Born Dead #0E
19 декабря 1999
  Железо  

Iron made in - схема огромного экрана из светодидов для ZX Spectrum.

<b>Iron made in</b> - схема огромного экрана из светодидов для ZX Spectrum.
════════════════════════════════════════════════════════════════
                         Iron made in
════════════════════════════════════════════════════════════════

(c) UnBEL!EVER^XTM
(c) Alk^XTM
                Крупный экран для вашего Спектрума

Раздел, посвящённый железу, впервые появляется в нашем могильном
издании.  Тем  более  удивителен факт того, что начал писать эту
статью  я,  человек,  боящийся  к паяльнику притронуться вообще,
равно  как  и  в  частности. Однако, широкое воспаление сознания
периодически  выдаёт  "на-гора"  так  сказать, проекты, зачастую
связанные  именно  с  аппаратной  частью  компьютера.  Размышляя
однажды  на  тему;  "Какие  же  суки  показывали нам чёрно-белым
спектрум  на  party",  я  набрёл  на очень интересную идею... (В
проработке  этой  идеи  мне  помог  ALK, который дополнил данную
статью схемотехническими решениями, за что ему большое спасибо)

Зачем  использовать  видеопроектор вообще? Ведь больших размеров
изображение   можно  сформировать  и  по-другому.  Нет,  нам  не
понадобится   последняя   модель   телевизора   от   PANASONIC с
диагональю  2  метра  -  слишком  много  стекла - ещё разобьётся
ненароком! Нам нужны.... светодиоды!

А  что?  Представьте  себе  экран,  выполненный  на светодиодных
элементах.  Каждый  пиксель  - один светодиод. Опять же никакого
рентгеновского   излучения   и   прочего   дерьма...  Давайте-ка
рассмотрим это дело поподробнее.

Итак,  светодиод  -  это некий полупроводниковый прибор, который
при  пропускании  через  него  постоянного  электрического  тока
превращается  в  источник  некогерентного  светового  излучения.
Простейшим  примером  светодиода  является  "лампочка"  в  вашем
дисководе  или  блоке  питания.  Значит,  нам  всего-то  с  вами
понадобится  собрать  матрицу  из  светодиодов,  равную размерам
стандартного  спектрумовского экрана, плюс небольшой контроллер,
который  позволит  компьютеру  сразу  формировать изображение на
этой самой матрице.

Спектрумовский  экран  имеет  разрешение  256x192. Для упрощения
задачи  мы  не  будем  учитывать  наличие border'а (хотя об этом
ниже),  да  и  цвета  не  так-то  просто  будет  реализовать - у
классического  светодиода  лишь  два состояния - горит/не горит.
Естественно,  эти  ограничения  можно  преодолеть, но для начала
рассмотрим  вариант  no  border, 2 colors. Ну так вот, 256x192 -
это  49152  элемента  в нашей с вами матрице. Следовательно, это
именно 49152 маленьких светодиодика!

Монтаж  такого  большого  количества  деталей  следует  по  всем
радиотехническим  нормам производить в виде блочной конструкции.
То  есть  следует подобрать некий каркас для группы (лучше всего
8x8 точек) светодиодов, и полностью смонтировать его - закрепить
и  распаять  детали.  Затем  из  таких  готовых  блоков,  как из
кубиков, можно будет построить всю конструкцию.

Однако  не  стоит сразу бросаться в бой! Давайте, памятуя о том,
что   мы   будущие   инженеры,   проведём  технико-экономическое
обоснование  этого проекта, а заодно получим некоторые численные
характеристики будущей конструкции.

Светодиод типа АЛ307БМ:

диаметр          - 0.5 см
вес              - 0.5 гр
мощность         - 0.15 - 0.3 ватт
потребляемый ток - 0.05 - 0.1 ампер
цена             - 0.5 - 0.7 рублей

Таким образом, наша будущая конструкция будет иметь:

ширина    - 1.27 метра
высота    - 0.96 метра
диагональ - 1.6 метра или 63 дюйма
вес       - 49152x0.5 или 24.576 кг
цена      - 24576 - 34406 рублей

И это без учета припоя, проводов и конструкций штатива, которые,
я  надеюсь,  вы  украдёте  где-нибудь  на  работе...  Чувствуете
размах!!!! Это далеко не soundrive спаять!!!!

Кстати,  пусть  вас  сильно  не  смущает  цена...  Вся  прелесть
конструкции  именно  в  том,  что  она блочная! Вы можете купить
энное  количество деталей, собрать на них 1-5 знакомест будущего
экрана и уже наслаждаться результатами... Дальнейшее наращивание
конфигурации  происходит  путём банального upgrade'а - украли 64
новых светодиода - спаяли новое знакоместо! Хотя можно развивать
конструкцию  не  по  знакоместам, а по линиям - то есть собирать
линию  за  линией.  В  таком  случае  я  рекомендую после каждой
собранной  линии экрана следующую пропускать, и сразу переходить
к  другой.  Таким  образом,  затратив вдвое меньше деталей, вы в
определённый  момент получите уже практически готовый экран - но
с элементами черезстрочной развёртки :)

Теперь перейдём к реализации контроллера. Функционально он будет
эмулировать  луч развёртки в кинескопе телевизора. Общеизвестно,
что  экран  (полный) Спектрума составляет 384x320 (либо 384x312)
пикселей.  Поэтому,  схему выборки матрицы будем делать из этого
расчёта  -  опять  же  upgradить  эту схему до поддержки borderа
и цвета будет легче. Для начала соберём вариант ч/б матрицы.

Итак, вот схема базового элемента (БЭ) матрицы 16x16:

elx─────────────────────────────+──+           ac0 ac1 ac2 ac3
                                !  !    155ИД3   !   !   !   !
                             +──+──+─────────────+───+───+───+─+
                             !  W1 W0           A0  A1  A2  A3 !
                             !─────────────────────────────────!
                             !           D0  D1  D2   :  DE  DF!
                             +────────────O───O───O───:───O───O+
                                        c0! c1! c2!   : cE! cF!
         155ЛА2                           !   !   !   :   !   !
         +───+                            !   !   !   :   !   !
pixA─────!1  O────────────+               !   !   !   :   !   !
         +───+            !               !   !   !   :   !   !
         155ИД3           !   155ЛЕ1      !   !   !   :   !   !
        +──────+───+      !   +───+ l0    !   !   !   :   !   !
        !      !   !      +───!1  O───────X───X───X───:───X───X─
        !      !   !      !   !   !       !   !   !   :   !   !
al0─────!A0    !D0 O──────────!   !       !   !   !   :   !   !
al1─────!A1    !   !      !   +───+       !   !   !   :   !   !
al2─────!A2    !   !      !   +───+ l1    !   !   !   :   !   !
al3─────!A3    !   !      +───!1  O───────X───X───X───:───X───X─
        !      !   !      !   !   !       !   !   !   :   !   !
        !      !D1 O──────────!   !       !   !   !   :   !   !
        !      !   !      !   +───+       !   !   !   :   !   !
        !      !   !      !   +───+ l2    !   !   !   :   !   !
        !      !   !      +───!1  O───────X───X───X───:───X───X─
        !      !   !      !   !   !       !   !   !   :   !   !
        !      !D2 O──────────!   !       !   !   !   :   !   !
        !      !   !      !   +───+       !   !   !   :   !   !
        :      :   :      :               :   :   :   :   :   :
        :      :   :      :               :   :   :   :   :   :
        !      !   !      │   +───+ lF    !   !   !   :   !   !
elx──+──!W0    !   !      +───!1  O───────X───X───X───:───X───X─
     !  !      !   !          !   !       !   !   !   :   !   !
     +──!W1    !DF O──────────!   !
        +──────+───+          +───+

Вот это пересечение  -  !  - представляет собой следующее:
                      ──X──
                        !

                        !
                        O───!   vd00..vd255
                        !  ─+─
                        !  /  ──>
                        !  ─+─ ──>
                        !   !
               ─────────+───O────
                        !

Для БЭ потребуется:
 К155ИД3 -  2 шт.
 К155ЛЕ1 -  4 шт.
 АЛ307БМ -  256 шт.
 К155ЛH2 -  1 шт.(на 6 шт. БЭ)

Для  всего  экрана  потребуется  (384/16)*(320/16)  -  всего 480
базовых элементов;
Итак, у БЭ имеются входы строк al0..al3, входы колонок ac0..ac3,
информационный  вход  pixA, входы выборок колонок/строк ecx/elx.
Подавая  на  входы al/ac номера колонок/строк, при этом подав на
входы  ecx/elx лшгический 0, а на вход pixA логическую единицу -
мы увидим соответствующий светодиод горящим.

Рассмотрим теперь схему менеджера колонок базовых элементов:

FPIX
───────+
       !                    HS
 +────────+                 !
 !     !  !  155ИЕ5         !
 !  +──+──+─────────────────+──+
 !  !  C0 C1                   !
 !  !──────────────────────────!
 !  !               1  2  4  8 !
 !  +───────────────+──+──+──+─+
 !                  !  !  !  !
 ───────────────────+  !  !  !
                    !  !  !  !               ко входам ac0..ac3
                    +──+──+──+─────────────> базовых  элементов
 +────────+                  !   +──────+
 !     +──!──────────────────+   ! +────!──+               HS
 !     !  !  155ИЕ5         HS   ! !    !  !  155ИЕ5       !
 !  +──+──+─────────────────+──+ ! ! +──+──+───────────────+──+
 !  !  C0 C1                   ! ! ! !  C0 C1                 !
 !  !──────────────────────────! ! ! !────────────────────────!
 !  !               1  2  4  8 ! ! ! !   СТ2       1  2  4    !
 !  +───────────────+──+──+──+─+ ! ! +─────────────+──+──+──+─+
 !                  !  !  !  !   ! !               !  !  !
 +──────────────────+  !  !  +───+ +───────────────+  !  !
                    !  !  !  !                     !  !  !
                    !  !  !  !   ЛH1    +────+     !  !  !
                    !  !  !  !  +───+   !   1+─────+  !  !
       ─────────────!──!──!──!──O  1+─+─O    +────────+  !
       !            !  !  !  !  +───+ ! !    +───────────+
       !            !  !  !  !        ! +────+
       !            !  !  !  !        !
       !            !  !  !  !        !
       !            +──+──+──+─────────────────────+──+──+──+
       !            !  !  !  !        !            !  !  !  !
       +──+         !  !  !  !        +──+         !  !  !  !
       !  ! 155ИД3  !  !  !  !        !  ! 155ИД3  !  !  !  !
    +──+──+─────────+──+──+──+─+   +──+──+─────────+──+──+──+─+
    !  W1 W0       A0 A1 A2 A3 !   !  W1 W0       A0 A1 A2 A3 !
    !──────────────────────────!   !──────────────────────────!
    !            D0   :   D15  !   !            D0   :   D7   !
    +─────────────O───:────O───+   +─────────────O───:────O───+
               ec0!   :ec15!                 ec16!   :ec23!
                  !        !                     !        !
                  !        !                     !        !
                  ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
                      Ко входам 'ecx' базовых элементов

HS - сигнал строчной развёртки (см.далее).
FPIX  -  это  вход тактирования выборкии колонок, на него подают
сигнал  с  9  ноги  МС  D41(здесь  и далее - схема Пентагона без
музпроцессора), входы ac0..ac3, pixA объединяют.

Аналогично - схема менеджера строк базовых элементов:

        155ИЕ5
    +─────────────+
    !  +───────+  !
HS──!──+C0     !  !
    !  !     1 +──+──> Ко входам el0..el3 БЭ
    +──+C1   2 +─────>
       !     4 +─────>
       !     8 +──+──>
       !       !  !
       !       !  !
       !       !  !
VS ────+R0     !  !
       +───────+  !
 +────────────────+
 !      155ИЕ5
 !  +─────────────+
 !  !  +───────+  !                  155ИД3
 +──!──+C0     !  !                 +───────+
    !  !     1 +──+───+─────────────+A0     !
    +──+C1   2 +──────+─────────────+A1  D0 O────>el0
       !     4 +──────+─────────────+A2     ......
       !     8 +──+───+─────────────+A3     ......
       !       !  !   !             !    D15O────>el15
       !       !  !   !             !       !
       !       !  !   !             !       !    ко
VS ────+R0     !  !   !           +─+W0     ! входам elx
       +───────+  !   !           +─+W1     ! БЭ
 +────────────────+   !      ЛH1  ! +───────+
 !      155ИЕ5        !      +──+ !
 !  +─────────────+   !    +─+1 O─+
 !  !  +───────+  !   !    ! +──+    155ИД3
 +──!──+C0     !  !   !    !        +───────+
    !  !     1 +──+── +─────────────+A0     !
    +──+C1   2 +───── +─────────────+A1  D0 O────>el16
       !       +─+    +─────────────+A2     .....
       !       +─+    +─────────────+A3     .....
       !       ! !      ЛЕ1+────+   !    D3 O────>el19
       !       ! !      +──+    !   !       !
       !       ! +──────!1 !    !   !       !
VS ────+R0     ! +──────!  O────+───+W0     !
       +───────+        +──+    +───+W1     !
                                    +───────+

HS   -   вход  строчной  развёртки,  VS  -  кадровой  развертки;
соответственно  их  можно  взять  с ноги 1 и ноги 2 МС D6. Входы
al0..al3 БЭ объединяют.

Hу и теперь о главном. Hа вход pixA можно подавать либо сигнал с
"пикселей"(9  МС  D41),  либо  R,G  или  B (3,6 или 8 МС D72) на
выбор.  Для получения цветного изображения вам предстоит собрать
ещё 2 (две) аналогичных схемы. Об этом и многом другом подробнее
в следущих выпусках рубрики.

Пусть  вас  не  пугают  масштабы  стройки - как зато потом будет
приятно  проводить  очередной  DI:JR $-1'2064  для  Спектрума на
ultra-ugly  display  matrix!  -  буржуи  кипятком  будут писать:
"...Презентация   ultra-ugly   display   matrix   for   Spectrum
V64.72.999   beta  release  72.859  Color+  произвела  настоящий
переворот в сознании эгрегоров Спектрум-сцен - небывалые размеры
экрана   одновременно   с  дешевизной  и  простотой  реализации.
Остаётся  в  очередной  раз  признать: Спектрум на Востоке был и
будет живее всех живых!"



Другие статьи номера:

ВСТУПЛЕНИЕ - "Хрен в сумку тем, кто решил, что BORN DEAD кончился...": 666 байт От Редакции.

ВВЕДЕНИЕ В ОБОЛОЧКУ - BornDead #0E это однозначно шедевр современного кодинга в любых его аспектах.

Новости - презентация нового европейского демопати - FOREVER 2E3.

Обзор софта - игра 12 ТАЙНЫХ КНИГ: Миссия, коммандер REAL COMMANDER v1.9, журнал ZX-GIUDE #2, демо IRIS ultrademo, игра Operation "Oil" demo v0.666, игра ВЗРЫВ v1.1.

Hints - хитрости текстового редактора Modern Word 2.1.

Злоба дня - Как правильно(!) делать дисковые версии программ для ZX Spectrum.

Злоба Дня-II - особенности работы с регистрами I/R в процессоре Z80: выдержки из официально документации.

Голос из могилы - новое детище Клайва Синклера: Sinclair QL - Отделение фактов от вымысла.

Партийная зона - DI:HALT99; Лучше поздно, чем ещё раз! История провального демопати.

Партийная зона - итоги 1999 года: 18 дем для Спектрума. Разбор новых и старых дем.

LETTER'АТУРА - письмо от Slider/BrokImSoft/Rushи ответ на него.

Iron made in - схема огромного экрана из светодидов для ZX Spectrum.

Под звуком "ПИ" - "Мне страшно за SPECTRUM! Из всей армии его поклонников, лишь единицы истинные спектрумисты!"

Реклама - CD-ROM, который тебе нужен!? Сборник вареза для Спектрума от MMA.

Послесловие - ни одна сволочь даже не вспомнила, что нашей газете исполнился год...


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Фетиши и жертвы - Покинув страну Бапенде, я направился на север, через габон вышел к городу порто-ново на берегу гвинейского залива и отсюда направился к Уйду...
P-Net - Отдельные момента работы физической сети P-Net.
Intro - О создании газеты.
P.S. - послесловие, авторы, благодарности.
Грязное белье - Выход газеты bbsTOP #5.

В этот день...   23 апреля