Алексей ЗАХАРОВ НОМИНАЦИИ: КОЕ-ЧТО ПО ПОВОДУ Крупная форма В этой категории обнаруживается наибольшее количество удачных произведений. Возможно, это связано с тем, что в условиях рынка более рентабельно издавать романы,а далее,по теории вероятности, если чего-либо много, то и хорошего там больше. "Клинки максаров" Ю.Брайдера и Н.Чадовича - вторая часть их многороманного проекта "Дорога". Первый роман - "Евангелие от Тимофея" - был напечатан в 1993 году в журнале "Фантакрим-МЕГА" и годом позже в нижегородском издательстве "Флокс". Главный ге- рой попадает, пройдя по "дороге" (переходу между параллельными мирами) в мир господ-максаров. Мир, где избранным дозволено все, где все живое подвергается жутким трансформациям во имя прихотей своих хозяев, где любой умертвляется лишь за мысль о причинении вреда своим господам. Очевидно,что если в "Евангелии..." мы наб- людали гротескно искаженную картину монархии, то в "Клинках..." перед нами олигархия. Описания этих форм государственного устро- йства намеренно искажены ради большего эффекта.К сожалению,наря- ду с развитием идей первого романа,развитие получили и его недо- статки. Некоторая торжественность стиля переходит в высокопарную тягомотину, склонность к подробностям... В общем, читать сложно. Дорога уходит вдаль, куда еще она нас приведет? "Заповедник для академиков" Кира Булычева входит в цикл "Река Хронос". Хронологически, по мысли автора,он должен идти под тре- тьим номером (первый роман - "Река Хронос", второй еще не напи- сан). Роман состоит из двух частей: "Как это было" и "Как это могло быть". Действие первой происходит в пансионате под Москвой в 1939 году, где, на фоне дождливых осенних декораций,разыгрыва- ется вечная драма Моцарта и Сальери - Матвея Шавло и профессора Александрийского. Шавло близок к созданию атомной бомбы,он соби- рается этим купить себе процветание при сталинском режиме. Про- фессор близок к закату своей карьеры, и успехи Шавло порождают у него зависть. К тому же,у него есть повод для самооправданий:уг- роза создания бомбы - несомненная опасность для всего человечес- тва. Александрийский,будучи проповедником принципа "не убий",со- вершает-таки убийство. Вторая часть:Шавло остается жив - создает атомную бомбу, что влечет за собой цепь событий,в чем-то напоми- нающих фарс. Объяснений происходящему может быть несколько: во- первых, логично предположить, что на ответвлениях реки Хронос нарушаются привычные нам причинно-следственные связи - например, Гитлер погибает вместе со своей русской любовницей (добавлю, бе- жавшей из ГУЛАГа) во время бомбардировки Варшавы; во-вторых, и мне кажется это более верным, для лучшего коммерческого успеха произведения.Но,к сожалению,то,что хорошо для коммерции,не слиш- ком хорошо для литературы.Первая часть в отдельности (кстати,она даже и выходила перед выпуском полного текста как самостоятель- ное произведение) гораздо приятнее. "Отступник" Н.Дашкова - героическая фэнтези. Мир, созданный Дашковым, очень близок к миру Майкла Муркока, чьи произведения о похождениях Вечного Героя так широко распространены по просторам СНГ. Читается все это с удовольствием, но,к сожалению,не дальше, чем до десятой страницы. Уж лучше Муркока читать, чем его эпиго- нов. "Повелитель марионеток" С.Казменко. Основной темой для твор- чества Казменко является вопрос о влиянии информации на поведе- ние групп и сообществ людей.Роман описывает межзвездную империю, которая,манипулируя информацией,охраняет свои устои. Разумеется, в таком государстве самые важные люди - Офицеры Связи. От лица одного из них и ведется повествование. В детстве он столкнулся с жестокостью государственной машины, а когда вырос,решил ее унич- тожить ее же собственным оружием.Для эксперимента им была избра- на маленькая планета с населением всего в несколько тысяч чело- век. Но как же тяжело осознавать,что за красивыми и точными рас- четами следует гибель людей, не неких неодушевленных единиц, а тех,с кем ты встречался каждый вечер... Но бороться со злом мож- но только используя зло. "Сказки о рыбаках и рыбках" и "Помоги мне в пути" - романы из цикла В.Крапивина "В глубине Великого Кристалла". Пересказывать содержание не имеет смысла в силу его однозначной известности для любого,прочитавшего ранее хотя бы один роман Владислава Пет- ровича. Синеокие мальчики, сумрачные взрослые и добрые герои- Командоры переходят из книги в книгу без каких бы то ни было из- менений. Возможно,в этой изначальной заданности сюжетов и таится секрет популярности повестей Крапивина. "Солдаты Вавилона" А.Лазарчука. Роман соединяет в себе основ- ные ветви творчества автора. После прочтения книги серии "Новая фантастика" и романа "Иное небо" оставалось ощущение недосказан- ности, ощущение того, что нечто важное ускользнуло. "Солдаты..." вобрали в себя все. Сама структура романа, включающая несколько разных сюжетов,лишь в конце сведенных в единое целое,сливающихся в дорогу, по которой маршируют солдаты Вавилона, очень необычна, но это кажется оправданным.Финал романа великолепен.На настоящее время "Солдаты..." - лучшее, что написал Лазарчук. "Сумерки мира" Г.Л.Олди. Это первая действительно удачная героическая фэнтези, написанная на просторах СНГ, и уже поэтому заслуживает пристального внимания. Авторы не стали искать источ- ник вдохновения в чьих-то известных зарубежных романах (как это сделал,например, Н.Дашков ),а создали свой собственный мир. Мир, где Бездне Голодных Глаз могут противостоять только настоящие люди - люди не по биологической сущности,но по деяниям,достойным человека. "Я - не Я" А.Слаповского. Еще одна версия на тему "кому на Руси жить хорошо". Герой получает возможность перемещаться из одного тела в другое, чем с радостью и занимается на протяжении всего романа,становясь то подпольным миллионером,то поп-звездой, то опустившимся алкоголиком. Прочитавший роман может сделать ге- ниальный вывод - "у всех свои проблемы". А в остальном - скучно. "Я - мышиный король" А.Столярова. Взгляды А.Столярова на ли- тературу общеизвестны, и ругать оные считается делом обыкновен- ным. Отрицание взглядов автора переносится, к сожалению,и на его книги.Ругают то за холодность стиля,то за крайние заумствования. Но недаром древние говорили,что каждый найдет то,что ищет. Исто- рия любви, задыхающейся в стылом и мрачном городе лжецов,где ге- рой погибает,а предатель торжествует. Город - кривое зеркало на- шего мира. Роман написан прекрасным языком,что сейчас встречает- ся редко. "Галактический консул" Е.Филенко. К роману есть одна претен- зия - то, что это роман. Автор с непонятной целью объединил ряд хороших повестей в один роман,- но, как известно, в литературе плюс на плюс не всегда дает плюс.Один из отрицательных моментов, например,- практически полное отсутствие второго плана. А по сю- жету герой активно рефлексирует, что-то ищет... Разгадка обещана во второй книге. Будем ждать. "Там, где нас нет" М.Успенского. Этот роман (вернее, первую его часть) я прочитал позднее всех других вещей списка - возмож- но,поэтому впечатление и ярче. Такого у нас еще не писали. М.Ус- пенский давно работает в жанре сатиры. Его произведения "Чугун- ный всадник" или "Дорогой товарищ король", конечно,хорошие вещи, но... Знаете, Аркадий Райкин как-то сказал, что существует смех двух видов: один - злобно-издевательский "хе-хе-хе", а второй открытый и веселый "ха-ха-ха". Так вот если в предыдущих вещах М.Успенский обличал, укорял и т.д.,то теперь автор просто смеет- ся, и получается у него ой как здорово. Средняя форма "Стрелы Перуна с разделяющимися боеголовками" Ю.Брайдера и Н.Чадовича и "Спасатель" В.Моисеева. В обоих повестях вновь зат- рагивается тема конфликта маленького человека и государственной машины. В обоих конфликт завершается в пользу последней. К сожа- лению, уже написаны такие романы, как "Мы" Замятина или "1984" Оруэлла - чем тема практически исчерпана. Возможно,кому-то будут интересны явные параллели "Стрел..." с "Одним днем Ивана Денисо- вича" Солженицына, а кому-то - красивые описания природы Севера в "Спасателе". В остальном же - увы... "Калигари" Ю.Буйды. Еще одна история о приключениях великого сыщика Шерлок Холмса. Теперь это "Шерлок Холмс и волки-мутанты". Здесь же оказывается и патер Браун и т.д. Все хорошо,но один во- прос: "Зачем?". "Знак Дракона" С.Казменко. Несомненно, лучшее из опубликован- ного автором. Над условно-средневековым городом нависает Знак Дракона, предрекающий скорую гибель городу,- если не найдется храбрец,который выйдет на бой;отказавшийся же от этого права по- теряет душу. Перед нами проходит череда горожан - богатых и бед- ных,умных и дураков,храбрых и трусливых. Они делают выбор.Что ж, каждому будет дано по вере его... "Поселок кентавров" А.Кима. Основной тезис повести: все наси- лие,войны и т.д.- происходят от подавленной сексуальности. Мысль хорошая - правда, не новая, но зачем было писать большую повесть с подробным перечислением кто, кого, куда и чем... Непонятно. "Сегодня, мама!" С.Лукьяненко и Ю.Буркина. Оба автора хорошо знакомы любителям фантастики самостоятельными публикациями, эта повесть - их первая совместная работа. Повесть получилась в меру веселой, в меру умной, - в общем, хорошей. Но есть одно "но"... Повесть будет понятна только тем, кто хоть немного разбирается в реалиях фэндома.Такое ощущение,что повесть написана "для своих", а в свет выпущена на авось. "Страх" и "Войти в образ" Г.Л.Олди. Повести входят в тот же цикл, что и роман "Сумерки мира". К сожалению, на мой взгляд,ро- ман - их лучшая вещь: обе повести страдают повторами, а ощущение необычности мира уже притупилось. Хотя,из того,что пишут в жанре серьезной фэнтези у нас, это - лучшее. "Сон войны" А.Рубана. Одно из самых неудачных произведений в номинациях. Помнится, роман этого автора "Феакийские корабли" (пусть в урезанном виде опубликованный в "Фантакрим-МЕГЕ") прои- звел прекрасное впечатление нетрадиционной разработкой темы, ри- тмом повествования.О "Сне войны" можно сказать,что от достоинств "Кораблей" здесь остался лишь ритм. Трудно понять, для чего все писалось.Попали пассажиры поезда в параллельный мир - мир войны. Все воюют, пассажирам неудобно. Но герои открывают секрет - мож- но, оказывается преодолеть границы между мирами, находясь в сос- тоянии тяжелого опьянения.Героически выдержав трудности похмель- ного синдрома, они возвращаются домой. Здорово... "Дорогой товарищ король" М.Успенского. Если роман "Там, где нас нет" - это новое слово в творчестве М.Успенского, да и в са- тирической фантастике вообще, то "Дорогой товарищ король", увы, слово старое. Юмор вымученный, а ситуация,по-моему,гораздо лучше описана в "Евангелии от Тимофея" Ю.Брайдера и Н.Чадовича. "Ночь навсегда" А.Щеголева. Симпатичный триллер - но не бо- лее. Действие развивается - интересно;закончилось - увы. Абсолю- тно ничего не запоминается. Малая форма "Человек человеку - Лазарь" А.Етоева. Право же,от этого авто- ра стоило ожидать большего. Обычная насыщенность его произведе- ний философскими и морально-этическими проблемами в данном конк- ретном случае была заменена бойким сюжетом со множеством трупов. Что ж, для своего жанра очень неплохо, но... "До четырнадцатого колена" С.Казменко. Вновь и вновь С.Казме- нко пытается понять: что заставляет хороших людей резко изменять свои взгляды, получив власть? Почему вся их философия начинает сводиться к изречению одного из Людовиков - "после нас - хоть потоп"? Главный герой выбирает свой, страшный путь разрешения проблемы, но, как известно: "Свет - левая рука тьмы"... "Пусть увядают сто цветов" А.Лежнева. Рассказ опубликован в рубрике "Дебют" - и это объясняет все:некоторую вторичность сти- ля, главные герои производят впечатление старых знакомых и т. д. Впрочем,рассказ читается легко,а для дебюта это уже хорошо.Будем ждать следующих публикаций. "Фугу в мундире" С.Лукьяненко. Сюжет рассказа таков: какой-то юморист вставил в бюллетень референдума вопрос: "Хотели бы Вы присоединения России к Японии?" Разумеется,народ ответил "да". И свалились на голову бедным японцам полтораста миллионов Homo Soveticus. Можно читать наизусть танки,а не петь похабные часту- шки.Можно носить кимоно,а не джинсы.Можно есть фугу,а не картош- ку в мундире. Но - увы-увы - здесь русским духом пахнет.И делает себе харакири ничего не понимающий японец,привыкший держать сло- во, а русские... что русские? Халява жива... "Суббота надежд" Е.Маевского. Всегда приятно открыть для себя нового автора - тем более, таким рассказом как "Суббота надежд". Несомненно,главный претендент на получение премии. Пересказывать содержание, право, не стоит: это надо читать,причем чем раньше - тем лучше. "Псы и убийцы" Г.Панченко. Боевик с философским подтекстом. Вечное перемывание косточек теме "дружба собаки сильнее, чем лю- бовь человека". Возможно, спорить не буду. Рассказ прочитывается на одном дыхании,но,к сожалению, потом как-то трудно вспомнить - о чем же там шла речь. "Иван Кублаханов" В.Пелевина. Автор,как метеор, взлетевший на Олимп отечественной фантастики, в последнее время несколько сба- вил обороты. Меня не оставляет впечатление, что В.Пелевин неско- лько тяготится ролью "сверхновой". К тому же, тема большинства его прошлых произведений - советская или постсоветская действи- тельность - утратила свежесть.Теперь В.Пелевин пишет просто сюр. Сюр как сюр, что о нем еще скажешь? Мне не нравится. "Зомбификация" В.Пелевина. Рассуждения о культе вуду, из ко- его выводятся основы советской власти. Очень смешно,но уже очень надоело постоянное издевательство над павшим львом. Действитель- но, наша жизнь настолько бредова, что идея всеобщей зомбификации вполне проходит, а в остальном увы, увы, увы... "Мыс дохлой собаки" А.Саломатов. Сюр на темы советской дейст- вительности. Более сказать нечего. "День игры" А.Силецкого. Коротенький рассказ с ясно выражен- ной главной мыслью: "в войну играть нехорошо!!!" Где-то это уже звучало, не правда ли? "Войти в реку" Л.Вершинина. Изящный перепев всемирно извест- ной истории о Вечном Жиде. Только главный герой осужден на ски- тания не за какие-то грехи, а по собственной воле. "Плодовик" В.Вольфа. Знаете, в шестидесятые годы очень были популярны рассказы с ударной концовкой (например, большинство произведений Р.Шекли ). В большинстве случаев они развивались по схеме: "а вот еще был случай" - и т. д. Сейчас попытки написать подобный рассказ выглядят смешными - тем более,если автор просто повторяет сюжет с длинной бородой