Wallpaper #07
06 ноября 1999
  Железо  

Железяки - расширение памяти ZX Spectrum (подключение SIMM 4Mb).


Аппаратное обеспечениеЭксплуатация и доработкиПамятьРасширение ОЗУ

             ╔─────────────╗
             │ 3. ЖЕЛЕЗЯКИ │▐
             ╚─────────────╝▐
              ▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀

   От редакции: Мы долго думали прежде чем
внести в материал  номера  нижеприведенную
схему. Ни в коем случае мы не  хотим  спо-
собствовать повторению "обвала стандартов"
на расширение памяти.  Но  время  требует.
Уже не один-два пользователя  робко  заяв-
ляют о необходимости  преодоления  барьера
1Мб для расширения памяти,  но  многие  во
весь голос требуют дать  жесткий  стандарт
на подключение памяти 4Мб.

           ─────═════════─────

(с) Sergey Karachentsev

           ПОДКЛЮЧЕНИЕ SIMM 4М

   Расширить ОЗУ своего PROFI я думал  уже
давно. Но все никак  не  мог  определиться
какую схему и какого объема  ОЗУ  выбрать.
Изначально на моем PROFI  стояло  512  Кб.
512 Кб для нормальной работы сейчас уже не
хватает. В  IS-DOS'е  становится  уже  до-
вольно тесно при  "хорошем"  использовании
RAM-диска даже при ОЗУ 1 Мбайт.  Кроме то-
го на PROFI  изначально  отсутствует  нор-
мальная регенерация памяти, что приводит к
разрушению информаци в RAM-диске  при пер-
вом же нажатии RESET. Все  это  привело  к
решению о подключении SIMM 4M.
   Второй вопрос: какие порты следует  ис-
пользовать ?
   Большую популярность получил порт #7FFD
с ипользованием бита защелки (D5) и позво-
ляющий адресовать ОЗУ 1 Мбайт. Но установ-
ка этого порта на PROFI  бессмысленна  так
как PROFI уже имеет порт расширения ОЗУ до
1 Мбайт. Нужно было всего лишь найти  мес-
то для двух дополнительных битов  управле-
ния памятью. И тут пришла идея:  а  почему
бы  не  использовать  старшие  биты  порта
#7FFD. В результате число портов  управле-
ния памятью не изменяется, а число дорабо-
ток оказывается  минимальным.  И  главное,
достигается  основная цель - адресация 4Мб
ОЗУ. Остается исключить нежелательные сра-
батывания  старших бит порта #7FFD при об-
ращении  к  нему как к порту SPECTRUM-128.
Для  этого  можно использовать бит защелки
(D5).  В  этом  случае  старшие биты будут
доступны  если  D5=1.  При D5=0 порт #7FFD
будет работать как обычно. Сама же защелка
уже  утратила  свое значение поскольку 99%
SOFT'а написаны с учетом порта #7FFD.
   Итак,  новую  идею  использования порта
#7FFD можно изобразить так:

               ┌──┐   ┌──┐
      D5      ─┤1 O───┤1 ├─  TM2_C
               └──┘ ┌─┤  │
    #7FFD_C   ──────┘ └──┘

   Для подключения 4-х мегабайтного  моду-
ля  памяти  потребуется  изменить    схему
мультиплексора адреса ОЗУ  для  сохранения
регенерации.

     Таблица мультиплексора ОЗУ PROFI
              (до изменений)
 ┌───┬────┬──────┬──────┬───────┬───────┐
 │Е1 │A0  │A7    │DA0   │DA11   │ D50.1 │
 │E2 │A1  │A8    │DA1   │DA15   │ D50.2 │
 │E3 │A2  │A9    │DA2   │DA16   │ D51.1 │
 │E4 │A3  │A10   │DA3   │DA17   │ D51.2 │
 │E5 │A4  │A11   │DA4   │DA18   │ D52.1 │
 │E6 │A5  │A12   │DA9   │DA21   │ D52.2 │
 │E7 │S0' │SEGA1 │DA16' │POLEKR │ D54.2 │
 │E8 │A6  │A13   │DA10  │DA20   │ D54.1 │
 │E9 │S2' │SEGA3 │DA15  │GND    │ D53.1 │
 └───┴────┴──────┴──────┴───────┴───────┘

S0'  =SEGA0 (+) /A9    S2'=SEGA2 (+) A8
DA16'=DA16  (+) 80DS
SEGA1...3 - сигналы выбора страниц
POLEKR    - сигнал выбора видеопамяти
E1...E9   - адресные входы микросхем ОЗУ

     Таблица мультиплексора ОЗУ PROFI
            (после доработки)
 ┌───┬────┬──────┬──────┬───────┬───────┐
 │Е1 │A0  │S7'   │DA0   │DA11   │ D50.1 │
 │E2 │A1  │SEGA2 │DA1   │GND    │ D50.2 │
 │E3 │A2  │SEGA0 │DA2   │/80DS  │ D51.1 │
 │E4 │A3  │SEGA4 │DA3   │GND    │ D51.2 │
 │E5 │A4  │A11   │DA4   │DA18   │ D52.1 │
 │E6 │A5  │A12   │DA9   │DA21   │ D52.2 │
 │E7 │A9  │SEGA1 │DA16  │POLEKR │ D54.2 │
 │E8 │A6  │A13   │DA10  │DA20   │ D54.1 │
 │E9 │A8  │SEGA3 │DA15  │GND    │ D53.1 │
 │E10│A10 │SEGA5 │DA17  │GND    │ D51.2'│
 │E11│A7  │SEGA6 │DA11  │GND    │ D51.1'│
 └───┴────┴──────┴──────┴───────┴───────┘
 S7'= SEGA7 (+) A7 для возможности подклю-
чения SIMM 1М.

   Если эта возможность не нужна достаточ-
но завести только сигнал SEGA7
   Сигналы SEGA6,SEGA7 снимаются с  триге-
ра ТМ2 доработки порта #7FFD.

      Подключение SIMM к компьютеру

                 ╔═══════════════╗
 Z80   1533АП6   · SIMM 4M       ·
      ┌────────┐ · ┌──────┐      ·
 D0 ──┤DA0  DB0├─╫─┤D0 MA0├── Е1 ╟─── M1
 D1 ──┤DA1  DB1├─╫─┤D1 MA1├── E2 ╟─── M2
 D2 ──┤DA2  DB2├─╫─┤D2 MA2├── E3 ╟─── M3
 D3 ──┤DA3  DB3├─╫─┤D3 MA3├── E4 ╟─── M4
 D4 ──┤DA4  DB4├─╫─┤D4 MA4├── E5 ╟─── M5
 D5 ──┤DA5  DB5├─╫─┤D5 MA5├── E6 ╟─── M6
 D6 ──┤DA6  DB6├─╫─┤D6 MA6├── E7 ╟─── M7
 D7 ──┤DA7  DB7├─╨─┤D7 MA7├── E8 ╙─── M8
 +5 <─┤DIR     │   │   MA8├── E9
    ┌─┤CS      │   │   MA9├── E10
    │ └────────┘   │  MA10├── E11
    │              │      │       (D37p8)
    │              │   RAS├────────── RAS
 WE─┴──────────────┤WE CAS├────────── CAS
(D31p8)            └──────┘       (D46p6)

          30-pins SIMM ( SIPP )
    ┌───────┬───────┬───────┬────────┐
    │ number│ pin   │ number│ pin    │
    ├───────┼───────┼───────┼────────┤
    │ 1     │ +5v   │ 16    │ DB4    │
    │ 2     │ CAS   │ 17    │ MA8    │
    │ 3     │ DB0   │ 18    │ MA9    │
    │ 4     │ MA0   │ 19    │ MA10   │
    │ 5     │ MA1   │ 20    │ DB5    │
    │ 6     │ DB1   │ 21    │ WE     │
    │ 7     │ MA2   │ 22    │ GND    │
    │ 8     │ MA3   │ 23    │ DB6    │
    │ 9     │ GND   │ 24    │ NC     │
    │ 10    │ DB2   │ 25    │ DB7    │
    │ 11    │ MA4   │ 26    │ D8-out │
    │ 12    │ MA5   │ 27    │ RAS    │
    │ 13    │ DB3   │ 28    │ CAS-pr │
    │ 14    │ MA6   │ 29    │ D8-in  │
    │ 15    │ MA7   │ 30    │ +5v    │
    └───────┴───────┴───────┴────────┘

           ─────═════════─────

   Примечание  редакции:  практически  все
вышесказанное применимо не только к Профи.



Другие статьи номера:

ZX новости - о прошедших демопати, Ташкентской ZXNet и т.д.

В помощь - о модемах, сетях и сетевом общении.

Железяки - расширение памяти ZX Spectrum (подключение SIMM 4Mb).

От реадкции - об измениении принципа изложения информации.

Письмо в номер - CompoWellcome о новой прошивке TR-DOS v6.05E

Смешно? - юмористический рассказ "Mortal Kombat".


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Технодром - схема расширения ОЗУ дл 512 в копмьютера с общем полем памяти.
Очумелые ручки - SIMM 4MB на ZX
Капля припоя - увеличение объема ОЗУ до 1024к на SPECCY варианта Таганрог 128К!

В этот день...   26 сентября