■·······················[ pc life! ]·························■ (с) Юлия ЖУКОВСКАЯ, Анна ДОБРЮХА. 'Комсомолькая правда' 7 февраля 2002 г. Веселится ребятня: на компьютере - резня! 'Комсомолка' провела психологическую экспертизу нескольких популярных компьютерных игр Конечно, было бы глупо бороться с любовью подростков к компьютерным играм. Не спорим, это увлекательно и иногда полезно. Но есть среди игр такие, что волосы встают дыбом! В них-то мы и решили поиграть. По совету продвинутых тинейджеров купили самые ходовые. И попросили Станислава Солоненко, психолога детской клинической больницы # 38 г. Москвы, дать им оценку. Бежит Алиса с тесаком... Ужастик под названием 'Алиса' я запомню на всю жизнь. Жуткий хохот. На кровати, прижав мехового зайца, сидит девочка с глазами-блюдцами. Темнота. Крики: 'Алиса! Спасайся!' И девочка летит в пропасть. Только встала на ноги, как мы ее, бедную, нечаянно утопили в кипящем озере! Алиса захлебывалась, судорожно вздыхала, а потом всплыла кверху попой. Жалко было до слез. Наконец мы заставили ее перепрыгнуть через кипяток. И тут началось самое интересное. В руке девочки вдруг оказался... огромный кухонный нож! И стала она им наотмашь резать солдат! Потом в монстра превратилась с клешнями. И все это во имя освобождения народа от ига Королевы Червей! Мнение эксперта: - Игра построена на слабостях наших детей. Алиса - это они. Ее глаза расширены от страха, она грубит, чтобы скрыть неуверенность в себе. А борется с рабством (самоутверждается) с помощью насилия. Эта игра понравится любому подростку и каждому будет вредна. У одних усилит тревожность, у других - замкнутость, у третьих - агрессивность. Залило кровью весь экран! Игру 'Quake-3' в народе кличут просто 'квак'. Выходим мы, значит, с экспертом на широкий двор какого-то жуткого замка. Не успели осмотреться, как вдруг нас... убили! И на землю упала недокуренная сигара. После этого нашего героя подстрелили еще три раза. Все на первых секундах игры. Последняя смерть была самой душераздирающей - нашего дядьку разорвало на куски, а его кровью забрызгало весь экран с обратной стороны. Мы дождались, пока она стечет, и решили больше не брать греха на душу. Мнение эксперта: - Сцены насилия могут расшатать психику ребенка. А тут вся игра построена на убийстве, на смаковании смерти. После таких стрессов бессонница обеспечена. Кроме того, от игры возникает чувство безнадежности - убийца неуловим, поражение неизбежно. А у ребенка обязательно должен быть шанс в игре. Вас придушит зомби! В игре Diablo-2 (а по-русски - 'Дьявол') в качестве своего героя мы выбрали Варвара. Он свирепо взвыл, наточил секиру и потопал смешным лилипутиком по каким-то темным закоулкам - с мертвяками биться, город от дьявола спасать. Много нечисти секирой порубил... Когда притомился, мы подкрепили его силы магическим эликсиром. Мнение эксперта: - Детям предлагают зло побороть злом. В этой игре очень сомнительная нравственная основа. Разделайся с тем, кто тебе неприятен и враждебен. Насилие - самый простой и радикальный способ решения проблем! В заигрывании с мистикой тоже есть опасность. Веры в себя мистика ребенку не прибавит. Наоборот, может еще больше развить мнительность и тревожность. А на закуску - гильотина 'Хроники героев' погрузили нас в мультяшное средневековье. Ладненький рыцарь трусит себе на лошадке по сказочной стране. Но за этой идилией скрывается такая драма! Добрый герой должен стать злым, чтобы победить другого хорошего парня, который вот-вот разрушит мир. Наш рыцарь (злыдень поневоле) берет себе в союзники трех гарпий. Бросает их в бой против целого отделения медуз. И гибнет геройской смертью. 'Слава Богу, хоть без крови обошлось!' - вздохнули мы с облегчением. Но не тут-то было! На экране вдруг появилась картинка. Закат. На скамье лежит связанный человек. Над ним навис нож гильотины, Палач в красном колпаке дергает за веревочку... И нож с грохотом падает вниз! Мнение эксперта: - Последняя сцена меня просто убила! Она отнимает будущее, надежду на победу. Заставляет подростка воспринимать свои неудачи и временные поражения как катастрофу. В целом игра менее жестока. Она разнообразнее: надо строить здания, обмениваться товарами, воевать. В ней больше выбора: золото можешь оставить себе или раздать крестьянам. Но в этой игре, к сожалению, невозможно отличить добро от зла. ВИЧ спасет мир! Признаюсь, 'Петька-3' разочаровал меня больше всего. Изготовители большими буквами обещали ЮМОР. Но его там и близко не лежало. Петька-недомерок и Василий Иванович (он же ВИЧ) сидят себе посиживают в Америке и говорят за жизнь. Тут местные ребята приходят с чувихами. 'Мочалки' вдруг на колени к Петьке и Чапаю скок и ну целоваться взасос. А пацанам это почему-то не понравилось. Начали, блин, на наших наезжать. Василий Иванович рассердился: 'Твою мать!' И всех раскидал. А потом его с Петькой машина времени в будущее перенесла. И получили они приказ мир спасать, который по их же вине превратился в полный отстой. На что Василий Иванович философски заметил: 'Швыряет нас судьба, как хочет. А хочет, видать, сильно!' Мнение эксперта: - В подростковом возрасте формируется отношение к противоположному полу. И подобная пошлость может его изуродовать, развить склонность к сексуальному насилию. Эта игра может развить в наших детях неуважение не только к женщине, но и к своей стране, к самим себе. Она создает образ нации разгильдяев, которым только бы пить, по женщинам бегать да морды бить. 'Террористы побеждают!' Игру Counter strike ('Ответный удар') мы не купили, а достали. Говорят, что она еще не получила лицензии. Поэтому продается только из-под полы. 'Удар' можно наносить силами спецназа или террористов - на выбор. Мы с психологом решили примерить на себя роль плохишей. Задача: что-нибудь взорвать и взять заложников. Вот раздается крик: 'Террористы побеждают!' Крошим в капусту двух-трех спецназовцев. Потом берем зеленую бомбу-кирпичик и ... подкладываем. Рвануло! В одном из ангаров натолкнулись на группу малахольных заложников - так бы и стрельнул! Но нельзя. За каждого убитого заложника - штраф. Мы их заперли. И побежали дальше 'мочить' спецназ... Мнение эксперта: - Не игра, а настоящее пособие по терроризму! Она реабилитирует террористов в глазах подростка. Ведь он ставит себя на их место. Воспринимает преступление как норму, обычную работу, способ заработка. Эта игра вовсе не избавляет людей от страха перед терроризмом. А еще больше его усиливает. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА В отделе информатики, электротехники и приборостроения Госстандарта России предупреждают: по нынешнему законодательству компьютерные игры на дисках не подлежат обязательной сертификации! То есть их действие на психику и сознание ребенка органы госконтроля проверять не обязаны. И госстандартов в этой области на сегодня просто не существует. В государственных лабораториях системы Госстандарта можно проверить лишь техническое качество игр. Но это - по желанию производителя (добровольная сертификация) или самого потребителя (за плату!). Правила, по которым работают органы Госсанэпиднадзора, тоже не предусматривают каких-либо гигиенических испытаний программных средств (компьютерных игр в том числе). На страже психического здоровья детей стоит Закон 'О защите прав потребителей', по которому изготовитель отвечает за безопасность своего 'детища' для жизни, здоровья и имущества покупателя. ДОИГРАЛИСЬ В Китае в интернет-кафе скончался от остановки сердца 22-летний парень. Всю ночь напролет он играл в 'Counter strike'. В Тюмени подросток убил своих родителей за то, что они запрещали ему играть в компьютерные игры. --- [wrecker] вот такие дела... так что сидите все на zx и не думайте никуда сваливать! писюк то оказывается полон таких страшных игр! я уж лучше поиграюсь в lode runner'a и оставшись психически здоровым буду спокойно спать.