Info Guide #02
31 октября 1999
  Железо  
  GRM 2 plus  

Pentagon - Проблема плохого звука на Пентагоне 2+ и способ её устранения.


Аппаратное обеспечениеКомпьютерыДоработкиPentagon

               Рубильник.
 AlCo

   Скорее всего, вы замечали,что некоторые
мелодии на вашем компьютере прослушиваются
с далеко не лучшим качеством.Это чаще все-
го проявляется в том,что,например,"пердят"
басовые ноты или "хрустят" ударники.Не ду-
майте плохо на своё "стерео",поскольку оно
ни в чём не виновато.Виноват тот (не будем
говорить, кто), который разводил плату для
"Пентагона 2+".
   В  документации  к микросхеме AY-3-8910
(YM 2149F) указан  диапазон рабочих частот
микросхемы, а именно 1-2 МГц. В  фирменном
компьютере,на плате Cervus Elaphus(которая
вставляется в панельку процессора),а также
во всех схемах подключения AY используется
частота 1,75 МГц.Но в "Пентагоне 2+" на AY
стоит вдвое большая частота - 3.5 МГц.
   Микросхема  выдерживает  такую частоту.
Это вполне понятно - даже в школе нас учи-
ли,что при расчёте надёжности нужно учиты-
вать допуск в два раза. Но:
   Музыкальный эффект,возникающий от этого
- вдвое увеличавается частота всех нот,шу-
мов и огибающих (что соответствует повыше-
нию звука на октаву), причём огибающая "0"
(она же 1,2,3 и 9), используемая для плав-
ного  затухания звука, тоже работает вдвое
быстрее.
   В силу распространённости компьютеров с
этой  схемой  практически половина мелодий
написана под неё.А мы,пользователи обычных
компьютеров, не  в  состоянии  насладиться
красотой этих мелодий.Но,с другой,стороны,
"двушники" тоже  не могут оценить наши ме-
лодии.
   Поэтому я (AlCo) предлагаю  вам  совер-
шенно ламерскую схему переключения частот,
которую может реализовать любой, кто в си-
лах держать паяльник.

1,75 МГц ───── ______ CLC AY8910/22 нога
 3,5 МГц ─────            (AY8912/15 нога)

Всё,что было подведено к CLC ранее,следует
безжалостно отодрать.

   Подключив этот рубильник, вы наконец-то
сможете с наилучшим качеством слушать всё,
что было когда-либо написано под AY.

   Заодно хочется поговорить о других дво-
йных  стандартах, связанных  с музыкальным
интерфейсом. Их два.
   Первый  стандарт связан с микшированием
каналов.Если вы изучали гармонию в музыка-
льном училище, то знаете,что инструменты в
музыке должны иметь определённую громкость
друг  относительно друга, и если эту гром-
кость  изменить, музыкальное  произведение
будет звучать совсем по-другому. Стандарт-
ная схема микширования каналов для подклю-
чения к стерео-усилителю приведена ниже:
              ┬
              █5,1k
           1k █    +
 A ───────███─┼───╫───> УНЧ левого канала
AY8910/4  2k  │
(8912/5)┌─███─┘
 B ─────┤ 2k     10,0
AY8910/3└─███─┐
(8912/4)   1k │    +
 C ───────███─┼───╫───> УНЧ правого канала
AY8910/38     █
(8912/1)      █5,1k
              ┴
   Sound примешивается к обоим каналам че-
рез 4,7k.
   В чём же  здесь двойственность стандар-
та? А в том, что  на некоторых компьютерах
средним каналом является не B,а C. В резу-
льтате, при прослушивании таких мелодий мы
не только не словим стерео,но и не услышим
никакой  гармонии. (Ещё хуже с гармонией у
меня, т.к. у меня вообще mono.)
   Если вам не лень,можете поставить руби-
льник и сюда.

   Второй  стандарт  в достаточной степени
освещался  в разных изданиях (ОБЕРОН в том
числе). Он  заключается в том, что на всех
схемах  подключения AY стоит чересчур пол-
ная дешифрация адреса порта, из-за чего не
работает цифровая музыка во многих демонс-
трашках. Правильная схема ниже:
                         ┌──BC2 AY8910/28
             ┌──┐        │      (8912/19)
A14 ─────────┤& │   +5V ─┼──CS1 AY8910/25
             │  o─┐      │      (8912/17)
 M1 ─────────┤  │ │ ┌──┐ └──Ucc AY8910/40
А15 ───────┐ ╞══╡ └─┤1 │         (8912/3)
      ┌──┐ └─┤& │   │  o────BC1 AY8910/29
 A1 ──┤1 │   │  o─┬─┤  │        (8912/20)
____  │  o───┤  │ │ ╞══╡ ┌──GND AY8910/1
IORQ──┤  │   └──┘ └─┤1 │ ┴       (8912/6)
 __   └──┘          │  o───BDIR AY8910/27
 WR ────────────────┤  │        (8912/18)
                    └──┘ ┌──CS2 AY8910/24
                         ┴
A13 в дешифрации не участвует!
M1 должен быть обязательно!

   Если на вашей схеме уже подведён A13, а
всё переделывать - жалко (и лень),то пода-
йте на неё вместо A13 +5V,или,на худой ко-
нец, A15.

   Напоследок напомню, чтобы вы не перепу-
тали: AY8910(YM2149F) - это такая большая,
с 40 ногами,а AY8912 - наоборот,маленькая,
с 28,и ещё одного порта ввода/вывода у неё
нет.



Другие статьи номера:

Pentagon - Инструкция по переделке Спектрума для использования всей площади экрана.

Игры - Описание игры AFTER SHOCK.

Ассемблер - Краткий урок ассемблера для ламеров (продолжение)

Авторы - Авторы журнала.

Юмор - Отрывки - краткие фразы и афоризмы.

Демопати - Обзор недостатков демок 99-го года.

Будущее Спектрума - О необязательности развития аппаратного обеспечения.

Программы - Текстовый редактор AC Edit v0.32. История версий.

Программирование - Несколько коротких и быстрых процедур: Плавающая стрелка, Турбо-лоадер, Скрин-сейвер RADUGA, Четыре волновых бегущих строчки как у RST7, Печать 16-битных чисел, 128 bytes intro.

Графика - Особенности графики на Спектруме.

Юмор - Правдивая история про день рождения JAKSH'а.

Оболочка - Об оболочке.

Игры - Описание игры I, Ball 2.

Разное - Воспоминания NiKPhE из C0DEX group о своей жизни.

Игры - СМЕРТЬ ЛЮДИШКАМ!!! Прохождение игры Черный Ворон 2 за Кунгов.

TR-DOS - Программирование контроллера дисковода.

Игры - прохождение игры ЧЕРНЫЙ ВОРОН-I. (люди)

Программирование - О мультиколоре вообще и программе MC24 в частности.

Рассказ - История Мела, Hастоящего Программиста.

Звук - Описание генератора сэмплов Sample Mixer v1.5.

О журнале - О грустном будущем журнала.

Письма - Письма в редакцию.

Игры - Чёрный ворон-I. Полезные советы.

Реклама - Реклама и объявления.

Pentagon - Проблема плохого звука на Пентагоне 2+ и способ её устранения.

О журнале - История создания номера.

DIY - Инструкция по сборке DMA Sound Blaster.

Игры - О распространении игр в современных реалиях.

Оболочка - Ошибки в оболочке первого номера.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Железо - полное руководство по наладке Pentagon-2.
Железо - описание схемы подключения 1Mb 30pin SIMM к "Пентагон".
Обмен опытом - доработку для Пентагона кнопки Magic.

В этот день...   23 октября