В статьях, которые будут публиковатся под этим заголовоком, мы будем стараться под- робно и максимально объективно рассказы- вать о той или иной новинке ПО, о каих- либо примечательных событиях,об интересных людях. Так сказать, рассмотрим их под мик- роскопом... ;) ────────────────────────────────────────── Длительное время, задолго до появления SPbZXNet, питерские синклеристы узнавали о событиях происходящих в спектрумовском ми- ре из электронных журналов. "Серьезных" изданий было всего два: SPECTROFON да ZX FORMAT. Периодически появлялись, так ска- зать, журналы-однодневки, вернее, "одноно- меровки". Сколько было всевозможных CHAOS'ов, WELCOME PRESS'ов, SPECTRUM PROGRESS'ов... Возможно они еще живы,толь- ко вида не подают. ;) В любом случае, ни один из них не мог сравниться с двумя "монстрами". К величйшему сожалению рос- сийских(да и не только российских) син- клеристов "динозавры" начали вымирать. :( Выпустив 23 номер SPECTROFON'a группа STEP прекратила свое существование, а FORMAT постепенно агонизирует... Нельзя недооце- нивать пользу, приносимую подобными изда- ниями, и потому нужна была альтернатива умирающим аксакалам. До последнего момен- та, imho, никто не верил в то, что появит- ся приемник. Но... Чудеса случаются. ;) И вот на пустеющих лотках питерских продав- цов ПО появился совершенно новый электрон- ный журнал: SPECTRUM EXPERT Выпускает его питерская группа X-TRADE. Многие,вероятно, уже ознакомились с содер- жанием первого номера. Совсем недавно вы- шел и второй. В данной статье я выскажу свое мнение об этой важной, на мой взгляд, новинке. Сейчас, прочитав оба номера, и проанали- зировав полученную информацию, могу с уве- ренностью сказать - название журналу под- ходит "на все сто". :) Судите сами - в экспертной группе журнала собраны люди, достойные называтся профессионалами: Сер- гей Зонов, Дмитрий Ломов, Вячеслав NEMO... Редактор журнала довольно известный(в сво- ей сфере,конечно) человек - Сарафов Слава, более известный под псевдонимом DANGEROUS. Меня,рядового синклериста, безумно радует, что собралась подобная команда, ибо эти люди знакомы с действительным положением дел на спектрумовской сцене, и могут дать подробный и действительно профессиональный ответ практически на любой вопрос.:) Будем надеяться, что они "оправдают оказанное им высокое доверие". ;))) Итак, диск с EXPERT'ом в дискокруте,нажат ENTER и... сразу же обнаруживаем "глючок" - в режиме TURBO загрузка происходит не- корректно. Слава богу,авторы обаружили сей "баг", и второй номер работает идеально. Приятно удивила музыка при loading'е - эффект, по сути, несложный, но в последнее время, что-то, я редко встречал подобные загрузчики... Поехала "интрушка" - на экране заверте- лась симпатичная "железяка"(видимо, деталь от обожаемых DANGEROUS'ом торпед.. ;), и я сразу же скептически скривил рот - цветные фрагменты картинки наложились,как это час- то бывает на Спеке, и на экране получилась непонятная красно-зеленая каша. :( Ребята! Если никак не сделать анимацию или картин- ку цветной, лучше оставьте монохромом, чем выдавать такой кашмар... По нажатию "провала" пошла загрузка осн- овного блока, и на экране появился симпа- тичный мужик, весело крутящий ручку шар- манки, отдаленно напоминающей дисковод. Симпатичная, в общем, анимашка, но та же беда - наложение цветов. Не знаю чем руководствовались авторы при создании это- го шедевра в стиле Сальвадора Дали,но я бы такое в свою программу не вставил. ;) Ну ладно, это мелочи. Естественно, при первом запуске журнала сначала обращаешь внимание не на эксперт- ную группу, а на оформление. Основное меню журнала было представлено в виде "табли- чек" с названиями статей, расположеных на фоне "плазмы". На экране бушевало не то море, не то извержение вулкана... :) Такой симпатичной "плазмы" я даже в демках, вроде, не видел. Вдоволь налюбовавшись стихией ;) загружаем статью. Весьма оригинальный интерфейс порадовал глаз. Никаких "виндозоподобных кнопок" - все просто и почти все понятно. ;) Я долго не мог разобраться, для чего нужна функция "уменьшение количества строк на экране". Потом(когда прочел HELP ;), сообразил что чем меньше строк, тем выше скорость скроллинга(и тем неудобнее читать ;), что должно быть полезно владельцам "тормозных" компьютеров. "Кнопочки" нарисованы просто (даже слишком просто... :( ), а когда на- водишь на какую-нибудь из них курсор, "кнопочка" начинает весело дрожать, как будто в ожидании нажатия. ;) Справа от текста расположен так называемый "скролл- бар" - индикатор, показывающий общий объем текста, объем прочитанного и положение курсора в тексте. Порадовало то, что он также сделан не "как в Windows'е", а по своему, оригинально и просто. Резюме: интерфейс понравился(мне, во всяком случае :). Но,как говорится: "главное не форма, а содержание," - соответственно, к нему и переходим. :) Итак, позволю себе прокомментировать не- которые статьи первого номера SPECTRUM EXPERT'а. Игры под GS. В этой статье главный GENERAL'изатор Питера(да и exUSSR,наверное :) - Mike Blum подробно рассказал о технологии адаптации спектрумовских программ под звуковую карту GENERAL SOUND. Очень и очень, imho, полез- ная статья. Я бы рекомендовал ее всем, кто занимается making'ом и remaking'ом прог- рамм. Воистину, даже самые древние и без- хитростные игры,после переделки под GS об- ретают вторую жизнь! И именно из этой ста- тьи вы узнаете как им эту жизнь даро- вать. :))) Enlight - Трезвый взгляд. Даже те, кто побывал на Enlight'97, не до конца знают "как это было". Прочитав эту статью вы сможете увидеть "изнанку" самого громкого события прошлого года в спектру- мовском мире. Enlight - Беседа. Это публикация беседы между Сергеем Зоновым, KANO и RST7, произошедшей на Enlight'97. Статья, в принципе, интересная и нужная, но такое подробное изложение деталей, imho, является перебором. Это больше походит на статью из "желтой" прессы, где любят подробно описать "кто, кого и в какой позе"... :( Нельзя так ребята! Конечно, свобода слова, МОЖНО говорить все, но это еще не означает что НУЖНО говорить все. GMX. Кратенькая статейка с описанием портов рабочей версиии Graphix Memory eXpander, разрабатываемой фирмой SCORPION. Исли кому интересна эта тема - читайте. Игрушки. Главный GAME'вед, Mike Blum, рассказал о новых играх, поступивших в продажу в фирме WELCOME. С картинками! :) ZX BUS. Ох сколько уже скзано на эту тему, и сколько еще будет сказано! Да, отсутствие нормальной буферезированой шины данных доставляет владельцам "левых" машин немало хлопот, когда дело доходит до подключения переферийных устройств! В этой статье LD и DANGEROUS подробно и обстоятельно расска- зали зачем нужна эта шина, провели анализ существующих машин с шинной архитектурой, и рссмотрели все "за" о "против". RULEZ, просто RULEZ! :) Владельцы "леваков" - это для Вас! Spectrum + 3D. Вопреки сложившемуся мнению, на ZX вполне возможно создание динамичных 3D объектов, просто нужно уметь их делать. :) В этой статье(вернее, серии статей) профессиона- льные программисты STS(VS) и DARK(X-TRADE) рассказывают об искусстве создания динами- чной 3D графики на Спеке. Данная серия статей будет очнь полезна не только начинающим кодерам, но и вполне профессио- нальным программистам. Подробный разбор алгоритмов, наглядное объяснение основных правил построения трехмерной графики - все это делает этот непростой, по сути, мате- риал, понятным даже новичку. STORM. Дополненное описание работы с новым ассе- мблером STORM(by X-TRADE). Музыка - PRO TRACKER 3.01 Описание новой версии известного музыка- льного редактора для музыкального сопро- цессора AY. Музыка - RIFF TRACKER. Подробное описание работы с музыкальным редактором под карту GENERAL SOUND. Описа- ние составлено автором программы. Фомин. Ну, под таким заголовком мог идти только юмор. ;) Очень даже веселые истории. Одно "но". Юмор там целиком и полностью ПЦешный... :( Не всякий синклерист знаком с Dr.Web. или знает о прелестях инсталяции Windows.. Но в целом ничего. :) ------------------------------------------ Совсем неплохой набор, не правда-ли? :) Содержание приложения также приятно удиви- ло. Судите сами: LITTLE COMPUTER PIOPLE - игра, прароди- тель Тамагочи BOOGABOO - сумасшедшая "прыгалка" PROTRACKER - популярный музыкальный ре- дактор STORM - новый ассемблер by X-TRADE Итак, несмотря на небольшие "глючки" с графикой,и бо-ольшие "глюки" с орфографией ;), я считаю, что первый "блин" получился вполне приличным. :) Не знаю как Вас, а меня это очень радует. Вы, наверное, подумали, что это конец статьи? И не надейтесь! Благодаря Дмитрию Ломову(aka LD/X-TRADE) я имею возможность рассказать Вам и о втором выпуске SPECTRUM EXPERT'а! :) В Питере он уже пару недель продается, но до отдаленных концов нашей необъятной страны, я думаю, еще не "долетел". Да и многие питерцы, вероятно, до сих пор раздумывают - покупать или нет. Что ж, читайте дальше, и мы поможем Вам сделать выбор. :) Итак, что же вы найдете во втором выпуске SPECTRUM EXPERTA: Сначала вы увидите best'овую анимацию, в духе братьев Люмьер.;) В том смысле,что по экрану будет "бежать" поезд. Оформление практически не изменилось, только на "плазме" появилась картинка - буквы "SE", да "кнопочки" получше нарисованы. Не буду вас утомлять долгим описанием(как можно словами картину, например, описать? ;), и перехожу к анонсу статей. ------------------------------------------ От редакции. No comment. Почта. Ответы на пришедшие письма. Да-да! Письма! Их целых два! ;) Игрушки - Новинки. Как всегда - Mike Blum, с подборкой "све- жачка". :) Игрушки - L.C.P. Вниманию фанатов LITTLE COMPUTER PIOPLE! В этой статье вы найдете ОГРОМНЫЙ список слов, которые могут встретится вам в игре. :) HARD - ZX-BUS. Продолжение публикации о шине данных. Если в прошлом номере журнала LD и DANGEROUS подробнейше рассказали ЗАЧЕМ это нужно сделать, то в этом номере они расскажут Вам КАК это сделать. HARD - Конструктив. А вы знаете, что важно не только то, как ваш компьютер работает, но и то, как он конструктивно выполнен? Не знаете?! Тогда эта статья для Вас! SOFT - Sectrum + 3D. Оказывается, для того, чтобы делать динамичную 3D графику, нужно знать не только ассемблер, но и начертательную геометрию! :) Статья для профессионалов и тех, кто пытается таковыми стать. SOFT - Hi-soft. На ассемблере свет клином не сошелся! Ведь есть множество языков высшего уровня программирования. В некоторых ситуациях будет проще и практичнее написать малень- кую процедуру на Паскале,чем лезть в дебри XAS'а... Подробное описание компиляторов языков "PASCAL" и "C". Музыка. Никогда электронное звучание не заменит живых инструментов. И это не голословное утверждение, а факт. Прочтите эту сатью и все поймете. Мнение. А вот здесь я бы хотел "притормозить". Речь в данной статье идет о нашем старом знакомом - SPRINTER'е. Как владелец этого компьютера, могу с уверенностью заявить - то, о чем с таким пафосом рассказывает автор, не всегда является правдой! Вообще, статья получилась оригинальной - во всей красе, что называется, "с мясом", описаны недостатки компьютера, весьма невежливо автор высказывается о политике фирмы Петерс, а потом, скромно так, заявляет: "Sprinter является самым крутым спектру- мом". Поверит кто в это, после такого об- ливания дерьмом, как же! :( Об оригиналь- ных технических решениях, значительно об- легчающих труд программиста, автор даже не заикнулся. Оставив где-то в стороне преи- мущества машины, автор устроил аутодафе, запугивая потенциальных покупателей. Хоте- лось бы обратить внимание автора на пару некорректных моментов: - По поводу того, что купившие Sprinter "вынуждены каждый день менять прошивку BIOS'а". Странно, не замечал за собой такого. ;) Да и автор,видимо, запамятовал, что "поменять прошивку BIOS'а" на Sprinter'e, не означает "поменять микро- схему ПЗУ". Просто берете, и загружаете прошивку с диска или винчестера! Занимает несколько секунд, и нет опасности повере- дить какие-нибудь микросхемы. - По поводу того, что "плата дает наводки на FM". Я не понял, имелось ввиду, что ухудашается качество приема на FM диапазо- не? С моим старым компьютером была такая беда. Так может уважаемый автор сего опуса объяснит мне, неразумному,почему мой китайско-тибетский приемник неопределенно- го года рождения, со сломанной в трех мес- тах антенной и стоящий прямо на корпусе Sprinter'а идеально ловит "Европу плюс"? Или автор что-то другое имел ввиду? - По поводу того, что "лишь планируется написать Norton-подобную оболочку для Sprintera". По этой фразе я понял, что автор давно не в курсе дел фирмы, ибо оболочка эта доволько давно сделана и, как не покажется Вам странным,даже работает.;) Этот список неточностей и откровенных недоговорок можно продолжать бесконечно. И я хотел бы обратить на это внимание редактора! Когда человек пишет, что при отладке компьютера "один "глюк" убирают - появляются новые", и при этом не приводит никаких примеров, у некоторых людей складывается определенное мнение об авторе(а, соответственно, и об издании, опубликовавшем этот материал...). Но,реда- ктору виднее... Фомин. Опять юмор, и опять ПЦешный. :( Хотя, неправда, нашлось место и для Speccy. :) Но, такие вещи нельзя пересказывать, их нужно читать самому! Вывод - вперед, к дистрибьютерам! ;))) ------------------------------------------ Кратко о приложении: HI-SOFT - C.COMPILER v1.1B - компилятор языка "C" ANARCHY - "злая" смесь "стрелялки" с "ло- гикой" CAPT. PLANETS - клево раскрашеный action IRON ATTACK - демоверсия новой стратеги- ческой игры by ZX-STUDIO ------------------------------------------ Вот,собственно,и весь анонс. :) Безуслов- но, по этой статье Вам навряд-ли удалось составить собственное мнение, но я и не для этого ее писал. ;) Рекомендую Вам при- обрести этот журнал и, что говорится, "за- ценить". :) (c)Alexey Guryev. Автор благодарит Дмитрия Ломова за предоставленые материалы.