Info Guide
#13
01 апреля 2021 |
|
Системки - NedoOS истоки: 2 октября 2018 года наконец вышел первый релиз графического редактора gfxed
NedoOS: релиз Alone Coder 2 октября 2018 года наконец вышел пер─ вый релиз графического редактора gfxed, вскорости переименованного в Scratch. Пи─ сался он совместно с Николаем Гривиным, которого я обучал ассемблеру. Именно под требования этого редактора было заточено новое CP/M-подобное "скрытое" ядро,которое и стало ядром NedoOS. При этом изнанка фа─ йловых операций была взята из версии "При─ нца Персии" под SD-карту, которую сделал DimkaM с использованием библиотеки FatFs и драйверов от Savelij13. Кроме того, в ядре использовалась библиотека trdosfs из сис─ темы NedoLang. Наконец всё оказалось вмес─ те - ядро, драйверы и полезная системная программа. Редактор был продемонстрирован на тусовке NedoPC. Вопрос собравшимся был предъявлен следующий - будет ли MSX-DOS2 с многозадачностью и FAT32? Или, возможно, TASiS будет переделан под эти требования? Иначе нам придётся пойти по пути новой,са─ мостоятельной системы. Ответ был - нет, не будет.Так мы пошли по пути самостоятельной системы, лишь частично совместимой с CP/M. Система со всеми программами собирается одной кнопкой, разработка идёт стремитель─ но.7 ноября 2018 года была выпущена первая отдельная сборка NedoOS с командной стро─ кой. Многозадачность добавлена 10 ноября. Командная строка - 12 ноября. Много откры─ тых файлов одновременно - 13 ноября. Nedo─ vigator - 15 ноября.Батники - 16 ноября. К проекту подключился DimkaM и создал репо─ зиторий на сервере у Lord Vader'а. К 20 декабря появились hex editor и текстовый редактор. 15 января - NedoBasic (совместно с Кириллом Ловягиным, бывшим спектрумистом, которого я тоже обучал ас─ семблеру), 24 января - NedoLang и diff, написанный на нём. В феврале - плейер му─ зыки и NedoBrowser (от кода 2006 года там совсем ничего не осталось;для работы в Ин─ тернете DimkaM добавил в ядро NedoOS под─ держку сетевой карты ZXNetUSB и адаптиро─ вал эмулятор).Поддержка GIF взята из исхо─ дников Dismaster/X-Project (1997), но поч─ ти полностью переписана,а поддержка JPEG - тот самый JPEG viewer от Alien Factory, который я несколько лет наворачивал под TR-DOS. Поддержка bmp в браузере,в отличие от Scratch, самая примитивная (только 24 bit),зато поддержку PNG я написал с нуля и довольно универсальную (для распаковки ис─ пользуется модуль из pkunzip ). Под NedoOS был тут же портирован не только pkunzip, но и tar, dmirc, dmftp, веб-сервер 3ws, DHCP-сервер и многое дру─ гое. В марте DimkaM добавил dmm - утилиту монтирования дисков. В апреле 2019 года добавлены NedoView, modplay, wget, reset, unrar, zxrar, игры tetris, snake, tank, открыт сайт nedoos.ru и проведена первая презентация NedoOS на Дне Космонавтики. DimkaM добавил запуск бейсиков и снапшо─ тов, а также сохранение снапшотов TR-DOS программ, с переключением по NMI. Demige добавил скрипты сборки из-под Linux. В мае DimkaM добавил драйвер PS/2 кла─ виатуры ZX Evo, Lord Vader ускорил сорти─ ровку в Nedovigator'е, я написал первую версию игры Untangle, а Demige улучшил NedoBasic - теперь он хранит исходник в текстовом виде. В июне Demige сделал динамическое выде─ ление памяти под панели Nedovigator'а, DimkaM добавил в ядро поддержку разделов и оптимизировал сборку нескольких версий NedoOS одной кнопкой. Добавлена игра Супер Марио с NES. В июле Demige написал Ping и Telnet, а DimkaM добавил поддержку USB flash в ядре и утилиту settime с поддержкой NTP. Прове─ дена презентация NedoOS на DiHalt'2019. В августе добавлена сборка для Pentagon 2.666LE и начат перевод документации на английский (Louisa). В сентябре добавлен движок wolf3d и игра Чёрный Ворон. В октя─ бре - игра Eric and the Floaters под цвет на точку (благодаря Rasmer и Sashapont ) и утилита hddfdisk (DimkaM). Demige начал писать игру Everlasting Summer. Совместны─ ми усилиями удалось написать сетевую вер─ сию Snake. В NedoBrowser'е поддержан про─ токол Gopher. Добавлены логотипы (от Louisa, DimkaM, Wizard, Sashapont и меня). Чёрный Ворон переделан под цвет на точку, но пока со старой графикой. Проведена пре─ зентация NedoOS на CAFe'2019 - итоги года совместной разработки. В ноябре DimkaM фиксил сборку сишных утилит и резидент отладчика NoIce. В де─ кабре в NedoBrowser добавлена поддержка https через прокси, а в Scratch - сохране─ ние .scr, добавлен пример работы с ка─ ртинками, спрайтами и музыкой для игр - sprexamp. 27 декабря 2019 года репозиторий NedoOS открылся для всех желающих. В январе 2020 года в player добавлена поддержка TurboSound FM, а Lord Vader при─ вёл все тексты к 866 кодировке. В феврале была исправлена работа с SD-картой на NeoGS. В марте добавлены игра Loyd и дема noise. В апреле - поддержка SVG в Nedo─ Browser'е (исходник от Elph) и плеер AY по сети (DimkaM, Lord Vader). К апрелю-маю Чёрный Ворон был окончате─ льно раскрашен (в этом участвовали Котик, Sashapont и Louisa ), и я записал полное прохождение на YouTube. В wolf3d добавлены спрайты с текстурой и прозрачностью,импорт текстур и спрайтов из bmp, а в sprexamp поддержан скролл фона. wget стал уметь просмотр картинок и проигрывание музыки (DimkaM). В июне написана карточная игра для "Бе─ сконечного лета". Начались трансляции на Twitch и YouTube. Исправлен старинный и редкий глюк в ядре, а музыка в программах теперь может играть по фону и не тормо─ зить. Добавлена защита экрана программ при переключении фокуса. В июле в NedoLang и NedoAsm добавлен таргет script и расширены возможности enum, исправлен двойной typecast и вложен─ ные #ifdef. В Scratch написана оконная си─ стема с кнопочками, галочками и полями ввода. В веб-сервер 3ws добавлена функция запуска приложений, запуск плеера и вьюве─ ра картинок (DimkaM). Добавлены обучающие проекты hello и gfxtest. В августе добавлена работа текстовых программ через пайпы и терминалы, telnet-сервер netterm, увеличено число од─ новременно открытых файлов. cmd теперь умеет dir >file, dir |more.com. К сентябрю портированы компиляторы Turbo Pascal и BDS C, для последнего напи─ сана простейшая графическая библиотека. В NedoLang добавлены константные выражения +(expr) и блок evar {UINT var1 = 1, INT var2 = 2, FLOAT var3} и т.п. - создаёт пе─ ременные заданого типа с заданными адреса─ ми.В ядре и Nedovigator'е поддержаны длин─ ные имена файлов.В Scratch появилось опци─ ональное сохранение в формате 8 бит на пи─ ксел. Портирован Pro Tracker с поддержкой General Sound и увеличенным окном редакти─ рования. В октябре написан новый музыкальный ре─ дактор untr (с кучей виртуальных дорожек и цифрами зацикливания). В ядре при снятии задачи теперь не только закрываются файлы и сокеты, но и глушатся оба AY, а размер плейера, подписанного на прерывание, уве─ личен до 48K. Konstantin Kosarev написал утилиту rdtrd (читает содержимое диска A: в файл noname.trd ). Добавлены утилиты cut (резалка файлов) и playtap. Добавлена дема raytrace и сетевая игра q1 (Firestarter). В ноябре портированы игры, декомпилиро─ ванные Rasmer'ом: Slab Age (раскрашена), Montana Jones 2 (раскрашена), Isitar 7 (с MSX), Midnight Resistance (потом добавлена заставка с Atari ST), Solomon's Key (потом добавлена заставка с Atari ST), Barbarian (потом добавлена заставка с Amiga ). В wolf3d добавлены двери в нишах, звуковые эффекты, стрельба. Konstantin Kosarev на─ писал утилиту wrtrd (пишет на диск A: со─ держимое образа source.trd ). В декабре прошёл конкурс Твоя игра 6. Там появились игры High Way Star (Rasmer декомпилировал с MSX ) и ZX Battle City (Slip) под NedoOS. Baho написал автомати─ ческий генератор зависимостей при сборке под Linux. Добавлен маунтер под ATM, а в hddfdisk добавлен инсталлятор загрузчика и TASiS'а (DimkaM). В январе 2021 года BruXy перевёл доку─ ментацию NedoOS на английский. Добавлена версия Nedovigator'а nvfast, которая рису─ ет прямо в экран.А в терминале при неакти─ вности автоматически скрывается курсор. В zxrar включен поиск 2-байтных совпадений. Портирована игра 2048 (с помощью Hippi─ man'а ). В феврале в ядро добавлен возврат кода результата из программ, и переделана под цвет на точку игра Вера (её красит Sergio, а переводит Сергей из ZX BITLES ). Наконец, в марте портирован Evo SDK. В этой версии её можно расширять любыми ас─ семблерными функциями, нужными для той или иной игры. NedoOS - не только система, в которой можно работать, но и огромнейшее хранилище рабочих исходников. По числу приложений NedoOS приближается к TASiS, а по числу игр - даже превышает его. Но главное - это не имеющий аналогов на Speccy совместный проект, в котором можете поучаствовать
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 12 декабря