ПРОЛОГ УШИ ГВОЗДЯМИ ПРИ- БИЛИ К ЗАТЫЛКУ Ненаучный обзор Зокололитературного явления Подлинное искусство рождается в массах. Народу всегда была чужда и непонятна "высокая поэзия" Северянина или Пастер- нака, "высокая живопись" Васильева или Шагала, "высокое кино" Такровского. Но люмпены, которых в нашей стране пора- зительное и устрашающее количество , се- годня вовсе непохожи на своего собрата Павла Власова из горьковской "Матери", мирок которого был ограничен бутылкой "горькой",провокационными листовками и токарным станком. Нынешний гегемон куда более цивилизован. Он создает свою, па- раллельную,культуру , которая вызывает улыбку у интеллигента средней руки и ужас у потомственных дворян.Назвать это явление можно по-разному -дворовая,го- родская , блатная культура.Она довольно неплохо разработана современными иссле- дователями - лингвистами за исключением, пожалуй, лишь одного белого пятна - так называемых "детских страшилок". Каждый их слышал , каждый пару-тройку таких стишков знает наизусть. Однако попыток проанализировать и систематизировать этот могучий пласт параллельной литера- туры не было, за исключением робкой за- метки М.Новицкой и небольшой подборки примеров в элитарном и малораспростра- ненном журнале "Слово". Было бы наивно полагать , что страшилки родились действительно в детской среде. Вероятнее всего, дву- и четверостишия - плод стеба некоей богемной тусовки. Они "вырвались в массы" и были этими массами приняты как свое,родное. Дата рождения - середина 70-х, место рождения - Москва и Ленинград, национа- льность - совковая. "Страшилки" - дитя своего времени по стилю, строю и, главное, поп тематике. Это позволяет составить некоторую клас- сификацию этого популярнейшего и извес- тнейшего жанра. Она будет весьма услов- ной, поскольку их практически невозможно четко разграничить. Поэтому предлагаемое деление основано исключительно на вкусе автора. Общее у всех произведений этого жанра - написаны они четырехстопным дактилем. Характерный для советской поэзии - от гимна СССР и Интернационала до "Василия Теркина" - стоп этот особо близок всем послевоенным поколениям. Параллель с ге- роическими произведениями, написанными этим стилем, придает страшилкам особый комизм. Главное действующее лицо,как правило - абстрактный "маленький мальчик" или дру- гие представители подрастающего поколе- ния. 1. Самый примитивный класс упомянутого жанра - бытовые страшилки.С героем про- исходят самые фантастические, но тем не менее, абсолютно правдободобные приклю- чения, которые вполне могли бы иметь место в действительности. Печальный итог похождений "маленького мальчика" вызыва- ет почему-то только улыбку: Маленький мальчик полез на карниз, Но оступился и ринулся вниз. В воздухе сделал арабское сальто. Долго его соскребали с асфальта. "Детскость" бытовым страшилкам часто придает упоминание школы и вполне естес- твенная ненависть к ней, к преподавате- лям, ко всему, связанному с учебным про- цессом: Маленький мальчик веревку нашел. С этой игрушкой он в школу пришел. Долго смеялись вожатый и дети - Лысый директор висит в туалете. Любопытно, что патологическое отвраще- ние к школе часто соседствует с несколь- ко неприязненным отношением к родителям, которым уготованы самые страшные кары: Девочка Маша кинжальчик нашла, С этой игрушкой к отцу подошла. Папа зигзагами в лес убежал - В спине он почуял холодный металл. Маленький мальчик зенитку нашел, Маленькой ручкой на папу навел. Маленькой ножкой нажал на педаль. Остались от папочки х.. да сандаль. Впрочем,предки в долгу тоже не остаются: Дочь попросила у мамы конфетку. Мама сказала: "Сунь пальчик в ро- зетку". Долго дымились девичьи кости. Долго смеялись над шуткою гости. Девочка в поле бритву нашла. "Что это?" - папу спросила она. "Это губная гармошка". Все шире и шире улыбка у крошки. Бабушка внучку из школы ждала, Цианистый калий в ступке толкла. Дедушка бабушку опередил - Внучку гвоздями к забору прибил. Но все же нередко между детьми и взрос- лыми царит полное взаимопонимание: Бабушка внучку очень любила - Спать под подушку мину ложила. Ночью раздались два мощных взрыва - Внучка бабушку тоже любила. 2. Цикл страшилок,связанных с "детски- ми играми", - один из наиболее извест- ных. Впрочем, развлечения подрастающего поколения весьма своеобразны, но доволь- но традиционны для нормальных детей то- талитарного периода нашей истории.Наибо- лее классическое: "Дети в подвале играли в больницу - умер от родов сантехник Си- ницын". Но существует и более расширен- ный схожий вариант: Дети в подвале играли в гестапо - Зверски замучен сантехник Потапов: Уши гвоздями прибили к затылку. Сантехник не выдал,где спрятал бутылку! Между тем,подвал - не единственное мес- то проведения досуга праздных подрост- ков.Все же они предпочитают свежий воздух: Маша и Миша играли на крыше. После двух выстрелов стало потише. Маленький мальчик с горки катался. Маленький мальчик реки не боялся. Но не заметил он проруби в речке... Долго оттаивал трупик у печки. 3. "Cельскохозяйственное" подразделение жанра навеяно,видно,острыми отношениями молодежи с жлобствующими частниками-са- доводами.Характерно, что победа попере- менно оказывается то на одной стороне, то на ей противобортствующей,что породи- ло своеобразный цикл про разноименных сторожей и разные фруктовые культуры: Маленький мальчик на вишню залез, Дед Афанасий достал свой обрез. Выстрел раздался, и мальчик упал. "Сорок девятый", - сторож сказал. Мальчик за сливами в садик полез. Сторож Евсей достал свой обрез. Выстрел раздался, и сторож упал - Мальчика сзади отец прикрывал. В последнем примере часто встречается другое, менее орифинальное, но "более жизненное" на сегодняшний день оконча- ние:"Мальчик свой маузер раньше достал". 4. Действие строительных страшилок про- исходит,разумеется,на стройках и в дру- гих подобных местах: Маленький мальчик по стройке гулял. Мимо трехтонный каток проезжал. Мальчик решил проверить систему - Теперь его можно вешать на стену. Сходные ситуации, нашедшие не менее веселое разрешение: Маленький мальчик по стройке гулял, В бочку с бензином случайно попал. Стал задыхаться и высунул нос, Добренький дядя спичку поднес. Маленький мальчик в песочке играл. Рядом стоял небольшой самосвал - Не было криков, не было стонов - Только ботинки торчат из бетона. Мальчик забрался в бетономешалку. Дядя его не заметил. А жалко... 5. Политические страшилки вызывают у автора чувство телячьего восторга, пере- ходящего в патологический экстаз. Этот весьма немногочисленный класс наибольшей популярностью пользуется не среди стар- ших школьников, как этого следовало бы ожидать,а среди учащихся начальных клас- сов, что, видимо,связано с тем,что имен- но в этот период начинается изучение жизни и деятельности "великих вождей": Феликс Эдмундыч по стройке гулял. Владимир Ильич за ним наблюдал. Звонко об голову звякнуд кирпич - Метко кидает Владимир Ильич! Одновременно с политическим уклоном имеет весьма прямое отношение к школе лаконичное,но красноречивое высказыва- ние: На веревке смотрит вдаль Комсомольский секретарь. Возможно,имеет ленинградское происхож- дение перл о том,как: Дети играли в Сашу Ульянова - Бомбу кидали в машину Романова. Взаимоотношения молодежи с представите- лями тоталитарных властей тоже складыва- лись непросто: Красная площадь, зеленые елки, Маленький мальчик в белой футболке. ЗИЛ-117 промчался, шурша. Нет, не дождутся домой малыша. Маленький мальчик в мячик играл. В черную "Волгу" случайно попал. И в малыша уж летит монтировка. Хороший был мальчик по имени Вовка! Маленький мальчик гранату нашел. И к сельсовету он с ней подошел. Дернул колечко и бросил в окно. Дедушка старый - ему все равно. 6. Сексуальные страшилки - самый миниа- тюрный тематический раздел.Автору извес- тно лишь несколько сравнительно публика- бельных произведения этого цикла: Двое влюбленных лежали во ржи. Рядом комбайн стоял у межи. Тихо завелся, тихо пошел. Кто-то в буханке залупу нашел. Октябренок Палкин Петя Захлебнулся при миньете. И, наверно, наш отряд Исключат из октябрят. Детские шалости не всегда кончаются так безобидно и порой приводят к доволь- но серьезным последствиям: Два мясника на кровавой фанерке Делали шилом аборт пионерке. 7. Раздел милитаристских страшилок име- ет несколько тематических подразделений. Характерно, что в ткань повествования весьма органично вплетаются штампы и ло- зунги,которыми изобиловали газеты сере- дины семидесятых и которые цитировались в пионерских речевках и многочисленных клятвах: Дед Митрофаныч присел на пенек: "Ох, и тяжелый сегодня денек!" Долго летали над лесом штаны... Вот оно, подлое эхо войны!!! Тема Великой отечественной, прилизанная и идеализированнная в официальных лето- писях, предстает в изощренном,но,пожа- луй, несравнимо более реальном свете в альтернативной литературе: Бабка Полина пошла по малину, Босою ногой наступила на мину. Долго мне будут сниться во сне Ее голубые глаза на сосне. К этому разделу относится самое извес- тное, по мнению автора,четверостишие: Девочка Маша гранату нашла. "Что с нею делать?", - спросила она. "Дерни колечко", - ей дядя сказал. Долго над полем бантик летал... Этот сюжет имеет бессчетное число вари- аций, отличающихся только персонажем и конкретной ситуацияей.Достаточно привес- ти только...