(C) Nuts ZX-DOSes and WINDOWSes Некоторый обзор вышеназванного стаффа, произведенный неким Nuts'ом во время жесточайшей СпекоДепрессии. Вот, уже который раз, начинается пе- ремол костей всем тем, кто хотел обьять необьятное и написать свою операционную систему... Здесь не будет написано очередного обзора на тему "Нужен ли IS-DOS" или "Достоинства для CP/M Profi" - данные обзоры уже не раз вызывали множество споров и раздоров на страницах электрон- ной прессы. Нет, сейчас пойдет обзор дру- гих DOSов и OSов которые менее, или, пра- вильнее сказать, ЕЩЕ менее известны ши- рокой публике.... Дело в том, была что мечта создать что-то более удобное для управления, не- жели голый TR-DOS. История начинается с многочисленных и шибко навороченных бу- тов, а затем и командеров, обладающих возможностями запускать внешние загру- жаемые программы. И, с некоторых пор, запускаться ста- ли не только BASICи и MagickИ, но и кодо- вые блоки, а затем и модули в специальном формате. Этот прорыв начался с выпуском версии Jemminy Commander, который при нажатии определенной кнопки загружал и запускал узкоспециализированный файл, на- писанный именно для запуска из этого ко- мандера (и только из него!). Следует заметить, что до этого су- ществовал серьезный комплекс Professional Hacker Tool, который подг- ружал внешние модули для выполнения раз- личных функций программы. К сожалению, неизвестно, получил ли этот пакет широкое распространение и применение, но первый камень был брошен... Кроме того, в Smash Commander v2. 0 by OHG по нажатию заданной клавиши за- пускалась внешняя программа со строго заданным именем. Но лавину начал именно Jemminy Commander, в последующих версиях которого в комплект прилагались дисковый доктор и хелп, запускаемые только из этого ком- мандера. Причем структура этих файлов не была документирована, и автору данного текста неизвестны попытки успешного вскрытия формата этих файлов. Тем не менее, особенность эта заинтересовала командеростоителей. Нап- ример, Consul Commander v3. xx by Phantom Family содержит в комлекте несколько десятков таких подгружаемых модулей. Другой вариант избрал автор Real Commander (Кисляк Павел), который сохра- нялся в заданную страничку, а запускаемые программы имели возможность обнаружить его там и запустить. Таким образом, явно и отчетливо проявлялась нужда в удобной оболочке из, которой запускались бы программы, и вы- ходили в нее по завершении. Но функции операционной системы на этом ведь не кончаются - она должна содержать некото- рые процедуры для работы с файлами, па- мятью и периферийными устройствами. Кроме того, многим хотелось работать с графи- ческим интерфейсом: банально говоря, за- делать винду на Спеке. И вот, когда такие мысли зародились, они должны начинать реализовываться. Воз- можно, многие реализации просто не полу- чили широкого распространения, и нельзя точно сказать, кто же первый сымитировал Windows на Спеке. Но дорогу графическому интерфейсу проложили, пожалуй, известная всем прог- рамма DCU, в коей были реализованы зачат- ки графического интерфейса, ну и, конеч- но, еще более известная Art Studio. Одним из первых BOOT со стрелкой стал BOOT Николая Родионова, хотя были и другие. Многие описанные ниже программы то- же фактически являются boot - с иконками и стрелками. Но содержимое многих из них уже начинает напоминать операционную сис- тему. Главной причиной отделения этих программ от простых boot является именно то, что они используют исполняемые файлы своего формата - без БЕЙСИКовского заг- рузчика, хотя и работают в файловой сис- теме TR-DOS. Одной из самых первых ОС на Спеке (по крайней мере - первых известных ОС) стала Pink Floid Domen OS. В отличие от известной уже тогда IS-DOS со встроенной оболочкой Нортоноподобного типа, эта ОС обладала довольно развитым графическим интерфейсом: Практически это была близкая копия Windows 3. x, поскольку "СВЕРНУТЫЕ" прог- раммы помещались внизу рабочего стола в виде иконки. Несмотря на все глюки, это была очень развитая система: в ней были нача- льные установки при загрузке, стартовое меню: Кроме того, система была многозадачной: хотя и несколько задач не выполнялось па- ралельно, но тем не менее можно было пе- реключаться при помощи уже описанных ико- нок. Самое важное, что в качестве памяти использовалась часть дискеты: организовы- вался так называемый свап-файл. Такое ре- шение позволяло меньше ограничивать в ко- личестве одновременно запускаемых прог- рамм, но очень затормаживало процесс пе- реключения между ними. Самой оригинальной особенностью мож- но назвать наличие так называемого эмуля- тора мыши, предназначенного для управле- ния стрелкой от клавиатуры. Причем была возможность переключения управляющих кла- виш в режим управления стрелкой и в режим ввода текста. Такая же универсальность наблюдалась и при работе с файлами: прозрачно для всего прочего программного обеспечения поддер- живались файловые системы: TR-DOS и MS- DOS и диски этих форматов распознавались автоматически. Среди состава программного обеспече- ния под эту ОС наиболее выделяется "HTML броузер". Причем это был не тот HTML, приме- няемым в ИНТЕРНЕТ, но он также состоял не из управляющих кодов, а из тэгов (тексто- вых команд), что замедляло скорость рабо- ты. Несмотря на довольно большую степень законченности, эта система не смогла стать часто используемой в силу некоторой недружелюбности, неудобства конфигуриро- вания (текстовым редактором) и большого числа глюков, приводящим к перезагрузке системы. Среди других ранних программ также следует вспомнить Micro Windows, заделан- ную Борисом Федотовым под лайблом WELCO- ME CORP. еще в 1996-ом году. Эта система задумывалась как сборник оконных процедур, предназначенных для ис- пользования в подгружаемых программах. Для выбора этих программ предлагается встроенная иконно-стрелочная BOOT-оболоч- ка. Описание всех процедур (сидящих в ни- жней памяти) содержится в прилагаемом хе- лпе - это единственная программа в комп- лекте системы: Очевидно, что невзрачный интерфейс ни у кого интереса в те года не вызвал. Да и не нужен он был в ту эпоху начала расцвета демомейкинга. Скорее, программа прошла незамеченной даже с подробной до- кументацией, оформленной в исполняемую программу. Кроме того, в древние времена ходили слухи о некоей ZX-Windows. Авторы выпус- тили текстовый вьювер FreeReader, где обещали отдать систему людям, насладив- шись "правом первой ночи" (по их собст- венным заверениям). Но, очевидно, этот черно-белый закос под Windows 3. x канул в лету... Тем не менее, bootОстроение на Спектруме активно продолжалось. И уже в конце 1998-го года появилась программа Program Box v2. 0 изготовленная Alex XorОМ и TinkerОМ. Авторами не умалчивался явный закос под WINDOWS - тогда уже 98-ой :) Тем не менее, эта оболочка была нес- колько серьезнее простого boot: она бы- ла настраиваемой, и главное - для нее существовали специальные запускаемые мо- дули (командер, редактор шрифтов) и вся- кие скринсаверЫ. Самое главное - было описано как создавать и использовать на- работки сторонних авторов: было описание и примеры таких программ. Правда, испол- няться они должны были довольно ориги- нальным образом: под видом скринсейверА или запакованных обоев. Следует также отметить красивые ико- нки, прилагающиеся в комплект этого BOO- Tа. Здесь конечно уместны комментарии не- посредственных авторов, а также примеча- ние авторов журнала Adventurer о том, что именно в их чудесном журнале впервые была опубликована эта чудесная программа. И что была она в качестве приложения, а в самом журнале была большая статья, описы- вающая эту программу и подозрительно по- хожая на перепечатку хелпа к данной прог- рамме. И что потом командер от этой прог- раммы был выпущен в отдельном виде. Да потом еще авторы оной же программы начали издавать свое печатное издание, посвящен- ное любимому нашему компьютеру Спектруму, и что берут они за эту газету вполне ра- зумные деньги, в то время, как за вышена- званную программу предполагалось брать цену совсем несуразную, и в баксах, и со- вершенно не соответствующую возможностям данной программы и удобству ее использо- вания. Но я этого лично писать не стал бы:) Так вот, а время шло... И не знаю уж с каких пор, но начала Ascendancy Creative labs. писать свою су- перграфическую операционную систему. Как по обещанным задумкам, так и по графи- ческому оформлению данная система могла стать чем-то для Спектрума. Но реальная ситуация оказалась сов- сем другой: сначала система эта называ- лась Doors, потом - Doors 2000, а дело стояло на месте. Было выпущено несколь- ко демоверсий, а также запущено несколько интригующих слухов. При этом авторская группа постояно меняла электронные адре- са, состав, идеи и задумки. Таким образом, на текущий момент имеется: Две демоверсии с красивой зас- тавкой и один-два малофункциональных примера программ под эту систему, хотя запускаются они почему-то не из основной программы, а как обычный BASIC. Еще раз следует отметить очень кра- сивую графику системы - красивые застав- ки: В одной из демоверсий можно найти только пример из нескольких закладок в одном окне, на каждой из них располагает- ся текст и несколько кнопок: В другой деме можно видеть пример рабочего стола - а точнее пример оболочки под названием: Непосредственно рабочий стол выгля- дит очень красиво, но вот делать на нем почти ничего нельзя - только щелкать по иконкам: В качестве примере предлагается ре- дактор этих самых иконок, полностью не функционабельный. Таким образом, следует отметить вы- дающееся, если не лучшее оформление подо- бной системы, но не ее внутреннюю сущ- ность, хотя, по заверениям авторов, она должна быть похожа на очень сложные и се- рьезные системы. В том же конце того же 1998-го года появилась еще одна виндоподобная система с простым названием ZX-Windows. Автор ее упорно трудился и выпустил версии 1. 1, 1. 2, 1. 3, 1. 4 и (по слухам) 1. 6. Идеология ZX-Windows получилась ве- сьма подходящей для серьезного применения на Спектрум. Система располагается в странице и в процессе распределения памя- ти манипулирует тоже страницами, что обе- спечивает относительную простоту и, глав- ное, стабильнось процессов резервирования памяти. Кроме того, эту систему можно наз- вать полностью законченной: в ней наличе- ствует большое количество программ, адап- тированных под систему, в том числе нес- колько отладчиков и графических редакто- ров. Есть также дисковые утилиты. Таким образом, система является практически полным комплектом средств для написания своих загружаемых программ. Помимо этого, под систему адаптиро- вано и написано некоторое количество игр, причем некоторые из них сохраняют свое состояние при переключении из них в систему, и восстанавливают его - что уже напоминает многозадачность. Среди недостатков следует отметить слабое графическое оформление: хотя общий вид не режет глаз, но по сравнению с оформлением других систем чувствуется явная слабина. Общей чертой этих систем является относительная древность: их начали раз- рабатывать еще в том веке:) Далее речь пойдет о системе, создан- ной как бы на границе двух веков - нес- мотря на то, что разработка ее началась летом 1999, в документации указывается, что причиной ее разработки было отсутст- вие поддержки других систем, в том числе Doors, которая вроде уже 2000. Кроме то- го, система эта задумывалась весьма серьезной, с ориентиром на другие серьез- ные системы. А называется система эта MythOS по имени Myth Corp. - автора данной разра- ботки. К сожалению, эта система прошла как- то незамеченно: начало разработки скрыто в памяти авторов, потом первые версии появились в сетях, а затем от авторов не осталось не слуху, ни духу :( Разработка всей системы похоже ве- лась на ПЦ, поскольку вся документация и примеры засипованны без HOBETTного заго- ловка просто *.DOC, *.TXT, *.ASM. Но повторюсь, система весьма серьезная: применяются концепции т. н. библиотек - причем подразумеваются динамически лин- куемые библиотеки (DLL), исполняемые файлы, консоль и распределение памяти блоками по 256 байт. В комплект системы прилагается нес- колько программ, но общий вывод по дан- ной ОС сделать довольно сложно, особенно тем, у кого нет мыши:) Кроме того, нигде нет координат ав- тора, а посему нет информации по перспек- тивам данной ОС, коли они есть:( Зато автора следующей системы можно найти без проблемм, хотя бы потому что у него есть адрес электронной почты. А система его называеться XDOS. Ну а автора зовут Boh/Image Crew. Как видно из заставки, у этой сис- темы есть даже свой инсталлятор, сделан- ный на уровне мировых стандартов: что за- хотел, то и поставил - ни байта больше. Почему эта система относится к сов- ременным? Хотя она вроде и не графичес- кая. А дело в том, что эта система также использует серьезные идеи, хотя и не все задумки автора были реализованы. Да, сис- тема эта не так проста, несмотря на кома- ндную строку. Самое интересное, что в ней есть и поддержка мыши, и работа с графическим интерфейсом! Хотя программ, использующих эти возможности, НЕТ! Тем не менее, программ под эту сис- тему очень даже хватает. Прямо скажем: под эту систему софта написано и адапти- ровано больше чем под все остальные сис- темы: и не только игры, хотя игр тоже хватает. Есть много различных утилит, свой командер (довольно простой): Все это автор данного обзора узнал путем непосредственного е-мылинга с авто- ром. Последняя версия данной системы - 1. 51, в то время как очень распространенным оказался только базовый комплект версии 1. 41 - выполненный как раз в виде вышео- писанного инсталлятора. Как уже подчеркивалось выше - систе- ма эта не графическая, а консольная, од- нозадачная. По структуре она напоминает старый добрый IS-DOS (MS-DOS) исполь- зуется только 48-я память: внизу ядро, вверху - программа. Странички используют- ся под нужды загружаемых программ и ника- кого менеджмента верхней памяти не пре- дусмотрено. По заверениям автора, система эта хорошо совместима по версиям, но для этого пришлось вводить некоторые ограни- чения. Среди программного обеспечения хоте- лось бы отметить электронные книги с зак- ладками (!); несколько вьюверов, которые могут брать имя просматриваемого файла из командной строки, но могут и файлер свой показать; оригинальный плейер музы- ки, затеянный под консольный вид, но со всякими плагинами: для визуализации и поддержки форматов, причем используются метафайлы, содержащие сам музон (как обьект) и его описание.... Глядя на эту систему, назревает мысль о том, что одному человеку нельзя сразу добиться мощных программных концеп- ций и хорошего графического оформления, а только одного из этих двух. Примером мо- гут служить несколько программ, которые будут описаны ниже. Эти программы как раз делают упор на стрелочках и иконках, в то же время пре- тендуя на название более громкое, нежели простой boot. Наиболее далеко удалиться от boot удалось, пожалуй, программе ZX-Navigator v1. 3, предыдущие версии которой носили название FireStarter. Забабахана сия шту- ка by Lynx/Explos!ve Team. Так вот, прога эта, (особенно в пер- вых изданиях) уже претендует на звание простейшей операционки, под которую можно писать программы. Это лишний раз подчер- кивала поддержка "длинных имен" в первых версиях данной системы. Последняя, прав- да, была признана неудачной самим авто- ром, и в новых версиях ее уже не было. Тем не менее, ядро этой системы со- держит некоторый набор процедур для на- писания программ. Визуально же вся система представ- ляет из себя обычный десктоп с иконками. Самое интересное, что в начальных версияк былка кнопка в стиле "FУСК" с па- нелью задач. Но задача была фактически одна, плюс плайер, плюс скринсейвер. Поэ- тому панель задач была убрана, а систем- ное меню повесили на иконку. Интерфейс этот достаточно удобен в работе: поддерживается мышка, но ее пра- вая кнопка эмулируется "горячей" клави- шей. Другой интересной особенностью было наличие файловой панели с нагружением одновременно функциями по манипулированию и загрузке файлов. В результате этого получилась эдакая комбинация из старой доброй проконсольной панели и графическо- го интерфейса. Впрочем, это было вполне удобное решение. Ныне же файловая панель уменьшилась в размерах и приобрела очертания файлера с возможностью не только загрузки, но и других файловых операций. Этот файлер является стандартным для программ систе- мы, в результате чего программисту не на- до заботиться о загрузке файлов, а вы- полняемая программа сокращается в обье- ме. В результате такого кооперирования часто используемых процедур в ядро систе- мы было написано немало простых, но по- лезных утилит, входящих в состав програм- мы. Среди них есть несколько различных утилит по работе с графикой, текстовый вьювер, резидентный плейер. Самое главное, что в комлект постав- ки входит документация и примеры по написанию программ под эту систему. А вот другие системы, о которых речь пойдет далее, таким описанием не обла- дают. В первую очередь это заметно в применении к VRCP Windows, смастряченную Дмитрием Салтыковым в 2001 году. Главное дело - описание к ней есть, есть даже описание входных точек и т. п., но ни слова нет, зачем эта система ваще писа- лась и что следует ожидать. Общее впечатление об этой системе сложилось достаточно плохое. Курсор мед- ленный и никак не получилось увеличить его скорость. Метод доступа к командам ужасающе неудобен. Сетап не задокументи- рован и запускается корректно только из самой программы :) А запуск этот сам по себе сочетает неудобства тормозной стрел- ки и неудобного выбора команды запуска :) Хотелось бы написать и что-то поло- жительное об этой штуке: все-таки новые начинания надо поддерживать. Приятно, что есть раскрашенный хелп хоть с каким-то содержанием. Но некоторые недостатки этой системы надо сразу искоренять в принципе, пока эта версия 0. 2 не превратилась во что-то более серьезное и неудобное. Ведь даже выбор дисководов (всех четырех - что есть хорошо) всунут в общее командное меню, и бери, пребирай его стрелками ту- да-сюда! Отмечу еще концепцию интерфейса сис- темы - она близка к следующей программе данного обзора. Вот только нельзя назвать полное название этой программы, ни имени ее ав- тора. Исолняемый файл имеет название "SRV2.0.B" и к нему прилагались файл- *.m музон, и два файла вида *.p - нечто интересное, об чем позже. Так вот, эта штука представляет из себя иконочный boot со богатым набором вьюверов. Причем предусмотрен как автоде- тект формата, с применением соответствую- щего вьювера, так и контекстное меню - по ENTER. Уже из-за этих вьюверов прога вызы- вает интерес: там есть и WAV-плейер и PCX-вьювер и даже ДИЗАССЕМБЛЕР!!! Пос- ледний, правда неудобен в управлении, но он есть все-таки! Глюки этой программы можно было бы назвать документированными особенностями, если бы была документация. Но ее нет, и происхождение проги покрыто мраком неиз- вестности. А глюков хватает. Во-первых, запускать прогу нужно в 48к режиме с открытыми страницами, иначе начинает сбрасываться этот самый дизас- семблер. Во-вторых, что-то странное в управ- лении - если щелкнуть на иконке картинки, то она загрузится и покажется на пару прерываний, а потом обратно появятся иконки. А в дизассемблере наоборот: жмешь скролл вверх или вниз (курсорными) и текст быстренько начинает скролиться в указанную сторону. До тех пор, пока не нажать ПРОБЕЛ. В-третьих, если в том же дизассемб- лере вызвать ввод адреса, то выйти из этого ввода довольно затруднительно. Но есть и приятные особенности. Нап- ример, можно выбрать любой из четырех дисководов (что нельзя сделать в не- которых современных прогах). Есть удобный скролбар. Некоторые фишки вообще уникальны. Например, быстрый поиск файла по имени (только я не понял, как он работает). Работа с каталогом на 159-ой дорожке, (переключается маленьким белым треуголь- ником). Можно запускать кодовые файлы, причем указываются адрес загрузки и адрес запуска. В общем, если подправить глюки и добавить хоть капельку документации, то можно с удобством работать. Ну и напоследок - самая перспектив- ная программа: упоминание о ней относи- тельно недавно появилась в сетях, к тому же авторы держат ее в тайне и информацией поделиться не спешили. Тем не менее, тай- ны раскрылись и авторы дали согласие на это описание. А называется эта программа крайне обычно для Спектрумовских виндов: Фор- точки, автором которой значится WARlord из WARgroup. Ныне планируется уже четвер- тая версия, с серьезными наворотами. Демонстрациию интерфейса системы можно посмотреть в программах Fantasy Editor, Earth Shaker Editor тех же авто- ров, а также в непосредственной демонст- рации оболочки, также фигурирующей в се- тях: Как видно на скриншоте, эта система весьма похожа на вышеописанные программы, но по скромному мнению автора, графичес- кое исполнение всяких рамочек и кнопочек в сочетании со шрифтом дает наиболее приятный для глаза эффект, нежели другие системы. Окошки таскаются оригинальным обра- зом, что требует хорошего цветного мони- тора. Да и вся система настолько цветас- тая, что не на всяком мониторе будет смотреться хорошо. Зато это полноцветье очень приятно на качественных мониторах. А вот из недостатков системы, а точ- нее, оболочки (навигатора, командера, експлорера) следует заметить поддержку только двух дисководов, что еще более усугубляет надписи типа "Вставьте диск с командером", "Вставьте диск с програм- мой". Но система эта намерена развиваться, автор ее оповещен о недостатках и полон планов... И совсем немного о не TR-DOS оболоч- ках. Под CP/M для ПРОФИ также существуют "Окошки". Повстречавшийся вариант назы- вался Windows Apr-1993 by Крестьяников А. А. - по заверению самого автора: набор процедур для организации оконного интер- фейса. Именно поэтому комплект данной системы включает в себя немногие прог- раммные файлы и довольно много документа- ции. По некоторым сведениям эта (либо другие подобные) система имела некото- рое распространение на ПРОФИ и под нее написано несколько серьезных программ. Но из таких, несколько обрывочных, сведений трудно составить общую картину. Но все- таки наличие программ от сторонних авто- ров показывает, что именно из-за особен- ностей CP/M подобная оболочка под нее по- лучилась более приемлемой для программи- рования под нее. В результате что хочется сказать: винда на Спеке нужна, чтобы стрелкой иконку ткнуть. Нужна и операционная сис- тема, чтобы к каждой утилитке по 100 байт не навешивать здоровющий файлер. Но люди на Спектруме не привыкли пи- сать под какую-либо СИСТЕМУ, эта са- мостоятельность есть выявление высшей свободы творчества. Поэтому многообразие оболочек сохранится, а уж какие они бу- дут, зависит не только от авторов, но и от заинтересованных программистов...