ZX Pilot #39
11 октября 2000
  Железо  

Железо - еще одна версия схемы 128 цветов на спектруме.

<b>Железо</b> - еще одна версия схемы 128 цветов на спектруме.

Аппаратное обеспечениеЭксплуатация и доработкиВидеоГрафические режимы

(C) KOOLL


              128 Цветов!

   Я знаю, что первые, кто предложил испо-
льзовать FLASH для создания 128 цветов был
журнал FAULTLESS #9, но схема была  сырая.
Далее RUSH упомянул про доработанную схему
цветов и, как мне, известно схема  не была
опубликована. Было заявление VTS/TL o схе-
ме, позволяюющей  получить 128  цветов для
всех компьютеров, но как было обещено, пу-
бликации схемы в следующем номере не было.
   RED ALEX/MIU/CTL  прислал  VEL'у  схему
для SCORPIN'a 128 color'ов как  для желтой
так и для зеленой платы.
   После вчерашнего вечера можно с уверен-
ностью сказать, что у PENTAGON'а 128 будут
128 цветов. И  не  только у Пентагона, а у
любого Спектрум-совместимого компьютера.
   Основа  всей  доработки - схема  от RED
ALEX'а. Пришлось  добавить одну микросхему
для реализации дополнительной палитры (ра-
зличия в видео  контролере)  и из-за этого
схема получилась  универсальной. Перереза-
ется только две дорожки (если сказать чес-
тно, то три - одна в двух местах) с учетом
если  ребята из  SPARK'а резали чуть ли не
пол компа. Существует еще  одна схема, где
дорог режется не меньше.

   Я ЗАЯВЛЯЮ, ЧТО НИЖЕПРИВЕДЕННЫЕ СХЕМЫ НИ
-ГДЕ И НИКОГДА НЕ ПЕЧАТАЛИСЬ, А ЗНАЧИТ ЯВ-
ЛЯЮТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ CO-
NSTELLATION i.a.

   Перейдем  непосредственно к самой схеме
(схема дана для PENTAGON'а 128, ниже будет
рассматриваться вопрос, как  подключить ее
к другим компам):

19/D40
   ───────────┐
     1┌───┐   │┌───┐
    ┌─┤ & │3 5└┤ & │6
 ───┴─┤ЛА3°────┤ЛА3°──┐
     2└───┘  4 └───┘  │6┌───┐  9┌───┐
10/D42      k13       └─┤  1°─┬─┤  1│10
             ───────────┤ЛЕ1│4└─┤ЛЕ1°─┐
          2/D46        5└───┘  8└───┘ │
                      ┌───────────────┘
                      │ 9┌───┐
 B1 13┌───┐           └──┤ & │8
   ──┬┤ & °──────────────┤ЛА3°───────
     └┤ЛА3│11          10└───┘ K 1,15/D46
    12└───┘                      1,15/D47

B1-берется с сопротивления R16 он находит-
ся между двумя микросхемами КП2 (КП12).

   1) разрываем дорожку, идущую  на  13/D7
так, чтобы связи с конденсатором не было.
   2) припаиваем  проводок  к  месту после
разрыва и на 2-ю ногу D1 (ЛН1 стоит  рядом
с конденсатором).
   3) находим на плате  сопротивление, ко-
торое стоит между двумя КП2 (12), от этого
сопротивления  отходят две дорожки, идущие
на разные микросхемы, разрезаем так, чтобы
ножки 1,15/D46 и 1,15/D47  остались соеди-
ненные.
   4) соединяем две микрухи проводком D46,
D47 первые ноги.
   5) собираем  схему, показываю  как  это
делал я:

10/D42  ┌────┐ В1      ┌────┐ 14
     ─┬ ┤1 14├ с R16   ┤1   ├
      └ ┤    ├ ┬───    ┤    ├
к8    ┌ ┤    ├ ┘ к13   ┤ D2 ├
19/D40└ ┤ D1 ├ ┐ 2/D46 ┼─┐  ├
     ───┤    ├ ┘    ───┤ │  ├∙
       °┤    ├∙       °┤ ├──┤
        ┤    ├───┐     ┤ └──┼
        └────┘   │     └────┘
               1/D47

   Отгибаем все  ножки, кроме  7-х и 14-х,
напаеваем их друг на друга и припаеваем на
D41 (ИР16).
   Соединяем 6/D1 и 6/D2, 9/D1 с 10/D2.
   Соединяем 1 и 2 ногу D1  и подаем  туда
сигнал с 10/D42.
   3, 4 D1 соединяем между собой.
   На 5/D1  берем  сигнал с  19/D40 13, 12
ноги обьединяем и на это соединение подаем
сиганл с R16.
   Спаеваем 10, 11/D1.
   На 5/D2 подаем с 2/D46.
   С 8/D1 снимаем сигнал на 1/D46.
   ЕСли вам понадобится вернуть в исходное
положение то сделайте следующее:

                ┌─┬─┐
                  |  П2К
                  /
на конденсатор    
С5 до разрыва     ║
──────────────O   ║  после разрыва или
                  ║  13/D7
                O─╫──────────
2/D1           /  ║
──────────────O   ║
                  ║
 B1 с резука R16  ║
──────────────O   ║
                  ║
8/D1(доработка) O─╫──────────┐
               /  ║          │
──────────────O   ║     на 1-еноги микро-
                  ║     схем D46 D47
                 ╚╩╝

   После всех этих операций вы становитесь
обладателем 128-и цветов.
   Хочу  сказать, что  вариантов схем  для
Пентагона много, вот одна - самая  оптима-
льная:

     FLASH
      ────────┐
BORDER ┌───┐  │┌───┐
   ────┤ 1 │  └┤ & │     ┌───┐
   ────┤ле1°───┤ла3°─────┤ & │
INF    └───┘   └───┘ ┌───┤ла3°─────
         ┌───┐       │   └───┘ на старое
  B1────┬┤ & │       │         место B1
        └┤ла3°───────┘         1,15/D46,47
       ^ └───┘
       │
       └─ также вместо этого элемента
          можно поставить элементик на ЛЕ1

   FLASH - 19/D40
   BORDER - 2/D47(46)
   INF - 10/D42
   B1 - с R16
   Указания даны для PENTAGON'а.

   Принцип работы и как это сделать на др-
угой машине:

   1. Сигнал  FLASH  меняет  INK на PAPER.
Так вот, принцип  работы схемы  на этом  и
сделан. В начале по схеме RED ALEX'а.
   Сигнал  FLASH поступает  на элемент ЛА3
(И-НЕ) на этот же элемент поступает проин-
вертированный сигнал  INF  для определения
вывода  PAPER'а. Дальше этот сигнал посту-
пает  еще на один И-НЕ, куда так-же посту-
пает инверсный сигнал синхро-смеси, тут-то
и происходит гашение PAPER'а.
   Но на PENTAGON'е на этих же КП'шках пр-
оисходит переключение цветов BORDER'а и по
SCORPION'овской схеме  на бордюр выводится
картинка. Для  того, чтобы  ее убрать, нам
потребовалась еще одна микросхема ЛЕ1 (ИЛИ
-НЕ).
   Она  блокирует режим FLASH во время вы-
вода бордюра видеоконтролером.

   2. Для реализации этой  схемы на другом
компе, в первую  очередь нужно найти гене-
ратор  на  1  герц (FLASH, мерцание, смена
цвета бумаги на  цвет точки), выход  этого
генератора  перерезать и подать после раз-
реза 14 мегагерц с задающего генератора.
   Найти сигнал INF, он обычно формируется
на сдвиговом регистре (ИР16, ИР9, ИР10).
   Сигнал  разрешения  FLASH  на без WAIT'
овых  его можно найти на ИР23, нога 19-ая,
а  на WAIT'овых  машинах  на  выходе  КП11
(КП13) нога 4-ая.
   Находим КП2 (КП12, КП11) на которых фо-
рмируются сигналы  RGB и  отрезаем  от них
сигнал  разрешения (синхро)  для КП2, КП12
это ноги 1, 15 так, чтобы они остались со-
единенные, а на КП11 - 15 нога.
   И собираем схему RED ALEX'а:

FLASH
   ───────────┐
      ┌───┐   │┌───┐
    ┌─┤ & │   └┤ & │
 ───┴─┤ЛА3°────┤ЛА3°──┐
INF   └───┘    └───┘  │
                      │  ┌───┐
синхро┌───┐           └──┤ & │
   ──┬┤ & °──────────────┤ЛА3°───────
     └┤ЛА3│              └───┘ на разреше-
      └───┘                    ние KП'ек.

   Если на бордюре у вас начинает вылезать
всякая фигня, то собирайте нашу схему, для
чего  вам понадобится найти сигнал BORDER.
Если у вас стоит КП13, то он берется с 13-
ой ноги (у пентагона К13).

                 ВНИМАНИЕ!

   На  некоторых машинах, например на PEN-
TAGON 3, по этой  схеме  получается  белый
PAPER. На других машинах схема не была еще
опробована.
   На некоторых машинах заметен переход из
обычного видео режима в 128 цветов.

                           date:  8.10.Y2K
                           time:  20.00.83

   Схема была доработана при участии моего
старого друга KORUM'а.



Другие статьи номера:

Новости - новости Ковровских спектрумистов.

Наш гость - мемуары спектрумиста из Владимира - Astral.

Игры - прохождение игры HOMER SIMPSON AT RUSSIA.

О разном - работы с 3.5 и 5.25 дюймовыми дисководами на спектруме.

О разном - как искать в интернете спектрумовских софт и переносить его на спектрум.

О разном - обзор существующих прошивок: EWS 1.0, GLUK RESET SERVICE 5.3K, REAL CAMMANDER 1.95, NEOS, MADROM, QUICK COMMANDER 2.6. Схема 16кб Кеша.

Демопати - первые полные результаты Chaos Construction'2000.

Железо - схема 128 цветов на спектруме.

Железо - еще одна версия схемы 128 цветов на спектруме.

Железо - схема AutoFire на Kempston joystick interface.

Железо - Ответы на вопросы, заданные по суперзвуковой карточке для Speccy - DMA UltraSound Card.

Coding - драйвер мышки Kempston mouse.

Демопати - приглашение на одну из самых оригинальных и "мятежных" финских demoparty - The Second Alternative Party.

Bithday - с днем рождения спектрумисты!

Реклама - реклама и обьявления по продаже/покупке железа и софта для спректрума.

Credits - создатели газеты и приветы всем читателям.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Железо - еще одна версия схемы 128 цветов на спектруме.
Железо - Графические видеорежимы.
Технодром 1 - платка нового графического режима с разрешением 384 на 256 точек, имея при этом 256 цветов на точку.

В этот день...   27 января