╔══════════════════════════════════════════════════════════════╗ │ ЖЕЛЕЗО │ ╚══════════════════════════════════════════════════════════════╝ (C) L.D.E. SOFT Если помните, я в прошлом номере упомянул о режиме АЦП-бипо- лярном. Так вот, это такой режим, при котором аналоговый сигнал запоминается как положительная синусоида (классический ковокс), так и как отрицательная синусоида. А как Вы знаете из физики, звуковой сигнал имеет двухполярную синусоиду, поэтому при ис- пользовании биполярного режима звук передается в более живой и более мягкой форме. Но чтобы реализовать такой режим мало иметь АЦП в режиме биполярного преобразования, так как все простые схемы ЦАПов (ковоксов) работают лишь в униполярном режиме... Вы- вод: нужна схема ЦАПа, способного преобразовывать записанный в биполярном режиме цифровой сигнал в нормальную двухполярную си- нусоиду. Хотя схема немного усложнена, звучит данный ЦАП просто великолепно! Но есть опять-таки недостатки(?): двухполярное пи- тание плюс высокоточное опорное напряжение, а также увеличение расхода оперативной памяти для записи цифровых отсчетов. Схема ЦАПа, работающая в биполярном режиме: ┌──────────────────────────>+Uоп │ ┌────────────────────────>+15в █ █ █▀█ █▀█ │ │ ┌──────────────────────>-15в █▄█ █▀█ █ █ D1 │ │ │ R1-5k┌─────────────┐ ▀ КР572ПА1А │ │ │ █ К140УД20 │ ┌──┬──┬───┐ │ │ │ R2 │ ┌─────┐D2 │ Обший<────13───┤D0│DA│ │15 │ │ │ ┌────┴─1─■ > │ │ Общий<────12-──┤D1│ │Uоп├───┘ │ │ │ ┌────2─┤ │ │ K D0<─────11───┤D2│ │ │16 ┌─┘ │ │ ┴┌───3─┤ ├─12┘ K D1<─────10-──┤D3│ │Rос├───│─┐ └─│┬─█ ┌─13┤ │ K D2<──────9-──┤D4│ │ I1├─1─│─│─┐ ││ └─│─14┤ │ K D3<──────8-──┤D5│ │ │ │ │ │ │├───│┬4─┤ │ K D4<──────7-──┤D6│ │+Uп├─14┴─│─│─│┤───┤│ └─────┘ K D5<──────6-──┤D7│ │ I2├─2───│─│─┘│ ││ ┌─────┐ K D6<──────5-──┤D8│ │ │ │ │ │ R3│└4─┤ > │ K D7<──────4-──┤D9│ │ 0V├─3─┐ │ │ │ ┌─│─5─┤ │ └──┴──┴───┘ ┴ │ │ └─█ │┌6─┤ ├─10─┬─>Выход │ │ │ │┴┌7■ │ │ R1-5k (01%) │ │ └─│─│8┤ │ │ R2,R3-10kOm │ │ └─│9┤ │ │ D1-K572ПА1А(Б) │ └────────┘ └─────┘ │ D2-K140УД20 └───────────────────────┘ Примечание: R1,R2 служат для точной установки "0" на выходе ЦАП, при отсутствии входных данных. А теперь хочу предложить вашему вниманию схему многонаслышан- ного долгожданного звукового интерфейса SOUND DRIVE - 1, разра- ботанного Новосибирской хакерской группой FLASH inc. Привожу схему только левого канала. Почему - читайте ниже. Выход левого канала <───────────┐ <─────┐ │ R-матрица 4,7к D2 ─┴─ C1│ D1 к + 5 вольт . К572ПА1А(Б) ┌─┬─┤├──┤ КР580ВВ55 <─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬──13┐┌──┬──┬───┐R1 █ █ R2 │ ┌──┬──┬───┐ █ █ █ █ █ █ █ █ ┌─┐└┤D0│DA│Vоп├15─┘ │ │ │ │IO│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┴ 12┤D1│ │ │ ─┴─ │ D0<─34┤D0│ │DB0├18─┴─│─│─│─│─│─│─│───11┤D2│ │Roc├16─ │ D1<─33┤D1│ │DB1├19───┴─│─│─│─│─│─│───10┤D3│ │ │ +5в. │ D2<─32┤D2│ │DB2├20─────┴─│─│─│─│─│────9┤D4│ │ I1├1───┬────> │ D3<─31┤D3│ │DB3├21───────┴─│─│─│─│────8┤D5│ │ │ │ │ D4<─30┤D4│ │DB4├22─────────┴─│─│─│────7┤D6│ │+Uп├14──┘ Общ. │ D5<─29┤D5│ │DB5├23───────────┴─│─│────6┤D7│ │ I2├2───┬────> │ D6<─28┤D6│ │DB6├24─────────────┴─│────5┤D8│ │ │ │ │ D7<─27┤D7│ │DB7├25───────────────┴────4┤D9│ │ 0V├3───┤ │ ├──┤ ├───┤ ┌─────┐ └──┴──┴───┘ ─┴─ C2│ │ │ │ 0V├7──┘ ─┴─ ┌──> + 5 вольт. ┌─┬─┤├──┘ A4<─9─┤A0│ │+Uп├26─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼──13┐┌──┬──┬───┐R3 █ █ R4 │ │ ├───┤ █ █ █ █ █ █ █ █ ┌─┐└┤D0│DA│Vоп├15─┘ │ A5<─8─┤A1│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┴ 12┤D1│ │ │ ─┴─ R5 ├──┤ │DC0├14─┴─│─│─│─│─│─│─│───11┤D2│ │Rос├16─ ┌───6─■CS│ │DC1├15───┴─│─│─│─│─│─│───10┤D3│ │ │ +5в. │ │+5в│ │ │DC2├16─────┴─│─│─│─│─│────9┤D4│ │ I1├1───┬──────> │ █┌5─■RD│ │DC3├17───────┴─│─│─│─│────8┤D5│ │ │ │ │ └┘ │ │ │DC4├13─────────┴─│─│─│────7┤D6│ │+Uп├14──┘ Общ. │┌─36─■WR│ │DC5├12───────────┴─│─│────6┤D7│ │ I2├2───┬──────> ││ │ │ │DC6├11─────────────┴─│────5┤D8│ │ │ │ ││┌35─┤RS│ │DC7├10───────────────┴────4┤D9│ │ 0V├3───┤ │││ └──┴──┴───┘ └──┴──┴───┘ ─┴─ │││ ┌───┐ D4 _____ D3 ││├─2─■ 1 ├1─────>RESET (K Z-80,26н) │││ └───┘ ││└──────────────>к 35 ножке ВВ55 правого канала (сброс) ││ ┌───┐ D5 ____ │└───3┤ 1 ├1─────>IORQ (K Z-80) │ │ ├2┐ __ │ └───┘ └────>WR (K Z-80) ┌─> + 5 в │ D8.1 │ │ ┌───┐ █ R6 │ Дешифратор каналов: │ ├11┬──┴────────────┐ │___ D6.1 ┌──────6─■ ├10┘ A6 D8.2 │ │CSL ┌───┐ │ │ ├9─┬───> ┌───┐ │ └───6─■ ├4────┘ └───┘ │ │ ├5──┘ ___ │ ├5────┐ ┌─────────────┘ ┌8─■ ├4────> DOS └───┘ │ │ ┌───┐ │ │ ├3──┐ ┌───┐ ├──────1─■ ├─2─────┘ └───┘ │ ┌───3─■ ├1────┘ │ │ ├─3─────┐ D8.3 └─> A3 │ │ ├2──────┘ └───┘ │ ┌───┐ │ └───┘ D7 │ │ ├13───> A2 │ D6.2 └12■ ├2────> A1 │ │ ├1────> A0 │ ___ └───┘ └───────────────>к CSR (6н) ВВ55 правого канала Список радиоэлементов необходимых для сборки SOUND DRIV: R1ЎR4 - 10 kOm. R5,R6 - 1 kOm. Rматрица (или набор резисторов) - 2,2 kOm до 10 kOm. C1,C1';C2,C2'- 1 mkФ. D1,D1'- КР580ВВ55А D2,D2';D3,D3'- КР572ПА1А(Б) D4 - K555ЛН1 (155,1533) D5 - K555ЛЛ1 (155,1533) D6 - K555ЛА3 (155,1533) D7 - K555ЛЕ1 (155,1533) D8 - K555ЛА4 (155,1533) Я привожу схему только одного канала (левого), так как схема и так получилась очень огромной. К тому же второй (правый) ка- нал полностью повторяет левый (кроме дешифратора портов - он один на оба канала). Сигналы правого канала подключаются парал- лельно сигналам левого (D0-D7,A4-A5,сброс,RD>+5в) за исключе- нием сигналов выборки (/CS) и, конечно, аудио выходов. Опубликованная мной схема SOUND DRIVE не является оригиналом схемы новосибирского варианта, а является лишь его полным фун- кциональным аналогом, который собрал и испытал я - L.D.E. SOFT. Единственное, что я видел от схемы драйва - это только дешифра- тор. Поэтому некоторые схемные решения могут несколько отли- чаться, что на работу устройства в целом никак не влияет! Ну, а теперь, что думаю я по поводу данной схемы: Еще совсем давно, как только у меня появились демонструшки из Новосибирска, проигрывающие музоны через ковокс, драйв и бэби, у меня на PENTAGON'e 512 Turbo уже имелся LPT ковокс... Наслушавшись вдоволь музонов и начитавшись бегущих строк, мне захотелось собрать SOUND DRIVE... Схемы у меня, конечно, не было (и нет до сих пор), но было желание послушать четыре канала 8 битной музыки. Писать письмо FLASH'am тоже было в облом, и я ре- шил сам собрать нечто вроде драйва. Долго ковыряя Новосибирские программы, я никак не мог понять: на какие порты там посадили четыре ковокса. Что-то там напоминало порты ВВ55, но не совпада- ло со стандартом (#1F,#3F,#5F). После долгих раздумий я решил повесить три ковокса на свой, стандартно подключенный ВВ55, а оставшийся ковокс оставил на порту #FB (LPT), соединив попарно звуковые выходы ЦАПов. Естес- твенно, пришлось изменить обращение к портам SOUND DRIVE на #1F,#3F,#5F,#FB. Когда же я все-таки узнал, на основе чего сде- лан SOUND DRIVE, я, несомненно, оценил экономность... моего ва- рианта. И Вам я тоже советую: если у Вас в компьютере есть порт К580ВВ55 то вешайте ковоксы на него, а оставшийся канал вешайте либо на LPT (#FB), либо, на крайний случай, соберите аналог LPT интерфейса (только ИР23+дишифратор для #FB). Таким образом, Вы не только сэкономите радиодетали. Вам не придется собирать большую отдельную схему (совет от L.D.E.). На этом я заканчиваю описание пассивных АЦП и ЦАПов, основан- ных на методе последовательного приближения. Возможно скоро вый- дет моя схема активной музыкальной карты, которая не тратит все- го машинного времени Z-80. (C) L.D.E. SOFT Денис 400-0436