ZX Format #04
14 июня 1996
  Софт  

Программистам - музыкальные Редакторы, которые мы выбираем.


Программное обеспечение Дискуссии и размышления

 Редакторы, которые мы выбираем.

(C) Dr. Sampler (GALAXY)
________________________________

   Эта статья была вынуждена ро-
диться  по  немаловажной, на мой
взгляд, причине. Много раз я ви-
дел  людей,  желающих приобрести
какой-либо музыкальный редактор,
но не имеющих представления, ЧТО
они  хотят  купить. А это должно
быть  ясно.  Ведь может быть та-
кое, что человек - потенциальный
компьютерный  композитор,  купив
неподходящий  редактор и пытаясь
преодолеть  все трудности освое-
ния, так и не воплотит свои идеи
в жизнь.
   Попробуем  разъяснить  ситуа-
цию.  На  сегодняшний  момент на
рынке  программного  обеспечения
для  Spectrum  имеются следующие
программы для создания и прослу-
шивания музыки:

1. SOUND TRACKER  (версии)
2. ASM (Asc Sound Master)
3. PRO TRACKER
4. WHAM+AY 128K,48K
5. SAMPLER
6. INSTRUMENT
7. DIGITAL STUDIO
8. DMM

              ____

      Словарь используемых
     спецназваний и понятий

a) Pattern
   Все пространство для создания
музыки делится на отдельные сег-
менты, имеющие определенную дли-
ну. Эти сегменты  принято  назы-
вать паттернами.   Длина каждого
паттерна измеряется  количеством
последовательно идущих музыкаль-
ных символов (нот, пауз, и т.п).
Обычно его длина не превышает 64
символа. Сегментирование мелодии
облегчает  процесс  редактирова-
ния.  Общее количество паттернов
практически вседа не более 32.

б) Position
#   Список  position - это табли-
ца,содержащая последовательность
проигрываемых паттернов.  Макси-
мальный объем таблицы - 255 пат-
тернов.

в) Sample
   Сэмплы - это собственно  инс-
трументы, которыми играется ком-
позиция.

г) Ornament
#   Орнаменты являются аттрибутом
сэмплов. Служат для создания ак-
кордов, трелей и прочих  музыка-
эффектов. В музыкальных редакто-
рах цифровой  музыки они  отсут-
ствуют.

        ________________

       Краткие сведения о
     музыкальных редакторах.


   Четыре нижеописанных програм-
мы  -  музыкальные редакторы для
создания  нецифровой музыки. От-
компилированные  модули занимают
небольшой  объем  памяти  и  при
проигрывании   не  требуют  всей
производительности процессора.


     1. SOUND TRACKER
       (автор неизвестен)

   Это  один из самых ранних, но
и самых мощных редакторов музыки
для  SPECCY.  Львиная  доля всех
отечественных,  а  также и зару-
бежных   музыкальных  композиций
написана  именно  в  нем  (SHOCK
MEGADEMO, LYRA II, SATISFACTION,
INSULT  и  т.д.).  Хотя оболочка
редактора  при  работе  вызывает
некоторые неудобства (в частнос-
ти,  неккоректная  работа с дис-
ком, невозможность прослушивания
мелодии   при  редактировании  и
т.п.),  SOUND TRACKER до сих пор
остается одним из самых популяр-
ных редакторов на SPECCY. На се-
годняшний  день на рынке ПО име-
ются  несколько версий этого ре-
дактора, хотя каждая из них име-
ет  недостатки. Это единственный
профессиональный музыкальный ре-
дактор для SPECTRUM 48K.

   Технические характеристики
   редактора "SOUND TRACKER".


   Аппаратный минимум :
SPECTRUM 48K с AY-3-8910/12, су-
ществуют  кассетные  и  дисковые
версии. TR-DOS 5.01 и выше.

   Кол-во паттернов       - 31

   Кол-во позиций         - 255

   Кол-во сэмплов         - 15

   Кол-во орнаментов      - 15

   Возможность изменения
   громкости каждой ноты  - нет

   Возможность изменения
   длины каждого паттерна - нет

   Возможность изменения
   скорости   композиции
   при проигрывании       - нет

   Возможность  компиля-
   ции  композиции   для
   последующего  исполь-
   зования  в  различных
   программах             - да



     2. ASC SOUND MASTER (ASM)
       (Андрей Сендецкий,
           Днепропетровск)

   Этот редактор появился в 1993
году и  сразу  привлек  внимание
людей, стремящихся стать компью-
терыми музыкантами. Он имел  от-
личный дизайн и неплохие  звуко-
вые характеристики. В те времена
альтернативой ему был только SO-
UND  TRACKER. Хотя ASM и превос-
ходит  SOUND  TRACKER  по многим
параметрам, редактирование мело-
дии в нем затруднено. Конечно, о
вкусах не спорят,но из этих двух
редакторов  я  бы  выбрал  SOUND
TRACKER.



   Технические характеристики
        редактора "ASM".


   Аппаратный минимум :
SPECTRUM 128K с AY-3-8910/12,
TR-DOS 5.03 и выше.

   Кол-во паттернов       - 32

   Кол-во позиций         - 100

   Кол-во сэмплов         - 32

   Кол-во орнаментов      - 32

   Возможность изменения
   громкости каждой ноты  - да

   Возможность изменения
   длины каждого паттерна - да

   Возможность изменения
   скорости   композиции
   при проигрывании       - да

   Возможность  компиля-
   ции  композиции   для
   последующего  исполь-
   зования  в  различных
   программах             - да




     3. PRO-TRACKER
       (GOLDEN DISK CORPORATION,
          Воронеж, 1995г.)

   На  мой взгляд этот музыкаль-
ный  редактор  - самый мощный на
данный момент. Он объединяет все
самое лучшее из редакторов ASM и
SOUND  TRACKER. Это воистину ше-
девр. Удобный интерфейс,коррект-
ная работа с диском, наличие до-
полнительных режимов, встроенные
компилятор и декомпилятор и мно-
гое-многое другое - все это мак-
симально упрощает процесс созда-
ния музыкальных композиций. Но в
бочке меда есть ложка дегтя. Из-
за ошибки автора (а может быть и
нет)   иногда  начинает  глючить
компилятор.  Глюк проявляет себя
при использовании в мелодии спе-
циальных   межстроковых   команд
PORT и NOISE. При этом искажает-
ся  звучание  музона.  Внимание!
Данный глюк проявляет себя толь-
ко  при  проигрывании компилиро-
ванной  композиции,  в редакторе
мелодия звучит нормально. Но эта
ошибка  бывает  довольно  редко,
так  что  она, я думаю, никак не
скажется   на  популярности  PRO
TRACKER.  Этот  редактор годится
как  и для начинающих, так и для
настоящих профессионалов.
   К месту будет сказано,что вся
музыка  в журнале ZX-Format, на-
чиная с третьего номера, написа-
на в PRO TRACKER. В первых копи-
ях третьего номера журнала в не-
которых  мелодиях наблюдался вы-
шеописанный глючок.



   Технические характеристики
    редактора "PRO TRACKER".


   Аппаратный минимум :
SPECTRUM 128K с AY-3-8910/12,
TR-DOS 5.03 и выше.

   Кол-во паттернов       - 32

   Кол-во позиций         - 255

   Кол-во сэмплов         - 32

   Кол-во орнаментов      - 15

   Возможность изменения
   громкости каждой ноты  - да

   Возможность изменения
   длины каждого паттерна - да

   Возможность изменения
   скорости   композиции
   при проигрывании       - да

   Возможность  компиля-
   ции  композиции   для
   последующего  исполь-
   зования  в  различных
   программах             - да



     4. WHAM+AY (WHAM FX)
       (Mark time)

   По-видимому,  самый  старый и
самый маломощный музыкальный ре-
дактор для SPECTRUM. Он не может
конкурировать  ни с одним из вы-
шеописанных музыкальных редакто-
ров. Понятия pattern, position и
ornament  для  него отсутствуют.
Мелодия  не  разбивается на сег-
менты, что делает неудобным про-
цесс  редактирования.  Не  стоит
обращать  на него особого внима-
ние, если вы хотите всерьез пос-
вятить себя музыке.


   Технические характеристики
      редактора "WHAM FX".


   Аппаратные минимум :
SPECTRUM 48K с AY-3-8910/12, су-
ществуют  кассетные  и  дисковые
версии. TR-DOS 5.01 и выше.

   Кол-во паттернов       -

   Кол-во позиций         -

   Кол-во сэмплов         - 7(8)

   Кол-во орнаментов      -

   Возможность изменения
   громкости каждой ноты  - да

   Возможность изменения
   длины каждого паттерна -

   Возможность изменения
   скорости   композиции
   при проигрывании       -

   Возможность  компиля-
   ции  композиции   для
   последующего  исполь-
   зования  в  различных
   программах             - да

              ____

   Теперь  перейдем к рассмотре-
нию  музыкальных редакторов дру-
гого  типа,  а именно редакторов
оцифрованной  музыки.  Такие ре-
дакторы имеют свои особенности и
отличаются  от вышеописанных. Их
звучание наиболее похоже на зву-
чание реальных музыкальных инст-
рументов.  И это их единственный
плюс,недостатков гораздо больше.
Во-первых, несмотря на похожесть
звука на настоящий, его качество
сравнительно низкое, очень много
шумов. Во-вторых, готовая компо-
зиция занимает десятки килобайт.
А в-третьих, проигрывание цифро-
вой мелодии "съедает" всю произ-
водительность процессора.


     1. DIGITAL STUDIO
       (UNDERGROUND SYSTEM)

   Одна  из  лучших  программ  в
своем  роде.  Ее полное описание
было  опубликовано во втором но-
мере ZX-Format.


      2. INSTRUMENT
       (Еремеев Вадим,
          С-Петербург)

   В  1994  году появилась прог-
рамма INSTRUMENT 2.01. Она поло-
жила  начало  созданию  цифровых
музыкальных редакторов, хотя са-
ма  по  сути  дела редактором не
являлась.  Это был просто PLAYER
с возможностью "потыкать пальца-
ми в кнопочки и извлечь звук".
   Спустя  год  появилась версия
3.01,  которая кардинально отли-
чалась  от своего предшественни-
ка. В новой версии было увеличе-
но  количество сэмплов (7 вместо
5),  появились анализаторы гром-
кости   звука   (voicemeters)  и
счетчик  проигранных нот, появи-
лась возможность коррекции сэмп-
лов,  были убраны глюки дисковых
операций (зависание при отсутст-
вии сэмплов на диске). Собствен-
но  редактора по-прежнему не бы-
ло,  но  появилась замечательная
возможность   конвертации  музы-
кальных  модулей с редактора ASM
1.11   (как  это  делается,  см.
ZX-Format  #2).  Программа имеет
очень   удобный  интерфейс,  за-
действована KEMPSTON MOUSE. Ком-
пилятор  предусмотрен не был, но
в  данный момент существует ком-
пилятор  для  версии 2.01, напи-
санный московскими программиста-
ми.


      3. SAMPLER.
        (TECHNOMAX)

   Музыкальный  редактор SAMPLER
был  первым полноценным цифровым
редактором.  Обладая  такими  же
звуковыми  характеристиками, как
и INSTRUMENT, он имеет полноцен-
ный редактор, аналогичный редак-
тору  ASM,  но  немного попроще.
Количество  подгружаемых сэмплов
- 5. Программа явно уступает ре-
дактору  DIGITAL  STUDIO по всем
характеристикам.  Компилятор от-
сутствует.

        ________________


   На этом я закончу обзор музы-
кальных  редакторов  для SPECCY.
Если  я  что-то не учел, или Вам
что-либо  непонятно, то пишите в
редакцию  ZX-Format  с  пометкой
внутри письма: Андрею Литвинову.
   Музыкальные   вопросы   будут
рассматриваться  и  впредь,  так
что
        ПИШИТЕ  ПИСЬМА!



Другие статьи номера:

Игрушки - 48 утюгов (3 уровень).

Игрушки - прохождение La abadia del crimen.

Игрушки - новелла по игре "Приключения Винни Пуха" (Level 1)

Программистам - изучаем Бейсик (часть 4).

Программистам - Адаптация программ под TR-DOS #2.

Программистам - IMMORTAL #2 (бессмертие в играх).

Программистам - музыкальные Редакторы, которые мы выбираем.

Программистам - справочник по теневому сервис монитору Scorpion ZS 256.

Программистам - "В ПОИСКАХ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ".

IS-DOS - Рубрика "IS-DOS - начинающим" No 4.

IS-DOS - пользователям" No4: "Работа с электронным диском в среде IS-DOS".

IS-DOS - информация о фирме ISKRASOFT.

Железо - Nemo отвечает на вопросы пользователей.

Железо - Сообщение от фирмы Nemo (о микропроцессорах Z84C0010PEC).

Премьера - АССЕМБЛЕРЫ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ (описание XAS).

Премьера - Описание программы 'CONVER-Commander V 4.50 pro'.

Премьера - НЛО-2. Дьяволы бездны.

Презентация - новгородская группа Digital Reality о себе.

Интервью - Интервью Капитана Nemo с комментариями фирмы Искрасофт.

Интервью - Николай Родионов и ZX-Sectrum.

Интервью - интервью с разработчиком компьютера HOBBIT Дмитрием Михайловым.

Отдохнём - HAL 9000

Отдохнём - Nemo рассказывает о ВиртуалЕТной реальности в России.

Почтовый ящик - письма читателей.

Почтовый ящик - доска обьявлений.

Почтовый ящик - "Империя Spectrum".

Разное - Вступительная новелла к игре Paradise Lost (Потерянный Рай).

Разное - перспективы П/О: WARCRAFT

Разное - Amiga Club: Вопросы и ответы #2.

Разное - Amiga Rulez или пропоганда здорового образа жизни.

От Авторов - о новом номере и планах на будущее.

Авторы журнала - ZX-Format No.4

Лотерея - первые итоги первой лотереи.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Что-где-почему - каталог программ фиpмы "Скоpпион".
Обзор - Ассемблеры, которые мы НЕ выбираем.
О разном - Мысли Nuts о системном софте для спектрума.

В этот день...   1 апреля