(C) 1985, Games Workshop Ltd. (C) 2000, Jam/XPJ TALISMAN And 'tis told that Dark Jam the wizard took the crown of comand and placed it 'pon his head... Games Workshop Ltd... Вам это назва- ние о чем-нибудь говорит? Возникают ассо- циации с Hasbro Bradley Inc. ? Да-да, вы не ошиблись: именно эти две фирмы обога- тили копилку спектрумовской классики иг- рами "Hero Quest" и "Space Crusade". Но, оказывается, и в одиночку "Games Works- hop" выпускали хитовые игрушки. И сегодня речь у нас и пойдет об одной из них, а именно - об игре "Талисман". По жанровой принадлежности игру мож- но отнести к RPG с элементами аркады. Здесь соблюдается тот же принцип, что и в "Hero Quest" : каждый игрок управляет СВОИМ персонажем, что очень здорово, так как можно с удовольствием играть несколь- ким игрокам одновременно. Правда, в "Та- лисмане" нет такой конкурентной борьбы, (а также и взаимовыручки) но дух соперни- чества все же присутствует: победителем, по идее, становится тот, кто первым добу- дет главный артефакт - Венец господства. Однако, чтобы добиться успеха, вам приде- тся преодолеть немало преград, о которых и пойдет речь далее. НАЧАЛЬНОЕ МЕНЮ В первую очередь вам будет предложе- но указать, есть ли новые игроки. Дело в том, что, в принципе, можно включить ре- жим "демо" - компьютер возьмет себе нес- колько игроков сам, и будет сам же управ- лять ими, а вы сможете понаблюдать за его действиями. А если вы все-таки хотите принять активное участие, то жмите "Y". Следующим пунктом идет выбор количе- ства игроков. Просто укажите число от 1 до 4. Затем вас попросят уточнить, кто будет играть за какой персонаж: человек или компьютер. Independent character "Y" - это значит, что данным героем будет уп- равлять ZX-Spectrum. Последний вопрос "Laid back, modera- te, or speedy?" означает просьбу выбрать скорость игры. Скорость влияет только на быстроту движения ваших героев. ПЕРСОНАЖИ Всего персонажей десять. Отличаются они (кроме внешнего вида) количеством пу- нктов маны и физической силы. Да еще, по- жалуй, склонностью к добру или злу. Пер- вые два параметра постоянны, третий дает- ся случайно. Кроме того, амплуа влияет на способность прогрессировать в магическом и военном умении. 1. The Elf (эльф) - сила 3, мана 4. 2. The Priest (священник) - сила 3, мана 4. 3. The Assassin (убийца) - сила 3, мана 3. 4. The Warrior (воин) - сила 5, мана 3. 5. The Thief (вор) - сила 3, мана 4. 6. The Sorceress (колдунья) - сила 3, мана 5. 7. The Wizard (волшебник) - сила 3, мана 5. 8. The Ghoul (упырь) - сила 4, мана 4. 9. The Druid (друид) - сила 3, мана 5. 10. The Troll (тролль) - сила 5, мана 3. В придачу каждый герой получает че- тыре жизни и четыре кошеля с золотом. Кем лучше играть? На самом деле, игру можно пройти любым героем, так что выбирайте, кому какое амплуа более по душе. На что влияют параметры? Дело вот в чем. По ходу игры вам будут встречаться враги, так вот все они делятся на две группы: обычные и магические созданья. Для борьбы с обычными используется сила, а с магическими - мана. Время Игра идет как бы в реалтайме, поэто- му следите за песочными часами: как толь- ко песок закончился, автоматически произ- водится "осмотр" текущей локации и затем передача хода следующему игроку. Игровое пространство Оно разбито на двухмерные локации, перемещаться по которым, однако, можно в четырех направлениях: север, юг, запад и восток. Если подойти к краю локации, и из нее есть несколько "выходов", то вам пре- дложат указать направление. С картой есть некоторая непонятная заморочка: если вы, допустим, пошли на север, а затем попы- таетесь вернуться на юг, то попадете вы, скорее всего, совсем не туда... К счас- тью, игровое пространство не такое объем- ное, и поиграв немного, вы сможете легко ориентироваться на местности. В каждой локации есть некий энкан- тер, даже если он и не отображен графиче- ски. Это может быть зАмок, храм, селение, алтарь, колодец, кладбище и т.д. Жмите "Enter", и вы "осмотрите" энкантер. Но учтите: после этого ход передается даль- ше, и вместо энкантера может выскочить монстр... В локациях могут валяться предметы. Чаще всего при обследовании таких локаций выбегают монстры, и тогда инвентарь дос- тается вам только после победы над ними. Если же все тихо-мирно, то предметы авто- матически становятся вашими сразу после "осмотра" локации. Многие энкантеры "подвязаны" под оп- ределенный тип характера: например, если ваш герой злой, (evil) то при попытке по- молиться в церкви у него вместо того, чтобы добавить жизнь, отнимут ее. С дру- гой стороны, мертвецы на кладбище будут к вам более благосклонны. В процессе игры ваш характер может измениться без вашего желания. К примеру, с неба спустится ангел и обратит вас к добру. Или вылезет из преисподней Мефис- тофель и совратит вас ко греху (злюкой сделает). Магия Магия в "Талисмане" реализована, но как-то, я бы сказал, невразумительно. За- клинания одноразовые, их можно получать, посещая волшебников в городах, деревнях, или еще где. Можно просто случайно найти. Названия имеющихся у вас в наличии закли- наний выводятся буквами, соответственно, применяют их, нажимая на эти клавиши. К сожалению, никаких описаний нет, так что экспериментируйте сами. Советую это де- лать в бою. Инвентарь Ваш герой может иметь при себе ору- жие: меч, щит, панцирь, шлем и пр. Их мо- жно найти, а кое-что и купить. Помимо этого, есть еще набор умений, (а может это и не умения вовсе) отображаемый в графическом виде в менюшке "Параметры". Разумеется, чем их (умений) больше, тем для вас лучше. Бой Битва проходит довольно примитивно. Как только противник приблизился, давите на какую-нибудь клавишу и тарахтите по курсорным кнопкам... В целом игра соответствует основным канонам жанра и довольно проста. Очевид- но, именно поэтому здесь не реализованы Load/Save - самая сильная магия в компью- терных играх. Ну вот, пожалуй, и все. Наслаждай- тесь "Талисманом" и благодарите авторов дисковой версии игры... Напоследок об управляющих клавишах. Их немного: Cursor left, right - перемещение влево/ вправо Enter - исследовать локацию Space - передать ход следующему герою P - переход в меню "Параметры"