************************* БАРОМЕТР *************************** РЕЦЕНЗИИ С.БЕРЕЖНОГО: ---------------------------------------------------------------- Сергей Казменко. ЗНАК ДРАКОНА: Повести и рассказы./ СПб: АОЗТ "ЛитерА", ИЧП "Интерпресссервис", 1993.- 448 с., ил. ---------------------------------------------------------------- Книгу эту предполагалось выпустить в 1992 году. Вышла она то- лько летом 1994-го. А вошедшие в этот сборник произведения напи- саны были гораздо раньше... Четыре повести. Два рассказа. ...Есть на земном шаре страны, которые обречены. Посланные туда международные миссии пытаются бороться с эпидемиями, тщатся прекратить междоусобицы,спасают хотя бы детей - потому что чело- век не может иначе. И над всем этим дамокловым мечом висит прок- лятие обречённости.Можно спасти лишь мизерную часть тех, кто мог бы жить - жить,если бы два (три,четыре...) десятилетия назад те, кто принимал тогда судьбоносные решения,думали о будущем. За эти десятилетия страна помпезно разграблена (или исподтишка разворо- вана), народ привык автоматически (или сознательно) следовать очередной "генеральной линии", а будущего просто не стало. И тех,кто приходит спасать страну, встречают автоматными очередями - встречают те, кого пришли спасать... Действие рассказа "До четырнадцатого колена" разворачивается в такой стране-зомби. Это не государство,это его смердящий труп, гангренозное обнажённое мясо.А трупы нужно зарывать,- иначе пло- хо придётся живым. И через взломанные границы идут колонны тан- ков,бронетранспортеров,санитарных машин,фургонов с консервами... Это не война. Это похоронная процессия... Это солнце, безнадёжно восходящее над отравленной землей, солнце, на скорбном лике которого начертано: "Цель оправдывает средства". ...Власть не применяет понятия "истина" и "ложь". Власть про- сто оперирует информацией - точно так же, как она оперирует вой- сками и налогами.К инструменту нельзя подходить с меркой "этично - не этично". Этичен ли топор - один и тот же в руках толстовс- кого отца Сергия и в руках Родиона Раскольникова? Монополия на информацию - единственный инструмент, который должен быть запрещён, отвергнут и проклят. Оружие это эффектив- нее и страшнее атомной бомбы. Кому бы не принадлежала эта моно- полия, само её существование ведет к катастрофе. "Повелитель марионеток" - так называется одна из повестей сборника. Грандиозная космическая империя владеет монополией на связь между тысячами планет. На каждой из планет установлена од- на Станция Связи,которую обслуживает один Офицер Связи, человек, обученный оперировать информацией в интересах государства. "По- велитель марионеток" - это повесть о том, как один из Офицеров взялся оперировать информацией с совершенно другими целями...Это повесть о человеке, который стал вершителем судеб, демиургом, о человеке,в руках которого правда и ложь,люди и планеты спекались в сухие и холодные комья - безжизненные, как данные о содержании солей свинца в горной породе. Это повесть о человеке, который взялся творить историю и сотворил её до конца. А ещё в этом сборнике есть великолепная повесть "Знак Драко- на" - философская негероическая фэнтези. Причем "негероическая" принципиально.Город,которому предречена скорая гибель,может быть спасён - если хотя бы один его житель возьмет на себя бремя его спасения. Найдись такой,и ему будет дана сила противостоять Дра- кону. Нужен даже не герой - нужен человек,способный на поступок, который может изменить всю его жизнь... Но таких нет в городе. Чиновник и нищий, купец и солдат, ученый и палач, кузнец и мэр - десятки жизней, не способных вырваться из накатанной ими же са- мими колеи - каждый из своей - даже перед лицом смерти... На шмуцтитуле этой книги есть портрет Сергея Казменко. Та же самая фотография, что в феврале девяносто первого года висела в фойе Дома творчества кинематографистов в Репино,когда там прохо- дил очередной "Интерпресскон". Только тот снимок пересекала тра- урная лента... ---------------------------------------------------------------- Борис ШТЕРН. Сказки Змея Горыныча./ Худ. А.Бондаренко.- Киро- воград: ОНУЛ, 1993 (Отечественная фантастика). - ISBN - 320 с., ил.; 35 т.э.; ТП; 84х108/32. ---------------------------------------------------------------- Дождались!!! Наконец-то нашлись люди,догадавшиеся выпустить сборник Бориса Штерна в нормальном переплёте.Все (две) предыдущие его авторские книжки выходили в мягких обложках и на долгую жизнь (в отличие от рассказов Бориса Гедальевича) явно не претендовали. И вот - третий заход. Сборник составили два цикла ("Сказки Змея Горыныча" и "Прик- лючения Бел Амора") и отдельно взятый шедевр "Безумный король". В цикл о Бел Аморе по вполне понятным причинам не вошел рассказ "Досмотр-2", остальные же четыре вещи ("Чья планета?","Досмотр", "Спасать человека" и "Кто там?") в сборниках Штерна уже выходили - как,впрочем,и "Безумный король". Если меня не подводит память, Штерн сделал в большинстве текстов косметические поправки - не кардинальные, но заметные. Рассказам это не повредило. В "Сказки Змея Горыныча" включён знаменитый и очень любимый массами (и мною в том числе) "Горыныч", а также пять вещей, в книгах доселе не появлявшиеся. Именно на этой пятерке и стоит остановиться подробнее. "Кащей Бессмертный - поэт бесов". Прекрасный рассказ-притча о том, как официально признанный бездарным поэт Кащей за талантом ходил. Рассказ написан заметно более тяжелым слогом, чем сходный по подходу к теме "Горыныч" - жаль, конечно, но что поделать: иные времена, иные тексты. В "Горыныче" (1976) даже чернуха пахла черёмухой, в "Кащее" же (1990) нужником благоухает абсолю- тно всё. Возможно, пессимизм Штерна и далее будет возрастать об- ратно пропорционально курсу украинского карбованца - лично я мо- гу об этом только сожалеть. "Иван-Дурак, или Последний из КГБ (из исторических сказок Змея Горыныча)" относится,на мой взгляд,к повестям,которые очень интересно читать и абсолютно неинтересно перечитывать. В повести масса увязок на реалии предпоследнего (августовского) российско- го путча, на чисто фэнские и околофантастические обстоятельства (кто не знает - не поймет) и угрызания известных исторических деятелей (типа Якова Бронштейна). Написано всё по-штерновски блистательно, читается навылет - и не более того. Шикарная форма при содержании, близком к абсолютному нулю. Безусловно, такие вещи тоже нужно публиковать - хотя бы за тем,чтобы у автора впо- следствии не возникло желания написать нечто подобное... А вот "Реквием по Сальери (Из музыкальных опусов Змея Горыны- ча)" меня здорово порадовал. Великолепная, тонкая и очень точная сатира на новое поколение администраторов от искусства,сменивших в руководящих креслах соцреалистических монстров. Как написано! Какие краски! Какая, чёрт побери,музыка!.. И ложка густого дёгтя в финале: снова путч,танки,стрельба,вынос тел. Зачем? Бог весть. Неужели Штерн не нашёл более достойного способа закруглить отли- чно задуманный сюжет? Миниатюрка "Остров Змеиный, или Флот не подведет!" - ещё один один образчик злободневного штерновского юмора. Мишенью его на этот раз послужила страсть военно-морских сил всех стран черно- морского бассейна (и еще США) занимать стратегические рубежи бы- вшего СССР. На мой взгляд, мелковато для Штерна. Хотя, опять же, читается навылет и с большим удовольствием. Рассказик "Туман в десантном ботинке (из лирических сказок Змея Горыныча)" мне просто не понравился. Вымученно и неинтерес- но. И, в отличие от прочих вещей, совершенно без изюма. Честно говоря, меня весьма беспокоит курс, которым дрейфует Штерн: всё больше упор на собственно текст, всё меньше внимания содержанию. Пока что его вывозит то,что собственно текст у него, как правило, выше всяческих похвал,но надолго ли Бориса Гедалье- вича хватит - лепить красивые, но пустые горшки? Не надоест ли через годик-другой? Вспомним: нечто подобное произошло с Алек- сандром Силецким - сначала пошли пустые словесные выкрутасы, по- том и злобная банальщина в "Достойном градоописании" за содержа- ние сошла, а потом?.. Дальнейшее - молчанье. Смотрите, Борис Гедальевич! Вы никогда не шли по чужим путям - не ступите же и на этот ненароком... ---------------------------------------------------------------- Юлий БУРКИН. "Бабочка и Василиск." / Предисл. А. Кубатиева; Худ. С. Алексеев. - Алматы: Экспресс-книга, 1994 (Б-ка журнала <Миры)." - ISBN 5-7239-0003-X. - 416 с., ил.; 5100 э.; ТП; 84х108/32. + Юлий БУРКИН. LP "Vanessa io". / Худ. С. Алексеев. - Запись-1992; выпуск-1994. - R90 01961. ---------------------------------------------------------------- Дебютный сборник томича Юлия Буркина вызывает немедленный ин- терес уже хотя бы тем, что выпущен "един в двух лицах": одно ли- цо - книга повестей,другое - аудиодиск с песнями того же автора, написанными по мотивам или по ассоциации с вошедшими в книгу произведениями. Поразительно уже то,что проект этот удалось воп- лотить в нечто материальное - дело, по нашим временам, неслыхан- ное. Несомненно,обозрение сего книжно-пластиночного "януса" следу- ет начать с книги. В сборник, получивший название "Бабочка и Василиск", вошли повести и рассказы, публиковавшиеся доселе в разнообразных НФ- журналах - "Молодёжь и фантастика" (Днепропетровск), "Парус" и "Фантакрим-MEGA" (Минск), а также в местных и региональных газе- тах и книжных антологиях. Авторская книга Буркина даёт возможно- сть окинуть взглядом весь корпус его самых значительных работ. И надо сказать,что "Буркин в целом" разительно отличается от "Бур- кина в частности". Во-первых, по сборнику ясно видно, что Юлий Буркин пишет ни что иное, как "horror". Фантастику ужасов. Возможно,такое заклю- чение удивит его самого. И - тем не менее. Безусловно, в его по- вестях нет дышащей спорами плесени готики, нет в них и монстров- переростков, самозабвенно топчущих пенсионеров и трудовую интел- лигенцию. Скорее, это хоррор в духе Кинга или Кунца: современные страшные истории, круто замешанные на НФ или фэнтези. Сравнение, как вы понимаете,достаточно условное: Кинг и Кунц пишут бестсел- леры; Буркин же вряд ли рассчитывает на то, что книга принесёт ему большой доход. Его цель предельно традиционна для российской фантастики:осмысление современности,поиски места в нём для чело- века вообще и конкретного человека в частности. При этом следует учесть, что даты написания вошедших в сборник повестей, большей частью, толпятся между 1989 и 1992 годами... следовательно,чита- тель должен быть готов к тому, что Буркин покажется ему несовре- менным. Увы. Итак, приступим к собственно публикациям. "Королева полтергейста" - история девушки, случайно обретшей способность делать себя невидимой для каких-то конкретных людей. Делается это путём телепатического удара по сознанию реципиента - приблизительно так же в "Воспламеняющей взглядом" действовал дар папочки главной героини. Девица-невидимка вляпывается в неп- риятную историю и начинает работать на местную банду.Её предают, она начинает мстить. Мщение сверхчеловека - давняя и хорошо раз- работанная в коммерческой литературе тема. Вторая повесть - "Бабочка и Василиск" - о том, как человек, предавший спасшего его друга, был наказан за предательство и как он это предательство искупил. Страшная сказочка со значительными элементами фэнтези. Весьма и весьма красивая... Нечто одновременно и старое, и новое на нашем небосклоне - повесть "Рок-н-ролл мертв". Чисто "хорроровые" заморочки (ожив- шие трупы-зомби) на современном фоне. Фон: популярная группа тя- жёлого рока дома и на гастролях. Рассказу "Автобиография" вполне соответствует его подзаголо- вок ("Сказочка"). Притчеобразная баллада с сильным сатирическим и философским зарядом. Единственная вещь, заметно выбивающаяся из сборника. Повесть "Командировочка" - социальная фантастика ужасов.Ника- ких мумбо-юмбо - ситуация, в которую попадают герои,страшна сама по себе: их ни за что ни про что сажают за колючую проволоку и стараются как можно беспощаднее притеснять - но без членовреди- тельства.Для чего? Чтобы разозлились как следует и родили каждый по концептуальному прорыву. Повесть "Ёжики в ночи" - еще одна заморочистая вещь, трактую- щая о зарождении и развитии надчеловеческого сознания, осуществ- лённого с помощью машины.Осуществлённое сознание получается,само собой, гнусным и пакостным,что и приводит к ряду детективно-хор- роровых закруток. И последняя повесть - "Вика в электрическом мире". Роль мум- боюмбо здесь играет экстрасенсорика - не банальное ясновидение, которым может похвастаться даже герой "Мёртвой зоны" уже помина- вшегося Кинга. Бур-Кинг изображает в этой вещи профессионала- экстрасенса, способного подселяться в чужие разумы (читали ли вы "Нехорошее место" Кунца?), толковать по душам с иными мирами и создавать своих матрикатов. Талантливый мужик, которого губят непомерные амбиции. Достоинства перечисленных работ Буркина несомненны: он строит достаточно глубокие характеры, умеет при случае пофилософство- вать, любит устраивать своим героям погони со стрельбой и без неё. В таких местах автор обычно увлекается и читать его стано- вится на редкость интересно.Несомненно,он способен писать неста- ндартным языком - к сожалению, заметно это,в основном,в сказочке "Автобиография",- не чужд ему и юмор (оцените,например: "Госуда- рственность должна быть безопасной" - с.193). К сожалению, хватает у Буркина и недостатков. Во-первых,герои его склонны в самом неподходящем месте излагать теории и филосо- фии, а то и рассказывать друг другу (явно имея в виду читателя) свои анкетные данные. Для иллюстрации можете взглянуть на с. 141 или 180 ("Рок-н-ролл мертв"). Такое впечатление, что автор,выпи- сывая всё это, стремится слегка "подумнить" текст. А надо ли? У меня сложилось стойкое мнение, что Буркину просто нужен хороший редактор - не черкать рукописи (Боже упаси!), но отмечать слабые места,дабы автор обратил на них специальное внимание. Вот уж что Буркину не повредит - так это такого рода советы. Кроме художественной прозы,в книге есть авторское послесловие "Как это делалось" - об истории возникновения и воплощения в жизнь идеи авторского комплекта книга-пластинка. Весьма занятное чтение, должен сказать. Завершают сборник тексты песенного альбома Юлия Буркина. Аль- бом называется "Vanessa io" и сделан в духе бард-рока (я не кру- той спец в музыкальных направлениях,но здесь,кажется,не ошибся). Несомненно,предварительное знакомство с книгой поможет слушателю "въехать" в песни. Но на диске есть две композиции, которые хва- тают за душу и сами по себе. Прежде всего,это "Василиск" - очень красивая маршевая баллада,динамичная и запоминающаяся. Несколько хуже "Колокол" - прекрасно сбалансированный философский зонг. Остальные песни более или менее верно иллюстрируют книгу и/или добавляют прозе Буркина своеобразное музыкальное измерение. Что касается пластинки в целом, то мне не очень понравился вокал - мягкий голос вокалиста Владимира Дворникова мало соответствует настроению и стилю песен, я предпочёл бы нечто более весомое. Во многих песнях ("Королева полтергейста", "Рок-малютка-Дженни- ролл") очень к месту был бы могучий драйв - увы, чего нет, того нет... Тем не менее, я очень рад,что Буркину удался его эксперимент. Да послужит его опыт примером для тех, кто пока не решается дви- нуться по его следам! ---------------------------------------------------------------- "Сумерки мира." / Сост. Д.Громов, О.Ладыженский; Худ. А.Пече- нежский.- Харьков: Основа, 1993 (Перекресток; 6). - ISBN 5-1100- 1122-2. - 478 с., ил.; 50 т.э.; ТП; 60х90/16. ---------------------------------------------------------------- Производственные пертурбации издательств приводят к массе не- доразумений. Шестой том харьковской серии "Перекрёсток" появился раньше второго, третьего, четвёртого и пятого. Впрочем, в данном конкретном случае читателю ещё повезло: в этом томе нет вторых и третьих частей эпических циклов - по крайней мере,прямых продол- жений. Впрочем... Открывает антологию заглавный роман Г.Л.Олди (под этим "зару- бежным" псевдонимом работают Д.Громов и О.Ладыженский; маски нынче падают чуть ли не сами - достаточно заглянуть в копирайт "Сумерек мира"). Действие романа происходит, если не ошибаюсь, в том же стилевом пространстве, что и действие повести "Живущий в последний раз", опубликованной в первом томе серии.Мир этот при- крывают те же тучи,что висят над конановской Киммерией - мрачное очарование зарниц над обреченным миром, сталь во взорах всех без исключения персонажей, эпичность, заставляющая авторов забыть о герое-человеке и возлюбить героя-Историю. Хотя, отечественные авторы не были бы таковыми,если бы только этим и ограничивались. Итак, вечный бой с нечистью. В красном углу ринга - Многокра- тные, живущие девять жизней, неутомимые охотники за Перевертыша- ми,злобными оборотнями. В синем углу ринга - Изменчивые, могущие принимать облик зверя,доблестные бойцы с Мертвителями (как чита- тель уже догадался,под этим именем выступают Многократные). Зри- тельный зал заполнен простым народом, который живёт один раз и в зверюг превращаться не умеет. Начало у романа славное. Что ценно - динамика. Пробежка - бой - засада - западня. Дух перевести некогда. Но вот первая глава кончается и начинается литература. Детство, отрочество, юность героев. Первая любовь. Первая кровь. Первые размышления на тему "почему мир устроен ещё хреновее, чем я думал?". На этом вечном вопросе литература кончается и начинается новое мышление. Появ- ляется третья сила - варки, воплощенная не-жизнь. И Многократ- ные, и Изменчивые, столкнувшись с ними,понимают,что драться друг с другом нехорошо, и что гораздо интереснее драться с варками, наносящими,конечно,огромный вред народному хозяйству.Увы,драться с ними не получается - мертвых не прирежешь. Тогда обе команды отправляют делегации к таинственным Отцам, чтобы узнать, каким дустом травят эту заразу... Остановимся: дальнейшее читатель при желании найдет в книге. Здесь же имеет смысл сказать, что авторам удалось создать доста- точно эстетически однородное фэнтези на весьма толстой философс- кой платформе. К сожалению,заданного в первой части романа ритма они не выдержали. Если в начале романа читателю просто некогда думать о том, скучно ему или нет - он вылетает из пролога, как снаряд из гаубицы,- то ближе к концу этот снаряд движется уже по инерции и всё с большим трудом преодолевает сопротивление текс- та. Конечно, здесь нет ничего особенного (этим грешат даже самые лучшие книги),но тут важно,чтобы авторы правильно "прицелились". Увы, Громов и Ладыженский слегка перестарались и снаряд-читатель "падает", заметно не дотянув до слова "Конец". Два рассказа Г.Панченко произвели на меня диаметрально проти- воположные впечатления. "Псы и убийцы" - добротная НФ: средневе- ковый антураж, боевые псы-телепаты,психологические коллизии вок- руг абстрактного гуманизма и исторической необходимости массовой резни. В принципе, коллизия не нова, но написан рассказ очень неплохо. А вот "Птенцы дерева"... Средневековая (?) диктатура, урановая роща, где вручную производят половинки ядерных бомб... Дети-мутанты... Притча на четыре странички, железная,кубическая, правильная по форме, но сравнимая по банальности разве что с тем же железным кубиком. Ну,положишь его на стол. Ну,уронишь на пол. Можешь молотком по нему постучать... Что называется, ни уму, ни сердцу. Роман А.Дашкова "Отступник" - первый в серии. Ну очень похоже на Муркока. Фэнтези в духе "Корумовского цикла", хотя и на поря- док умнее.Да не примет это автор за комплимент: по моему мнению, умнее переводчиков Муркока (оригиналов я, увы, не читал) быть не трудно. Мир, в котором мечется Сенор Холодный Затылок, Незавершённый, напоминает более всего пузырь, болтающийся в мироздании: город и три деревеньки, ограниченные Завесой Мрака. Миров таких, видимо, много. В течение всего романа герой намеревается по ним прогуля- ться, но благоразумно оставляет это развлечение на вторую серию. В первой серии развлечений хватает и так. Герой, например, с чи- сто тактической целью покидает собственное тело и берёт напрокат женское. Он встревает в интриги Великих Магов,Повелителей Башни, вынужден бежать, подвергается репрессиям со стороны обезглавлен- ного им Слуги Башни, встречается с тутошним аналогом Волшебника Блуждающей Башни (мурковка!), и прочая, и прочая. Воображение, с которым всё это описано,делает автору честь. С философией и пси- хологией несколько хуже,но нельзя же бить чечётку сразу на обеих сторонах большого барабана. Надо признать, что цели своей автор добился: мне уже хочется прочитать продолжение. Муркоку это не удалось: вторую трилогию о Коруме я читать не собираюсь (разве что из садистских соображе- ний: говорят, там его, наконец, убивают). Рассказ Лу Мэна (Е.Мановой) "Колодец" трактует о проблеме ко- нтакта. На этот раз речь идет о мире, где человечество медленно вымирает от радиоактивного заражения. Протагонист (любопытной Варваре нос оторвали) лезет в деревенский колодец, попадает в подземелье и встречает разумных существ совершенно нечеловечес- кой расы. Налаживание контакта и последующие события вскрывают глубокую общность социального мышления человека и подземных мон- стров. Рассказ написан легко и читается с интересом. Завершают сборник пять миниатюр Ф. Чешко, которые можно отне- сти, скорее, к жанру ужасов. "Час прошлой веры" и "Перекрёсток" повествуют о воздействии богов древних религий на современного человека. "Проклятый" - историческая зарисовка о временах оприч- нины. "Бестии" произвели на меня довольно тягостное впечатление общей атрофией сюжета (в лесу завелись монстры - ново до отпаде- ния челюсти).Последний рассказ, "Давние сны", посвящён пророчес- ким снам мальчика, которому предстоит погибнуть, защищая Россию от заразы большевизма. По отдельности рассказы Ф. Чешко выглядят достаточно тускло, чтобы вызвать какой-то особый интерес, но в контексте сборника они сильно выигрывают. Странным образом авторы сборника схожи эстетикой мировосприятия. Несмотря на то, что в книгу вошли ну просто оч-чень разные - и по форме, и по содержанию - вещи, сбо- рник воспринимается как плотно сбитый и уравновешенный. Пожалуй, это следует отнести на счет именно общности мировосприятия авто- ров. Имеет смысл говорить даже о появлении "харьковской школы фантастики" - не более, не менее. Конечно, школа эта страдает многими болезнями совковой литературы (в частности, обожает отк- рывать Америки и нести заумную чушь),но объединяет весьма небез- дарных людей, вполне способных справиться с болезнями роста. Чур, чур! Не сглазить бы... ---------------------------------------------------------------- Г.Л. Олди. "Войти в образ": Романы.- Харьков: "Второй блин", 1994. - 352 с., ил.- (Серия "Бенефис", т.1) ---------------------------------------------------------------- За каких-то два года Г.Л.Олди (он же Дмитрий Громов плюс Олег Ладыженский) стал одним из самых издаваемых украинских (то есть, живущих на Украине) авторов. И дело здесь, видимо, не только в том,что этот дуэт сам активно занимается издательской деятельно- стью ("Войти в образ" - третья книга отечественной фантастики на их счету,а сделанных с их участием переводов и литобработок выш- ло на порядок больше), хотя это сильно поспособствовало публика- ции произведений как самого Олди, так и ребят из харьковского литобъединения "Второй блин". Задуманный и частично осуществлён- ный проект серии антологий "Перекрёсток" (вышли первый и шестой тома) ясно дал понять, что в фантастике появилась новая группа сильных авторов. Безусловно,далеко не все члены группы равно та- лантливы (и,следовательно,равно заметны) - и Г.Л.Олди явно стоит среди них особняком. Итак, чем же сумел этот автор так выделиться? Пишет он эпиче- ски-героическое фэнтези,в котором вообще трудно изобрести что-то новое. К его фэнтези вполне клеится ярлык "тёмное" (во всяком случае, оно мрачноватое), что тоже трудно назвать нововведением. То, что романы Олди выстраиваются в цикл (впрочем, часто не по сюжету или общности мира, но общности мировосприятия), конечно, привлекательно для читателя, но и этого сейчас навалом. Сюжет? Как правило, не особенно динамичный. Герой? Местами есть,местами нет. Антураж? Быстро надоедает. Стиль? Цветисто, частенько даже слишком... В целом, проза Олди занимает экологическую нишу где-то посре- дине между безнадёжно коммерческой и безнадёжно интеллектуальной фантастикой, сочетая в равной мере как достоинства, так и недос- татки того и другого. Видимо,именно такая двойственность и прив- лекает читателей,донельзя умученных анацефалами с двуручными ме- чами из американо-английской фэнтези и до крайности этизирован- ными героями отечественных "интеллектуйных" "магических реали- стов". Герои Олди удачно сочетают способность: а - не рефлексировать по поводу каждого прибитого ими противника, и бе - задавать ос- мысленные вопросы. Согласитесь, редкое сочетание. Три романа (по размеру и построению, скорее, повести), соста- вившие рецензируемый сборник, иллюстрируют это достаточно нагля- дно. Все три входят в цикл "Бездна голодных глаз". Действие романа "Страх" разворачивается на очень близком к Земле Отражении в средневековом Городе, где оседают странники чуть ли не со всех континентов и всех времен. Некоторых из них настигает внезапная и необъяснимая смерть. Герой романа, лекарь-итальянец Якоб Гену- эзо, ищет разгадку преступления. Поиски уводят его прочь от го- рода, в заброшенный языческий храм, где лежит на алтаре книга с чистыми страницами - Книга Небытия, в которую каждый человек мо- жет вписать то, что умерло в его душе,добавить пригоршню мрака в Бездну Голодных Глаз - и зачерпнуть из неё полной горстью единс- твенное, что у неё есть - Голод... "Витражи Патриархов" начинаются как чуть ли как science fic- tion: патрульный корабль, на котором летел герой,терпит крушение на неизвестной планете (во весь рост - тень Максима Ростиславс- кого). Единожды упомянутый,этот факт более не всплывает. Авторам это, мягко говоря, по барабану. В созданный ими мир помещён герой, ничего об этом мире не знающий - и какая разница, как он туда попал? Они осознанно создали однозначно искусственную ситу- ацию (у героя, например,никаких проблем с местным языком) - и на этой основе выстраивают все остальное. А остальное - концептуальное фэнтези. В мире "Витражей..." Слово имеет почти неограниченную силу, владение Словом здесь ра- внозначно власти над миром. И магия Слова доступна здесь каждо- му, но настоящую силу обретает она в устах человека, умеющего плести Витражи - создавать то,что в нашем мире называется поэзи- ей... И человек, владеющий поэтическими сокровищами земной куль- туры, оказывается могущественным магом, не способным сознательно применять свою власть... "Войти в образ" - прямое продолжение "Витражей..." Прошло несколько десятилетий. Мир теряет магию Витражей, но - свято ме- сто пусто не бывает, на смену этой магии грядет иная... Какая? Кем она порождена - Бездной Голодных Глаз или человеческим ду- хом? Это зависит только от того,кто выходит на помост. На подмо- стки. На сцену.И - "зачем" выходит...Открывает ли он путь Бездне к душам зрителей - или, напротив,пытается совершить немыслимое - заполнить Бездну этими душами? ---------------------------------------------------------------- Г.Л.Олди. "Дорога": Роман, рассказы.- Харьков: "Второй блин", 1994.- 320 с., ил.- (Серия "Бенефис", т.2) ---------------------------------------------------------------- Прозе Олди свойственны некоторые странности. Скажем, огромное количество прямых и косвенных цитат из классики. Как правило, цитаты привинчены к тексту достаточно плотно, но с таким расчё- том,чтобы "слышащий да услышал". Попадается вдруг эдакое... "Мне скучно, бес..." Пишу на полях: "А. С. Пушкин". "...зелень лавра, доходящая до дрожи..." На полях: "И. Бродский". Заметно это было и в других книгах серии, но в "Дороге" это стало для читателей проклятием. Другой странностью романов Олди являются вставные номера. В "Дороге" их на два порядка больше, чем нужно. Такое впечатление, что авторы сделали этот роман кладбищем своих ранних несерийных рассказов.Рассказы выстроены таким образом,что создают видимость пунктирно намеченного "надсюжета" - процесса образования на на- шей планете Некросферы. Впечатления вся эта шаткая конструкция на меня не произвела. Отдельные рассказы,впрочем,хороши - именно как отдельные рассказы. Прочие блоки, из которых собран роман, смотрятся не менее эк- лектично, хотя и написаны специально для него. Эпизод с историей бессмертного Марцелла из Согда хорош, но в более поздних "Сумер- ках мира" отрывок из него смотрелся куда как более к месту. Кстати, в "Сумерках мира" огромное количество отсылок к описан- ным в "Дороге" событиям и реалиям - и у читателя не возникает абсолютно никакого желания узнать, кто же такие упомянутые "Пор- ченные Жрецы" и что общего у Пустотников с Некросферой. Захваты- вает сам роман. "Дорога" же в этом контексте смотрится как ком- ментарии к "Сумеркам мира", - комментарии, в которых читатель, в общем-то, не нуждается. (Сразу следует отметить, что сам я прочитал сначала именно "Сумерки мира", а уже после - "Дорогу". Случись наоборот, я, скорее всего, написал бы здесь,что "Сумерки..." - неожиданно си- льное продолжение очевидно слабого романа...) Впрочем, одну коллизию "Дорога" мне все-таки прояснила. Читая "Сумерки...", я никак не мог взять в толк, какого чёрта авторы вставили в текст такое количество аллюзий (Марцелл, Согд, Даймон - всё это из истории и культуры нашего мира), почему бессмертный цитирует русские былины и вспоминает подвиги Геракла и так да- лее.В "Дороге" связь мира "Сумерек" и нашего мира выволакивается на свет божий и предъявляется читателю. И оказывается, что всё это менее интересно, чем... чем то, что читатель ожидал. Пожалуй, самый большой интерес во всем романе представляет очень красивый и вполне эстетически завершенный фрагмент о Зале Ржавой Подписи. Это то, ради чего "Дорогу" стоит читать. Рекоме- ндую. На чём позвольте откланяться. ---------------------------------------------------------------- Александр БОРЯНСКИЙ. "Змея, кусающая свой хвост." / Худ. А. Близнюк.- Кировоград: ОНУЛ, 1993 (Отечественная фантастика).- ISBN 5-7707-1727-0. - 320 с., ил.; 35 т.э.; ТП; 84х108/32. ---------------------------------------------------------------- Дебютный сборник одесского автора Александра Борянского сос- тавили три повести, две из которых являются фантастическими (в той или иной степени), третья же фантастической не является ни с какого боку, а является, наоборот, эротикой средней крутизны. Начнём, естественно, с эротики. Повесть "Теннис в недавнем прошлом" рассказывает о чувствен- ных удовольствиях, которым предавались в 1979 году дочка второго секретаря обкома и сын проректора интститута.Написано всё это со вкусом,со знанием дела и не без психологических тонкостей. Читал я повесть с удовольствием (чувственным). Не будучи близко знаком ни с одним шедевром мировой эротической литературы (на мой взгляд, хорошая фантастика интереснее,а реальный секс даёт боль- шее удовлетворение),я не берусь определить для повести Борянско- го достойное место среди "Эммануэлей" и "Машин любви". Я её про- сто рекомендую вниманию читателей обоих полов - не разочаруе- тесь. Нуте-с, а теперь перейдем непосредственно к фантастике. Заглавная повесть сборника посвящена...м-м-м...восточным еди- ноборствам. Главный герой (рядовой такой студент без особенных комплексов) вдруг узнаёт, что он, возможно, новое земное вопло- щение величайшего мастера кунг-фу, погибшего триста лет назад при таинственных обстоятельствах. Мастер этот обитал в сокрытой от внешнего мира части Тибета (см. "Шамбала" ), где процветала всяческая восточная философия совместно с боевыми искусствами (какая же без них, в самом деле, может быть философия). После исчезновения Мастера в Шамбале царят разброд и шатание. Герою предстоит "вспомнить" свои прежние навыки и вернуть таинственной стране спокойствие духа. Повесть местами сильно напоминает фильмы о ниндзя, хотя Боря- нский всеми силами уклоняется от чёрно-белой логики карате-филь- мов (очень хороший парень против очень плохого) - все-таки, на уровне "янь-ин" философию Востока он знает. Получается это у не- го средне. Чувствуется, что герою проще даётся тоби-маваши, чем созерцание гармонии сфер. Кстати,для приведения Шамбалы к исход- ному умиротворенному состоянию тоби-маваши оказывается гораздо более эффективным средством, нежели всяческие созерцания. Если смотреть на эту повесть как на несложный боевик, то она заслуживает оценки "нич-чо". При прочих способах осмотра до та- ких высот восприятия подняться трудно. Зато следующая повесть,которая называется "Ещё раз потерянный рай", сделана в совершенно другом ключе. Неведомая катастрофа уничтожает большую часть человечества. Главный герой переживает холокост в подземном бункере, где он на многие годы вперёд обеспечен пищей телесной и духовной. Там, в бункере,он и вырастает во вполне интеллигентного хранителя поги- бшей культуры. Сюжет повести постепенно ускоряется - длиннющая статичная экспозиция переходит постепенно в динамичный приключе- нческий финал, впрочем,всё это весьма органично,к месту и в пол- ной гармонии с философией вещи. По ходу дела герой пишет рассказ - совершенную по замыслу и исполнению психологическую притчу, прекрасно вписывающуюся в повесть, но великолепно смотрящуюся и вне её контекста. Пожалуй, именно этот рассказ я назвал бы самым удачным произведением сборника. Сборник в целом выглядит достаточно небанально, и я искренне рад, что в русскоязычной литературе появился ещё один дебютант, достойный заинтересованного внимания читателей