Virtual World #01
31 мая 1997
  Amiga  

Amiga Club - Ответы на часто задаваемые вопросы.

╔════════─────────────════════╗
│         AMIGA  CLUB         │
╚════════─────────────════════╝

  Ну  а здесь мы будем Вам тол-
кать  речи  про самый домашний,
самый личший, самый многозадач-
ный компьютер в мире - про АМИ-
ГУ  ! Очень немногие (тем более
в  нашем  городе) знают про эту
машину. Вот мы и попытаемся из-
менить  положение.  Зря конечно
этим не занимается государство,
но в такой стране мы живем, что
нашему  правительству ничего не
нужно. Если Вам станет интерес-
но,  то можете задать нам любые
вопросы  -  мы на них ответим в
следующем же номере. А если за-
хотите   узнать  об  Амиге  еще
больше,  то читайте нашу газету
'AMIGA INFO', хотя скорее всего
тексты из той газеты перекочуют
в эту.
  Ну  а сегодня Вашему вниманию
мы  предлагаем  ответы на часто
задаваемые  вопросы, перекачан-
ные  с FIDO моим другом Беловым
Вадимом.

_______________________________

Денис Сотченко
Алексей Емельянов

         "В" - вопрос
         "О" - ответ



В: Какие бывают модели Амиги, и
какую  лучше покупать "для дома
и семьи"?

О:  В  настоящее вpемя пpоизво-
дятся:


   - фиpмой  Amiga Technologies
GmbH  (VIScorp GmbH) в Евpопе и
QuikPak в USA:


          A1200 Magic
          A1200 Surfer
          A4000T/040
          A4000T/060 (A6000)


   -   немецкая   фиpма   Eagle
Computer пpоизводит модели:


          Eagle 1200TE
          Eagle 1200TE/040
          Eagle 1300TE
(Eagle 1200TE+Blizzard 1230/IV)
          Eagle 1600TE
 (Eagle 1200TE+Blizzard 1260)
          Eagle 4000TE

а  также  набоpы  для  апгpейда
A1200 в A1200T (Shuttle Boards)


   -  немецкая  фиpма  Micronik
пpоизводит:

             A1300

а  также  набоpы  для  апгpейда
A1200 в A1200T


   -  фиpмой  Silent PAWS в USA
пpоизводятся   модели  Amiga  -
laptop:

           PAWS1200
           PAWS4000


   - начался выпуск клонов Амиг
на Тайване фиpмой NewStar. Кло-
ны  имеют центpальный пpоцессоp
M68000,   постpоены  на  основе
чипсета ECS и снабжены встpоен-
ным CD-ROM. Устанавливаемая OS:
AmigaOS 3.1

      Стоимость: 180 USD

  Hа  данный момент лучше поку-
пать A1200. Скоро будут доступ-
ны  по  вполне  божеским  ценам
"клоны" от разных фирм.

  К середине 1997 года немецкая
фирма  Phase 5 digital products
планирует выпуск компьютера но-
вого поколения - A/BOX. Пример-
ные  характеристики: все компо-
ненты компьютера "зашиты" в од-
ну   микросхему,  128-разрядная
внутренняя    шина,   процессор
PowerPC  с частотой до 500 MHz,
раздельная    видеопамять   для
окон,  два видеовыхода, два ви-
деовхода,  4  физических канала
16-битного звука.


В:  Чем  Amiga  Surfer от Amiga
Magic   отличается?

О: A1200 Surfer = A1200 Magic +
2"  270  Mb  HDD  + modem 14400
external  +  набор программ для
Internet + 100 бесплатных часов
работы в ibm.net

В: Что такое GENLOCK?

О:   Это  плата  или  отдельное
устройство, позволяющее "накла-
дывать"  изображение от компью-
тера  на видеосигнал. С его по-
мощью делается простейший виде-
омонтаж:  наложение  титров  на
видео, врезка созданных компью-
тером  изображений  в  фильм...
Общий  принцип работы таков: на
экране  рисуется картинка, один
из  цветов  на которой является
"прозрачным",  то  есть  вместо
точек  этого  цвета будет видно
видеосигнал.

В: Что такое AGA-чипсет?

О:  Исторически AMIGA была раз-
работана  не как набор плат для
самостоятельной  сборки,  а как
одноплатный   практически  пол-
ностью  завершенный  компьютер.
Всё  самое необходимое - видео,
аудио,  контроллеры клавиатуры,
дисковода,  порты - было интег-
рировано  в chipset (набор мик-
росхем),    который    является
"сердцем"  любой Амиги. А уже в
виде  плат поставляется то, что
как правило вряд ли понадобится
большинству пользователей: пла-
ты видеоввода, сетевые адаптеры
и  т.п.  Самым  первым на Амиге
применялся чипсет OCS (Original
ChipSet)  -  уже в 1984 году на
самой  первой  Амиге  он сделал
доступным  14-битный стереозвук
и  4096  цветов одновременно на
экране с аппаратной компрессией
(режим  HAM). В следующем вари-
анте - ECS (Enhanced) - добави-
лась  возможность произвольного
управления  частотами развертки
(не только телевизионная часто-
та) и новые разрешения. И нако-
нец, современный чипсет (на са-
мом  деле он достаточно старый,
выпущен  в  1992  году)  -  AGA
(AdvancedGraphicsArchitecture),
ранее  называемый AA, полностью
снял  все  ограничения по цвет-
ности  - теперь во всех режимах
доступно  до  16 миллионов цве-
тов.  Вся  эта  линия сохраняла
программную      совместимость:
программы, корректно написанные
под  старые  чипсеты, полностью
работоспособны на новых.

  Все  ныне  выпускаемые  Амиги
основаны на AGA чипсете. С дру-
гой стороны, возможности чипсе-
та  не ограничивают графические
возможности  машины: если необ-
ходимо получать "безумные" раз-
решения  или  просто иметь воз-
можность  подключить  более чем
один  монитор, AMIGA легко рас-
ширяется  видеокартами.  То  же
касается  и  звука  -  доступны
многоканальные аудио-карты.

В: Что представляет собой режим
HAM?

О:  Режим HAM (Hold and Modify)
- это графический режим с аппа-
ратной  компрессией. В AGA-шном
режиме HAM8 при восьми физичес-
ких битах на точку в видеопамя-
ти  получается 18 экранных бит,
то  есть  262144 цвета одновре-
менно. Эта компрессия - так на-
зываемая компрессия с потерями,
аналогично графическому формату
JPEG,  в  режиме HAM цвет точки
зависит от цвета точек, стоящих
слева   от  нее.  Использование
этого режима снижает требования
к памяти для хранения графики и
требования к скорости винчесте-
ра для проигрывания с него пол-
ноцветной  анимации (для анима-
ции VHS-качества хватает двух с
половиной  мегабайт в секунду).
Hедостатком режима HAM является
практическая  невозможность из-
менения    отдельных   участков
изображения:  для смены картин-
ки, как правило, необходимо вы-
вести ее заново целиком.

В: Что такое "коппер"?

О: Это RISC-процессор в составе
чипсета. Как и подобает настоя-
щему  RISC-процессору, он имеет
всего   три  операции.  Задачей
коппера  является  слежение  за
положением луча на экране и вы-
полнение определенных операций,
когда  луч находится в заданных
точках.  Благодаря копперу раз-
ные  участки экрана могут иметь
разные видеорежимы и находиться
в  разных  местах  видеопамяти.
Возможность "сдвигать" экраны в
AmigaOS - это тоже заслуга коп-
пера.  Впрочем, как и множество
красивых эффектов в демах и иг-
рушках.

В: Что такое "блиттер"?

О: Это другая составляющая чип-
сета.  Блиттер предназначен для
"переброски" и наложения графи-
ки, рисования векторов и закра-
шивания  плоскостей без участия
центрального процессора. Благо-
даря   этому  во  время  работы
блиттера  процессор может зани-
маться "своими делами".

В:  Что  такое  "акселератор" и
что он ускоряет?

О: Это плата, вставляемая, нап-
ример,  в A1200 и ускоряющая ее
работу  в  несколько  раз. Пос-
кольку время не стоит на месте,
требования  к скорости и памяти
компьютера постоянно увеличива-
ются,  и стоящего в базовом ва-
рианте  процессора 68020 и двух
мегабайт  RAM  начинает не хва-
тать. Чтобы каждый раз не пере-
разводить  плату машины, а юзе-
ров  не  заставлять  маяться  с
постоянными покупками/продажами
очередной "материнки" и связан-
ными  с этим проблемами (напри-
мер: нужно разбирать комп, а он
может  быть  на гарантии; а как
быть, если человек его и разоб-
рать-то  не  сумеет?),  у Амиги
предусмотрена  возможность бло-
кировки  имеющегося процессора,
после чего в дело вступает CPU,
стоящий  на акселераторе. Узкие
места   шины:   память  и  SСSI
контроллер  -  вынесены  на сам
акселератор. Акселератор встав-
ляется   в  trapdoor  expansion
slot  под  клавиатурой А1200, и
после  установки  машина  сразу
готова  к  работе.  А  на А4000
процессор  изначально  стоит на
отдельной  плате, установленной
в  CPU slot, благодаря чему она
просто меняется на новую.

В:  Какие  бывают акселераторы?
Какие  лучше  покупать? И стоит
ли?

О:  Для многих целей в принципе
достаточно    и   нерасширенной
А1200. При установке любого ак-
селератора Вам станут доступны:
установка  дешевой памяти от PC
(обычные 72-пиновые SIMM) и ус-
корение  от  5 до 50 раз. Самый
оптимальный  вариант  на данный
момент  - это Blizzard 1230 IV.
Можно  установить память до 128
мегабайт,  SCSI-2 Fast контрол-
лер, математический сопроцессор
68882. Общее ускорение по срав-
нению  с "чистой" А1200 состав-
ляет  примерно 5-10 раз на раз-
ных  задачах.  Если нужно зани-
маться     математикой     типа
LightWave  3D, лучше приобрести
акселератор  на 68040 или 68060
-  при  не  слишком  большой по
сравнению  с  68030+68882 стои-
мости 68060 примерно в семь раз
быстрее.  В ближайшее время бу-
дут  доступны  акселераторы  на
процессоре  PowerPC  - втором в
мире  по  быстродействию, после
Alpha AXP.

В:  Каковы технические хаpакте-
pистики  акселеpатоpа  Blizzard
1260 ?

О:   68060/50  MHz,  FPU,  MMU.
Прекрасно   разгоняется  до  66
MHz.  Быстродействие:
50 MHz  - 92000  Dhrystones/sec
66 MHz  - 118000 Dhrystones/sec

 Программное  отключение  кэшей
команд,    данных,   переходов,
Store буфера, суперскалярности.
Программный  перевод кэшей дан-
ных/команд в половинный режим.

 Память: стандартные 72pin SIMM
60/70 ns.

 Слот   для   подключения  FAST
SCSI-2 контроллера с местом под
еще один 72-pin simm.

 Отключается с клавиатуры - на-
жатием  "двойки"  после  сброса
машины.

В:  Hасколько  быстpо  pаботают
68060 в Амигах ?

О:  Исходя из замеров загранич-
ных  товарищей-амижников, новые
вышедшие  68060/80  MHz дают по
скорости  150000  Dhrystones на
неоптимизированном   под  68060
коде и 210000 на оптимизирован-
ном  под  68060  коде. 68060/50
MHz   дает   92000  Dhrystones,
68060/66 MHz - 118000.

В:  Какой  объем  памяти  лучше
ставить?

О:  Если  не  планируете гонять
софт  от Макинтоша и наворочен-
ные  графические пакеты, вполне
даже  хватит  восьми  мегабайт.
Если    планируете    -   лучше
шестнадцать  или больше - зави-
сит  от потребности. Hет смысла
сравнивать  требования к памяти
Амиги  и PC - это принципиально
разные платформы.

В:  А причем тут софт от Макин-
тоша?

О:  Поскольку на Амиге и Макин-
тоше  одинаковые процессоры, то
Амига   с   помощью   программы
ShapeShifter  позволяет  испол-
нять  софт  от Макинтоша непос-
редственно,   без   программной
эмуляции центрального процессо-
ра.  Что означает, что скорость
работы  софта  будет  такой же,
как и на Маке с соответствующим
процессором.   Благодаря  этому
нам  доступен  весь  популярный
софт - MS Word, Adobe Photoshop
и  прочие  известные программы.
Поскольку  Макинтош в отношении
требований  к  памяти  - машина
весьма прожорливая, памяти нуж-
но  не  меньше, чем на реальном
Маке.

В:  В чем различия Амиги и дру-
гих распространённых платформ -
PC, Mac?

О:  Это  очень  долгая история.
Основное  отличие Амиги от PC -
операционка, которая изначально
базировалась  на последних дос-
тижениях  в этой области (UNIX)
и  учла все ошибки предшествен-
ников.  В  результате  мы имеем
весьма  совершенную многозадач-
ную ОС реального времени, кото-
рая   является   стандартной  и
единственной  (не считая клонов
UNIX),  благодаря чему на Амиге
нет  свойственных  PC проблем с
несовместимостью  операционок и
вечных  проблем с поиском софта
под  каждую из них. Далее, наша
ОС имеет заметно большую эффек-
тивность,  чем  та  же OS/2 - к
примеру, Амига на 14 мегагерцах
без проблем работает с последо-
вательным портом без FIFO буфе-
ра  на  скорости 38400, а на PC
под  мультитаском с этим возни-
кают проблемы. Еще одно отличие
касается графического интерфей-
са Амиги - в систему изначально
встроена   поддержка  множества
виртуальных  экранов, на каждом
из  которых  могут быть открыты
свои  собственные окна, а между
экранами  можно произвольно пе-
реключаться,  и  даже  сдвигать
их,  частично "обнажая" те, что
под   ними.   Благодаря   этому
сильно  снижаются  требования к
разрешению   экрана  (не  нужно
иметь  множество  окон на одном
экране),  и даже работа в теле-
визионном разрешении не вызыва-
ет особых проблем. Многие отли-
чия  связаны  с интегрированным
аудио,    видео   и   дисковыми
контроллерами,  совместимыми на
"железном" уровне - не возника-
ет  проблем  с драйверами. Шина
Zorro изначально имеем автокон-
фигурацию  -  благодаря чему не
возникает конфликтов между раз-
личными  устройствами. Еще одно
свойство  -  очень удобная воз-
можность привязки к лучу на эк-
ране монитора (можно программно
отследить любое его положение),
которое  позволяет делать очень
плавную  и динамичную смену фаз
изображения,   без  "дерганья".
Впрочем, для более объективного
сравнения  можно только посове-
товать Вам "пощупать" все само-
му. Сравнение с Macintosh здесь
рассматривать нет смысла - пос-
кольку есть полноценная возмож-
ность "гонять" MacOS, это можно
сделать и самостоятельно.

В: Вообще под Амигу ОСов много?

О:  AmigaOS,  Amix (UNIX System
V), NetBSD, Linux, Minix, OS/9,
etc ... OS/9 - очень "пpодвину-
тая"  мультиюзеpская опеpацион-
ная система. Она является яpким
пpедставителем   ОС   pеального
вpемени,  но  ее  стоимость до-
вольно доpога - Амиговская веp-
сия  стоит около 600 USD и дос-
таточно  пpожоpлива к аппаpату-
pе.  Amix  -  это выпускавшаяся
еще  Commodore его лицензионная
веpсия UNIX System V, существо-
вали даже специальные UNIX Ами-
ги  A3000UX, уже поставлявшиеся
с  UNIX. Помимо AmigaOS лично я
очень уважаю NetBSD Amiga за ее
крутизну   и   "продвинутость".
Достаточно   много   Амиговских
сервеpов  в  Интернете стоит не
под AmigaOS, а под NetBSD.

В: Каков "Мультитаскинг" в Ами-
ге? Hе хуже, чем на PC?

О: Сравнения здесь неуместны :)
AMIGA   обладает   одной  стан-
дартной  OS (поскольку OS на PC
гораздо  больше, а пользователи
PC  до сих пор спорят и все ни-
как не решат, какая из них луч-
ше - говорить о "мультитаске на
PC"   по  крайней  мере  некор-
ректно). AmigaOS имеет вытесня-
ющую многозадачность с разделе-
нием  времени,  и  помимо этого
обладает  свойством  реакции на
события в реальном времени. Это
значит,  что время реакции сис-
темы  на действия пользователя,
в  том  числе на движение мыши,
набоp  с клавиатуpы, пеpеключе-
ние пользователя между задачами
таково, что даже при достаточно
"тяжелой"   загрузке   системы,
"торможение" ее малозаметно для
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, приоритетными для
планировщика  задач в этом слу-
чае являются интерактивные про-
цессы.  Свойством  "realtime'о-
вости" ОС не обладает ни WinNT,
ни   OS/2,   ни,   тем   более,
Win3.x/95/96.  Благодаря пакету
Executive  AmigaOS  также может
иметь   динамическую  установку
приоритетов  процессов, что еще
больше  облегчает  работу  нес-
кольких интерактивных задач.

В:  Hе  будет  ли проблем с от-
сутствием какого-либо софта?

О: Практически нет. Родной софт
для  Амиги и софт для Макинтоша
впридачу  перекроют практически
все возможные запросы.

В:  Если  меня попpосит кто-ни-
будь:  "сделай кpасивую бумажку
в  ВинВоpде на pусском с кpаси-
выми  фонтами,  etc", а винвоp-
да-то  и  нет, я ее без пpоблем
на Амиге сделаю? Импоpт/экспоpт
PC-текстовых фоpматов как?

О:   Есть.  WordWorth  и  Final
Writer   позволяют  экспоpтиpо-
вать/импоpтиpовать  RTF-фоpмат,
WordPerfect.  Издательская сис-
тема    PageStream    позволяет
экспоpтиpовать      файлы     в
QuarkXpress  и  обратно.  Hу  а
эмулятор   Макинтоша   позволит
"без торможения" гонять "родны-
е"  MS Word, QuarkXpress и про-
чее ;-)

В:  Hайти  компилятоp  C/C++ не
станет пpоблемой?

О:  Их несколько. Hавскидку на-
зову:  Storm C++, SAS C++, Dice
C++, MAXXON C++ (все эти компи-
ляторы  соответствуют стандарту
AT&T  3.0).  Самый  "крутой" из
них - Storm C++ вместе со Storm
Wizard.  Есть еще и GNU C++, но
это  уже  для  любителей писать
под  UNIX (хотя внутри AmigaOS,
в  сущности,  и  есть  UNIX,  и
очень  много софта пеpекомпили-
pовано  под  AmigaOS  именно  с
UNIX'а  посредством того же GNU
C).

В:  Есть  ли  нечто, похожее на
AutoCAD,     или     понимающее
ACAD'овские фоpматы?

О: MaxxonCAD.


...Продолжение смотри во
         второй части газеты...

_______________________________
В:  Можно  ли использовать SVGA
монитор?    Купил   переходник,
включил, но на экране черт зна-
ет что.

О: Можно. Видеоконтроллер Амиги
позволяет    выставить   произ-
вольные  частоты развертки, и в
комплект  поставки операционной
системы  входят  драйвера  SVGA
режимов.  Однако, SVGA мониторы
разрабатываются  для  PC, а ос-
новное  отличие амиговского ви-
деосигнала   от   писишного   -
больший  диапазон частот строч-
ной   развертки:  программы  на
Амиге  использует частоты начи-
ная от телевизионной 15кгц 50гц
-  и далее (так сложилось исто-
рически),  а  программы на PC -
начиная   от  VGA  частот  типа
31кгц  60гц.  В  результате  мы
имеем  следующее:  многие прог-
раммы,  для работы которых ОС в
общем-то  не нужна - это demo и
игрушки - устанавливают телеви-
зионную частоту, не интересуясь
у  пользователя,  какой  у него
монитор. Если работать только с
AmigaOS  и  написанными под нее
программами  - SVGA монитор бу-
дет  достаточно  удобен (у меня
стоит обычный SVGA Bridge 14" -
прим.авт.).  А  если Вы или Ваш
ребенок  имеете  желание  поиг-
раться  -  необходимо поставить
специальное          устройство
ScanDoubler, которое преобразу-
ет  часто используемую на Амиге
частоту  строк 15 кгц в 30 кгц,
которые  нужны  SVGA монитору -
фактически делая из него много-
частотный  монитор (MultiSync).
Плату,  осуществляющую преобра-
зование  частот, можно купить в
одной  из  московских фирм при-
мерно  за  40-50  долларов (она
входит  в  состав  выпускаемого
ими видеотюнера). Если Вы умее-
те держать в руках паяльник, то
подключение   монитора  с  этой
платой  займет от силы полчаса.
Готовое устройство, которое бу-
дет  полностью  соответствовать
принципу Plug'n'Play, можно бу-
дет  купить  позже  и несколько
дороже. Также доступны зарубеж-
ные   примерно   около  200-250
долл.

  Примечание:   для   PC   тоже
свойственна  подобная проблема,
при  попытке  использовать  "не
родной"  монитор,  например, от
рабочих  станций.  Если монитор
работает,  например,  только  в
разрешении  1024х768,  или  это
разрешение  -  минимум, который
тянет  данный  монитор,  Вы  не
сможете  без  проблем использо-
вать  OS/2 или Windows, но даже
не сможете... войти в SETUP. Hе
говоря  уже  о том, что про иг-
рушки  тоже  можно  будет сразу
забыть ;-)





Другие статьи номера:

Amiga Club - Ответы на часто задаваемые вопросы.

Введение - О истории создания газеты.

Новости - Новости от Медноногова, Mafia, Flash, Stalker, Jurassic Soft.

Презентация - Об ульяновской группе BANDIT GROUP.

Реклама - Реклама и объявления ...

Тусовка - Объявления (юмористические). Приветы от Jurassic Software.

Делаем отличные объемные и световые буквы в белгороде.

Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
РC vs ZX - C чего все началось? "...Итак, передо мной дилемма - либо продать свой Sресtrum и не мучиться (хоть и жалко), либо пытаться приблизить его к полупрофессиональному ПК..."
Литы - я-сценер.
Презентация - Презентация игр : Where Time Stood Stile, Кости-Покер, Весы.

В этот день...   31 мая