Опубликованное в ZX-FORMATe описание музыкального редактора под "GS" на этот раз расширено и дополнено. Описано не только управление, но и принципы созда- ния различных эффектов над сэмплами. (c) STS/Volga Soft Документация к RIFF TRACKER'у v 2.9 Чтобы не было недоразумений и непонят- ностей, надо прочитать данный текст от начала до конца. Если все же что-то бу- дет не понятно, то звоните по приведен- ному в самом конце текста телефону. Редактор можно разделить на 3 части. Часть первая. Плавное меню. Что вы увидите на экранах? Вы увидите эдакое месиво, состоящее из кнопок и окошек в верхней части экрана. Как с этим можно управляться ? Очень просто! Клавиши Q,A,О и Р передвигают стрелку в любые стороны. Кнопка SPACE на клавиату- ре означает FIRE. Поддерживаются также KEMPSON MOUSE и KEMPSTON JOYSTICK. Назначения окошек: Самое левое окошко (не беспокойтесь, просто оно находится слева) представляет собой индикатор позиций и паттернов. Окошко с надписью LENGTH индицирует длину музыки в позициях, то есть сколько задействовано позиций. Окно с названием REPEAT указывает на позицию, с которой будет начинаться Му- зыка после проигрывания последней пози- ции. Окно STEP будет описано ниже. Самое длинное окошко введено просто так, оно иногда что-то показывает. Теперь о кнопках на главной менюшке: Кнопки "<" и ">" меняют номер паттерна в текущей позиции, "/" и "/" меняют номер позиции. INS - вставляет в текущую позицию пат- терн DEL - удаляет паттерн из позиции EDIT Данный режим позволяет редактировать ноты модуля. После нажатия кнопки EDIT после некоторой паузы должен появиться курсорчик в строке, выделенной синим цветом. Действующие кнопки данного режима: TRUE VIDEO - листание текста по 16 линий вверх INV. VIDEO - листание текста по 16 линий вниз О - установка 0-ой громкости в данном канале L - стирание ноты ENTER - проигрывание текущей линии вместе с Symbol Shift: Z - стирание текущего паттерна X - стирание всех паттернов М - начало блока (.) N - конец блока (,) C - копирование блока в позицию курсора V - обмен между каналами, использует значение окошка STEP. K - удалить маркировку A - уменьшить STEP S - увеличить STEP I - insert pattern (INS) D - delete pattern (DEL) Q - position down W - position ир R - pattern down Т - pattern ир Y - отмеченный блок опустить на 1 полутон U - отмеченный блок поднять на 1 полутон Е - стереть помеченный блок Р - проиграть текущий паттерн с начала (") Формат музыкального текста такой же как и в Sound Tracker'е. Сначала идёт нота, затем номер инстру- мента ( 00-1F ) , потом эффект (0-F) и аргумент эффекта. Перечень эффектов: 0 - arpeggio XX YY (орнамент, короче говоря) 1 - slide ир XX XX (скольжение тона вверх) 2 - slide down XX XX (скольжение тона вниз) 3 - tone portamento XX XX (переход от одной ноты к другой) 4 - vibrato XX YY 5 - tone portamento + slide volume XX YY 6 - vibrato + volume slide XX YY 7 - tremolo XX YY 8 - ------- не реализовано 9 - set sample offset XX XX (играть сэмпл отступив н-ное количество байт * 2) A - volume slide XX YY (скольжение громкости) В - position jump XX XX (прыг на позицию в модуле) C - volume XX XX (громкость) D - pattern break XX XX * (прервать паттерн и начать следующий) Е - EXTENT EFFECTS (дополнительные эффекты) F - speed XX XX ** (скорость) XX - значение увеличивается XX XX - постоянное значение YY - значение уменьшается * значения вводятся в ДЕСЯТИЧНОЙ систе- ме, в остальных случаях всё в НЕХ. ** От 00 до 1F ставится обычная ско- рость, измеряемая в INT'ах (прерываниях, FRAME'ах).Если будет стоять от 20 до FF, то будет изменятся расстояние между INT' ами ( в General Sound частота прерываний не 50 Пц, а чуть больше ). Тут, похоже, автор несколько ошибается, имея в виду таймер отсчета скорости про- игрывания модуля. Действительно, в Амиге (прародительнице MOD'ов) скорость проиг- рывания завязана с частотой кадровой развертки (то же можно отнести к Спект- румовскому AY8910). В General Sound'e этот таймер эмулируется программно, но, по всей видимости, коэффициент пересчета при формировании опорной частоты 50 Пц был взят не совсем точно. Результат - GS проигрывает музыку чуть-чуть быстрее, чем надо (хотя кто знает, как надо? ведь у Амиги в режимах PAL и NTSC скорость проигрывания модулей совершенно разная, т.к. опорные частоты - 50 и 60 Пц соот- ветственно). A частота INTa в GS здесь совершенно ни при чем - она равна 37500 Пц. - прим. ред. Пример: В-4 12 602 это нота, октава 4,сэмпл #12, vibrato + volume slide, и громкость уменьшается за каждый INT на 2 единицы. В-4 12 650 это нота, октава 4,сэмпл #12, vibrato + volume slide, и громкость увеличивается за каждый INT на 5 единиц. Extent effects: 1 - fine slide ир X (плавное скольжение тона) 2 - fine slide down X 3 - glissando control X (если X=0,то в эффеке tone portamento скольжение будет про- изводиться плавно, по полутонам, а если 1,то скольжение производит- ся по тонам, то есть ступенчато.) 4 - set vibrato wave form X где X принимает значения: 0 - // 1 - || _ _ 2 - / _/ 3 - случайные комбинации или 4,5,6,7, что равнозначно 0,1,2,3, но с установкой зацикленности. 5 - set finetune X 6 - set/jump то loop X (установка на- чала блока и количества повторов проигрывания блока) 7 - set tremolo wave form (см. Е4) 8 - ---- нет эффекта 9 - retryng поте X (сами разберётесь) A - fine volume slide ир X В - fine volume slide down X C - поте cut X (откусить кусок инстумента) D - поте delay X (пауза перед проигрыванием сэмпла) Е - pattern delay X (пауза перед проигрыванием паттерна) X - аргумент Пример D-5 .4 E5X это значит: какая-то нота, пятая октава, инструмент 4, Ext effect 5, аргумент расширенного эффекта X. Часть вторая. DISK OPTIONS -------------- Кнопки LOAD MOD & LOAD SONG загружают либо стандартный мод, либо музыку, напи- санную в RIFF TRACKER'е. Кнопки с SAVE ... делают то же самое, только не загружают, а записывают на диск. D.S. MOD - конвертер модулей из DIGITAL STUDIO. D.S. SONG - конвертер музыки из DIGITAL STUDIO, правда потом надо будет самому подбирать инст- рументы. ABOUT ------- Можете нажимать сколько захотите. Данная опция ничего хорошего не делает. SETUP ------- Тут можно выбрать рабочий дисковод, отключить (включить) мышку или KEMPSTON JOYSTICK. Если KEMPSTON JOYSTICK не хо- чет включаться, то, значит, у вас его нет. Часть третья. SMP. EDIT ----------- Данное меню позволяет загружать, выгру- жать, зацикливать, устанавливать гром- кость и стирать сэмплы, которые будут проигрываться в редактируемой Музыке. LOAD - выдаёт каталог сэмплов. Кнопки Q,A - перемещают курсор по ката- логу. SPACE - загружает сэмпл в буфер. Нижний ряд кнопок проигрывает сэмпл. 1,2,3 - переключение октав Enter - загружает информацию об инстру- менте. Почаще обращайте внимание в правый ниж- ний угол экрана. Там показывается сво- бодная память. CLR - удаляет сэмпл SAVE - выгружает сэмпл REL - перезагрузка всех инструментов Warning!!! Если у вас приключился такой облом: какой-нибудь сэмпл начинает глючить, или вместо него играется какая-то каша, то жмите кнопку REL (RELOAD). Автор редактора - STS of Volga Soft, Санкт-Петербург телефон : (812) 535-30-65 Владимир И вообще... Дошел до меня тут слух что кой-кому не понравился редактор RIFF TRACKER 2.9 Кто-же это тут не доволен так??? Что, есть редактор покруче? A? Я что-то не встречал. Ну так вот, если что не нра- вится, то не надо вылупаться, а надо взять телефон и позвонить автору, ска- зать, что и почему вам не понравилось и оставить свои пожелания к будущей версии редактора. Открою я вам маленький секретик: ВЕДЕТСЯ РАБОТА НАД РЕДАКТОРОМ RIFF TRACKER 4.0 !!! Будет работать с дискетами MS-DOS фор- мата, поддержка форматов 800 кб, 720 кб, 360 кб, только двухсторонние флоповерты и, разумеется, поддержка tR-DOS !!! Звоните и оставляйте свои наилучшие по- желания и идеи к RIFF TRACKER 4.0 !!!