RUSH #02
30 ноября 1999
  Звук  

Развитие платформы - новая звуковая карта для Спектрума DMA UltraSound Card.

------------------------------------------

    ░░░░░░░░                 ░░░░░
   ░▒▒▒▒▒▒▒▒░               ░▒▒▒▒▒░░
  ░▒▓▓▓▓▓▓▓▓▒░  ░       ░  ░▒▓▓▓▓▓▒▒░
 ░▒▓████████▓▒░░▒░     ░▒░░▒▓█████▓▓▒░
  ░▒▓███▓▓███▓▒▒▓▒░   ░▒▓▒▒▓███▓▓███▓▒░
  ░▒▓███▓▒▓███▓▓█▓▒░ ░▒▓█▓▒▓███▓▒▓███▓▒░
  ░▒▓███▓▒▓███▓▓██▓▒░▒▓██▓▓███▓▒▒▓███▓▒░
 ░▒▓███▓▒▒▓███▓▓███▓▒▓███▓▓███▓▒▒▒▓███▓▒░
 ░▒▓███▓▒▒▓███▓▓████▓████▓▒▓███▓▓▓████▓▒░
 ░▒▓███▓▒▒▓███▓▓█████████▓▒▓██████▓███▓▒░
░▒▓███▓▒▒▓███▓▒▓███▓█▓███▓▒▓███▓▓▓▒▓███▓▒░
░▓▓███▓▓▓███▓▒▒▓███▓▓▓███▓░▒▓███▓▒▒▓███▓▒░
▒▓█████████▓▒░░▒▓▓▓▒▒▒▓▓▓▒░▒▓███▓▒▒▓███▓▒░
░▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▒░  ░▒▒▒░░░▒▒▒░ ░▒▓▓▓▒░░▒▓▓▓▒░
 ░▒▒▒▒▒▒▒▒▒░    ░░░   ░░░   ░▒▒▒░  ░▒▒▒░
  ░░░░░░░░░ Ultrasound  Card ░░░    ░░░

          I. Глава самая важная.

------------------------------------------

               1. Введение

    Так что же такое это загадочное слово-
DMA Ultrasound Card? Сколько  всяких неле-
пых вымыслов и слухов окутало этот девайс,
как  никакой из всех  ранее  созданных для
SPECCY. И по  сей день идут жаркие споры в
fido, и самое интересное в том, что спорят
юзеры никогда ранее  не видевшие эту карту
и не слышавшие ее звучания. И  вот теперь,
когда  основная  работа  по  созданию  DMA
Ultrasound Card уже  за плечами, мы решили
написать эту  статью, чтобы раз и навсегда
покончить со всеми этими нелепыми выдумка-
ми.
    Итак, что же такое DMA Ultrasound Card
прежде всего это звуковая карта, построен-
ная  на принципе прямого доступа к  памяти
(Direct Memory Access),  имеющая некоторые
дополнительные функции (см. ниже).

      2. Техническая характеристика.

    Чтобы  все всем было  понятно  привожу
техническую характеристику карты с кратки-
ми пояснениями.

Количество каналов*bit: 4*8

Громкость: 0-63 (6 бит)

Частота дискретизации: до 3.5МГц(не кГц!)
   Чаще всего  возникают вопросы (споры) о
   частоте дискретизации,обьясню подробно:
   м\с i8237A (аналог -  КР1810ВТ37) рабо-
   тает, по схеме, с максимальной частотой
   выборки 3.5МГц(7МГц некоторые модифика-
   ции при  TURBO), найти такое применение
   в области звука весьма сложно,т.к. мак-
   симальная частота  дискретизации .wav -
   48кГц. Поэтому во всех характеристиках,
   связанных со звуком, пишется 48кГц.

Обслуживаемая память: до 1Мб
   (с возможностью обслуживания до 16Мб).

Макс. размер сэмпла: до 64кб
   (т.к. DMA видит страницы не по 16кб,как
   Z80, а  по 64кб!). Вообще  длина сэмпла
   не ограничена,она просто разбивается на
   отрезки кратные 64кб.


     3. Дополнительные возможности DMA

  1. DMA Ultrasound Card представляет воз-
можность  использования  дополнительно 2-х
таймерных прерываний с частотой от 30Гц до
1.7МГц.  Для  чего это нужно? Это уже дело
программиста.
  
  2. Использование  картой  ОЗУ компа дает
возможность  использовать ее как акселера-
тор  для  работы с блоками. Аналог команды
ldir процессора  Z80 выполняется за 8 так-
тов   на  байт  при  частоте   контроллера 
3.5МГц,  и  за  4  такта при частоте 7МГц.
Т.к.  размер банка DMA - 64кб, против 16кб
Z80,  то  можно  делать  пересылку  блоков
между страницами.

  3. Программный тормоз  компутера. В тес-
товом режиме  контроллер DMA выдает только
запрос прямого доступа к памяти, а сигналы
выборки не формирутся.  Поэтому единствен-
ный видимый эффект - это замедление работы
компьютера.В этом режиме контроллер выдает
максимум  437500 обращений  к памяти в се-
кунду, что  приводит к торможению компа на
50%. Этот режим дает возможность  подбором
частоты обращенй установить любую скорость
работы компьютера.

  4. Нельзя  не сказать  о том, что  с DMA 
возможно проигрывание с HDD .wav-ов 44кГц,
стерео, с CD качеством, в realtime неогра-
ниченной длины.

    Какая от этого польза?-спросите Вы, да
вот какая: полноэкранный  мультиколор  или
сколл  полного  экрана за  2/3  INT'а (при
7МГц - за 28000 тактов). Программным путем
можно  выставить  любой INT (сверху-вниз).
Т.к. сэмпл  проигрывается  по прерываниям,
то можно  проигрывать запакованный сэмпл с
распаковкой в реальном времени.

    Кстати, проигрывание .mod  ведется  по
прерываниям, за  INT тратится 1000  тактов
Z80 (9000 в пике).

        4.Программное обеспечение.

   ПО для данной карточки написано уже до-
вольно  таки не мало, это  и муз. редактор
адаптированный под DMA -всеми любимый Dig.
Studio, .mod-, .wav - плейеры,  FX-микшер,
утилита установки  скорости работы  компа-
FreeSpeed, библиотека  звуковых эффектов -
DSI, целая куча полностью озвученных игру-
шек и т.д., и т.п. Сейчас пишется и другой
софт.
    Одно из самых больших достоинств карты
это то,что любая программа, написанная под
DMA, не вешается при отсутствии таковой (в
отличие от  GS). Поэтому  ничто не  мешает
вам, к  примеру, поиграть в  игру под DMA,
просто музыкального сопровождения и эффек-
тов не будет.
    DMA Ultrasound Card в отличие от Gene-
ral Sound  разрабатывалась  не  только для
озвучивания   игрушек  (см.  ZF#7  - ~Riff
Tracker~), это полноценная, профессиональ-
ная звуковая карта.
    В последущих статьях я постараюсь дать
руководство по программированию карты, ме-
тодику сборки и отладки ее со всевоможными
тестами и советами,с помощью которых сбор-
ка карты  сводится к минимальным  затратам
времени и сил.
    Кстати,о стоимости:DMA Ultrasound Card
обойдется баксов в 15-20  (GS стоит 50$!),
в зависимости  от комплектующих, импортные
мелки стоят раза в 1.5 дороже. Ну и недели
2-3 для сборки и наладки.

Все кто  заинтересовался или  имеет какие-
либо  вопросы по данной статье  или по DMA
Ultrasound Card пишите по адресу:

     85280, Украина, Донецкая обл.
            г. Дзержинск, пос. Кирово,
            ул.Юности 16/48
            Михальченкову Дмитрию

или по телефону:
     (06247)3-12-06,Андрей с 16°° до 21°°

------------------------------------------
                        to be continued...



Другие статьи номера:

AMIGA-новости - Что будет с Амигой?

AMIGA-новости - АМИГА ОС v3.5.

Amiga - Играем в маковские игры на Амиге.

Виртуальный Спекки - Обзор эмуляторов.

Вступление - Не прошло и пол года...

Интервью - Интервью с Fatality.

Литература - Анонс полиграфического журнала "Новая Амига".

Литература - Наш ответ 'Компьютерре' (Амига во мгле).

Литература - О новом журнале для Амиги - AmiExp.

Паралельные измерения - 10 легендарнейших компьютеров на все времена.

Паралельные измерения - демосцена на БК0011м.

Паралельные измерения - Компьютерные прогнозы 20 века.

Паралельные измерения - Обзор PC-демосцены.

Пульс сцены - Millenium party'2000.

Пульс сцены - Конструкции Хаоса'999 репортаж v2.

Пульс сцены - Обзор сцено-событий: Alliance, Antares, Brokimsoft, Bytex, CodeBusters, Concern Chaos, Digital Reality, Energy Minds, ETC/Scene, Excess, Fatality, IMP, Ivan Mak, K3L, X-Trade, Xterminator, XL-Design, Unbelievers, Talisman, Softland, Smash, Sergey Frunze, Red Limited, Ramsoft, Rage, Phantasy, OHG, Omega, Myth, Mafia.

Пульс сцены - Репортаж с Assembly Party'99 (Финляндия).

Развитие платформы - FAQ Sprinter: Вопросы и ответы.

Развитие платформы - новая звуковая карта для Спектрума DMA UltraSound Card.

Развитие платформы - Подключение CGA-монитора к ZX Spectrum.

Реклама - Реклама и объявления...

Сетевые коммуникации - Адреса сценнеров в Internet'е.

Сетевые коммуникации - Амига и Интернет или дополнительный штрих к рулезу.

Смысл без смысла - Путешествие в Киев.

Творчество - История и перспективы создание Real Commander.

Творчество - О новинках в Черном вороне-2.

Творчество - Best View FAQ: вопросы и ответы.

Творчество - Алгоритмы и код: Клипирование линии и Кривые Безье.

Творчество - Методика рисования для ZX на Амиге.

Эпилог - последняя статья номера.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Развитие платформы - FAQ Sprinter: Вопросы и ответы.
Застрял ? - Новелла-проходилка по игре "48 Утюгов" часть 5.
Книга - Тайники ZX-Spectrum: Редактор.

В этот день...   25 июня