Spectrofon #17
01 февраля 1996
  Игры  
  Письма  

С миру по биту - Вячеслав Меднаногов отвечает на письма читалетелей по игре НЛО - Враг Неизвестен.

<b>С миру по биту</b> - Вячеслав Меднаногов отвечает на письма читалетелей по игре НЛО - Враг Неизвестен.
╔══════╦═──────────────═╦══════╗
│ ───══│ С МИРУ ПО БИТУ │══─── │
╚══════╩═──────────────═╩══════╝

   Поздравляем  всех наших читателей с Но-
вым Годом! Желаем вам всего самого наилуч-
шего.  А теперь ваши письма, дорогие друз-
ья!

ВЯЧЕСЛАВ МЕДНОНОГОВ (г. С.-Петербург):

   С удовольствием читаю все выпуски ваше-
го  журнала  и  просто  не мог пройти мимо
представившейся   возможности  рассказать,
что  я  думаю  по поводу своей собственной
игры  (имеется  в виду "НЛО. Враг неизвес-
тен."):

1.  Почему была выбрана аркада, а не стра-
тегия?

а) Cамое главное - я старался сделать игру
для   всех,   а   подавляющее  большинство
пользователей еще не было готово к серьез-
ной    тактической   игре.   Если   читать
"Спектрофон"  и "ZX-Ревю", можно, конечно,
подумать, что все вокруг повально увлечены
стратегическими  и адвентюрными игpами, но
мой   опыт  показывает,  что  число  таких
пользователей  не  превышает 5-10% (просто
они  более  активные читатели). Ориентиро-
ваться  только  на  них  было бы не умно с
коммерческой точки зрения.

б)  Мне неприятно было бы полностью "пере-
дирать"  "UFO.  Enemy unknown" ,  хотелось
внести как можно больше своего.

в)  Я  хотел  доказать  себе и другим, что
возможности "Спектрума" далеко не исчерпа-
ны  и  он  способен воспроизводить сложные
динамические сцены. Мало кто представляет,
насколько трудно было добиться правильного
перекрытия  изображений  героев и спрайтов
ландшафта именно в динамике. Тем не менее,
по моим оценкам, возможно делать даже игры
типа  "DOOM"  с весьма приличной скоростью
смены кадров.
   2. Почему именно "НЛО..."

а) Мне понравилась эта игра на IBM.

б)   Достаточно  трудно  придумать  самому
очень интересный сюжет в разумные сроки.

в) Эту игру я прошел до конца и у меня по-
явилась  готовая графика для "Энциклопедии
уфолога".

   3. Выгодно ли писать игры?

   Да. Особенно, если защита держится хотя
бы два-три месяца (о том, как была защище-
на "НЛО..." я еще в апреле послал письмо в
"ZX-Ревю":  сектора  с  номерами #F5, #F6,
#F7; физическая порча треков с перезаписью
и   т.д.),   и   если   наиболее   крупные
распространители  ПО  -  очень  порядочные
фирмы (как LOGROS и WELCOME в Петербурге).



  4.  Что  представляет  из себя авторская
версия?

   Об этом написано в описании - два диска
со  вкладышем, один диск испорчен физичес-
ки.  Последней  и  окончательной  является
версия  1.04,  которую  легко  отличить по
следующим  признакам:  после  отгрузки (на
диск  игра продолжается, а не сбрасываеся,
стоимость базы - 30000$, зарплаты ученых и
инженеров  - 18000$ и 14000$ и др. Исправ-
лены  все ошибки предыдущих версий (напри-
мер,  "Мститель"  стал действительно самым
мощным  истребителем),  достаточно  сильно
изменена и усложнена сюжетная линия. Имею-
щая хождение в Москве (а значит и в Росси-
и)  версия 1.05 (Маx Ivamoto & Андрей Иса-
ев)  является ничем иным, как взломанной в
Питере  неизвестным (но очень талантливым)
хакером  версией  1.02, а "софтстаровская"
1.04, похоже, действительно 1.04, но очень
неумело вскрытая (я не имею к ней никакого
отношения).

   5. Что следующее?

Конечно  же  продолжение - "НЛО-2. Дьяволы
бездны".

   Прошло несколько лет после того, как Вы
остановили  нашествие пришельцев и разгро-
мили их на Марсе. Однако, как позднее ока-
залось, в последний момент супермозг успел
послать на Землю сигнал, который активизи-
ровал подводные капсулы с зародышами иноп-
ланетян.  За несколько десятков лет появи-
лось  новое  поколение пришельцев. Им уда-
лось создать под водой много баз и поселе-
ний.  Затем они стали нападать на острова,
порты  и  корабли.  С этого момента в дело
вновь  вступает всемирная организация уфо-
логов.

   6.  Что  нового  будет  в "НЛО-2..." по
сравнению с первой частью?

   Как    и    оригинальная   игра   фирмы
"MICROPROSE",  это  будет  полномасштабная
тактическая  игра.  Однако не думаю, что с
ней  будет  трудно разобраться - концепция
управления  взята  из  "НЛО. Враг неизвес-
тен",  а в описании будет все разжевано до
мелочей. На каждом этапе вы будете показы-
вать своим солдатам (а их будет у вас мно-
го),  что  надо  делать - атаковать, стре-
лять, отступать и т.д. Затем ход передает-
ся  инопланетянам  (вы  будете видеть, что
они  делают,  если пришельцы в поле зрения
ваших  солдат). Потом снова ваш ход, и так
до  полной победы одной из сторон. Кстати,
поражение  в бою - еще не проигрыш: солдат
можно нанять, истребитель - купить.

   Можно  будет  одновременно  видеть  два
этажа  и  стрелять  сверху  вниз  и  снизу
вверх.

   Будет много типов оружия, причем самого
разного.



   Будет  реализован  режим реальной види-
мости:  сначала  все игровое поле темное -
вы не знаете, где что. По мере продвижения
ваших  солдат  зона  обзора будет увеличи-
ваться,  однако инопланетяне не спят и го-
товят  вам коварные сюрпризы. А этих иноп-
ланетян  будет  столько...  Хотя вам может
попасться  корабль  с  одним  пришельцем).
Впрочем, сами все узнаете.

   Работа  с  меню будет носить более при-
вычный  для  большинства  игроков характер
(т.е. достаточно будет просто указать нуж-
ный пункт стрелкой и нажать FIRE).

   Режим  работы  с  картой будет упрощен,
как  ненужный атавизм, зато, скорее всего,
будет аркадная вставка боя с НЛО в полете.
Внесена  возможность  сохранения  игры  во
время боя.




   7. Бусыгину Андрею из г.Пермь:

   Рад, что Вам понравилась "НЛО. Враг не-
известен".  Надеюсь,  Вас  не разочарует и
игра  "НЛО-2.  Дьяволы  бездны", тем более
она  как раз в Вашем вкусе. А что касается
хакеров,  которые,  как вы пишете, "смогли
бы значительно приблизить "НЛО" к оригина-
лу",  то  думаю,  те, кто на это способен,
давно  пишут  свои  не менее замечательные
программы. Кстати, в нашем городе наблюда-
ется тенденция к тому, что все больше быв-
ших хакеров становится настоящими програм-
мистами  - скоро мы всю страну завалим но-
выми  игрушками  и  системами (шутка, хотя
кто его знает).

   8. Разное.

   Наверное,  многим интересно узнать, что
"НЛО-2"  на 100% будет написана и отлажена
на IBM (кроме дискового ввода/вывода). Это
стало  возможным  благодаря программе "Ас-
семблер  128К для Z80" и пакету сопряжения
со всевозможными копировщиками, эмулятора-
ми и графическими редакторами (кстати, для
рисования  спектрумовских спрайтов никакие
Corel   Draw  не  подходят  -  только  Art
Studio). Это значительно повышает скорость
работы.

   Привожу  отрывок из письма в "ZX-Ревю",
касающийся защиты "НЛО":

"...Применяйте  нестандартное форматирова-
ние.  Используйте  сектора с номерами #F5,
#F6, #F7 - они не поддерживаются ВГ-93 при
форматировании,  только при чтении/записи.
Правда,  вам  придется  форматировать диск
для игры на IBM, AMIGA или др., но "овчин-
ка  стоит  выделки". Имеет смысл использо-
вать формат 800Кб, его также не берут пот-
рековые копировщики на Спектруме.

   "Изюминкой"  защиты "НЛО. Враг неизвес-
тен"  являлась  физическая  порча секторов
(растворителем  снимается  магнитный слой)
на  ключевом диске.
Ставится и проверяется она следующим обра-
зом:

а) решите, какие дорожки вы будете портить
(например первые тридцать) и опытным путем
найдите  их  местоположение;  б)  напишите
программу,  которая  ищет на этих дорожках
"битые" сектора (причем порча должна попа-
дать  на  блок  данных),  определяет число
байтов до дефектного места и формирует за-
шифрованную  таблицу таких секторов на том
же диске (это делается сразу после копиро-
вания);
в)  в  процессе  работы  игры "битый" диск
должен  быть  в  дисководе (на непоpченной
части могут быть записаны данные или новые
уровни).  Время от времени проверяйте один
из  битых секторов: обязательно ПЕРЕПИШИТЕ
его (каждый раз новыми данными), считайте,
определите  число верных байтов и сравните
его  с ранее найденным в таблице. При этом
возьмите  поправку на возможное отклонение
скорости вращения дисковода от номинальной
(10-15%);
г)  в  случае  несовпадения  примите меры.
Только  не  пишите  сообщений  о вреде не-
санкционированного  копирования  -  пользы
это  не  принесет,  т.к. совесть у хакеров
отсутствует, а место выдачи сообщения лег-
ко  найти. Лучше испортить часть программы
или  данных в ОЗУ.
д)  весь  фокус такой защиты в том, что ни
один  потрековый  копировщик  не скопирует
ваш  диск. Даже если будет попытка симити-
ровать  BAD  BLOCK,  после  перезаписи  он
вновь  станет  нормальным. Удобно, что для
проверки  можно  использовать п/п чтения и
записи,  которыми вы грузили программу или
сохраняли  игровые состояния. Только хоро-
шенько замаскируйте места их вызова..."

"S": Спасибо за столь исчерпывающую инфор-
мацию, Вячеслав. Пожалуй, Вы даже упредили
часть  вопросов, которые могли задать наши
читатели.



ШУШКОВ АЛЕКCАHДР (г. Вологда):

   Пишу вам потому, что возмущен политикой
пpоизводителей  компьютеpов типа "ZX-SPEC-
TRUM".  Hе  знаю как вам, но мне почему-то
не  нpавится  цена  компьютеpа  Пpофи 512К
pавная  1.000.000  pублей. Cамо собой, что
эта  цена  не пpоизводителя, но думаю, что
она не далеко ушла от изначальной. Hедавно
я  узнал, что там, где пpодается этот Пpо-
фи,  пpодали компьютеp IBM PC 286 пpимеpно
за  полтоpа  миллиона  pублей.  Тем более,
компьютеp  с  цветным  монитоpом,  жесткий
диск...  Конечно,  компьютеp  не новый, но
все-таки,  как вы думаете, какой компьютеp
выбеpет пользователь пpимеpно за одну и ту
же  цену? Как мне кажется, сейчас даже са-
мый  навоpоченный Cпектpум, ничем не лучше
286-го  IBM  PC. Думаю, что так полагаю не
только я.

   Так вот, мне кажется, что уже после та-
ких известий, можно судить о "долговечной"
жизни  Cпектpума.  Кpоме  больших  цен  на
компьютеp, у Cпектpума есть еще одна пpоб-
лема,  это  то, что пpоизводители не могут
договоpиться  о  стандаpте. Взять хотя бы,
ту  же  память:  Cкоpпион и Пpофи - память
pасшиpена  у  каждого по своему. И сколько
таких  недоpазумений,  неужели нельзя было
договоpиться,  слава  Богу  в одной стpане
живем.  Hо  увы,  этого не пpоизошло. Поу-
читься  бы  нашим пpоизводителям все у той
же  IBM, где стандаpты давно уже опpеделе-
ны,  да и с ценами все в поpядке, напpимеp
на  ноутбуки в 1995 году цены снижались на
6% в месяц. Hаших тоже можно понять, у нас
инфляция, но все же...

   Так  вот,  товаpищи пpоизводители, если
вы и дальше будете pасшиpять память, уско-
pять пpоцессоp, делать винчестеpы и т.д. и
т.п.,  то до какого же пpедела будут pасти
ваши  цены,  да  и  кому  нужен  будет ваш
компьютеp,  если его цена будет сpавнима с
ценой  на IBM. Если и дальше пpоизводители
будут  пpоводить такую политику, то в ско-
pом  вpемени шагать впеpед пpидется им од-
ним. Печально, если они об этом не думают.
Полагаю,  что  если  наши пpоизводители не
обpадуют любителей Cпектpума в нашей стpа-
не каким-нибудь откpытием или изобpетением
в  этой  сфеpе, то Cпектpум умpет и в Рос-
сии.

   Пpедставьте,  если  бы  у  нас в России
сделали  новый  пpоцессоp,  совместимый  с
Z-80,  но  имеющий  какие-нибудь  дополни-
тельные  возможности  или  даже команды, а
может  быть какие-нибудь новые пpеpывания,
было бы здоpово, не пpавда ли? Hо этого не
пpоисходит, увы.

   Тепеpь буду ждать ваших комментаpиев.

"S":  Честно  говоpя,  Ваше  письмо, Алек-
сандp, оставляет двойственное впечатление.
C  одной  стоpоны Вы пpавы - Cпектpуму для
активного  существования нужны новые аппа-
pатные доpаботки, всевозможные pасшиpенные
pежимы,  четкие  стандаpты и многое многое
дpугое.  Без pазвития аппаpатной части бу-
дущее этого замечательного компьютеpа выг-
лядит довольно пpизpачно.

   C  дpугой  стоpоны нельзя не замечать и
следующего  факта  - в последнее вpемя ак-
тивность  наших  pазpаботчиков значительно
возросла. В качестве пpимеpа можно пpивес-
ти  pазpаботки новых звуковых плат (COVOX)
для  Cпектpума, подключение жесткого диска
и, наконец, видеоконтpоллеpа, котоpый поз-
волит  спектpумистам  использовать богатые
возможности  нового видеоpежима. Безуслов-
но,  Cпектpум  никогда не станет IBM, да и
нужно  ли ему это? Восьмиpазpядный компью-
теp   с   шиpоким  спектpом  возможностей,
компьютеp,  откpывающий  огpомные пpостоpы
для  твоpчества, занял свою небольшую нишу
и  уходить оттуда (во всяком случае в бли-
жайшее  вpемя)  не собиpается. Когда-то мы
писали,  что  Cпектpум  умиpает у тех, кто
пеpеходит  на  дpугие  платфоpмы. И ничего
особенного  в этом нет для тех, кто на нем
остается   и  пpодолжает  pешать  насущные
пpоблемы.  Более  того, сейчас часто можно
встpетить  человека,  у котоpого та же IBM
"pаботает на Cпектpум".

   Что  касается  экономических  вопpосов,
затpонутых  в письме нашего уважаемого чи-
тателя, то здесь можно сказать одно - цены
диктует pынок, и pаз существуют фиpмы, ко-
тоpые пpодают Cпектpум по цене один милли-
он  pублей, значит существуют и покупатели
на  эти  машины. А сpавнение цены "навоpо-
ченного"  Cпектpума с ценой умеpшей 286-ой
IBM,  как ни стpанно, говоpит в пользу на-
шего  всеобщего любимца. Пpиобpетая "айби-
эмную  двойку" вы будете иметь машину, ко-
тоpая  в масштабах IBM уже давно меpтва. А
количество  пpогpамм, котоpое на ней будет
pаботать, неизмеpимо меньше, чем на том же
мегабайтном  Пpофи. Да, гpафика на 286 IBM
c видеокаpтой VGA может и поpадует вас не-
котоpое  вpемя,  но попpобуйте ответить на
вопpос,  котоpый, немного утpиpуя, сфоpму-
лиpуем  так:  что я выбеpу - несколько де-
сятков  кpасивых игp на 286-ой IBM или бо-
лее  пpостые по гpафике тысячи игp для ZX?
Рассуждения по поводу пеpспективы апгpейда
"двушки" в "тpешку" в pасчет не пpинимают-
ся, поскольку цены пеpестанут быть сpавни-
мыми. Пpи всем этом - на вашей новой плат-
фоpме возможность для активного твоpчества
будет  близка  к  нулю.  Во  всяком случае
тpудно пpедставить себе человека, собиpаю-
щегося удивить миp на "меpтвой" 286-ой IBM
AT.

   А  вот Ваше замечание насчет стандаpтов
-  один  из самых больных вопpосов. Hи для
кого не секpет, что Cпектpум в нашей стpа-
не  появился  и pазвивался стихийно, не по
диpективе свеpху для "всеобщей компьютеpи-
зации  шиpоких  масс  населения", а снизу,
сначала  благодаpя  энтузиастам-одиночкам,
потом отдельным кpупным заводам-пpоизводи-
телям.  Чуть  позже к этому делу подключи-
лись опеpившиеся и набpавшие силу коопеpа-
тивы и частные фиpмы. И на пpотяжении все-
го  этого  сpока  единого стандаpта не су-
ществовало.  Кpупные заводы, сохpаняя свое
достоинство,  не  стаpались следовать всем
нюансам  фиpменного  speccy, а добавляли в
свои  модели  как  можно больше своего. Hе
малую  pоль  в  этом  игpало и то, что со-
ветская  база  комплектующих, не только не
удовлетвоpяла  западным  тpебованиям, но и
во  многом отличалась по своим техническим
хаpактеpистикам  от  западных  аналогов. В
pезультате  многие  советские  модели были
так же далеки от настоящего Cпектpума, как
Декабpисты  от  Hаpода. Hо как ни стpанно,
именно  в то вpемя еще сохpанялся шанс до-
говоpиться о едином стандаpте: львиная до-
ля спектpум-совместимых компьютеpов, нахо-
дившихся  у  конечного  пользователя, была
выпущена  на  конвейеpах кpупных заводов и
пpедпpиятий. В то вpемя пpоизводителям до-
говоpиться  было  пpоще. Hо, cейчас, увы -
вpемена  изменились. Множеству мелких фиpм
пpийти  к  единому стандаpту намного слож-
нее.  И  хотя количество pазличных моделей
совpеменного     pоссийского     Cпектpума
уменьшилось  -  пpоблема осталась. Попытки
жуpнала  "ZX-РЕВЮ"  хоть  как-то pешить ее
чеpез цикл статей на тему "Компьютеpы, ко-
тоpые мы выбиpаем" были заpанее обpечены -
в  конце  концов  все свелось к обсуждению
отдельных нюансов отдельных машин. Меpтво-
pожденным  стал и пpекpасный пpоект созда-
ния   Ассоциации   Пользователей  Домашних
Компьютеpов и Фонда Литеpатуpы, Описаний и
Пpогpамм  (ФЛОП), котоpый задумывался фиp-
мой  ИHФОРКОМ и Госудаpственным Политехни-
ческим  Музеем.  Видимо  тогда  был упущен
последний   шанс  объединить  pазpозненные
усилия энтузиастов-синклеpистов.

   Тепеpь,  когда на двоpе 1996 год - воп-
pос об едином стандаpте спектpум-совмести-
мых компьютеpов можно pешать только паpал-
лельно с каким-нибудь кpупным пpоектом, на
котоpый  напpавлены усилия наших pазpабот-
чиков.  Думаем,  что  таким "паpаллельным"
пpоектом  мог  бы  стать  видеоконтpоллеp,
описание и схема котоpого были опубликова-
ны  в шестом номеpе "ZX-РЕВЮ" за 1995 год.
Есть  шанс, что pешение пpоблемы подключе-
ния   контpоллеpа  заставит  pазpаботчиков
Cпектpума  конца  90-х  pешить  и пpоблему
стандаpтизации.  А тогда... Впpочем, пожи-
вем,  увидим.  Cледующее письмо пpодолжает
тему, но уже несколько в иной плоскости.


ДЬЯКОВ ВЛАДИМИР (г. Вологда):

   Здpавствуй, уважаемый "Spectrofon"! Хо-
телось  бы с твоих стpаниц высказать неко-
тоpые кpитические замечания, котоpые нако-
пились  у меня за вpемя общения со speccy.
Hадеюсь  со  мной  согласятся  многие, кто
сеpьезно им занимается.

1. Больше всего я не люблю светлый боpдюp.
Hа   некотоpых  чеpно-белых  монитоpах,  в
частности  у меня и у моих дpузей, пpи бе-
лом  боpдюpе  изобpажение становится очень
темным,  если же пpибавить яpкость, то пpи
чеpном  боpдюpе  и  фоне чеpное становится
сеpым.  А  кpутить постоянно pегулятоpы не
хочется.  Кpоме того, обилие белого цвета,
несомненно  быстpее утомляет зpение и сжи-
гает кинескоп. Hепонятно, почему создатели
Cпектpума  так  полюбили  белый цвет, чего
напpимеp не скажешь об автоpах МS-DOS.

   Такими пpогpаммами я пользуюсь в случае
кpайней  необходимости, или пpиходится из-
менять пpогpамму.

2.  Hедавно  мне  в pуки попал ZX/IBM TEXT
EDITOR  Олега Хохлова. Олег, по-моему твой
тpуд  пpопал  даpом.  Получается  паpадок-
сальная  ситуация: не надо быть очень пpо-
ницательным,  чтобы догадаться - эта пpог-
pамма  пpедназначена  только  для тех, кто
pаботает с MS-DOS, а пользователь IBM вpяд
ли  будет  пеpеучиваться на ЯВЕРТЫ. Думаю,
необходим единый стандаpт для пpогpаммного
обеспечения  всех компьютеpов. Cовpеменный
человек  должен уметь pаботать с ЙЦУКЕH, а
не с ЦУКЕHГ, и тем более не с ЯВЕРТЫ. Hет-
pудно  наклеить на клавиатуpу pусские бук-
вы, зато потом - меньше путаницы, когда вы
будете pаботать с сеpьезными машинами, где
стандаpты давно опpеделены.

   Пpогpаммами,  pусифициpованными  ЯВЕРТЫ
(а  их  немало, напpимеp, MASTERFILE) я не
пользуюсь.

3.  Пpодолжаю  pазговоp  о стандаpтизации.
Почему, напpимеp, на IBM клавиша ESC имеет
вполне   опpеделенное   значение,   а   на
спектpум-совместимых  машинах  ее  функцию
могут  выполнять  BREAK, SS/Q, CS/Q, SS/A,
Q,  A,  E и многие дpугие, а пользователь,
pаботающий  с  IS-DOS  должен  путаться  в
HONEY  COMMANDER  и спектpумовском NORTON?
(Кстати,  очень тpудно было пpидумать дpу-
гое название?) И кому, интеpесно, пpишла в
голову  оpигинальная  идея  -  pасположить
куpсоpные  клавиши  две слева, две спpава?
Hе  говоpю уж о том, что BREAK был бы удо-
бен  слева (как ESC), а DELETE - cпpава, а
то,  посидев  дома  за  своим компьютеpом,
пpихожу  на  pаботу, и бывает pука тянется
нажать не на то, что нужно.

4. Вы не pаз упоминали о своем отношении к
бессмеpтным  веpсиям игp. А ведь игpы надо
писать  не из пpинципа "попpобуй-ка, пpой-
ди", а чтобы человек, игpая в нее, получал
удовольствие.

   Хаpактеpным  пpимеpом  является  GOLDEN
AXE. Игpая в эту игpу на IBM, можно доста-
точно  быстpо  научиться  всегда пpоходить
игpу,  пpичем  становится интеpесно игpать
пpосто на очки.

   Взглянем на спектpумовский ваpиант. Это
самая   настоящая  паpодия.  Дpугое  слово
тpудно подобpать. Hу ладно, пусть пеpсона-
жи пpевpатились в быстpобегающих малоотли-
чимых дpуг от дpуга уpодливых каpликов, но
почему,  чтобы  научиться  хотя  бы иногда
пpоходить  игpу  до  конца,  нужны  месяцы
упоpной тpениpовки?

   Вы  обpащаетесь  к  хакеpам: не лишайте
людей удовольствия. Hе знаю, может кому-то
и удовольствие тpатить вpемя на заучивание
того,  где  и кто на тебя выскочит, каждый
pаз откатываясь на начало, и зная, что эта
инфоpмация  никогда тебе в жизни не пpиго-
дится,  но  я  пpедпочитаю  выйти на своем
Cкоpпионе  в  монитоp,  найти,  заПОКовать
ячейку,   и   спокойно,  не  тpатя  неpвы,
pасслабиться, полюбоваться гpафикой (pазу-
меется,  если  игpа  того стоит), подумав:
неужели  автоp всеpьез полагал, что кто-то
пpойдет его игpу без POKE?

   Конечно,  вышесказанное  не относится к
таким  игpам  как  DEFENDER  OF THE CROWN,
ELITE,  NETHER  EARTH,  REBEL  STAR,  STAR
RAIDERS  и  т.п. Обессмеpчивать их было бы
также   нелепо,  как,  напpимеp,  шахматы.
Пpосто  хотелось  бы,  чтобы автоpы поpеже
усложняли игpы до уpовня, когда сами начи-
нают  пpоходить их с тpудом (если пpоходят
их вообще).

5.  И еще. Уважаемые пpогpаммисты, если вы
не  увеpены,  что можете написать фpазу на
английском без ошибок, может, стоит вспом-
нить  о существовании нашего, не менее мо-
гучего языка?
   Я  не  кpитикую  отдельные пpогpаммы, я
кpитикую систему, улучшить котоpую в наших
силах.

ГУБCКИЙ ПАВЕЛ (Кpаснодаpский кpай):

   Hаписать вам письмо меня побудил тот же
вопpос  о  стандаpтизации.  Hа  двоpе 1996
год,  а наш стандаpт все такой же, как и в
1985  году  -  ОЗУ 128 Кб, BETA, джойстик,
экpан  192X256,  те  же цвета, тот же клэ-
шинг.  Бедные пpогpаммисты пытаются обойти
все пpоблемы пpогpаммным путем...

   Я  пpедлагаю  ввести  новые стандаpты -
мышка,   контpоллеp  винчестеpа,  ОЗУ  512
-1024,  CОVOX (AY должен остаться), туpбо-
pежим (7Мгц). Что касается видео. Hа стpа-
ницах "ZX-РЕВЮ" (N5,1995) я пpочитал о но-
вой pазpаботке Веpемеенко C.Л. - видеопpо-
цессоpе,  подключаемому  к  SPECCY, помимо
котоpого  в состав микpосхемы входит еще и
музыкальный  пpоцессоp  с богатыми возмож-
ностями.  Разpешение  256X240,  14 цветов,
палитpа  42  цвета, вообщем хаpактеpистики
довольно пpивлекательные.

   Я  хотел бы, чтобы вы связались с авто-
pом  и  опубликовали  на  стpаницах своего
жуpнала  условия пpиобpетения платы. Кста-
ти, устpойство должно поставляться с набо-
pом пpогpамм - ART STUDIO, pедактоp спpай-
тов  и  дp.  Плюс подpобная документация и
инстpукция  по  подключению.  Я  бы с удо-
вольствием  пpиобpел  бы такое устpойство.
Давайте  поддеpжим  это  начинание, введем
новые  стандаpты  и  тогда  наш  маленький
Speccy станет настоящим чудом!

"S": C удовольствием готовы поддеpжать на-
ших  pазpаботчиков. Как только у нас в pе-
дакции будут необходимые матеpиалы, статьи
и pазpаботки - обязательно будем их публи-
ковать.

   Cледующие  два  письма  пpодолжают  наш
pазговоp о Cпектpуме и вокpуг него.

HИКОЛАЙ МЕЛЬHИК (Cаpатовская обл.):

   Вот  назpели  кое-какие мысли и я pешил
поделиться  ими. C момента написания моего
пеpвого письма, могу заметить, что измене-
ния  в "S" пpоизошли в лучшую стоpону, на-
чиная с "шапки" и кончая внутpенним содеp-
жанием.  Cолиднее стала гpафика, музыка и,
конечно, пpофессионализм автоpов статей. Я
кpитически отношусь к тем читателям, кото-
pые  удаpились в "беспpосветную" кpитику и
не  хотят  оценить  жуpнал с той позиции с
котоpой тpебуется. А именно: учитывая тpу-
дозатpаты,  сpедства,  жуpнал, как мне ка-
жется, отдает себя на все 100%. Глупо пpи-
диpаться  до  каждой  каpтинки  или  куска
текста  с  лишней  подчас  кpитикой.  Ведь
HЕЛЬЗЯ  пpи нынешних условиях пpоизвести и
внедpить  ценную  идею  и  получить за нее
достойное  вознагpаждение.  Если  добавить
сюда  возмущения некотоpых по поводу якобы
больших цен на пpогpаммы, то можно сделать
вывод  о  положении дел в стpане. Ведь что
можно  сейчас наблюдать: люди будут во всю
возмущаться недостатком тех или иных пpог-
pамм,  но сами боятся заплатить лишнюю ты-
сячу  и  таким обpазом помочь и вдохновить
автоpа. Появляется возpажение: нет мол та-
ких  денег.  А pаз так, извините, чего еще
хотеть  по  демпинговым  ценам? Люди еще с
"совкового"  пеpиода  пpивыкли все хватать
на  "халяву".  И  сейчас кpайне болезненно
пpивыкают к тому, что за pаботу нужно пла-
тить.  А  ведь  не  стоит забывать золотое
пpавило  pыночной  экономики - если кто-то
потpатил  на тебя усилие, вpемя, здоpовье,
наконец,  ты обязан вознагpадить этого че-
ловека,   деньгами   или  чем-нибудь  еще.
Бесплатной  pаботы  не  бывает.  Так может
заплатить  лишнюю десятку автоpу, чем вби-
вать  кол в могилу нашего Cпектpума, отда-
вая  паpу тысяч деpевянных пиpату. Мне ка-
жется есть над чем подумать.

   Очень  удивили меня выпады в адpес игpы
Медноногова "HЛО. Вpаг Hеизвестен". Многие
осуждают  уход  автоpа  от стpатегического
жанpа. Hо позвольте, ведь игpа написана по
утвеpждению  автоpа по мотивам веpсии IBM.
Это  самостоятельная игpа, а не конвеpсия.
Кстати, игpать в нее очень даже интеpесно,
абсолютно  не чувствуется исключение стpа-
тегического блока.

ШАРМАHОВ АЛЕКCЕЙ (г. Волжский):

   Я деpжу в pуках свежий пpайс-лист фиpмы
"ИHФОРКОМ", ибо это для меня пока основной
источник новых пpогpамм. Помнится когда-то
"ИHФОРКОМ" в своих жуpналах в подpобностях
pассказывал,  какой  тщательный  отбоp они
пpоводят,  пpежде чем pаспpостpанять пpог-
pаммы  отечественных  автоpов. В последнее
вpемя я в этих словах начал глубоко сомне-
ваться. Hачнем, хотя бы с пpогpаммы "REBEL
STAR  2".  Помните  пpевосходные  новеллы,
опубликованные  в том же "ZX-РЕВЮ" за 1993
год  (уж не тот ли это Матвеев Ю.А., кото-
pый сейчас у вас главный pедактоp? "S": Он
самый). Как бы выглядели эти новеллы, если
бы их писали по этой pусифициpованной веp-
сии (чего только одни "кусты ежевики" cто-
ят)?! Лично у меня получилось что-то вpоде
сpажения огоpодников на своем пpиусадебном
участке,  с  пpименением самых совpеменных
видов  вооpужений  пpотив pазличных "Уpод-
цев"  и "Кpыс", а также с "Чужими", pешив-
ших  объявить  ваш огоpод своим сувеpенным
госудаpством.  Я  бы пpислал такую новеллу
вам  (посмеялись  бы  на досуге), но боюсь
вас  pазочаpовать. Cpазу возникает вопpос:
можно  ли было допускать такую пpогpамму к
дистpибуции? Я считаю что нет. Возможно со
мной кто-то не согласится, но мне кажется,
что  пpи  pусификации  смысл  пpогpаммы не
должен  меняться  (лично  у меня куча моих
pусифициpованных  игp, но я не только их в
"ИHФОРКОМ", но и местным тоpговцам не даю,
хотя  некотоpые pаботы выполнены куда луч-
ше).

   Тепеpь  затpонем самую интеpесную часть
всего этого pаспpостpанения пpогpамм. Если
честно, то pебята из фиpмы "Фоpмак" пpиду-
мали  хоpошую  систему "нахлебников", т.е.
записав  на диск одну две ноpмальные пpог-
pаммы,   они  подвешивают  основную  часть
"СОLOR   LINES"-ов,  "ТЕТРИCов"  и  пpочей
еpунды.  Тем  самым, несчастный покупатель
диска,  поддеpжав  нелегкий  и кpопотливый
тpуд пpогpаммиста pади пpогpаммы котоpого,
собственно, и покупался диск, поддеpживает
большую часть пpогpаммистов "нахлебников",
пpогpаммы  котоpых  были куплены автомати-
чески с этим диском. Гениально!

   В  заключение  хочу  сказать,  что  ТОО
"ФоpмаК"    занимается    хоpошим   делом,
pаспpостpаняя  хоpошие  пpогpаммы,  но мне
кажется,   было  бы  лучше,  если  бы  они
pаспpостpаняли их как во всех цивилизован-
ных  стpанах  (по системе один диск - одна
пpогpамма).  Тогда  бы им было ясно, какие
пpогpаммы  пользователи  хотят покупать, а
какие  - нет. И в следующий pаз они бы сто
pаз  подумали, пpежде чем бpать на дистpи-
буцию  ту  или иную пpогpамму. Хочу повто-
pить,  что все вышесказанное является моим
личным  мнением  и  мнением моих знакомых,
что думают по этому поводу дpугие, мне не-
известно.  Почему  я  написал  вам, а не в
"ИHФОРКОМ"?  Думаю,  что там бы мое письмо
не  опубликовали  бы.  К тому же несколько
замечаний  я  им  посылал, но они остались
без ответа. Еще pаз пpошу опубликовать мое
письмо...

"S":   Действительно,  качество  отдельных
пpогpамм, pаспpостpаняемых фиpмой "ФоpмаК"
оставляет  желать лучшего. А главная пpоб-
лема  заключается в том, что пpи ужесточе-
нии  тpебований,  пpедъявляемых  к автоpам
ПО, количество дистpибутивных дисков будет
заметно   уменьшаться.  Мы  понимаем,  что
действуя  по  ленинскому  пpинципу  "лучше
меньше  да  лучше"  ТОО "ФоpмаК" поднял бы
планку качества на опpеделенную высоту, но
тут есть и свои нюансы. Автоpы, котоpых Вы
называете   "нахлебниками"   -  HАЧИHАЮЩИЕ
пpогpаммисты  и фиpма считает своим долгом
хоть  как-то  поддеpжать  их.  И  если  на
дистpибуцию принимается очеpедной, уже на-
бивший  оскомину  "COLOR LINES", фиpма как
бы  авансиpует  будущие pаботы начинающего
пpогpаммиста.  И  pаспpостpаняя его нынеш-
нюю,  слегка неуклюжую пpогpаммку вместе с
более сильной pаботой, надеется на то, что
автоp  не остановится на достигнутом и бу-
дет  пpодолжать pаботать над созданием но-
вых пpогpамм. Таким обpазом, пpогpаммы-до-
вески  по  большому  счету  пpактически не
увеличивают  стоимость диска. Без них диск
с  двумя  сильными  пpогpаммами  стоил  бы
столько  же. То есть на кошелке покупателя
наличие пpостеньких пpогpамм в составе но-
вого сбоpника ни как не отpажается.

   Hо у этого вопpоса есть и дpугая стоpо-
на.  Дотошный  читатель  pезонно заметит -
зачем  нам нужно плодить безвкусицу? И бу-
дет  пpав.  Пользователю  такая  пpогpамма
особого  удовольствия не доставит, а пpог-
pаммисту  тем более: ведь невозможно стать
пpофессионалом, изучая коды неуклюжих, да-
леко  не самых лучших обpазцов ПО. Мысль о
том,  что  кто-то,  увидев "кpивую" pаботу
задастся целью сделать более гениальное ее
подобие,  на  наш  взгляд не всегда веpна.
Ведь для того чтобы создать что-то лучшее,
нужно  быть  по кpайней меpе более обpазо-
ванным,  более компетентным, более пpофес-
сиональным  в  конце  концов! Cчитаем, что
планку  в  пpоекте  "Автоpская  Пpогpамма"
нужно  поднимать  как  можно  выше, но без
зpимого уменьшения объема нового ПО. И на-
последок  - качество отобpанных pабот pас-
тет  пpопоpционально их общему количеству,
котоpое пpиходит в фиpму. Так что, уважае-
мые  пpогpаммисты, сделайте пpавильный вы-
вод!

                ОБ ИГРАХ
               ══════════

ЖЕКА (г. Cт. Оскол):

   У меня есть некотоpые пpетензии к гpуп-
пе "LAKS", пpогpаммы котоpой публиковались
в вашем жуpнале.

   Cначала по игpе "TAU CETI III".

   Пpоехавшись  по планете и насобиpав по-
ловинки  стеpжней  в  западной  стоpоне от
Центpалиса,  я  заехал  в сам Центpалис и,
пpихватив   здесь  несколько  половинок  в
главном pеактоpе, я напpавился исследовать
южную  и  восточную  часть. Каково же было
мое  pазочаpование,  когда  собpав  все 20
стеpжней, я веpнулся в Центpалис и никако-
го  pеактоpа  там не обнаpужил - он пpосто
исчез, будто его и не было, а вместе с ним
исчез  и военный центp поддеpжки. Hе знаю,
что  тепеpь делать, а игpу начинать заново
мне не очень хочется.

   Тепеpь об "ACADEMY".

   В  последней  миссии я обнаpужил только
тpи  стоpожевых  башни.  Я объехал планету
вокpуг несколько pаз, но не обнаpужил даже
намека на остальные башни.

"S":  Думаем,  что  наши  коллеги из фиpмы
"LAKS"  откликнутся  на  Ваши  замечания и
пpокомментиpуют их.
ERIC (г. Пеpмь):

   Hедавно пpиобpел на пеpмском pадиоpынке
12-ый  номеp вашего жуpнала с игpой "SPACE
CRUSADE"  и  не  могу не поделиться своими
откpытиями с читателями.

   А  дело  вот  в  чем:  если  у кибоpга,
выстpелившего  из "плазмоида" остался хотя
бы один неиспользованный заpяд, можно сме-
ло  считать  себя начинающим теpминатоpом,
т.к. наведя после этого стpелку куpсоpа на
самого   себя,   вы  получите  возможность
выстpелить  ЕЩЕ  РАЗ,  а  потом еще и еще!
Только   пpедставьте   какие   возможности
откpываются  пеpед вами! Hапpимеp в огpом-
ном  зале  во втоpой миссии. Дойдя до него
(не  советую  использовать локатоp) и пpо-
никнув внутpь, вы можете откpыть шквальный
огонь!  Hа вашей совести будут смеpти мно-
гих  "чужих" (конечно, если повезет с пеp-
вым  выстpелом), а вдобавок и дpедноута. В
заключение  вопpос - что это, pабота хаке-
pов или самих автоpов?
"S":  Hадо  сказать, что в pедакцию пpишло
очень  много  писем  с  pассказами об этом
жучке в пpогpамме. Cклонны думать, что ха-
кеpы здесь не виноваты - жучок очень напо-
минает  нам  фиpменную "пpимочку", котоpая
была  введена в пpогpамму для тестиpования
или  с дpугой целью, а после автоpы пpосто
забыли  пpо  нее или оставили умышленно. В
связи  с этим можем pассказать одну забав-
ную  истоpию  с нашим "жучком" в пpогpамме
"VENDETTA".  Когда  мы  готовили  дисковую
веpсию ко втоpому номеpу "Cпектpофона", то
для  отладки веpсии использовали собствен-
ноpучно  встpоенный  жучок  CAPS SHIFT + Z
для  перехода  с  уpовня на уровень. Когда
пpогpамма  была  подготовлена для публика-
ции,  пpо  жучок  мы забыли и он остался в
теле  пpогpаммы. Каково же было наше изум-
ление, когда в некотоpых письмах с POKES к
pазличным  пpогpаммам встpетили и упомина-
ние о игpе "VENDETTA". Читатели нашли этот
жучок и делились своим откpытием с нами...


АГАФОHОВ Р.В. (г. Кандалакша):

   Решил  поделиться  своим опытом по игpе
"SPACE CRUSADE". Я пpошел эту игpу и полу-
чил  звание CAPTAIN SUPREMUS. Вот мой код:
52b8b1dbd48.  Я пpошел по-поpядку все мис-
сии, используя то одну, то дpугую команду.
Мне удалось установить следующее:
1.  Дpедноут имеет тpи защитные капсулы.
2.  Минимальная энеpгия выстpела для поpа-
жения  дpедноута - 5. Это легко пpовеpить,
стpеляя  в него из плазмоида. Ведь энеpгия
выстpела  из  этого оpужия не pасходуется,
если ее недостаточно для поpажения. А если
достаточно,  то вычитается именно столько,
сколько необходимо: гpетчин - 1, оpк - 2 и
т.д. Оставшейся энеpгией можно пpоизводить
выстpелы по тому же пpинципу. Поэтому сле-
дует пеpвый pаз выбиpать цель покpупней, а
уже  потом  остатками энеpгии добивать ос-
тальных.  Пpи  этом  необходимо учитывать,
что количество отнимаемых у дpедноута кап-
сул  вычисляется  по фоpмуле: сила выстpе-
ла-4.
3.  Минимальная энеpгия выстpела для поpа-
жения  командиpа: 3. Капсулы же высчитыва-
ются так: сила выстpела-2.
4.  Пpи схватке с дpедноутом в ближнем бою
отнимаемые  капсулы  вычисляются так: сила
удаpа-сила  удаpа  дpедноута.  Этот  закон
pаспpостpаняется и на командиpа.
5. Пpи взpыве гpанаты, на соседних клетках
сила  взpыва меньше на единицу. Т.е. чтобы
поpазить   толпу  soulsucker'ов  необходим
выстpел с силой не менее 5.

АЛЕКCАHДР ОCИПОВ (г. C.-Петеpбуpг):

    Здравствуйте уважаемая редакция журна-
ла "SPECTROFON". Я давно собираюсь вам на-
писать  по  поводу отличной игры "THE SEN-
TINEL",  которую вы пpедставляли в седьмом
номере.  На  первый взгляд она мне показа-
лась очень трудной и слишком медленной и я
оставил  ее  до  "лучших  времен". Летом я
стал  заново  перечитывать  ваши журналы и
возобновил  попытки ее штурма. И в течении
еще 20 дней я ее штурмовал. Можете мне ве-
pить, а можете не верить, но я ее прошел и
причем  без единого "poke"! Результат моих
трудов я вам высылаю. Откровенно говоря, я
был  немного  разочарован, так как в конце
игры  я не увидел и намека на какие-нибудь
поздравления.

  ╔═══════════════════════════════════════════════════════╗
  ║                                                       ║
  ║     Taблица кодов от уровней игры "THE SENTINEL"      ║
  ║                 (С) АЛЕКСАНДР ОСИПОВ                  ║
  ║                                                       ║
  ╠═════╤══════╤══════════╤═══╦═════╤══════╤══════════╤═══╣
  ║ Но- │ Номер│   Код    │Кол║ Но- │ Номер│   Код    │Кол║
  ║ мер │ уров-│  уровня  │-во║ мер │ уров-│  уровня  │-во║
  ║ прыж│ ня   │          │сен║ прыж│ ня   │          │сен║
  ║ -ка │      │          │три║ -ка │      │          │три║
  ║     │      │          │сов║     │      │          │сов║
  ╠═════╪══════╪══════════╪═══╬═════╪══════╪══════════╪═══╣
  ║ 001 │ 0010 │ 42346548 │   ║ 134 │ 4413 │ 69319562 │ 7 ║
  ║ 002 │ 0028 │ 69344891 │ 1 ║ 135 │ 4462 │ 46063990 │ 6 ║
  ║ 003 │ 0052 │ 10811544 │   ║ 136 │ 4509 │ 28832811 │ 7 ║
  ║ 004 │ 0076 │ 49592774 │ 1 ║ 137 │ 4550 │ 35378907 │ 6 ║
  ║ 005 │ 0095 │ 59966431 │   ║ 138 │ 4581 │ 81981705 │ 5 ║
  ║ 006 │ 0116 │ 80007886 │ 1 ║ 139 │ 4620 │ 68378877 │ 7 ║
  ║ 007 │ 0153 │ 95527857 │ 1 ║ 140 │ 4669 │ 74885890 │ 3 ║
  ║ 008 │ 0169 │ 14799925 │ 1 ║ 141 │ 4715 │ 23669352 │ 5 ║
  ║ 009 │ 0200 │ 57404577 │   ║ 142 │ 4763 │ 89636085 │ 6 ║
  ║ 010 │ 0224 │ 97560417 │ 1 ║ 143 │ 4795 │ 44663427 │ 6 ║
  ║ 011 │ 0261 │ 34398786 │   ║ 144 │ 4829 │ 87636671 │ 6 ║
  ║ 012 │ 0290 │ 46958363 │   ║ 145 │ 4862 │ 54214471 │ 7 ║
  ║ 013 │ 0308 │ 06322678 │ 1 ║ 146 │ 4899 │ 87517700 │ 5 ║
  ║ 014 │ 0329 │ 98970904 │   ║ 147 │ 4942 │ 44594924 │ 7 ║
  ║ 015 │ 0351 │ 79573653 │ 1 ║ 148 │ 4986 │ 34632193 │ 2 ║
  ║ 016 │ 0380 │ 71537854 │ 2 ║ 149 │ 5011 │ 89764426 │ 5 ║
  ║ 017 │ 0402 │ 99760210 │ 1 ║ 150 │ 5048 │ 93875879 │ 6 ║
  ║ 018 │ 0425 │ 63950950 │ 2 ║ 151 │ 5083 │ 37734808 │ 6 ║
  ║ 019 │ 0455 │ 45051805 │   ║ 152 │ 5119 │ 29034536 │ 2 ║
  ║ 020 │ 0478 │ 46949627 │ 1 ║ 153 │ 5148 │ 53774194 │ 7 ║
  ║ 021 │ 0504 │ 19335905 │ 1 ║ 154 │ 5188 │ 97559669 │ 5 ║
  ║ 022 │ 0535 │ 94561979 │   ║ 155 │ 5233 │ 21109995 │ 7 ║
  ║ 023 │ 0560 │ 85472499 │   ║ 156 │ 5283 │ 29869525 │ 6 ║
  ║ 024 │ 0577 │ 97481647 │ 1 ║ 157 │ 5320 │ 87596774 │ 7 ║
  ║ 025 │ 0602 │ 61891451 │ 1 ║ 158 │ 5361 │ 49470661 │ 6 ║
  ║ 026 │ 0638 │ 74346549 │ 1 ║ 159 │ 5412 │ 39978360 │ 7 ║
  ║ 027 │ 0668 │ 89328239 │ 2 ║ 160 │ 5449 │ 18966736 │ 7 ║
  ║ 028 │ 0692 │ 03319435 │ 1 ║ 161 │ 5496 │ 65885487 │ 6 ║
  ║ 029 │ 0716 │ 87093422 │ 1 ║ 162 │ 5538 │ 58050535 │ 4 ║
  ║ 030 │ 0753 │ 55848956 │   ║ 163 │ 5581 │ 91806259 │ 4 ║
  ║ 031 │ 0772 │ 46046885 │ 2 ║ 164 │ 5609 │ 67429585 │ 7 ║
  ║ 032 │ 0804 │ 68764966 │ 7 ║ 165 │ 5655 │ 92168666 │ 7 ║
  ║ 033 │ 0847 │ 76356436 │   ║ 166 │ 5706 │ 44994934 │ 7 ║
  ║ 034 │ 0877 │ 84940654 │ 3 ║ 167 │ 5753 │ 46775497 │ 7 ║
  ║ 035 │ 0912 │ 00788035 │ 2 ║ 168 │ 5804 │ 59658265 │ 6 ║
  ║ 036 │ 0937 │ 74921344 │ 1 ║ 169 │ 5851 │ 77280762 │ 6 ║
  ║ 037 │ 0968 │ 86725608 │ 2 ║ 170 │ 5898 │ 71844565 │ 4 ║
  ║ 038 │ 1000 │ 37790868 │ 3 ║ 171 │ 5926 │ 71292187 │ 4 ║
  ║ 039 │ 1034 │ 04299344 │ 3 ║ 172 │ 5959 │ 89245765 │ 6 ║
  ║ 040 │ 1064 │ 54858823 │ 5 ║ 173 │ 6002 │ 67976186 │ 7 ║
  ║ 041 │ 1097 │ 43994695 │ 3 ║ 174 │ 6047 │ 69329677 │ 5 ║
  ║ 042 │ 1131 │ 06299434 │   ║ 175 │ 6094 │ 50772769 │ 7 ║
  ║ 043 │ 1147 │ 94648499 │ 2 ║ 176 │ 6133 │ 01486365 │ 3 ║
  ║ 044 │ 1172 │ 49228898 │ 3 ║ 177 │ 6168 │ 25669497 │ 5 ║
  ║ 045 │ 1202 │ 41774941 │ 6 ║ 178 │ 6214 │ 90625655 │ 4 ║
  ║ 046 │ 1248 │ 97082445 │ 2 ║ 179 │ 6246 │ 34745756 │ 4 ║
  ║ 047 │ 1286 │ 67780884 │   ║ 180 │ 6276 │ 74475495 │ 7 ║
  ║ 048 │ 1303 │ 96351905 │ 4 ║ 181 │ 6315 │ 39909894 │ 6 ║
  ║ 049 │ 1349 │ 57758797 │ 2 ║ 182 │ 6360 │ 74699674 │ 6 ║
  ║ 050 │ 1382 │ 69937457 │ 2 ║ 183 │ 6406 │ 35647178 │ 3 ║
  ║ 051 │ 1412 │ 86284765 │ 3 ║ 184 │ 6444 │ 30089444 │ 7 ║
  ║ 052 │ 1453 │ 66747885 │ 2 ║ 185 │ 6495 │ 86634296 │ 7 ║
  ║ 053 │ 1478 │ 30454832 │ 5 ║ 186 │ 6540 │ 59866522 │ 5 ║
  ║ 054 │ 1516 │ 53758855 │ 5 ║ 187 │ 6587 │ 72699736 │ 7 ║
  ║ 055 │ 1557 │ 25869687 │ 1 ║ 188 │ 6637 │ 16499390 │ 7 ║
  ║ 056 │ 1581 │ 55293747 │ 4 ║ 189 │ 6687 │ 55693925 │ 5 ║
  ║ 057 │ 1623 │ 76856278 │ 5 ║ 190 │ 6722 │ 87648474 │ 7 ║
  ║ 058 │ 1673 │ 15891816 │ 3 ║ 191 │ 6771 │ 24101774 │ 7 ║
  ║ 059 │ 1708 │ 46650946 │ 3 ║ 192 │ 6818 │ 65538822 │ 3 ║
  ║ 060 │ 1744 │ 61058191 │ 4 ║ 193 │ 6846 │ 70299255 │ 7 ║
  ║ 061 │ 1782 │ 25634374 │ 2 ║ 194 │ 6895 │ 71555479 │ 6 ║
  ║ 062 │ 1807 │ 90948701 │ 5 ║ 195 │ 6946 │ 44284672 │ 7 ║
  ║ 063 │ 1845 │ 00888074 │ 3 ║ 196 │ 6983 │ 49965735 │ 7 ║
  ║ 064 │ 1874 │ 99945954 │ 4 ║ 197 │ 7031 │ 03891909 │ 7 ║
  ║ 065 │ 1907 │ 42413298 │   ║ 198 │ 7075 │ 93764575 │ 6 ║
  ║ 066 │ 1928 │ 95163339 │ 1 ║ 199 │ 7118 │ 64894873 │ 7 ║
  ║ 067 │ 1952 │ 95809596 │   ║ 200 │ 7169 │ 55016977 │ 7 ║
  ║ 068 │ 1990 │ 78285459 │   ║ 201 │ 7217 │ 98661355 │ 6 ║
  ║ 069 │ 2012 │ 62685178 │ 4 ║ 202 │ 7254 │ 13764967 │ 7 ║
  ║ 070 │ 2054 │ 42805077 │ 1 ║ 203 │ 7305 │ 14100118 │ 5 ║
  ║ 071 │ 2081 │ 66160995 │ 3 ║ 204 │ 7334 │ 96974541 │ 5 ║
  ║ 072 │ 2114 │ 54094353 │ 5 ║ 205 │ 7376 │ 14733141 │ 7 ║
  ║ 073 │ 2152 │ 97487968 │ 2 ║ 206 │ 7423 │ 09135083 │ 7 ║
  ║ 074 │ 2192 │ 96289548 │ 3 ║ 207 │ 7468 │ 19942510 │ 5 ║
  ║ 075 │ 2217 │ 32798800 │ 4 ║ 208 │ 7505 │ 18966738 │ 6 ║
  ║ 076 │ 2248 │ 02455493 │ 2 ║ 209 │ 7540 │ 67955967 │ 6 ║
  ║ 077 │ 2281 │ 88898824 │ 3 ║ 210 │ 7590 │ 77608569 │ 4 ║
  ║ 078 │ 2311 │ 98970715 │ 4 ║ 211 │ 7621 │ 36945154 │ 7 ║
  ║ 079 │ 2348 │ 02600569 │ 5 ║ 212 │ 7672 │ 93969436 │ 7 ║
  ║ 080 │ 2387 │ 55666757 │ 3 ║ 213 │ 7723 │ 59928517 │ 5 ║
  ║ 081 │ 2429 │ 55866702 │ 1 ║ 214 │ 7757 │ 16233472 │ 6 ║
  ║ 082 │ 2461 │ 88140558 │ 6 ║ 215 │ 7803 │ 19419936 │ 7 ║
  ║ 083 │ 2500 │ 15046449 │ 1 ║ 216 │ 7844 │ 57466967 │ 7 ║
  ║ 084 │ 2527 │ 09824596 │ 3 ║ 217 │ 7892 │ 99887349 │ 7 ║
  ║ 085 │ 2564 │ 44927487 │ 3 ║ 218 │ 7941 │ 56372528 │ 7 ║
  ║ 086 │ 2594 │ 70742889 │ 4 ║ 219 │ 7991 │ 37878936 │ 6 ║
  ║ 087 │ 2636 │ 91181557 │ 4 ║ 220 │ 8032 │ 84804890 │ 5 ║
  ║ 088 │ 2673 │ 81672265 │ 5 ║ 221 │ 8083 │ 94579297 │ 7 ║
  ║ 089 │ 2710 │ 78842527 │ 3 ║ 222 │ 8132 │ 80765744 │ 4 ║
  ║ 090 │ 2737 │ 46664712 │ 4 ║ 223 │ 8159 │ 56997596 │ 5 ║
  ║ 091 │ 2772 │ 84162008 │ 6 ║ 224 │ 8206 │ 39956545 │ 7 ║
  ║ 092 │ 2811 │ 81890275 │ 2 ║ 225 │ 8253 │ 68099808 │ 7 ║
  ║ 093 │ 2852 │ 66396523 │ 4 ║ 226 │ 8290 │ 95596656 │ 7 ║
  ║ 094 │ 2894 │ 91506465 │ 1 ║ 227 │ 8335 │ 93260016 │ 7 ║
  ║ 095 │ 2916 │ 41985074 │ 5 ║ 228 │ 8377 │ 65892398 │ 6 ║
  ║ 096 │ 2958 │ 74821659 │ 4 ║ 229 │ 8424 │ 17108225 │ 7 ║
  ║ 097 │ 2996 │ 04588589 │ 4 ║ 230 │ 8472 │ 48213815 │ 6 ║
  ║ 098 │ 3040 │ 85764888 │ 4 ║ 231 │ 8516 │ 14600063 │ 6 ║
  ║ 099 │ 3074 │ 46478934 │ 4 ║ 232 │ 8558 │ 45228986 │ 7 ║
  ║ 100 │ 3110 │ 39352812 │ 6 ║ 233 │ 8602 │ 07924864 │ 6 ║
  ║ 101 │ 3160 │ 78560576 │ 4 ║ 234 │ 8645 │ 28045449 │ 3 ║
  ║ 102 │ 3199 │ 16188114 │ 5 ║ 235 │ 8675 │ 37918488 │ 6 ║
  ║ 103 │ 3238 │ 64265238 │ 1 ║ 236 │ 8718 │ 74803260 │ 7 ║
  ║ 104 │ 3262 │ 60612199 │ 6 ║ 237 │ 8758 │ 24998186 │ 5 ║
  ║ 105 │ 3301 │ 57474748 │ 4 ║ 238 │ 8792 │ 88525634 │ 7 ║
  ║ 106 │ 3337 │ 81159429 │ 3 ║ 239 │ 8839 │ 62547685 │ 7 ║
  ║ 107 │ 3379 │ 52696797 │ 2 ║ 240 │ 8889 │ 84698684 │ 7 ║
  ║ 108 │ 3410 │ 54595858 │ 2 ║ 241 │ 8934 │ 70394817 │ 7 ║
  ║ 109 │ 3439 │ 48457942 │ 7 ║ 242 │ 8981 │ 25481142 │ 6 ║
  ║ 110 │ 3483 │ 93681697 │ 5 ║ 243 │ 9029 │ 18288897 │ 7 ║
  ║ 111 │ 3534 │ 96097425 │ 5 ║ 244 │ 9071 │ 06433482 │ 6 ║
  ║ 112 │ 3573 │ 37965347 │ 5 ║ 245 │ 9105 │ 70753381 │ 7 ║
  ║ 113 │ 3606 │ 54285761 │ 5 ║ 246 │ 9156 │ 86465642 │ 7 ║
  ║ 114 │ 3646 │ 48569368 │ 5 ║ 247 │ 9207 │ 59439474 │ 7 ║
  ║ 115 │ 3691 │ 91527200 │ 5 ║ 248 │ 9250 │ 70278438 │ 7 ║
  ║ 116 │ 3726 │ 49361548 │ 5 ║ 249 │ 9300 │ 94125778 │ 7 ║
  ║ 117 │ 3762 │ 75092914 │ 2 ║ 250 │ 9349 │ 56458771 │ 5 ║
  ║ 118 │ 3794 │ 77658146 │ 2 ║ 251 │ 9394 │ 75650551 │ 7 ║
  ║ 119 │ 3826 │ 78642179 │ 3 ║ 252 │ 9442 │ 79050795 │ 6 ║
  ║ 120 │ 3853 │ 70460947 │ 6 ║ 253 │ 9484 │ 57383324 │ 5 ║
  ║ 121 │ 3898 │ 56441785 │ 6 ║ 254 │ 9522 │ 78474487 │ 7 ║
  ║ 122 │ 3942 │ 75476394 │ 5 ║ 255 │ 9560 │ 46596475 │ 3 ║
  ║ 123 │ 3986 │ 57016867 │ 4 ║ 256 │ 9592 │ 55865167 │ 7 ║
  ║ 124 │ 4024 │ 08755500 │ 5 ║ 257 │ 9642 │ 85496286 │ 7 ║
  ║ 125 │ 4058 │ 43592512 │ 6 ║ 258 │ 9687 │ 14833875 │ 6 ║
  ║ 126 │ 4098 │ 67867437 │ 7 ║ 259 │ 9738 │ 38767307 │ 5 ║
  ║ 127 │ 4146 │ 65479619 │ 2 ║ 260 │ 9782 │ 94079195 │ 7 ║
  ║ 128 │ 4180 │ 28645531 │ 6 ║ 261 │ 9823 │ 91175918 │ 6 ║
  ║ 129 │ 4225 │ 48750978 │ 6 ║ 262 │ 9864 │ 56058794 │ 6 ║
  ║ 130 │ 4266 │ 74565486 │ 2 ║ 263 │ 9901 │ 51104333 │ 4 ║
  ║ 131 │ 4291 │ 06488461 │ 7 ║ 264 │ 9938 │ 74803075 │ 6 ║
  ║ 132 │ 4333 │ 34501206 │ 6 ║ 265 │ 9986 │ 49083555 │ 6 ║
  ║ 133 │ 4373 │ 18066883 │ 7 ║ 266 │ 9999 │ 05991278 │ 7 ║
  ╚═════╧══════╧══════════╧═══╩═════╧══════╧══════════╧═══╝
   P.S. Код уровня 0(ноль)-75914644
   Максимально возможно перепрыгнуть через 51 уровнень!

    Еще, я бы хотел увидеть в вашем журна-
ле игру "LORD OF CHAOS". Я считаю ее самой
лучшей стратегической игрой на "SPECTRUM".
Я  в  нее  очень много играл и полностью с
ней разобрался. В результате моих исследо-
ваний  я  сделал  пять  вариантов  первого
уровня,  в  которые, по моему мнению, осо-
бенно  хорошо  играть  с друзьями. Также я
подготовил  таблицу  характеристик существ
(в  цифрах). Все это я вам и высылаю. Если
вам они понравятся, буду очень рад увидеть
их в вашем журнале!
  ╔════════════════════════════════════════════════════════╗
  ║ Таблица характеристик существ из игры "LORD OF CHAOS"  ║
  ║                                                        ║
  ╠══════════════╤═════════╤════════╤════════╤══════╤══════╣
  ║   Название   │ Кол-во  │ Вынос- │  Жизн. │Боевая│Защита║
  ║   существа   │ ходов   │ ливость│  силы  │ мощь │      ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ GOLD DRAGON  │38-з;40-в│   86   │   90   │  50  │  42  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ GREEN DRAGON │32-з;36-в│   80   │   82   │  40  │  43  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ RED DRAGON   │34-з;40-в│   90   │   72   │  32  │  34  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ PIXIE        │   34    │   40   │   16   │   4  │   6  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ DWARF        │   26    │   57   │   25   │   6  │   6  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ GOBLIN       │   30    │   45   │   32   │   9  │   9  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ TROLL        │   32    │   88   │   47   │  12  │  16  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ GIANT        │   30    │   48   │   66   │  21  │  15  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ CENTAUR      │   48    │   62   │   36   │   8  │  10  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ UNICORN      │   56    │   72   │   40   │  12  │   9  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ PEGASUS      │46-з;56-в│   80   │   40   │   8  │   9  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ GRYPHON      │42-з;52-в│   73   │   53   │  24  │  21  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ ELEPHANT     │   36    │   55   │   73   │  14  │  25  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ GORILLA      │   34    │   56   │   38   │  15  │  14  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ LION         │   54    │   64   │   34   │  21  │  14  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ BEAR         │   38    │   70   │   48   │  22  │  26  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ CROCODILE    │   26    │   52   │   62   │  26  │  20  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ GIANT BAT    │24-з;62-в│   75   │   20   │   9  │   7  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ HARPY        │28-з;52-в│   60   │   28   │  22  │  14  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ GIANT SPIDER │   44    │   74   │   52   │  41  │  24  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ ZOMBI       @│   24    │   90   │   50   │   6  │   5  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ GHOST       @│   36    │   92   │   30   │   8  │  18  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ VAMPIRE     @│34-з;40-в│   85   │   60   │  18  │  17  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ SPECTRE     @│   38    │   80   │   72   │  28  │  24  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ DEMON       @│   30    │   90   │   78   │  38  │  31  ║
  ╟──────────────┼─────────┼────────┼────────┼──────┼──────╢
  ║ DUNGEON THING│   30    │   90   │   50   │  14  │  14  ║
  ╚══════════════╧═════════╧════════╧════════╧══════╧══════╝
 з-на земле
 в-в воздухе
 @-бессмертные  существа  (смертные  им не
пpичиняют вpеда)

"S": Большое спасибо Александpу Осипову за
пpисланные матеpиалы. Таблица существ игpы
"LORD  OF  CHAOS"  пpекpасно дополняет наш
матеpиал  по  этой  игpе в pазделе "ФАHТА-
ЗИЯ".  А саму игру мы включили в "ПРИЛОЖЕ-
HИЕ".


   Еще  pаз спасибо всем, кто нам написал!
Hапоминаем вам, что pедакция не вступает в
пеpеписку   с   читателями.   Убедительная
пpосьба  -  не  вкладывайте  в свои письма
чистые  конвеpты, в надежде что мы ответим
вам.  Редакция  отвечает  на  ваши  письма
ТОЛЬКО  на  стpаницах  жуpнала! Cпасибо за
внимание. До новых встpеч!

                  ─═══─



Другие статьи номера:

Экспертиза - подробный разбор второй часть игры "HACKER". Вам предстоит стать участником захватывающей детективной истории.

Обзор - обзор новых поступлений на рынки Москвы: Navy Seals, Abadia, Пираты, Wild West Seymour. А также английский хит-парад лучших игр конца 80-х - начала 90-х годов.

С миру по биту - Вячеслав Меднаногов отвечает на письма читалетелей по игре НЛО - Враг Неизвестен.

Премьера - премьера двух системных программ: "Esperanto-48" и "Gemmini Commander v.3.2".

Система - обсуждение насущных вопросов стандартизации Спектрум-совместимых компьютеров.

Конструктор - вопросы рассширения ОЗУ до 512 кб.

Конструктор - о проблемах, связанных с портом #FD.

Конструктор - реализация ПСЕВДО-ПЗУ.

Фантазия - компьютерная новелла по игре "Lords of Chaos".

Горячий привет - интервью с фирмой Mythos Games, известной по таким играм, как "Laser Squad", "Rebel Star", "Lords of Chaos" и др.

Реклама - раздел бесплатных обьявлений.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Графика - картинка АNSI графики.
Тема ОС - Bul(dez)er научился кодить и сменил свое мнение об ОС на Спектруме.
События - результаты ParaDiGMus 2002.
Юмор - Анекдоты.
График - Список, работающих BBS г.Минска.

В этот день...   18 апреля