Spectrofon #23
20 июля 1997
  Люди  

Энциклопедия - история Codemasters: создателей знаменитой серии игр про Dizzy + софтография фирмы.

              "... С заказами  было  туго,
              клиенты  попадались  капpиз-
              ные,  споpили  из-за  каждой
              мелочи:   "пеpеделай    тут,
              пеpеделай там, и почему  это
              вода течет вниз,  и  тяготе-
              ние велико, и  гоpячий  воз-
              дух поднимается, а лучше  бы
              ему опускаться!". И тому по-
              добное. А  я  пpинимался  им
              все объяснять - с эстетичес-
              кой точки зpения, с  пpакти-
              ческой точки зpения.  Вскоpе
              на вопpосы и ответы  у  меня
              стало уходить больше  вpеме-
              ни, чем на pаботу.  Сплошные
              таpы-баpы."

                              Робеpт Шекли
                       "Координаты чудес".







"S": может несколько запоздало, но  сегод-
ня мы все-таки pасскажем вам  большую  ис-
тоpию пpо одну из самых  знаменитых  фиpм,
pаботавших  на  спекки.  Без  pассказа   о
"Сodemasters", создателях знаменитой сеpии
о Диззи, "подшивка" Спектpофона была бы не
полной. Hадеемся,  что  пpи  благопpиятном
стечении  обстоятельств,  вы  еще  не  pаз
встpетитесь на стpаницах этого  pаздела  с
большими обзоpами и pассказами о  знамени-
тых  фиpмах,  pаботавших  на  пеpсональном
компьютеpе "ZX-Spectrum". А  сейчас  слово
нашему специальному коppеспонденту, подго-
товившему этот матеpиал.







(с) Сеpгей Hовиков, 1997

  ═══════ С O D E M A S T E R S ═══════

   ...Дэвид и Ричард  Дарлинг  начали  пи-
сать компьютерные игры еще пока учились  в
школе. Они вручную дублировали  кассеты  и
распространяли их по почте,  публикуя  не-
большие рекламные объявления в прессе.

   После такого многообещающего начала Дэ-
вид и Ричард стали программистами-контрак-
тниками и писали коды к крупным бестселле-
рам.  В  октябре   1986    они    основали
CodeMasters, их  собственную  компанию.  С
тех пор братья Дарлинг  стремились  прода-
вать только лучшие игры по наименьшей  це-
не. Но настоящую известность им принес BMX
Simulator (август 1987), поставивший миро-
вой рекорд как самая  покупаемая  игра.  С
тех пор CodeMasters проявляли особое  вни-
мание к различным имитаторам, выпустив  не
один их десяток и внеся значительный вклад
в развитие спортивных игр на Спекки.

   На имитаторах CodeMasters сделали  себе
имя, ими они и занимались  большее  время.
Бокс, гольф, лыжи,  скейтборд,  теннис  и,
конечно же, футбол -  вам  еще  что-нибудь
нужно? Тогда к вашим услугам имитаторы иг-
ровых автоматов, маунтен байка, пинбола  и
даже... моторной лодки! Я бы  сказал,  что
братья Дарлинг были чересчур  помешаны  на
спорте, но, боюсь, они меня не услышат.

   Имя CodeMasters говорило само за  себя.
То есть если вы большой любитель  поломать
джойстик, то зачем  вам  покупать  тот  же
Fighting Soccer (Activision)  неизвестного
качества, когда перед глазами  фирма,  чей
профессионализм в этой области  не  подле-
жит сомнению. Так компания  заняла  первое
место в Великобритании по  продажам  прог-
раммного обеспечения.




   Но самый, пожалуй, ощутимый успех  при-
нес фирме Диззи -  симпатичный  представи-
тель фауны из породы  яйцеобразных.  И  не
важно, в какой роли  выступал  наш  герой,
был ли он  отважным  путешественником  или
работником  на  фабрике  игрушек    (Panic
Dizzy) - каждую новую игру публика  встре-
чала криками восторга.

   Сам образ  Диззи  зародился  в  головах
братьев Филиппа и Эндрю Оливер (The Oliver
Twins, кто еще не догадался). Они  же  вы-
пускали и первые игры сериала о нем.  Гра-
фику обычно рисовал Нейл Адамсон или  Крис
Грэхам, а музыку  на  первых  порах  писал

Дэвид Виттекер. В более новых  разработках
его сменили Линдон Шарп и Алистер  Бримбл.
Музыка последних мне явно не по душе,  но,
как известно, сколько людей  -  столько  и
мнений. Вообще вряд ли  возможно  перечис-
лить всех авторов, сотрудничавших  с  фир-
мой: их наберется не меньше полусотни!

   Приободренные успехом сериала с  Диззи,
CodeMasters выпускают в  свет  новые  бес-
тселлеры с не менее удивительными персона-
жами (Seymour, Columbus Jumbo, Spike,  Big
Nose, Robin  Hood,  Murray  Mouse,  Little
Puff), но все они, мягко говоря, не  дотя-
гивают до уровня популярности  Диззи.  Еще
бы, от добра добра не ищут. Почему  бы  не
слепить побольше Диззей? Так ведь нет, вся
энергия шла куда-то в сторону... В чем  же
дело? Неужели боязнь,  что  старый  добрый
Диззи приестся, и наскучит  игрокам?  Или,
быть может, недостаток идей (в самом деле,
чего только не было с нашим  героем:  и  в
темницу  его  кидали,  и  по  трубопроводу
сплавляли, и в  ад  отправляли,  и  расте-

нию-людоеду  скармливали  -   сколько    ж
можно)?! Ладно, проехали...

   Второе рождение Диззи обрел  у  нас,  в
России. Несложно объяснить всенародную лю-
бовь к нему, а без сомнения каждый синкле-
рист провел не один час с симпатичным пер-
сонажем братьев Оливер. Как, вы -  нет?  Я
просто не верю!

   Я думаю, не будет преувеличением,  если
скажу, что Диззи в пору  стать  своеобраз-
ной  эмблемой  Спектрума  (как  Sonic    и
Mario). Еще бы, ни на одном компьютере нет
такого количества игр о нем, нашем  незаб-
венном! Диззи - наше национальное  достоя-
ние,  никому  его  не  отдадим!  Я   почти
серьезно!

   Еще более родным  стал  он  для  нас  с
появлением питерских Dizzy X  и  Dizzy  Y!
Мало того, что события разворачиваются  на
фоне знакомых каждому рощ, полей и помоек,
но и сам диалог с компьютером идет на рус-

ском,  Диззи  общается  с   родственниками
по-нашему, а не на заморском инглише!  Та-
ким образом, братья Дарлинг, сами того  не
подозревая, подарили нам  поистине  нацио-
нального героя, за что  им  всем  огромное
спасибо (к слову сказать, сейчас Дэвиду  и
Ричарду 30 и 29 лет).

   У автора Dizzy X и Y была еще и  задум-
ка создать 'Dizzy Z. Диззи  и  АО  МММ'  -
продолжение  приключений  нашего  героя  в
России. Но, как ни прискорбно, Dizzy Y  не
окупился (пираты постарались), и затее  не
суждено было воплотиться.

   Конечно,  каждый  ребенок знает, что на
Dizzy X и Y наши программисты не останови-
лись.  Где-то на Украине, если я не ошиба-
юсь,  состряпали Dizzy 7, который в народе
окрестили  Dizzy  6.5. Мое мнение по этому
поводу совпадает с тем, что было высказано
в  одном из первых Спектрофонов - лучше бы
нам  такого добра не видеть - только позо-
рят  нашего  Дизю (прямо слеза пробивает)!

   Не лучшим экземпляром оказался Dizzy  8
- тот хоть и  был  сделан  поопрятней,  но
конкурировать мог разве что с  Dizzy  3.5,
на основе которого и был создан. Надо ска-
зать, что с редактированием Дизей  нам  не
везет напрочь. Специальная программа,  вы-
пущенная по этому поводу питерской  фирмой
Welcome, оказалась практически ни  на  что
не способной. (Ну неужели это так  сложно,
а?  Неужели  наши  асы  кодов,   создавшие
столько дем, сколько не снилось всему  За-
паду, не в силах написать простенький,  но
всесильный редактор? Не верю.)

   В нашумевшем мегадемо  Insult  харьков-
ская группа Code Busters  обрадовала  всех
поклонников Диззи известием о начале рабо-
ты над Fantastic Dizzy (одно название  че-
го стоит)! Хотя мне сразу было ясно, что в
том масштабе, в каком эта игра  существует
на PC, на  Спекки  ее  создать  невозможно
(для несведующих скажу, что  если  объеди-
нить все первые 7 Дизей воедино,  получит-
ся один - Fantastic)...

   Другой попыткой  создания  качественной
диззиобразной игры была Dizzy XX. Мне  до-
велось посмотреть ее демо-версию  и  можно
сразу отметить одно  -  это  очень  круто.
Прежде всего, за основу был взят не подна-
доевший Dizzy 3.5, а кардинально  новый  в
плане графики Dizzy 7... Но сказке не суж-
дено было стать былью  (планировалось  вы-
пустить - аж осенью 1996-го, а пока  ниче-
го не слышно)... Грустно все это...

   Сейчас вовсю  обсуждается  екатеринбур-
жский Dizzy New, выпущенный еще в  незапа-
мятные времена. Сам я его пока  не  видел,
но  отзывы  ходят  не  вполне   доброжела-
тельные. Так, в журнале Adventurer #5  го-
ворится, что игра эта, к моему  величайше-
му отчаянию, не блещет грамотностью и  ло-
гикой построения. Ну что ж, c'est la vie.

   Но тут я забежал далеко вперед  и  ото-
шел от темы сей статьи,  так  что  давайте
перенесемся в год эдак 1988.


   Итак, на дворе зимнее утро 88-го, а  мы
рассматриваем картинку на обложке  кассеты
с первой игрой про Диззи.  Называется  она
просто - Dizzy,  а  не  какое-то  страшное
Dizzy Holding, что ей  частенько  приписы-
вают. На картинке изображен Диз,  падающий
вниз по водопаду в какие-то пещеры, а  ря-
дом мы видим его же, запертого в  темнице.
Дальше стоят какие-то два человека,  но  в
игре они не показываются.

   Передо мной лежат фирменные предыстории
почти ко всем играм  про  Диззи.  С  одной
стороны так хочется дать вам их прочитать,
а с другой - их очень много,  причем  каж-
дая занимает по 2 килобайта, не меньше (на
английском, конечно). Так что лучше я  ос-
тавлю их на потом, для следующего номера -
может еще увидимся...

   Вкратце расскажу,  о  чем  говорится  в
предыстории к Диззи 1. Диз бродил по  вол-
шебному лесу, как вдруг наткнулся на таин-
ственную каменную  плиту  (не  надгробную,

надеюсь). Он напряг глаза и разобрал  над-
пись "The Avalwiffovee Potion". Через пол-
часа он понял, что этот напиток был  един-
ственным средством уничтожить  злого-през-
лого визарда, мага,  чародея  и,  наконец,
просто колдуна - Закса.  С  последним  Диз
был явно не в ладах, так что продолжал чи-
тать: "Если замешать в бутылке (это  слово
особенно порадовало Диззи) парик эльфа (?!
-  да-да,  именно  такой  перевод    слова
leprechaun я нашел в  словаре),  молнию  и
перо вампировой утки (!), а  затем  залить
все это варевом тролля -  получится  прек-
расный напиток, который очень  хорошо  вы-
лить как отдельно, так и  в  коктейле,  на
Закса (хорошо  хоть  выпить  не  просят!).
Немного протрезвев после вчерашнего,  Диз-
зи отправился на поиски ингредиентов.

   Рассказывать вам про приключения  Диззи
я не буду, ибо статья посвящена не  совсем
этому, но отмечу, что первый блин комом не
получился и, по-моему, эта игра - одна  из
лучших про Диззи. Интересно вот  еще  что:

некоторые фразы, которые выдает программа,
удивительно похожи на строки из  какого-то
стихотворения, на основе которого  написа-
на игра... Что это за стихотворение  -  не
знаю (может кто подскажет?),  но  то,  что
оно существует, - однозначно. Смотрите са-
ми,  вот  строки:

"There's a green-eyed yellow idol  to  the
North of Katmandu"

"And a broken hearted lady tends the grave
of mad Carew"

"And the yellow God forever gazes down"...

   Да, на выпуске Диззи 1 все не  закончи-
лось. Англичане были просто без ума от но-
винки, а лучшие компьютерные журналы, что-
бы идти в ногу со временем,  сделали  свои
ремиксы. Your  Sinclair  ограничился  лишь
изменением внешнего вида меню, вписав  ту-
да свой телефон, в то время  как  популяр-
ный в Англии журнал  Crash,  с  позволения

авторов, переставил по-своему  предметы  и
изменил суть игры. Получилось нечто новое,
хоть и не столь интересное,  но  напичкан-
ное рекламой CodeMasters и самого Crash'a.

   Следующей работой  братьев  Оливер  был
Treasure Island Dizzy, в  народе  величае-
мый просто Dizzy 2. На кассете видим пира-
та, который сбрасывает Диззи в океан,  ки-
шащий акулами (вспоминаете Bubble Dizzy)?

   Вот какая на  сей  раз  предыстория.  В
один прекрасный день  Диззи  отправился  в
кругосветный круиз на одном из средневеко-
вых  суперлайнеров.  Он  отлично  проводил
время, и все  было  великолепно,  если  не
считать того, что на корабле было многова-
то пиратов.

   Капитан, Длинный Джон Сильвер, был здо-
ровым парнем со внешностью, как у Термина-
тора  под  гидравлическим  прессом.  Един-
ственным его недостатком было  то,  что  в
детстве он потерял одну  ногу,  расставляя



по  дому  капканы.  Впрочем,  это  ему  ни
сколько  не  мешало,  так  как  он   умело
пользовался деревянным костылем.

   Все шло прекрасно, пока однажды Диз  не
решил организовать на корме корабля игру в
крикет. Вместо бит он, по простоте  душев-
ной,  воспользовался  коллекцией  запасных
костылей капитана Сильвера,  а  когда  она
вся улетела  за  борт,  Диззи  пустился  в
пляс на pее.

   Очнулся  он на берегу пустынного остро-
ва, залитого потоками солнечного  света...

   Вот такая вот грустная  история.  Самое
интересное - то, что добравшийся до  бере-
га вплавь Диззи затем  отказывается  проп-
лыть  даже  метр  без  акваланга.  Кстати,
Crash сделал ремикс и для этой части,  ог-
раничив игровое пространство  и  перетасо-
вав предметы. Но перейдем к Fantasy  World
Dizzy (Dizzy 3).

   На картинке Диззи с телескопом в руке и
со шляпой для сафари на голове. Также мож-
но увидеть двух драконов, единорога да за-
мок невдалеке.

   Сюжет  таков:  Диззи и Дэйзи беззаботно
гуляли  по волшебному лесу, собирая волчьи
ягоды.  Вдруг  из крапивы выскочили тролли
короля Ивла, схватили Дэйзи и  уволокли  в
замок королевского шамана Вампа, специали-
зирующегося на коричневой магии и  предпо-
читающего яичницу на завтрак.  Диззи,  как
истинный кавалер, кинулся ей на помощь, но
его быстренько скрутили и отправили в  са-
мый глубокий, мрачный и  загнивающий  под-
вал замка Ивла. Диззи, конечно, был  напу-
ган - ведь он еще не сделал  "домашку"  по
химии! Единственное, что спасло его от са-
мосожжения  на  расположенном   неподалеку
костре - яблоко, которое он припас,  чтобы
подкупить учителя не делать ему экзекуцию.
Только было он собрался  заглотить  фрукт,
как заметил в двух шагах от  себя  тролля,
мечтательно облизывавшегося на его яблоко.



   Ну  как вам триллер? Кого съедят? Диззи
или  Диззи  вместе с яблоком? В любом слу-
чае, найдите игру, если у вас ее нет и вы-
играйте  во что бы то ни стало, как в свое
время  я  и  поступил, о чем ни секунды не
пожалел.

   Magicland Dizzy (Dizzy 4).  На  кассете
Диззи, снова в шляпе для сафари,  пытается
вынуть одной рукой  Экскалибур  из  камня,
держа  в  другой  старинную    лампу    из
мультфильма про  Аладдина.  Чуть  подальше
сидит бард с флейтой и наигрывает  любимую
мелодию из коллекции the Prodigy, а  рядом
с ним - тролль, недовольно  посматривающий
на Диззи.

   Сюжет: злой колдун Закс вернулся,  что-
бы отомстить. Попробовав чудо-элексир Диз-
зи, он три года плевался,  благодаря  чему
Йолкфолк жил в мире и спокойствии. Но  по-
том... Он закинул весь Йолкфолк  в  стран-
ную сказочную страну и наложил на  каждого
какое-то страшное заклятье.  Диззи  должен



освободить шестерых своих друзей, а  затем
расквитаться с Заксом.

   Вот такая короткая история. Правда, пе-
ред тем как ее выпустить, CodeMasters  на-
писали мини-игру Dizzy 3.5  -  рождествен-
ский подарок для читателей Crash'a  (чтобы
уговорить редакторов последнего не  делать
очередной корявый ремикс (шутка!).  "Dizzy
3 and a half. A  Xmas  Special  for  Crash
Readers" вышел в декабрьском номере журна-
ла и представлял из себе вполне  самостоя-
тельный мини-квест, очень эффективно  рек-
ламирующий Magicland Dizzy.

   Теперь  перейду  к  Spellbound    Dizzy
(Dizzy 5). На кассете видим Диззи,  откры-
вающего книгу заклинаний, из которой  фон-
таном сыплются волшебные звездочки. Напро-
тив него сидит эльф (Шамус - эльф?!), да и
Дэйзи видна неподалеку.


   "САМАЯ БОЛЬШАЯ и САМАЯ КРУТАЯ  игра  за
всю историю Dizzy! Больше 100  ПОТРЯСАЮЩИХ
экранов! ПОНЫРЯЙТЕ С АКВАЛАНГОМ!  Прокати-
тесь  на  ВАГОНЕТКЕ  под  землей!  Спасите
ЙОЛКФОЛК! (Братья  Дарлинг,  похоже,  обо-
жают заглавные буквы.)

   У Диззи снова неприятности в его  САМОМ
БОЛЬШОМ и САМОМ КРУТОМ приключении!

   Встретьте давнего дружищу Диза  -  ТЕО,
волшебника с  кучей  МАГИЧЕСКИХ  НАПИТКОВ!
Дози, Дилан, Дора, Дэйзи и Гранд Диззи  (а
почему Дэнзила забыли?!) - ЙОЛКФОЛК - сно-
ва здесь, и они в  КИПЯТКЕ  на  этот  раз!
СПАСИ ИХ СКОРЛУПУ, а то они СВАРЯТСЯ!"

   Да, ну и страсти! Определенно,  реклама
CodeMasters не  для  слабонервных...  Хотя
игра действительно  заслуживает  всяческих
похвал: никогда еще  игровое  пространство
не было таким большим и запутанным, никог-
да еще в игре  не  участвовало  так  много
персонажей, никогда еще не встречалось нам

так много предметов  и,  наконец,  никогда
еще мы не видели таких сложных и, вместе с
тем, логичных задачек.  Особенно  поражает
128-ая версия игры - авторы постарались на
славу! Тут и  дополнительная  анимация  на
каждом шагу, и  отличное  оформление.  Ле-
таем на вагонетке, плаваем с аквалангом  и
ластами (при этом спрайт героя меняется!),
путешествуем по трубопроводу, спускаемся в
ветряную шахту, лопаем фрукты и,  наконец,
улетаем ввысь на летающем змее...  Каково?
Одним словом - настоящий подарок для фана-
тов Дизей!

   Вот что приключилось с нашим героем  на
сей раз: Диз навещал местного колдуна Тео.
Память у последнего периодически отказыва-
ла, и все заклинания он заносил в  увесис-
тую книгу  заклинаний,  которую  хранил  в
своей лаборатории (ах да,  забыл  сказать,
что он на досуге увлекался алхимией)... Но
это еще не все, книга была открыта на ДЕЙ-
СТВИТЕЛЬНО,  ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  ОЧЕНЬ  СИЛЬНОМ
ЗАКЛИНАНИИ (цитирую дословно). Ну  а  Диз,

любивший под вечер прокрасться в лаборато-
рию и побаловаться с  реактивами,  неосто-
рожно  прочел  злополучное  заклятие  и...
заключил Тео и весь Йолкфолк в  придачу  в
подземелье! Ну и единственное, что ему ос-
тавалось - это прочесть заклинание снова и
отправиться вызволять своих друзей  из-под
земли!

   Вот такой вот у нас храбрый малый! Я бы
на его месте был по уши счастлив, что  из-
бавился от Дэйзи раз и навсегда, а он  еще
и спасать ее отправился! "Что  ж  в  Дэйзи
такого отрицательного?" - спросите вы?  Не
спрашивайте, лучше  посмотрите  'Dizzy  6.
Prince of the Yolk Folk'!

   На кассете снова Диз, но в немного нео-
бычной позе: он стоит на одном  колене,  а
король Артур,  восседающий  перед  ним  на
троне в окружении свиты и двух львов, пос-
вящает его в рыцари.



   "Сразитесь   с    Троллем    Роквортом,
встретьте Пушистика Поги, избегайте  Эльфа
Шамуса (Хмм... Вот, оказывается,  кто  был
паромщиком!), верните Короля Артура из его
крестового похода и пробудите Дэйзи от  ее
столетнего сна!"

   Вот какая завязка в игре:  Гранд  Диззи
как-то было очень грустно и тоскливо.  Мо-
жет он просто прикидывался (этим  он  гре-
шил), но Диззи c  Дэйзи  решили  взбодрить
его и испечь для него его  любимый  вишне-
вый торт. Дэйзи  отправилась  на  кухню  -
принести из буфета несколько вишен. Но  их
там не оказалось, и когда  через  час  она
вернулась к нашему герою,  то  заорала  на
него таким истошным голосом, что тот  чуть
не подавился наворованными вишнями!  "Поги
стащил все вишни! - стонала она, - я заме-
тила отпечатки его лап на буфете!"

   Тут ей на глаза попалась чья-то  мохна-
тая лапа, вылезавшая из-под  дивана.  Надо
сказать, что Поги был исполнителем,  в  то

время как план по очистке буфета  разрабо-
тал сам Диз. "Как ты мог!!!" -  вскрикнула
Дэйзи, и Поги, заподозрив  неладное,  вих-
рем вылетел прямо в окно, по направлению к
волшебному лесу.

   Диззи и Дэйзи отправились в лес,  чтобы
поймать Поги и  попутно  собрать  вишенки.
Но, увлекшись поисками, они заблудились  и
обнаружили замок, где они расчитывали най-
ти помощь. Замок же оказался пустым и заб-
рошенным. Пока  они  осматривали  замок  в
поисках Поги, Дэйзи где-то  нашла  волшеб-
ное веретено и умудрилась им уколоться (ох
уж эти женщины!). Как и следовало  ожидать,
ее стало клонить в сон. К счастью, непода-
леку оказалась кровать (а то так  и  спала
бы, бедняжка, на  полу!).  Она  устроилась
поудобнее, а тут подоспел и наш Диз...  Но
было уже поздно: несмотря  на  все  крики,
вопли и завывания нашего героя, его  люби-
мая впала в беспробудную спячку,  которая,
согласно легенде, должна  была  продлиться

никак не меньше 100 лет! "Определенно,  ее
нежная скорлупа столько  не  выдержит!"  -
решил Диз. Но как только в его голове  на-
чал зреть грандиозный план, раздался звук,
похожий на удар грома, и весь  замок  зат-
рясся,  словно  спичечный  коробок.    Это
Тролль Рокворт вступил на порог! Один сви-
репый удар сбил Диззи с ног,  а  следующих
он уже не помнил.

   Фортуна была благосклонна к нему -  оч-
нулся он уже на следующий день, и, с  рас-
калывающейся головой, пошел на  выручку  к
Дэйзи...

   Надо сказать, сюжет был чуточку другой.
(Авторы не упоминали, что именно Диз спла-
нировал ограбление, - они об  этом  просто
промолчали, видимо, не желая портить репу-
тацию своему герою!)

   Следующим  по  порядку  идет    Crystal
Kingdom Dizzy (Диззи в  Хрустальном  Коро-
левстве или Dizzy 7).

   Думаю, не стоит говорить, что эта часть
заметно отличается по графике и оформлению
от всех предыдущих. Диззи, серьезный и на-
ходчивый искатель приключений, на сей  раз
выступает в роли своеобразного спортсмена,
вынужденного скакать из одной части  карты
в другую, перепрыгивая по пути  гусениц  и
улиток. Это, конечно, ему не к лицу...  Но
не столько это  навредило  его  репутации,
сколько    неожиданный    сюрприз       от
CodeMasters: игра продавалась  по  баснос-
ловной цене: 9,99 фунтов  стерлингов  (!!!
Не скоро мы догоним запад!). Это при  том,
что все остальные игры сериала стоили  ни-
как не больше 2,99... То есть при  ухудше-
нии качества (игра попросту превратилась в
аркаду с легкими элементами Puzzle)  авто-
ры захотели компенсировать падение  спроса
на  спектрумовский  софт  всенародной  лю-
бовью к Диззи... Что ж,  как  и  следовало
ожидать, новая игра провалилась  (ее  рей-
тинг в Your Sinclair на 20%  меньше,  чем,
скажем, у Magicland Dizzy).

   Чтобы теперь хоть как-то улучшить  ваше
(да и мое тоже)  настроение,  расскажу  об
аркадных играх с  Диззи  в  главной  роли.
Всего таких набралось 5 штук. По  качеству
и увлекательности они хоть и не могут кон-
курировать  с  квестами,  но  зато  вносят
необходимое разнообразие в приключения чу-
дояйца.

   Лучшим, на мой  взгляд,  представителем
этих игр является Bubble Dizzy. Эта субиг-
ра из Fantastic Dizzy хоть и  не  обладает
замысловатым сюжетом, но очень играбельна.
Что  натворил  наш  Диз,   вы  поймете  из
предыстории к Диззи 2  (см.  выше),  но  в
итоге пираты сбросили его за  борт  шхуны,
на которой он повторял вояж Магеллана. Что
особенно приятно, в игре  очень  добротная
графика, а  вначале  показывают  небольшой
мультик! Так что, как  говорится,  спешите
видеть, ведь, например, в сентябре 1992-го
игра занимала третье  место  в  Англии  по
продажам! А я перейду к следующей по  оче-
реди игре - Dizzy Down the Rapids...

   На мой взгляд, довольно глупая и  скуч-
ная игра, только Диз, как главный ее учас-
тник, спасает положение.  Здесь  создатели
попытались сочетать два своих любимых жан-
ра - квест и  имитатор.  Получился  эдакий
сплав жанров, который можно  охарактеризо-
вать коротко: "Диззи в бочке".

   Среди всех  имитаторов  CodeMasters  не
найти только тренажер по плаванию в бочке.
Не то чтобы наш  герой  решил  последовать
примеру Диогена, просто он опять "влип"  в
историю... Но  не  буду  забегать  вперед,
скажу сначала, что мы видим на кассете.  А
видим мы Диза, сидящего в  бочке,  прибли-
жающейся к водопаду. За ним  вырисовывают-
ся: 1 крокодил, 2 тролля,  2  бегемота  и,
опять же, 1 дракон - полный арсенал.

   А случилось вот что: Диззи с Дейзи, как
всегда, собирали в заколдованном лесу яго-
ды (может это у них хобби  такое!?).  "Что
за крошечные ягоды!" - ворчал Диз,  срывая
карликовую ягодку с куста. "Так мы не  на-

берем мне даже на  пирожок!"  -  продолжал
он, собирая вторую корзину. "А как  насчет
вот этих?" - Дэйзи  указала  на  очередной
кустик. "Да ты  что!"  -  огрызнулся  Диз,
рассматривая очередную ягодку в микроскоп.
Так, шаг за шагом, они и не заметили,  как
забрели вглубь леса. К тому  времени,  как
они достигли речушки под угрожающим назва-
нием Большой  Поток,  они  уже  безнадежно
заблудились.

   Внезапно путники услышали, как хрустну-
ла ветка  у  них  за  спиной...  Это  были
Тролль Рокворт со своей  шайкой.  "Сегодня
мы  подкрепимся  яичницей!"  -   прохрипел
тролль. Быстрый, словно молния,  Диз  сха-
тил Дэйзи за руку и опрометью  бросился  к
реке. "Ха-ха-ха!"  -  рассмеялся  Рокворт,
так как его подручные догоняли  влюбленную
пару. Но у Диззи был, как всегда, план. На
берегу стояли бесхозные бочки с  яблоками.
"Мы спасены!" - воскликнул  он,  а  Дэйзи,
поняла его слишком буквально и уже уплета-
ла во  всю  сочные  тыблоки,  когда  Диззи

столкнул ее вместе с бочкой на  воду.  "Не
догоните!" -  прокричал  Диз  троллям,  но
возлюбленная заглушила  его  пронзительным
криком - перед ними был водопад!

   Вот такие вот  ужасы.  Остается  только
порадоваться, что героям  попался  Большой
Поток, а не Ниагара... Как вы уже  поняли,
играть можно как в одиночку, так и  вдвоем
(что вносит в игру хоть какой-то интерес).

   Теперь перейду к Fast Food. Выпущен  он
был сразу после Dizzy 2 и не блещет ориги-
нальностью (что-то типа современного  Пак-
мэна). На обложке кассеты  снова  Диз,  за
которым гонется повар с  явным  намерением
приготовить омлет. Рядом бегут другие про-
дукты  питания,  которые  имеют,  как   ни
странно, руки, ноги и лица!

   Вот что пишут  братья  Дарлинг  на  сей
раз. "Диззи вернулся!  В  Fast  Food'e  он
должен бегать по  лабиринтам,  лопая  кучу

вкусной и здоровой пищи: цыплят, гамбурге-
ры, пиццу, коктейли и  дpугой  вкуснятины.
Но есть одно "но": остерегайтесь монстров!

   Бонзо.  Он медлительный и тупой, но мо-
жет поймать вас, если вы будете ловить во-
рон. Бонзо зеленый (ох, бедный Бонзо! Неу-
жели плесень?!).

   Визза.  Он быстр, но не слишком сообра-
зителен - убегайте от него и он, возможно,
повернет на перекрестке. Визза у нас  жел-
тый.

   Пиппа.  Она очаровательная и смертонос-
ная: она чертовски умна, но вы  быстрее  и
можете смотаться от нее  пока  не  поздно.
Пиппа сиреневая.

   Фидо (уж не знаю, на какой слог  ударе-
ние). Он чертовски подлый  и  когда-нибудь
догонит вас на перекрестке. Так что погля-
дывайте за ним. Фидо голубого цвета.

   Ну и, конечно, КЕТЧУП, ГОРЧИЦА, ПРИПРА-
ВЫ, ВОЛШЕБНЫЕ БОТИНКИ и тому подобное!"

   Вот такое вкусное описание. Кстати, иг-
ра очень ритмична  и  играбельна,  а  куча
прикольных  мультиков  никого  не  оставит
равнодушным.

   Но по прикольности, на мой взгляд, всех
обошел Kwik  Snax.  Сразу  после  загрузки
счастливые  владельцы  128К-версии  увидят
классный мультик о том,  как  наши  старые
знакомые из Йолкфолка исполняют свой  пос-
ледний хит!  CodeMasters  превзошли  самих
себя! Выступление группы "The  Dizzy  Mob"
("Банда Диззи") надолго  еще  останется  в
моей памяти.

   На обложке показан Диззи, в одной  руке
он держит веревку, в другой  лампу  (непо-
нятно зачем). На заднем плане  возвышается
Закс, а также дракон, преследующий  героя.
В воздухе парят различные продукты питания
(не улавливаете аналогию с Fast Food?).


   Вот какая завязка. Диззи вкупе со  всем
остальным Йолкфолком не на шутку  разозлил
ЗЛОГО ВОЛШЕБНИКА ЗАКСА. Тот, как  принято,
произнес страшное  заклинание  и  забросил
каждого в свойственную ему страну.  ДЭНЗИЛ
всю жизнь стремился быть крутым и  хладно-
кровным - вот и попал в Страну Льда. ДИЛАН
дни и ночи проводил на природе,  засматри-
ваясь на облака. Вот и очутился  в  Стране
Туч. ГРАНД ДИЗЗИ к концу  жизни  все  чаще
впадал в старческий маразм - судьба  заки-
нула его в  страну  кукушек  и  гигантских
плюшевых медведей! (CodeMasters,   видимо,
ориентировались на  детей,  создавая  игры
такого плана.) Ну а о ДЭЙЗИ Закс  особенно
позаботился - он запер ее в  своем  Подзе-
мелье, хорошо охраняемом стражей.

   Самой глупой из аркадных  игр  с  учас-
тием Диззи я считаю "Panic  Dizzy"  -  вот
ее-то я и прихранил напоследок. На  облож-
ке Диззи, бегущий по  фабрике  игрушек,  и
сами игрушки, сыплющиеся  на  его  голову,
словно град. На заднем  плане  сидит  Поги

(они бы еще и Закса нарисовали - лучше  бы
игру раскупали!), но в игре  он  не  учас-
твует (самого Диззи то там почти не видно).

   "ДИЗЗИ на ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ФАБРИКЕ  ИГРУ-
ШЕК! Соберите ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ в ИЗОБРЕТЕ-
НИЕ ГРАНД ДИЗЗИ, чтобы создать НОВЫЕ, ЛУЧ-
ШИЕ ИГРУШКИ! Конвейеры, вакуумные трубы  и
МНОГОЕ другое! ПОТРЯСАЮЩЕ УВЛЕКАТЕЛЬНО!  И
НЕ ПАНИКУЙ, ДИЗЗИ!"

   После  такого  сумасшедшего    описания
очень хочется получше во всем этом  разоб-
раться, и вот что, оказывается, произошло:
"В один прекрасный день ГРАНД ДИЗЗИ закан-
чивал  свою  МАШИНУ  ПО  ИЗГОТОВЛЕНИЮ  ИГ-
РУШЕК. Пока он 3 часа  закручивал  послед-
нюю гайку (старость, понимаете ли,  сказы-
вается), гаечный ключ выскользнул  из  его
рук и упад на пол. Ну и, конечно, ПОВРЕДИЛ
механизм. ДИЗЗИ, ДЭЙЗИ, ДЭНЗИЛ, ДИЛАН, ДО-
ЗИ и ДОРА (главное, чтобы побольше  народу
было - быстрее купят) поспешили на  помощь
ГРАНД ДИЗЗИ. Когда все  кое-как  прилепили

на место, начался самый ответственный этап
- тестирование. ДИЗЗИ занялся  КОНВЕЙЕРОМ,
в то время как остальные поднялись вверх и
начали кидать ему ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ.

   Механизм покряхтел-покряхтел, да и раз-
валился. Собрали снова. Опять  развалился.
Но Бог любит Троицу. Даже  чудо-телепорта-
тор в Диззи 3,5 - и тот  с  третьего  раза
запрыгал. И вот наши  герои  снова  заняли
исходные позиции, решающий момент... РАБО-
ТАЕТ! "Оооо... Ээээ... Аааа!  Помедленнее!
Стойте!!! Слишком быстро!!!"  -  орал  Диз
что есть мочи, но друзья не слышали его  -
слишком   уж    дикий    рев    производил
механизм... Или не хотели  слышать.  Диззи
надрывался что есть мочи, а  тем  временем
заботливые друзья кидали фигуры  все  быс-
трее и быстрее... Он-то не подозревал, что
они просто издеваются над  ним,  проверяя,
какую скорость он сможет выдержать..."

   Ну, все почти так и было, как я  описал
(авторы только скрывают, что друзья нароч-

но кидали фигуры все быстрее  и  быстрее).
Подробно останавливаться на игре не стоит,
так как каждый, наверное,  ее  уже  видел.
Расскажу еще об одной  вещи:  CodeMasters,
как  и  все  порядочные  фирмы,  выпускали
сборники из своих шедевров. Первый  так  и
назывался: Dizzy Collection. В него входи-
ли Dizzy, Treasure Island  Dizzy,  Fantasy
World Dizzy, Magicland Dizzy и Fast  Food.
На обложке  можно  обнаружить  увеличенную
картинку из Magicland  Dizzy,  а  внизу  -
картинки из всех остальных  Дизей,  входя-
щих в коллекцию. Стоил такой сборник  9,99
фунтов стерлингов.

   Второй  сборник    назывался    Dizzy's
Excellent  Adventures.  В  него    входили
Spellbound Dizzy, Prince of the Yolk Folk,
Kwik Snax, Panic Dizzy и  Dizzy  Down  the
Rapids. На обложке увеличенная картинка из
последней игры, а  все  остальные  собраны
внизу, как и в первый раз. Стоило это  чу-
до столько  же,  но  пользовалось  спросом
(третье место по продажам в августе 1992).

   Закругляясь с сериалом про Диззи,  рас-
скажу о том, как изменялся его  рейтинг  в
популярных  западных  журналах.  По-моему,
эти шедевры явно не дооценивались:

 ╔═════════════════════════╤══════════╤═══════════════╤═══════╗
 ║      Название игры      Дата   Your Sinclair Crash ║
 ╟─────────────────────────┼──────────┼───────────────┼───────╢
 ║ Dizzy                   ОКТ 1987 7 (из 10)   78   ║
 ║ Treasure Island Dizzy   МАР 1989 8 (из 10)   87   ║
 ║ Fantasy World Dizzy     ЯНВ 1990     88      94   ║
 ║ Magicland Dizzy         ДЕК 1990     90      93   ║
 ║ Spellbound Dizzy        ЯНВ 1992     90      --   ║
 ║ Prince of the Yolk Folk ИЮЛ 1992     71      --   ║
 ║ Crystal Kingdom Dizzy   ДЕК 1992     70      --   ║
 ╟─────────────────────────┼──────────┼───────────────┼───────╢
 ║ Fast Food               АПР 1989     63      68   ║
 ║ Kwik Snax               ДЕК 1990     92      92   ║
 ║ Panic Dizzy             МАР 1991     49      80   ║
 ║ Bubble Dizzy            ФЕВ 1992     80      --   ║
 ║ Dizzy Down the Rapids   ИЮЛ 1992     65      --   ║
 ╟─────────────────────────┼──────────┼───────────────┼───────╢
 ║ Средний результат       │          │       76      85   ║
 ╚═════════════════════════╧══════════╧═══════════════╧═══════╝

   Как видим, Your Sinclair  более  крити-
чен, хотя Panic'у дал 49 баллов из ста  не
напрасно.  Почему-то  не  понравился   ему
Prince of the Yolk Folk - один  из  лучших
Дизей, на мой взгляд.

   Ну и теперь еще раз подсчитаем, сколько
же всего игр с Диззи вышло на  данный  мо-
мент.

 ╔════╤═════════════════════════════════╗
 ║ 01 Dizzy 1                         ║
 ║ 02 Dizzy 1 Crash Special Edition   ║
 ║ 03 Dizzy 1 YS Special Edition      ║
 ║ 04 Treasure Island Dizzy           ║
 ║ 05 Treasure Island Dizzy (Crash)   ║
 ║ 06 Fantasy World Dizzy             ║
 ║ 07 Dizzy 3... and a half!          ║
 ║ 08 Magicland Dizzy                 ║
 ║ 09 Spellbound Dizzy                ║
 ║ 10 Dizzy, Prince of the Yolk Folk  ║
 ║ 11 Pseudo Dizzy 7 (Dizzy 6.5)      ║
 ║ 12 Crystal Kingdom Dizzy           ║
 ║ 13 Dizzy New                       14 Dizzy 8. Little Joke            ║
 ║ 15 Dizzy X. Journey to Russia      ║
 ║ 16 Dizzy Y. Return to Russia       ║
 ║ 17 Fast Food                       ║
 ║ 18 Kwik Snax                       ║
 ║ 19 Panic Dizzy                     ║
 ║ 20 Bubble Dizzy                    ║
 ║ 21 Dizzy Down the Rapids           ║
 ╚════╧═════════════════════════════════╝

   21! И это не считая незаконченных Dizzy
XX, Dizzy Z и Fantastic  Dizzy.  Спектруму
действительно есть чем и кем гордиться!

   После такого пространного рассказа  про
Диззи, надо все же рассказать, хоть и  ме-
нее  подробно,    об    остальных    играх
CodeMasters. Начну, прежде всего, с Сейму-
ра. Он был призван заменить уже  наскучив-
шего Диззи. Если его яйцеобразный  коллега
живет в средневековом мире с магией,  зам-
ками, волшебниками и сказочными персонажа-
ми, то мир Сея - мир кинобизнеса, денег  и
преступлений,  что,  конечно,  лишает  его

того шарма и той привлекательности,  кото-
рую имел Диз. Кроме того, если Диззи - ге-
рой благородный и честный, а  его  неудачи
вызывают хоть и незначительное, но все  же
сострадание,  то  Сей  скорее  заслуживает
улыбки, чем сочувствия. В его приключениях
нет той романтики, которая присуща играм с
Диззи.

   Современный мир с его проблемами и  ка-
таклизмами не может не  действовать  угне-
тающе, на что я и хочу  обратить  внимание
гейммейкеров, которые в  дальнейшем  могут
пойти по стопам братьев Оливер. Вспомните,
сколько раз Диззи фигурировал в  хит-пара-
дах! А Сеймур ? (Хит-парады,  составленные
на основе продаж новинок на  рынке,  не  в
счет). Хоть  в  одной  стране  создавались
клубы любителей Сея? А издавались ли  кни-
ги, посвященные ему? А много ли вы  видели
новелл про него? Нет? Но ведь по графике и
музыке он не уступает лучшим Дизям!  Я  не
говорю,  что  средневековая  обстановка  с
замками и магией -  наилучшее,  что  можно

придумать для игры такого жанра. Приключе-
ния в Египте на развалинах древней цивили-
зации, поиски сокровищ в Эльдорадо, иссле-
дования на Бермудах - мало ли  о  чем  еще
можно написать игру!

   Итак, всего мне известно о шести Сейму-
рах :

1. Seymour 1. Take One
2. Seymour 2. At the Movies
3. Seymour 3. Wild West Adventures
4. Stuntman Seymour
5. Sergeant Seymour Robotcop
6. Super Seymour Saves the Planet

   Вообще слово 'Super' кодмастерсы  очень
любили: в названиях их игр я его  встретил
аж 11 раз! Первые 3 игры построены по  об-
разу и подобию Диззи, в то время  как  ос-
тальные - аркадные  приключения  героя.  В
Stuntman'e   становится   каскадером,    в
Robotcop'e  -  полицейским,  а   в   Super
Seymour'e спасителем Земли.


   Популярность диззиобразных игр приводи-
ла к появлению все новых и новых  подарков
их фанатам. Одним из них  стали  приключе-
ния мышонка Мари в Murray Mouse Super Cop.
Суперполицейский вступает  в  неравноправ-
ную борьбу с мышиной мафией,  засевшей  на
Сырной Луне.  Не  правда  ли,  что-то  но-
венькое?

   Несомненно,  большим   открытием    для
CodeMasters стал программист и художник по
совместительству Мартин Хартли. Он был  не
только автором таких художеств как "Tarzan
Goes Ape!" и "Big Nose", но и большим ори-
гиналом: для того,  чтобы  войти  в  режим
Pause в первой, надо  одновременно  нажать
клавиши STOP... Со  второй  будет  немного
посложнее:  A,S,D,F,R,T,Y,CS...

   У  меня,  по  крайней  мере,   название
CodeMasters  ассоциируется  с  бесконечной
чередой Дизей и Сеймуров. Но не ими едины-
ми жива эта фиpма.  СodeMasters  позаботи-
лась и о других жанрах: гонках,  puzzl'ах,

менеджерах, аркадах и, конечно же,  имита-
торах. Так как спортивные игры я не  очень
уважаю, то их я обойду стороной. И  в  са-
мом деле, что  интересного  можно  сказать
про  какой-нибудь   International    Rugby
Simulator?

   Следует, однако, немного рассказать про
pinball'ы, созданные  этой  фирмой.  Сразу
оговорюсь, что ни о каком другом  пинболе,
кроме как кодмастеровском я не слышал, так
что еще раз спасибо братьям Дарлинг!

   Я  знаком  только  с  Advanced  Pinball
Simulator'ом и Soccer  Pinball'ом.  Второй
сделан не очень симпатично, в то время как
первый заслуживает высшей  оценки.  Прежде
всего, он обладает  великолепным  оформле-
нием,  графикой,  а  также  хорошей  игра-
бельностью. Но не это самое главное.  Важ-
но то, что игра сочетает обычный пинбол  с
сюжетом, основанным на магии! И  фирма  не
прогадала: идея полностью себя  оправдала.

Игроку не просто требуется отбивать шарик,
но и стараться при этом выполнить  опреде-
ленные задания: собрать книгу  заклинаний,
произнести заклятье, уничтожить замок зло-
го колдуна и восстановить деревню Сигам (в
Диззи 1 играли?). Только выполнив эти  за-
дания можно с  чистой  совестью  пробиться
через заколдованный  лес  и  добраться  до
кратера вулкана - жилища колдуна. Не прав-
да ли, увлекательно для пинбола?!

   Отдельного внимания  заслуживают  гонки
от CodeMasters. И  в  этой  области  фирме
сложно подобрать конкурента.  Помимо  кучи
разных велосипедных имитаторов она  созда-
ла неплохую коллекцию мотоциклетных  гонок
(750cc Grand Prix, Super Bike  Trans  Am),
но особенно ее занимали состязания на  го-
ночных машинах (Twin  Turbo  V8,   Italian
Super Car,  Rally  Cross,  American  Turbo
King и др.) В "Итальянской супер  машине",
например, авторы преклонялись  перед  изя-
ществом Lamborghini, устроив на  ней  нас-
тоящее ралли  по  чащам  и  заминированным

пустыням. Тоже, кстати, оригинально.  Хотя
были попытки создания гонок  с  возможнос-
тью выбора транспортного средства на  свой
вкус (Paris Dakar), но,  по-моему,  ни  во
что хорошее это не вылилось.

   Сама  "Paris  Dakar"  очень  напоминает
"750 cc" - так же  скучна  и  однообразна.
Даже приборные панели в них одинаковы.  На
мой взгляд, один Chase H.Q.  (Ocean)  зат-
кнет за пояс все кодмастеровские гонки, но
это лишь мое, как говорится,  сугубо  лич-
ное мнение.

   Были у CodeMasters и авиастрелялки (Mig
29  Fighter,  Arcade  Flight    Simulator,
Tornado ECR), но конкурировать с  работами
других фирм они, конечно, не могли  -  ка-
чество не то. Хотя,  конечно,  графика  во
всех кодмастеровских играх - высший класс,
этого я не отрицаю, но  каждый,  по-моему,
должен заниматься своим делом.  У  Ocean'a
лучше всего выходят аркады, у Microprose -
авиаимитаторы, а CodeMasters'ам так и  хо-

чется оставить след в каждом жанре.  И  их
логические игры - тому подтверждение.

   Надо сказать, что с puzzl'ами у  обсуж-
даемой  нами  фирмы  всегда  был  порядок.
Panic Dizzy, Capitan Dynamo, Steg, Tilt  -
попробуйте найти близкий аналог  к  каждой
из этих игрушек. Не уверен, что это у  вас
получится. Создатели не стремились переди-
рать уже знакомые всем  идеи  и  создавать
очередной тетрис или ксоникс  (надеюсь,  у
нас тоже скоро  настанут  такие  времена).
Идей у братьев Дарлинг было много, и  свой
вклад в создание логических игр они внесли.

   Не забывали они, впрочем, и про  косми-
ческие  леталки    (3D    Star    Fighter,
Transmuter). Последняя игра была  на  ред-
кость удачной, но, видимо, пользовалась не
таким большим спросом,  как,  скажем,  Sky
High Stuntman... Шучу, шучу. Эти каскадер-
ские  игры  (Sky  High  Stuntman,    Super
Stuntman,  Italian  Super  Car,   American
Turbo King) лично меня просто  раздражают.



Почему  нельзя  было  сделать  нормальную,
спокойную  гонку  типа  Spy  Hunter  (U.S.
Gold)?  Почему  я  должен  каждую  секунду
объезжать какие-то нагромождения  из  кам-
ней невиданной величины, кактусы  и  мины?
Нелогично все это, нелогично.

   Приятным исключением является Operation
Gunship - одна из немногих  игр,  где  вам
поручено  управлять   вертолетом.    Очень
приятная графика и хороший кодинг,  по-ви-
димому, не принес хорошего дохода - подоб-
ных игр больше не выходило, как ни  жалко.
Хотя нет, был еще KGB Super  Spy,  но  тот
был совсем из другой оперы - ничего  обще-
го с Operation Gunship не имел, да и зада-
ча была в нем поважнее  -  спасти  мир  от
третьей мировой!

   В стремлении создать имитаторы абсолют-
но  всего,  что  только  есть  на   свете,
CodeMasters не знает себе равных. И вот на
свет появляется  Super  Tank  Simulator  -
имитатор...  танка...  Да,   такая   затея
просто обязана была провалиться, что она и
сделала. Что ни говори, танки так не  ими-
тируют! То ли дело Battle Command!

   На закате своей деятельности на  Спекки
фирма не пренебрегает даже драками! В 1991
году выходит Wrestling Super Stars,  кото-
рый приглянется всем фанатам Wrestlemania.
Игра, едва уступающая  ocean'овскому  мон-
стру, занимает значительно  меньше  места!
Браво, CodeMasters!

   Неважно, на мой взгляд, у фирмы выходи-
ли аркады. Самое интересное,  что  все  ее
игры, которые я помню, хоть и обладали ве-
ликолепной картинкой (прямо-таки  визитная
карточка  Code Masters!), но  подзагружае-
мых уровней не имели. А без этого  хороших
результатов добиться очень сложно  (Ocean,
лидер в области аркад, это осознал сразу).
Вот и выходили у  фирмы  маленькие  кривые
стрелялки, не выдерживавшие никакой крити-
ки (Super Dragon Slayer и др.)

   Большим промахом, на мой  взгляд,  была
попытка создания тира (Bronx Street  Cop).
Авторы решили продолжить славную  традицию
Operation    Wolf    (Ocean),    Operation
Thunderbolt (Ocean), YS Capers (YS) и  др.
Из этого вышло  нечто  типа  "снайперских"
подыгр в Super Tank Simulator'е - скучно и
бестолково. Водить по  экрану  прицелом  -
это скорее участь  приставок,  чем  персо-
нальных компьютеров!

   Следует отметить, что  фирме  удавались
неплохие  менеджеры:  Rock  Star  Ate   My
Hamster, 1st Devision Manager. В них удач-
но сочеталось хорошее оформление  с  инте-
ресной идеей. 1st Devision, на мой взгляд,
одна из лучших игр в своей  области.  Луч-
шее подтверждение качества сего  менеджера
- то, что в январе 1993 он занимал четвер-
тое место по продажам.

   Интересна попытка создания фирмой  вик-
торины. Pub Trivia, которую я имею  ввиду,
опять же имела приятный дизайн, графику  и

т.п. Было  даже  несколько  подзагружаемых
блоков вопросов на выбор, но, к сожалению,
сами загадки были созданы явно не для  та-
ких стран, как  Россия.  На  вопросы  типа
"Какая столица у штата Огайо?" или "С  ка-
ким видом спорта у вас  ассоциируется  тот
или иной диктор?" ответить могут лишь  ан-
гличане да американцы, да и то не все. Хо-
тя... Почему бы нашим хакерам  не  создать
свою версию на базе  английской?  Вопросы,
конечно,  должны  быть  на  русском  и   в
большинстве своем  придуманы  заново...  А
что? По-моему, вполне посильная задача да-
же для начинающего хакера.

   Теперь о явных промахах. Тема магии,  к
сожалению, не всегда помогала  фирме  соз-
дать очередной шедевр. Посмотрите,  напри-
мер, на Wizard Willy. Комментировать я эту
программу не хочу, так как просто  не  хо-
чется тратить на нее время.

   Другой  ужас  -  Super  Bike  Trans  Am
(1989). Я не хочу отрицать, что игра полу-

чилась на редкость играбельной, но вектор-
ные кактусы, елочки из треугольников,  до-
ма в лучшем стиле 3D Tankduel...  Смотреть
на  это  мы  привыкли  в  Elite  (Firebird
1985(!), но не в гонках  же!  А  почему  я
должен догадаться,  что  линия  шириной  в
один пиксел, лежащая посреди дороги -  это
яма?! Хотя, возможно, именно  из-за  прос-
той  "проволочной"  графики  свет  увидела
столь ритмичная игра...  Другой  не  менее
противный жучок: если с самого начала и до
финиша держать две клавиши: вперед и  пры-
жок, то уже через 10 минут  вы  не  только
пройдете всю игру ни разу  не  упав  и  не
врезавшись в другого  мотоциклиста,  но  и
сделаете это чуть ли не быстрее, чем  если
бы вы проходили все этапы по-честному.

   Еще один позор -  Rally  Cross  (1989).
Эта игра дошла до  России  совсем  недавно
(надо сказать, сейчас уже почти весь  нор-
мальный софт в Россию поступил, и  остает-
ся один мусор), и каждый сможет найти ее у
себя  на  рынке   и    познать    качество

CodeMasters.  Итак,  перед  нами  типичные
состязания на гоночных  машинах.  Что  это
именно машины мы понимаем  по  картинке  и
оформлению меню, но никак не из игры. Пом-
ните игрушку  Super  Cars  (Gremlin)?  Так
вот, уберите из нее  музыку  (хотя  потеря
невелика), магазин, хорошую графику...  То
что останется и есть Rally Cross.

   Проблема некачественного софта,  безус-
ловно, вдвойне неприятна для каждой фирмы.
Ведь плохие программы не  только  не  оку-
паются, но и вредят ее имиджу. Неудачной я
считаю аркаду Super Dragon Slayer, еще ху-
же (практически на уровне середины восьми-
десятых) сделана  игра  про  Сея  Stuntman
Seymour, выпущенная, правда, уже в  начале
девяностых.

   Но под конец опять поговорю о  приятном
- тех квестах, которые я еще  не  рассмот-
рел. Начну я с Bride of Frankenstein и  ее
продолжения - Frankenstein  Jnr.  Обе  эти
игры довольно наворочены и похожи друг  на

дружку как  две  капли  воды.  В  'Невесте
Франкенштейна' вам предстоит побродить  по
кладбищам, пораскапывать могилы, повзламы-
вать гробы и,  в  итоге,  оживить  Френки,
либо его сынка (выглядят они похоже).

   Ну а самим  младшим  Франкенштейном  мы
командуем в  'Frankenstein  Jnr.'.  Фабула
игры та же - бегай себе по замку, открывай
двери... Да и сам лабиринт знаком  до  не-
приличия. Надеюсь, они хоть чем-то отлича-
ются... Приятный квест для 1987 года, хотя
довольно сложный и надоедливый. А монстры!
Как прижмет  какой-нибудь  к  стенке  -  и
все, не вылезешь.

   Хотя самой сложной и самой  невыносимой
кодмастеровской  игрой  я  считаю    Blade
Warrior... Это ж надо было  сделать  такую
замечательную игру такой сложной!  Даже  с
бесконечными жизнями и временем,  а  также
подробным описанием вы вряд ли ее  пройде-
те... А какая графика! Вот и говори потом,
что Invulnerability портит игру...

   Аналогичная ситуация с Death Stalkerом.
Это навороченный квест со множеством пред-
метов, секретов и ловушек. Если вы  любите
бродить  по  сырым  мрачным    подземельям
(Switch Blade (Gremlin), то вам надо  при-
готовиться, что поход будет не из легких и
уж конечно с первого раза вы до финиша  не
дойдете, даже если прочитаете  всю  объем-
ную встроенную инструкцию.

   Тем, кому "не  позубам"  столь  сложные
квесты, советую  посмотреть  Little  Puff.
Графика в нем на порядок добротней,  да  и
ловушек поменьше. Литл Паф - одна из  нем-
ногих игр, где нам предстоит  выступить  в
роли дракончика. Хоть Паф,  как  видно  из
названия, и "литл", но  задача  перед  ним
стоит, что называется,  "биг".  Собрать  4
части потерянного пропуска и найти  дорогу
домой - это только звучит  просто.  Но  на
все это вполне хватает одной жизни (вот бы
во всех играх так!)

   Очень вас обрадует Slightly Magic,  ес-
ли вы его до сих пор не видели. Этот квест
по всем параметрам не уступает Диззи, а по
анимации вообще не знает себе равных.  Так
бы он и попал на первые строчки  хит-пара-
дов вместо Дизей, если бы не меньшее коли-
чество головоломок,  не  увеличение  числа
аркадных элементов, препятствий, через ко-
торые нужно перепрыгивать,  врагов  и  так
далее. Как обычно, в  игре  вам  предстоит
иметь дело с магией и замками, против  че-
го лично я ничего не имею, скорее наоборот

   Неплохие квесты созданы про всем извес-
тного  Робина  Гуда  (Super  Robin   Hood,
Amazing Adventures of Robin Hood). Эти две
игры очень похожи по смыслу. В первой  на-
до собирать сердечки, во второй - сокрови-
ща. Всюду придется прыгать по  мостикам  и
пускать стрелы во вражеских лучников.  Вот
насчет целей я не уверен: в Super  Robin'e
нужно освободить лэди Мериан, а  про  вто-
рую мне ничего не известно - очень уж  она
сложна  и  надоедоедлива  (после    часика

игры). Хотя Super Robin'a я прошел,  изве-
дя на него уйму времени, так что, как  го-
ворится, есть чем гордиться.

   Прекрасно сделан Spike in Transylvania.
Тут фирме удалось  реализовать  качествен-
ную цветную трехмерную (!) графику в  диз-
зиобразной игре. За многообещающим  назва-
нием (Трансильвания: сразу на ум  приходит
любимец публики граф  Дракула)  скрывается
лишь блуждание по средневековым  замкам  с
целью освобождения друзей-повстанцев.  Тут
тоже не обошлось без  магии,  хотя  она  и
отошла на второй план.

   Grell and Fella - одна из  лучших  код-
мастеровских аркадных игр. На мой  взгляд,
никогда еще фирма не показывала такой уро-
вень графики (в этом плане игра, возможно,
уступает только Myth'у)... Полсотни  уров-
ней, десятки  видов  врагов,  разнообразие
задач  и  пейзажей,  великолепная  цветная
графика, магазин на каждом уровне с десят-
ками видов оружия самого широкого  спектра

применения, отличная  музыка  и  не  менее
удачное оформление - вот что вас ожидает в
очередном бестселлере CodeMasters.

   Подводя итог вышесказанному, хочу  ска-
зать, что эта английская фирма внесла нео-
ценимый вклад в  развитие  Спекки.  И  кто
знает, не было бы ее - возможно,  Спектрум
в России бы уже умер: без Дизей  и  Сейму-
ров, Слайтли Меджика  и  Капитана  Динамо,
Спайка и Литл Пафа...

   Ну и, в заключение, хочу привести  спи-
сок  всех  известных  мне  кодмастеровских
игр. Если даже это не все, то я сделал все
что мог, составляя его по кусочкам на  ос-
нове разных источников. Надеюсь, что чита-
тель тоже приложит свои усилия к  созданию
полной и подробной софтографии...

╔══════════════════════════════════════════════════════════════╗
║                   Софтография CodeMasters                    ║
╠═════╦══════════════════════════════════╦══════╦════╦════╦════╣
║номерназвание             год  СR YS SN ║
╠═════╬══════════════════════════════════╬══════╬════╬════╬════╣
║ 001 1st Division Manager             1991 86 56 87 ║
║ 002 3D Star Fighter                  ║    ║
║ 003 750cc Grand Prix                 1991 49 ║
║ 004 Advanced Pinball Simulator       1990 7/1081 ║
║ 005 Amazing Adventures of Robin Hood 1993 94 ║
║ 006 American Turbo King              1990 44 ║
║ 007 Arcade Flight Simulator          1989 64 76 67 ║
║ 008 ATV (All Terrain Vehicle)        ║    ║
║                            Simulator 1987 66 8/10║    ║
║ 009 ATV (All Terrain Vehicle)        ║    ║
║                          Simulator 2 ║    ║
║ 010 Big Foot                         1989 47 5/1057 ║
║ 011 Big Nose in the USA              1992 80 60 ║
║ 012 Billy the Kid                    1989 76 ║    ║
║ 013 Blade Warrior                    1989 4/1069 ║
║ 014 BMX Freestyle                    ║
║            (Freestyle BMX Simulator) 1989 76 4/1027 ║
║ 015 BMX Simulator                    1987 63 7/10║    ║
║ 016 BMX Simulator 2                  1989 42 74 ║    ║
017 Bounty Hunter, The               1989 ║    ║ 76 ║    ║
║ 018 Brain Ache                       1989 29 5/10║    ║
║ 019 Bride of Frankenstein            ║    ║    ║ 56 ║
║ 020 Bronx Street Cop                 1991 ║    ║ 89 38 ║
║ 021 Bubble Dizzy                     1991 ║    ║ 80 90 ║
║ 022 Bump, Set, Spike                 ║    ║    ║    ║
║ 023 Captain Dynamo                   1992 ║    ║ 88 81 ║
║ 024 CD Games Pack                    1990 ║    ║    ║    ║
║ 025 Columbus Jumbo Elephant Fujitive 1993 ║    ║    ║    ║
║ 026 Columbus Jumbo in the USA        1991 91 81 ║    ║
║ 027 Columbus Jumbo's Elephant Antics 1991 81 85 67 ║
║ 028 Death Stalker                    1988 ║    ║    ║    ║
║ 029 Dizzy 1                          1987 78 7/1082 ║
║ 030 Dizzy 2: Treasure Island         1989 87 8/1078 ║
║ 031 Dizzy 3: Fantasy World           1989 94 88 85 ║
║ 032 Dizzy 3 and a Half               1990 ║    ║    ║    ║
║ 033 Dizzy 4: Magicland               1990 93 90 91 ║
║ 034 Dizzy 5: Spellbound              1992 ║    ║ 90 99 ║
║ 035 Dizzy 6: Prince of the YolkFolk  1992 ║    ║ 71 98 ║
║ 036 Dizzy 7: Crystal Kingdom         1992 ║    ║ 70 82 ║
║ 037 Dizzy Collection                 1991 90 ║    ║    ║
║ 038 Dizzy Down the Rapids            1992 ║    ║ 65 43 ║
║ 039 Dizzy's Excellent Adventures     ║      ║    ║    ║    ║
║     ║ Fast Food                        1989 68 63 75 040 Four Soccer Simulators:          ║      ║    ║    ║    ║
║     ║                 11-a-Side Soccer ║      ║    ║    ║    ║
║ 041 Four Soccer Simulators:          ║      ║    ║    ║    ║
║     ║                    Indoor Soccer ║      ║    ║    ║    ║
║ 042 Four Soccer Simulators:          ║      ║    ║    ║    ║
║     ║                    Soccer Skills ║      ║    ║    ║    ║
║ 043 Four Soccer Simulators:          ║      ║    ║    ║    ║
║ 044                    Street Soccer ║      ║    ║    ║    ║
║ 045 Frankenstein Jnr.                1987 ║    ║    ║ 56 ║
║ 046 Fruit Machine Simulator          1987 78 ║    ║    ║
║ 047 Fruit Machine Simulator 2        1990 40 ║    ║    ║
║ 048 Ghost Hunters                    ║      ║    ║    ║    ║
║ 049 Grand Prix Simulator 1           ║      ║    ║    ║    ║
║ 050 Grand Prix Simulator 2           ║      ║    ║    ║    ║
║ 051 Grell and Falla                  ║      ║    ║    ║ 97 ║
║ 052 International Rugby Simulator    ║      ║    ║    ║    ║
║ 053 Italian Super Car                ║      ║    ║    ║ 48 ║
║ 054 Jet Bike Simulator               ║      ║    ║    ║    ║
║ 055 KGB Super Spy                    1989 ║    ║    ║    ║
║ 056 Kwik Snax                        1990 92 92 94 ║
║ 057 Little Puff                      1989 ║    ║    ║ 88 ║
║ 058 Mig-29 Fighter                   1989 ║    ║    ║    ║
║ 059 Miami Chase                      ║      ║    ║    ║    ║
║ 060 Mission Jupiter                  ║      ║    ║    ║    ║
061 Monte Carlo Casino               ║      ║    ║    ║    ║
║ 062 Motocross Simulator              ║      ║    ║    ║    ║
║ 063 Mountain Bike Simulator          1989 ║    ║    ║ 88 ║
║ 064 Murray Mouse Super Cop           1990 ║    ║    ║ 90 ║
║ 065 Ninja Massacre                   1989 ║    ║    ║    ║
║ 066 Operation Gunship                1988 ║    ║    ║ 88 ║
║ 067 Panic Dizzy                      1991 80 49 45 ║
║ 068 Paris to Dakar                   1991 ║    ║    ║ 47 ║
║ 069 Power Boat Simulator             1989 ║    ║    ║    ║
║ 070 Pro BMX Simulator                ║      ║    ║    ║    ║
║ 071 Pro Boxing Simulator             1990 ║    ║    ║    ║
║ 072 Pro Golf Simulator               ║      ║    ║    ║    ║
║ 073 Pro Golf Simulator 2             ║      ║    ║    ║    ║
║ 074 Pro Power Boat Simulator         ║      ║    ║    ║    ║
║ 075 Pro Skateboard Simulator         1990 ║    ║    ║    ║
║ 076 Pro Ski Simulator                ║      ║    ║    ║    ║
║ 077 Pro Tennis Simulator             ║      ║    ║    ║    ║
║ 078 Pub Trivia                       1989 ║    ║    ║    ║
║ 079 Race Against Time, The           ║      ║    ║    ║    ║
║ 080 Rally Cross                      1989 ║    ║    ║ 21 ║
║ 081 Rock Star Ate My Hamster         ║      ║    ║    ║    ║
║ 082 S.A.S. Combat Simulator          1988 ║    ║    ║    ║
║ 083 Sergeant Seymour Robotcop        1992 ║    ║    ║ 92 ║
║ 084 Seymour 1: Take One!             ║      ║    ║    ║ 82 085 Seymour 2: At the Movies         ║      ║    ║    ║ 94 ║
║ 086 Seymour 3: Wild West             ║      ║    ║    ║ 93 ║
║ 087 Sky High Stuntman                ║      ║    ║    ║ 36 ║
║ 088 Slightly Magic                   1990 ║    ║    ║ 96 ║
║ 089 Soccer Pinball                   1991 ║    ║    ║ 53 ║
║ 090 Spike in Transylvania            1991 ║    ║    ║ 90 ║
║ 091 Sport Aid                        1988 ║    ║    ║    ║
║ 092 Steg the Slug                    ║      ║    ║    ║ 83 ║
║ 093 Stuntman Seymour                 ║      ║    ║    ║ 43 ║
║ 094 Super Bike Trans Am              1989 ║    ║    ║ 75 ║
║ 095 Super Dragon Slayer              1989 ║    ║    ║ 46 ║
║ 096 Super Hero                       1988 ║    ║    ║    ║
║ 097 Super Robin Hood                 1989 ║    ║    ║ 72 ║
║ 098 Super Seymour Saves the Planet   ║      ║    ║    ║ 86 ║
║ 099 Super Stuntman                   ║      ║    ║    ║ 45 ║
║ 100 Super Tank Simulator             1989 ║    ║    ║ 40 ║
║ 101 Tarzan Goes Ape!                 1991 ║    ║    ║ 35 ║
║ 102 Terra Cognita                    1986 ║    ║    ║    ║
║ 103 Terrometer                       1987 ║    ║    ║ 56 ║
║ 104 Tilt                             1990 ║    ║    ║ 46 ║
║ 105 Tornado ECR                      ║      ║    ║    ║ 58 ║
║ 106 Transmuter                       1986 ║    ║    ║ 85 ║
║ 107 Twin Turbo V8                    1989 ║    ║    ║ 80 ║
║ 108 Vampire!                         1984 ║    ║    ║    ║
109 Wacky Darts                      ║      ║    ║    ║ 35 ║
║ 110 White Heat                       1986 ║    ║    ║    ║
║ 111 Wizard Willy                     ║      ║    ║    ║ 21 ║
║ 112 Wrestling Super Stars            1991 ║    ║    ║ 90 ║
╠═════╩══════════════════════════════════╩══════╩════╩════╩════╣
║               CR - Crash, YS - Your Sinclair,                ║
║            SN - во сколько бы я оценил эту игру              ║
╚══════════════════════════════════════════════════════════════╝

   Ну вот и все! Спасибо за внимание.

                В статье использованы
                материалы из журнала
                       Emulate!

                 ■   ■   ■




Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Дебют - игра Deep Strike.
Fun Top'98 - Официальная информация о проведении фестиваля v1.0.
scene news - новости zx сцены.

В этот день...   17 ноября