + 100 бесплатных ча- сов работы в ibm.net. Для многих так и остаются загадкой не- которые составляющие процессорного набора AMIG'и. Итак: КОППЕР:это RISC-процессор в составе чипсета. Как и подобает настоящему RISC-процессору, он имеет всего три опера- ции. Задачей коппера является слежение за положением луча на экране и выполнение оп- ределенных операций, когда луч находится в заданных точках. Благодаря копперу разные участки экрана могут иметь разные видеоре- жимы и находится в разных местах видеопа- мяти. Возможность "сдвигать" экраны в AmigaOS - это тоже заслуга коппера. Впро- чем, как и множество красивых эффектов в демах и игрушках. БЛИТТЕР:предназначен для "переброски" и наложения графики, рисования векторов и закрашивания плоскостей без участия центрального процессора. Благодаря этому во время работы блиттера процессор может заниматься "своими делами". AGA: Самым первым на Амиге применялся чипсет OCS (Original ChipSet) - уже в 1984 году на самой первой Амиге он сделал дос- тупным 14-битный стереозвук и 4096 цветов одновременно на экране с аппаратной компрессией (режим HAM). В следующем вари- анте - ECS (Enhanced) - добавилась возмож- ность произвольного управления частотами развeртки и новые разрешения. И наконец, современный чипсет - AGA (Advanced Graphics Architecture), полностью снял все ограничения по цветности - теперь во всех режимах доступно до 16 миллионов цветов. Вся эта линия сохраняла программную сов- местимость: программы, корректно написан- ные под старые чипсеты, полностью работос- пособны на новых. Все ныне выпускаемые Амиги основаны на AGA чипсете. С другой стороны, возможности чипсета не ограничивают графические воз- можности машины: если необходимо получать "безумные" разрешения или просто иметь возможность подключить более чем один мо- нитор, AMIGA легко расширяется видеокарта- ми. То же касается и звука - доступны мно- гоканальные аудио-карты. НА СПЕЦИАЛЬНЫХ AMIG'ОВСКИХ МОНИТОРАХ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ РЕЖИМ INTERLACE ДЛЯ МОНИТО- РОВ PRODUCTIVITY(НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО),ЧТО ДАЕТ РАЗРЕШЕНИЕ ДО 1448*1132 + 262144 COLORS. ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНА ГЛАДЧАЙШАЯ ПОЛНОЭКРАННАЯ АНИМАЦИЯ СО СКОРОСТЬЮ 50 КАДРОВ В СЕКУНДУ МОЖНО ОДНОВРЕМЕННО ПО ХОДУ ДЕЛА И ПРОКРУ- ЧИВАТЬ ВЕСЬ ЭКРАН В ЛЮБОМ НАПРАВЛЕНИИ... А какой монитор подойдет для Амиги ? В прин- ципе, практически любой. Во-первых, AMIGA 1200 поставляется с кабелем для подключе- ния к телевизору, поэтому начинать рабо- тать можно вообще не имея монитора. Да и при наличии монитора - игрушки на телеви- зоре с огромной диагональю смотрятся луч- ше. Есть три способа подключения к телеви- зору: по высокой частоте, по низкой часто- те - в этом случае звук нужно завести на телевизор или усилитель отдельно, и по RGB Если у Вас со времен БК, Спектрума и про- чей советской вычислительной техники ос- тался монитор типа МС6105, МС6106 и тому подобные - они тоже будут работать, как и любой другой монитор с телевизионными час- тотами развертки. Хорошо работают мониторы от ATARI, COMMODORE и большинства других восьмибитных машин. Cамый лучший вариант для Амиги - это так называемый Multisync монитор. Такой монитор поддерживает не только телевизион- ную частоту развертки, благодаря чему мож- но устанавливать высокие разрешения. Спе- циально для Амиги фирмой Microvitec произ- водятся 14 и 17-дюймовые мониторы, имеющие такую возможность, кроме того, подобные мониторы выпускали, либо выпускают некото- рые другие фирмы (NEC, Toshiba, Nokia...). Многие Multisync-и позволяют устанавливать режим Super72 (800x600 и более). Если у Вас на Амиге стоит какая-либо видеокарта, то в зависимости от возможностей монитора можно будет использовать и большие разре- шения. Есть и другой вариант - использовать SVGA монитор от pc. Но тут возникает ма- ленькая проблема. Дело в том, что на pc и AMIG'е разные частоты строчной развертки. DOS позволяет устанавливать произвольную частоту развертки и программы,написанные под DOS имеют различные частоты, и в DOS'е ваш монитор будут работать,а с игрушка- ми,которые сами ставят телевизионную час- тоту, будут неприятности .Избежать этого позволит установка простенького устройства ScanDoublier, которое преобразует частоту развертки как раз для SVGA монитора. Эта радость стоит всего 40-50$ и купить ее можно в московских Амижных фирмах. Примечание: для pc тоже свойственна подобная проблема, при попытке использо- вать "не родной" монитор, например, от ра- бочих станций. Если монитор работает, нап- ример, только в разрешении 1024х768, или это разрешение - минимум, который тянет данный монитор, Вы сможете без проблем ис- пользовать OS/2 или Windows, но даже не сможете... войти в SETUP. Hе говоря уже о том, что про игрушки тоже можно будет сра- зу забыть. Теперь немного отойдем от темы и рассмотрим немножко другие платформы в сравнении с AMIG'ой. ПРОЦЕССОР & ПАМЯТЬ: ДА, КОНЕЧНО, НА pc СТОЯТ ДОСТАТОЧНО МОЩНЫЕ МИКРОПРОЦЕССОРЫ. ВЗЯТЬ ХОТЯ БЫ ПЕНЬ. КРУ- ТАЯ, НАДО СКАЗАТЬ ТАЧКА. НО... ДЕЛО НЕ В ПРОЦЕССОРЕ, A ДЕЛО В ТОМ ПРОГРАММНОМ ОБЕС- ПЕЧЕНИИ, КОТОРОЕ СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ ДАННОГО КОМПЬЮТЕРА. ВОТ, ВОЗЬМЕМ К ПРИМЕРУ НАШ ЛЮ- БИМЫЙ SPECCY: КАЧЕСТВО ПО ДЛЯ НЕГО - САМОЕ ВЫСОКОЕ ИЗ ВСЕХ ИЗВЕСТНЫХ НАУКЕ ПЕРСОНА- ЛОК. КОНЕЧНО,ГРАФИКА ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧ- ШЕГО, НО ГДЕ ВЫ ВИДЕЛИ МАШИНУ С 48К ПАМЯ- ТИ,ИГРЫ ДЛЯ КОТОРОЙ СОДЕРЖАТ СОТНИ И ТЫСЯ- ЧИ ИГРОВЫХ ЭКРАНОВ,ПО КАЧЕСТВУ СРАВНИМЫХ СО СТАТИЧЕСКИМИ КАРТИНКАМИ ? И ТАК ,КУДА НИ ПЛЮНЬ. ПОЧЕМУ ? ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС ПРОСТ КАК 2*2 - ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАПИСАНО НА ASSEMBLERE. НА AMMY ПРОГРАММЫ ПИШУТ КРОМЕ ASSEMBLER'А ТАКЖЕ И НА C ,КОТОРЫЙ ДАЕТ КОД , ПО ЭФФЕК- ТИВНОСТИ УСТУПАЮЩИЙ ASSEMBLER'У РАЗА В 1.5 СО ВСТАВКАМИ НА ЧИСТОМ АССЕМБЛЕРЕ. ТЕПЕРЬ pc: БЫЛО ВРЕМЯ, КОГДА ПИСЮКИ НЕ ПОРАЖАЛИ ВСЕХ СКОРОСТЬЮ И ПАМЯТЬЮ, ТОГДА ПИСАЛИ ПРОГРАММЫ БОЛЕЕ ГИБКО ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖ- НОСТЬ ПРОЦЕССОРА. ВРЕМЯ ШЛО ,СКОРОСТЬ РОС- ЛА,ПАМЯТЬ РОСЛА И ПОdoomАЛИ ПРОГРАММИСТЫ: "А ЗАЧЕМ НАМ СЕБЯ УТРУЖДАТЬ ? МЫ НАПИШЕМ НА ПАСКАЛЕ,ВСЕ РАВНО ЧЕТВЕРКА ПОТЯНЕТ,А НА ТРОЙКИ МЫ НАЧХАЕМ... И ПОШЛО, ПОЕХАЛО. СНОВА ШЛО ВРЕМЯ ,РОСЛА СКОРОСТЬ ,РОСЛА ПА- МЯТЬ, И ПОdoomАЛИ ПРОГРАММИСТЫ :"А ЗАЧЕМ НАМ МУЧИТЬСЯ НА PASCAL'Е ? НАПИШЕМ НА CLIPPER'Е, ПЕНЬ ПОТЯНЕТ,А ДРУГИЕ ПУСТЬ СЛЕЗАЮТ СО СВОИХ УСТАРЕВШИХ МАШИН." В ИТО- ГЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ,ЧТО ТЕ ЗАДАЧИ,КОТОРЫМИ ТАК ГОРДЯТСЯ ПИСЮЧНИКИ, МОГЛИ БЫ ВПОЛНЕ РАБО- ТАТЬ НА 386/25, А НЕ НА ПНЕ СТОШЕСТИДЕСЯ- ТОМ. ДАЖЕ ПИСЮЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ ,В ЧАСТНОСТИ НЕБЕЗИЗВЕСТНЫЙ "КОМПЬЮТЕР ПРЕСС" ПИСАЛИ ПРО ТО,ЧТО ПРОГРАММА ПЕЧАТИ СТРОКИ НА ЭТОМ СЛАВНОМ ЯЗЫКЕ (ЭТО Я ПРО CLIPPER) ЗАНИМАЕТ 150К, СОПРОВОЖДАЯ СИЕ СЛОВАМИ ПРО ТО, ЧТО ЭТО, КОНЕЧНО,МНОГОВАТО, НО В ПРИНЦИПЕ ПОЙ- ДЕТ... ВЫ ТОЛЬКО ВДУМАЙТЕСЬ :150К - ПРОГ- РАММА ПЕЧАТИ !!! А ВИНДЫ,КОТОРЫЕ НА 486DX2/66 ТОРМОЗЯТ ТАК,КАК БУДТО ОНИ НАПИ- САНЫ НА BASIC 48 С ВЫКЛЮЧЕННЫМ ТУРБО-РЕЖИ- МОМ ... А КАК СОЗДАЮТСЯ НОВЫЕ ВЕРСИИ ПРОГ- РАММ ? БЕРЕТСЯ СТАРАЯ, НЕМНОГО ПРИТОРМАЖИ- ВАЕТСЯ (ЧУУТЬ-ЧУТЬ, ТАК,ЧТОБЫ НА ТЕХ МАШИ- НАХ, НА КОТОРЫХ ОНА РАБОТАЛА,СТАЛА БЫ ТОР- МОЗИТЬ,А НА ТЕХ,НА КОТОРЫХ ТОРНОЗИЛА,СТАЛО БЫ НЕВОЗМОЖНО РАБОТАТЬ), УБИРАЕТСЯ ПАРА СТАРЫХ ГЛЮКОВ, ДОБАВЛЯЕТСЯ ПАРА НОВЫХ, ДА! БУФЕРКИ ЕЩЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ РАЗИКА В 2... И ГОТОВО ! ТЕПЕРЬ МОЖНО КРИЧАТЬ НА ВЕСЬ МИР,ПРО НОВУЮ,КРУТУЮ ВЕРСИЮ ! А ЧТО ДЕЛАТЬ ЮЗЕРАМ ? ДЫК, РЕЦЕПТ ПРОСТ : БЕРЕШЬ ПА- РУ-ТРОЙКУ СОТЕН БАКСОВ И ИДЕШЬ UPGRA'ДИТЬСЯ. НУ, ЛАДНО, ВСЕ СКОРОСТЬ ДА СКОРОСТЬ, А КАК ТАМ НА AMIG'е С ПАМЯТЬЮ ? НА AMMY ВСЕ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАЛИЧИЕ ДОПОЛНИ- ТЕЛЬНОГО ОЗУ И АВТОМАТИЧЕСКИ ЕГО ИСПОЛЬЗУ- ЮТ, ТЕМ САМЫМ ОТПАДАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕ- ПОДКЛЮЧЕНИЙ ДРАЙВЕРОВ И Т.Д. РАСШИРЕНИЕ ПАМЯТИ НА AMMY ВОЗМОЖНО СТАНДАРТНЫМИ SIMM МОДУЛЯМИ ДО 128MB. Ну и куда же нам столько ? Может можно обойтись и меньшим количеством ОЗУ ? Если не планировать го- нять софт от Макинтоша и навороченные гра- фические пакеты, вполне даже хватит восьми мегабайт. Если планировать - лучше шестнадцать или больше - зависит от пот- ребности. А причем тут софт от Макинтоша? Поскольку на Амиге и Макинтоше одинаковые процессоры, то Амига с помощью программы ShapeShifter позволяет исполнять софт от Макинтоша непосредственно, без программной эмуляции центрального процессора. Это оз- начает, что скорость работы софта будет такой же, как и на Мак'е с соответствующим процессором. Благодаря этому нам доступен весь популярный софт - MS Word, Adobe Photoshop и прочие известные программы. Поскольку Макинтош в отношении требований к памяти - машина весьма прожорливая, па- мяти нужно не меньше, чем на реальном Ма- ке. И не стоит ровнять требования к памяти у AMIG'и и pc - это принципиально разные платформы. На pc - всем известно, что меньше 32М - уже не компьютер. ТЕПЕРЬ ПАРУ ПРИМЕРОВ ПЕРЕНОСИМОСТИ ИГ- РУШЕК С ПЛАТФОРМЫ НА ПЛАТФОРМУ: ПРИМЕР 1:БЫЛА НА SPECCY ТАКАЯ ИГРА :NEBULUS, ЗАНИМАЛА 30К. И БЫЛА ТАКАЯ ИГРА TOWER.ШЛА ОНА НА ДВОЙКЕ,СПРАЙТЫ И ВСЯ ГРА- ФИКА БЫЛА ТОЧНОЙ КОПИЕЙ NEBULUS'А, СКО- РОСТЬЮ ОСОБОЙ ТАКЖЕ НЕ ОТЛИЧАЛАСЬ (ПОТОР- МОЗНЕЕ NEBULUS'А ЧУТЬ-ЧУТЬ) И ЗАНИМАЛА ОНА 350К. ПРИМЕР 2:ЕСТЬ ТАКАЯ ИГРА MORTAL COMBAT II. ЕСТЬ ОНА НА pc. ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО ЛУЧШЕ ВСЕГО ОНА ИДЕТ НА ПНЕ. И ЕСТЬ ОНА НА AMIG'Е 600. И ИДЕТ ОНА НА 7 МГЦ, НА 1 МГБ И НА 4-Х ДИСКЕТАХ. ПРИЧЕМ ПОПРОБУЙ ОТЛИЧИ ОДНУ ОТ ДРУГОЙ ! И СНОВА ВЕРНЕМСЯ К AMIG'Е И ПОГОВОРИМ ПРО МНОГОЗАДАЧНОСТЬ. НЕT, НЕ ПРО ВИН- ДОВСКУЮ, А ПРО НАСТОЯЩУЮ! СЕГОДНЯШНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ПИСЮКОВ, НАВЕРНОЕ СМУТНО ПРЕДСТАВЛЯЮТ ,ЧТО ЭТО ЗА ПРЕДМЕТ ТАКОЙ, А МЕЖДУ ТЕМ РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ С САМОГО НАЧАЛА БЫЛО ПОВЕРНУТО В СТОРОНУ МНОГОЗАДАЧНОСТИ. ЭТО БЫЛО ЕЩЕ В ЭПОХУ ШИ- РОКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРМИНАЛЬНЫХ СИС- ТЕМ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РАБОТУ НЕСКОЛЬКИХ ЧЕЛОВЕК ОДНОВРЕМЕННО. НАПРИМЕР СТАРЕНЬКАЯ МАШИНКА VAX/VMS ПО МОЩНОСТИ С СРЕДНЮЮ ТРОЙКУ (ВЫПУЩЕННАЯ КСТАТИ В СЕРЕДИНЕ 70Х) ПОЗВОЛЯЕТ СВОБОДНО РАБОТАТЬ 5 ОПЕРАТОРАМ. ЭТО ВОЗМОЖНО БЛАГОДАРЯ МОЩНЕЙШЕЙ АППАРАТ- НОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОЗАДАЧНОСТИ, НАЛИЧИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ АДРЕСОВ, АВТОМАТИЧЕСКОМУ КВАН- ТОВАНИЮ ВРЕМЕНИ МЕЖДУ ПРОЦЕССАМИ В ЗАВИСИ- МОСТИ ОТ ПРИВЕЛЕГИЙ И, ЕСТЕСТВЕННО, СООТ- ВЕТСТВУЮЩЕЙ ОС. В ОБЩЕМ, ЭТИ ЖЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗОВАНЫ И НА AMIGЕ, НО ВСЯ МОЩЬ МНОГО- ЗАДАЧНОСТИ ЗДЕСЬ РАБОТАЕТ НА ОДНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ (ВСПОМНИТЕ КОППЕР, БЛИТТЕР И ПАУЛУ). НА ПИСЮКАХ ДАВНО ХОТЕЛИ ЗАИМЕТЬ СЕБЕ ТАКУЮ ШТУЧКУ, НО... УБОГАЯ АРХИТЕКТУ- РА,НЕ МЕНЯВШАЯСЯ С 81 ГОДА НЕ ДАВАЛА ,ДА И ПРОЦЕССОРЫ НЕ ПОЗВОЛЯЛИ. ХВАЛЕНАЯ МНОГОЗА- ДАЧНОСТЬ ФОРТОЧЕК - ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПСЕВ- ДО-МНОГОЗАДАЧНОСТЬ, ПРОГРАММНЫЙ ГЛЮК, ТАК СКАЗАТЬ , ПОСЕМУ И ТОРМОЗА... НУ НЕ ПРЕД- НАЗНАЧАЛАСЬ ПИСЮЧНАЯ АРХИТЕКТУРА ПОД МНО- ГОЗАДАЧНОСТЬ ! А на Амиге существует дос- таточное количество операционных систем, которые помимо многозадачности обеспечива- ют и мультиюзерность: AmigaOS, Amix (UNIX System V), NetBSD, Linux, Minix, OS/9, etc ... OS/9 - очень "пpодвинутая" мультию- зеpская опеpационная система. Она является яpким пpедставителем ОС pеального вpемени, но ее стоимость довольно доpога - Ами- говская веpсия стоит около 600 USD и дос- таточно пpожоpлива к аппаpатуpе. Amix - это выпускавшаяся еще Commodore его лицен- зионная веpсия UNIX System V, существовали даже специальные UNIX Амиги A3000UX, уже поставлявшиеся с UNIX. Помими AmigaOS дос- таточно доступна и NetBSD Amiga. Достаточ- но много Амиговских сервеpов в Интернете стоит не под AmigaOS, а под NetBSD. УСТРОЙСТВА, ПОДКЛЮЧАЕМЫЕ К AMMY:ПАРАЛ- ЛЕЛЬНЫЙ ПОРТ: ПРИНТЕРЫ - ПОДКЛЮЧАЕТСЯ ЛЮ- БОЙ ПРИНТЕР,ВСЕ ПРОГРАММЫ НОГУТ РАБОТАТЬ С ВАШИМ ТИПОМ ПРИНТЕРА ЧЕРЕЗ ДРАЙВЕР ,SCANNER - ПОЗВОЛЯЕТ ОЦИФРОВЫВАТЬ ТВЕРДЫЕ КОПИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ. DIGITIZER ПОЗВОЛЯЕТ ОЦИФРОВЫВАТЬ ВИДЕО ИЗОБРАЖЕНИЯ В СТАН- ДАРТНОМ ФОРМАТЕ. SAMPLER - ПОЗВОЛЯЕТ ОЦИФ- РОВЫВАТЬ ЗВУК И СОЗДАВАТЬ SAMPLER-ИНСТРУ- МЕНТЫ. РАЗЪЕМ PCMCIA : ЕСЛИ ВАМ ВЛОМ ПОДКЛЮЧАТЬ ВИНЧЕСТЕР ЧЕРЕЗ ВСТРОЕННЫЙ РАЗ- ЪЕМ,ТО МОЖНО ТЫКНУТЬ ЕГО В PCMCIA. СЮДА ЖЕ СУЕТСЯ И CD-ROM ,ЧТО ДЕЛАЕТ КОМПЬЮТЕР (AGA) СОВМЕСТИМЫМ С ПРИСТАВКОЙ CD32, МОЖНО ТАКЖЕ ПОДКЛЮЧИТЬ WORM ДИСКИ ИЛИ ПЕРЕЗАПИ- СЫВАЕМЫЕ ОПТИЧЕСКИЕ ДИСКИ. Благодаря CD ROM существует возможность сэмплировать звук ,если это позволяет CD-ROM (например, ATAPI IDE Panasonic CR-572B позволяет точ- но), используется, например, программа TRKDownLoad из пакета atapi_p'n'p. Звук сбрасывается на винчестер с любой разряд- ностью (16bit, 8bit, ADPCM), стерео/моно по желанию, с любой частотой дискретиза- ции. С помощью программы AtapiCheck из то- го же пакета можно выяснить возможности конкретной подключенной модели CD-ROM. По- лученный саунд-трек можно послушать ис- пользуя, например, программу Play16, пони- мающую форматы WAV, AIFF, IFF, и просто RAW (только звуковые данные, без заголов- ка). Максимальная частота дискретизации звука - около 60 килогерц, равна удвоенной частоте строчной развертки монитора (звук выбирается из памяти по DMA при обратном ходе луча). Можно слушать не только MOD,но и S3M, XM, MTM, etc. с помощью Delitracker, PS3M, HIP и много других пле- еров. Hо - чем больше каналов, тем более быстрая нужна машина. 68030/50MHz хватит вполне. Хотя восьмиканальные более - менее играет и нерасширенная A1200... Существуют и специальные музыкальные редакторы, поз- воляющие писать музыку самому. Но выбор редактора определяется целью написания му- зыки. Если музыка пишется с целью вставить ее в какую-нибудь игрушку, демошку и т.п. - лучше в ProTracker-е. Причина проста - 4-х канальная музыка играется хардверно, не занимая времени машины и не мешая ос- новной программе. Если цель - писать музы- ку как таковую, самый лучший вариант - Symphonie Pro. 255 каналов 16-битного зву- ка с возможностью записи саунд-трека для CD. Если есть хороший синтезатор с MIDI интерфейсом, можно воспользоваться много- численными секвенсорами типа Bars&Pipes. Самый лучший по качеству вариант - купить и подключить WaveTable-карту от PC (напри- мер, YAMAHA DB50XG) - это дочерние платы, которые "вешаются" на саундкарты PC. Подключается такая плата через последова- тельный порт. Туда же можно подключить лю- бой синтезатор, имеющий MIDI интерфейс. С несколько худшим качеством MIDI музыку можно слушать и программно, при помощи программы GMPlay (однако она критична к быстродействию машины). ЕСЛИ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ ВСТРОЕННЫЙ ДИС- КОВОД 3.5~ ТО ПОДКЛЮЧИТЕ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ НА ВЫБОР :5.25~/3.5~ ,DD/HD/SD (3520KB ON STANDART HD DISK). ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ВСТАВЛЯЕТСЯ В 32Х РАЗРЯДНЫЙ СЛОТ РАСШИРЕ- НИЯ. ЕСЛИ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ ПРОЦЕССОР ,СТАВЬТЕ M68030/ 68040/ 68050/ 68060 ... Или акселератор. А что это, собственно го- воря, такое ? Это плата, вставляемая, нап- ример, в A1200 и ускоряющая ее работу в несколько раз. Поскольку время не стоит на месте, требования к скорости и памяти компьютера постоянно увеличиваются, и сто- ящего в базовом варианте процессора 68020 и двух мегабайт RAM начинает не хватать. Чтобы каждый раз не переразводить плату машины, а юзеров не заставлять маяться с постоянными покупками/продажами очередной "материнки" и связанными с этим проблемами (например: нужно разбирать комп, а он мо- жет быть на гарантии; а как быть, если че- ловек его и разобрать-то не сумеет?), у Амиги предусмотрена возможность блокировки имеющегося процессора, после чего в дело вступает CPU, стоящий на акселераторе. Уз- кие места шины: память и SСSI контроллер - вынесены на сам акселератор. Акселератор вставляется в trapdoor expansion slot под клавиатурой А1200, и после установки маши- на сразу готова к работе. А на А4000 про- цессор изначально стоит на отдельной пла- те, установленной в CPU slot, благодаря чему она просто меняется на новую. Также имеется возможность поставить батарейку и получить энергонезависимый ка- лендарь/часы. А для расширения графических возмож- ностей AMIG'и существуют GENLOCK'и. Это плата или отдельное устройство, позволяю- щее "накладывать" изображение от компьюте- ра на видеосигнал. С его помощью делается простейший видеомонтаж: наложение титров на видео, врезка созданных компьютером изображений в фильм... Общий принцип рабо- ты таков: на экране рисуется картинка, один из цветов на которой является "проз- рачным", то есть вместо точек этого цвета будет видно видеосигнал. СЕЙЧАС В МИРЕ ПИСЮК БОЛЬШУЮ ПОПУЛЯР- НОСТЬ ПРИОБРЕЛИ РАЗЛИЧНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕ- ТИ. ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ,ЧТО НА AMMY ВЫ ОСТАНЕ- ТЕСЬ В СТОРОНЕ ОТ ЭТОГО ДВИЖЕНИЯ, ТО ВЫ КРУТО ОБЛАЖАЛИСЬ. НА AMMY СУЩЕСТВУЕТ ВОЗ- МОЖНОСТЬ ПОПАСТЬ ВО ВСЕ СЕТИ, КОТОРЫЕ СУ- ЩЕСТВУЮТ ДЛЯ ПИСЮК ПЛЮС AMINET: СПЕЦИАЛИ- ЗИРОВАННАЯ AMIGОВСКАЯ СЕТЬ. КАК ГОВОРИЛОСЬ В ИЗВЕСТНОЙ РЕКЛАМЕ, ДЛЯ ЭТОГО НУЖЕН ЛИШЬ КОМПЬЮТЕР, МОДЕМ И ВСЕ !!! ТЕЛЕМАРКЕТ !!! Но! А есть ли почтовый софт ? Естественно. Hаиболее часто используемые у нас пакеты Spot (наилучший вариант для пойнта) и Mail Manager (для ноды). Самый известный мейлер - Trapdoor. Мейлеры здесь bink-style. По субъективным оценкам, почтовый софт на Амиге наиболее удачный, по сравнению с по- добным софтом на всех остальных известных платформах (UNIX, MS-DOS, MS-Windows, MacOS). Многих беспокоит проблема русификации AMIG'и. И этот вопрос не должен вас беспо- коить. Уже существует и WORK BENCH, пере- веденных на русский язык и множество дру- гих программ. Единственная проблема-это затруднительность использования горячо лю- бимой синклеристами и фидошниками 866 ко- дировки в народе именуемой ГОСТ-Альтерна- тивной. Это происходит из-за того,что сим- волы от 0x80 до 0x9f являются служебными. Поэтому софт и не обязан с ней работать. Однако на практике и почтовый софт (Spot/MailManager) и редакторы (ED/GoldED/DevPAc) позволяют работать и с 866 кодировкой. В настоящее время произво- дится обсуждение стандартной русской коди- ровки для AMIG'и. Претендентов два: коди- ровка Д.Михайлова и кодировка windows (1251). ЕСЛИ ВАМ НАДО РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ, ТО НА ВАШ ВЫБОР ГОРА ТЕКСТОВЫХ ПРОЦЕССО- РОВ,НАПРИМЕР, WORDWORTH 4SE,КОТОРЫЙ ПОЗВО- ЛЯЕТ ДОБАВЛЯТЬ ГРАФИКУ В ДОКУМЕНТ, ИС- ПОЛЬЗОВАТЬ ЛЮБЫЕ ШРИФТЫ. РЕДАКТОР ИМЕЕТ ВСТРОЕННУЮ КОРРЕКЦИЮ ОШИБОК (ВОТ БЫ НА SPECCY ТАК!),ВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ТЕКСТ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ, ИМЕЕТСЯ СИСТЕМА МАКРОСОВ (ТОКЕНОВ) (BASIC 48 RULEZ !!!), МАСШТАБИ- РОВАНИЕ СЛОВ ТАК,ЧТОБЫ ОНИ ПРИНИМАЛИ ФОРМУ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР, МОЖНО СОГНУТЬ ТЕКСТ КОЛЬЦОМ,ВОЛНОЙ ИЛИ КАК ВАМ УГОДНО,РАСПОЛО- ЖИТЬ ТЕКСТ ПОД ЛЮБЫМ УГЛОМ И РАСКРАСИТЬ В ЛЮБЫЕ ЦВЕТА... ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ ПОЗВО- ЛЯЮТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ИЗВРАТИТЬ БЕДНЫЕ БУКОВКИ: РАЗМЕСТИТЬ ИХ С ТОЧНОСТЬЮ ДО 0.1 ММ ,ОБТЕ- КАТЬ ТЕКСТЫ КАРТИНКАМИ, ИЛИ КАРТИНОК ТЕКСТОМ, МАСШТАБИРОВАТЬ ЧТО УГОДНО, ГДЕ УГОДНО И СКОЛЬКО УГОДНО,ВОЗМОЖНО ЗАСТАВИТЬ ТЕКСТ ЗАПОЛНИТЬ ЛЮБУЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФОРМУ ВНУТРИ ИЛИ ОБТЕКАТЬ ЕЕ СНАРУЖИ. ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОСЧИТАТЬ ЕСТЬ ЭЛЕКТРОН- НЫЕ ТАБЛИЦЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ПОЧТИ ТАКЖЕ ИЗВРАЩАТЬСЯ, НО С ЧИСЛАМИ (FINAL CALC). ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОБАЗИТЬ ДАННЫМИ ЕСТЬ И ТАКАЯ РАДОСТЬ: DIGITAL DATASTORE - ГРАФИ- ЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ. ДЛЯ ПРОГРАММИСТОВ ТОЖЕ НЕМАЛО ВСЯКОГО ДОБРА: BASIC, AREXX (ВСТОРЕННЫЙ В AMMY ЯЗЫК), С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО МОЖНО ОБЩАТЬСЯ С УЖЕ ГОТОВЫМИ ПРОГРАММАМИ,МНОГИЕ ИЗ КОТОРЫХ ИМЕЮТ "ПОРТ" ДЛЯ AREXX. ИМЕЮТСЯ ТАКЖЕ ЯЗЫ- КИ BLITZ BASIC И AMOS, НА КОТОРЫХ МОЖНО УЖЕ ПИСАТЬ ИГРЫ,ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ПРЕДЛА- ГАЮТСЯ ЯЗЫКИ C. Их несколько. Storm C++, SAS C++, Dice C++, MAXXON C++ (все эти компиляторы соответствуют стандарту AT&T 3.0). Самый "крутой" из них - Storm C++ вместе со Storm Wizard. Есть еще и GNU C++, но это уже для любителей писать под UNIX (хотя внутри AmigaOS, в сущности, и есть UNIX, и очень много софта пеpекомпи- лиpовано под AmigaOS именно с UNIX'а пос- редством того же GNU C).SAS C++ также поз- воляет переносить исходники с других ма- шин. ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЛЮБИТ C ИМЕЮТСЯ ТАКЖЕ AMIGA "E" FORTRAN,COBOL,LOGO,ETC... НУ И КОНЕЧНО, ASSEMBLER... СУЩЕСТВУЮТ ТАКЖЕ ПАКЕТЫ,СПЕЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАБОТУ С ГРАФИКОЙ,НАЧИ- НАЯ С ОБЫЧНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ ,ПОЗ- ВОЛЯЮЩИХ СОЗДАВАТЬ КАРТИНКИ ДО СЛОЖНЕЙШИХ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТРЕХМЕРНЫХ RAY TRACING СПЕЦЭФФЕКТОВ,ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ СОЗ- ДАНИИ ФИЛЬМОВ.ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ,ЧТО ДЛЯ ЭТО- ГО НУЖНА СЛИШКОМ КРУТАЯ AMIGА,ТО ВЫ ОШИБА- ЕТЕСЬ,СУЩЕСТВУЮТ ПАКЕТЫ (НАПРИМЕР,CINEMA 4D),РАБОТАЮЩИЕ ВСЕГО В 2Х MB ПАМЯТИ И НЕМ- НОГО БОЛЕЕ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЕ,НО НАМНОГО БОЛЕЕ КРУТЫЕ -КАК REAL 3D... ВОЗМОЖНОСТИ ПО СОЗ- ДАНИЮ РЕКУРСИВНОЙ ГРАФИКИ ТОЖЕ НЕ ХУЖЕ,ЧЕМ У ДРУГИХ ПЕРСОНАЛОК. ФРАКТАЛЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ГЕНЕРАЦИИ ЛАНДШАФТОВ,МАКСИМАЛЬНО ПРИБ- ЛИЖЕННЫХ К РЕАЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ПРЕДМЕ- ТОВ, ТАКИХ КАК КАМНЕЙ,ДЕРЕВЬЕВ,ETC... VIST LITE ЛУЧШИЙ ГЕНЕРАТОР ФРАКТАЛЬНЫХ ЛАНДШАФ- ТОВ. ЕМУ ТРЕБУЕТСЯ ВСЕГО 2 MB RAM И ВЫ СМОЖЕТЕ ГЕНЕРИРОВАТЬ ЦЕЛЫЕ МИРЫ . Hа Амиге существует множество эмулято- ров других платформ. В том числе - даже самой Амиги. Практически, есть достаточно качественные эмуляторы ZX Spectrum (что будет очень удобно пользователям этой платформы, переходящим на Амигу и не жела- ющим оказаться в абсолютно незнакомой обстановке), IBM PC 80486 и Pentium (реа- лизующие динамическую трансляцию кода, что резко повышает производительность), Yamaha MSX-2, Apple-2, Atari VCS/XL/XE/ST, Commodore-64, Amstrad, GameBoy, BBC, TRS-80, Sinclair-QL и множества менее из- вестных компьютеров и консолей. Скоро бу- дет готов эмулятор БК0010/0011. А вот с эмуляцией Амиги на других платформах воз- никают некоторые сложности. UNIX AMIGA Emulator (UAE) существует для практически всех платформ, включая саму Амигу. Досту- пен в исходных текстах на языке C. Эмули- рует чипсет OCS (1984 года), требует бе- зумно большой скорости процессора для бо- лее-менее нормальной работы (на уровне хо- рошей рабочей станции). Тем не менее, во многих случаях он не в состоянии воспроиз- вести графику и звук, полностью идентичные оригиналу. Эмуляторов ECS и AGA, то есть современных Амиг, не существует. На этом позвольте попрощаться и напос- ледок выразить надежду, что Амижники, про- читав эту статью больше узнают о своем компьютере, а пользователи pc будут с большим уважением относиться к другим платформам. -----------------------------------------------------------