200 #D
01 июля 1995

Вечный думатель - Фэндом мёртв - а мы уже нет...

<b>Вечный думатель</b> - Фэндом мёртв - а мы уже нет...

                       Владислав ГОНЧАРОВ

                 ФЭНДОМ МЕРТВ - А МЫ УЖЕ НЕТ...

                      (C) В.Гончаров, 1995.

   Дискутировать  о смерти фэндома можно упорно и продолжительно
- но, при всем разнообразии мнений на этот счет, ясно: того, что
понималось под этим словом четыре или пять лет назад, уже не су-
ществует. Сейчас нельзя также отрицать или не замечать тот факт,
что на месте старого фэндома и, частично,из того же самого мате-
риала, возникла совершенно новая структура, известная как толки-
нистика, Толкин-движение, или движение ролевых игр. Причем хара-
ктерно, что  в последнее  время  даже здесь отмечается тенденция
использовать  для  характеристики своей тусовки термины "фэндом"
или "J.R.R.T.-фэндом" (см. "Талисман" # 10). Ну,а когда подобную
терминологию  начинает  использовать  человек, имевший до самого
последнего времени репутацию особо упертого и фанатичного толки-
ниста - данный факт поневоле заставляет задуматься...
   Не касаясь - по крайней  мере, здесь и сейчас - всего спектра
причин  подобной эволюции фэндома, обратим внимание лишь на один
из  ее аспектов. А именно, на факторы, создающие  информационное
поле интересующей нас среды. Или, проще говоря, на фэнзины.
   В  те  далекие и ставшие почти уже библейскими времена, когда
клубы любителей фантастики еще только создавались и фэны от вну-
триклубного  общения начинали переходить к общению с себе подоб-
ными  за  пределами  своего клуба, подобные издания были для них
чем-то  вроде  ефремовского Великого Кольца - пакет информации о
себе, посылаемый  за  пределы  своего обитаемого мира. Зачастую,
даже без надежды на ответ в обозримом будущем. В лучшем случае -
с расчетом лишь на заочное общение.
   Но  затем  появились  конвенты - сначала "Аэлита", а вслед за
ней  и другие. Появились люди, лично побывавшие в "иных мирах" и
привезшие оттуда самые свежие впечатления. Появилось некое инфо-
рмационное  поле  движения, объединяющее  все его части и дающее
возможность  каждому фэну иметь более-менее полное представление
о том, что происходит на другом конце системы.
   И  тогда  среди  фэнзинов начали выделяться те, что с клубной
информации  переключились на информацию о среде - что, кто, где,
с кем, когда, как и почем - став, таким образом, одним из основ-
ных факторов, создающих и поддерживающих вышеозначенную информа-
ционную среду. Собственно,благодаря ей фэндом и ощутил себя фэн-
домом в полном смысле этого слова - то есть движением,объединен-
ным не только общими стремлениями и какой-то формальной структу-
рой, но  и сознанием  причастности каждого из его членов ко всем
остальным действиям данной тусовки.
   Фэнзины  и фэнзинерство  стали одним из тех китов, на которых
до поры до времени покоился фэндом.
   Технически выпуск печатного издания в два-три десятка страниц
и тиражом  несколько десятков экземпляров был не очень сложным -
печатные  машинки, а  то и компьютеры (по крайней мере, по месту
работы), были  у  довольно  многих. С ксероксами для размножения
особых проблем тоже не возникало - в те времена на них даже соб-
рания  сочинений Пикуля с Чейзом массовыми тиражами распечатыва-
ли.
   Однако вскоре вслед за перестройкой  и демократизацией грянул
хозрасчет - и выяснилось, что овес внезапно вздорожал, поскольку
множительная техника неожиданно стала достаточно легким и эффек-
тивным способом зарабатывать деньги. Чем все ксероксовладельцы и
занялись.Словом,халява накрылась медным тазом. Надежды на мелкие
издательства, в развитии которых фэны тоже сыграли свою роль, не
оправдались - с окончанием  первой волны книгоиздательского бума
неожиданно выяснилось, что массовый читатель хорошему переводу с
умным  послесловием и мягкой обложкой предпочитает дурной подст-
рочник без аннотации, но в глянцевом хардковере с обнаженной на-
турой и нумером тома в серии на корешке. А данная продукция ока-
залась под силу только крутым акулам постсоветского бизнеса, ко-
торым  и  фэндом, и его малотиражные и совершенно некоммерческие
издания  были, мягко  выражаясь, до фени. В общем, "капыталызм",
как говаривал Арнольд Шварценеггер ...
   Но вот новые времена прошли и настали еще более новые. Инфор-
матизация и компьютеризация из учреждений шагнула в дома.А коли-
чество  ксероксов  и иной множительной техники превысили пределы
спроса на их услуги извне. То есть, проще говоря,возможность де-
лать на них деньги постепенно сошла на нет - и вот вновь на свет
божий явилась ее величество госпожа Халява.
   Результат  ждать себя не заставил. Если на столе мерцает ком-
пьютер, а справа под рукой в ожидании застыл абсолютно свободный
лазерник для макета и ксерокс для распечатки с него,то рука сама
собой поневоле тянется к клавиатуре...
   Дело  за малым - за информацией и за средой, которой оная ин-
формация  будет  интересна. А среде, как мы уже успели выяснить,
интересна в первую очередь,информация о ней самой. Поэтому новые
печатные  издания должны появляться лишь там, где уже существует
среда для их распространения.За примерами далеко ходить не надо.
Помимо  "Фэн-Гиль-Дона", о  котором  еще пару лет назад мало кто
знал, на  всесоюзную... простите, всеэсэнгешную  арену уже вышли
владивостокская  "Третья Тема"  и издающийся  с конца  1993 года
московский  "Талисман". И это только  издания, имеющие  солидный
объем, тираж в несколько сот экземпляров и насчитывающие уже де-
сять и более выпусков. Что же касается прочих - то есть малообъ-
емных, малотиражных  или не внушающих надежд продвинуться дальше
первого номера - то их количество тоже приближается к двузначной
цифре:  "АКМ" (Донецк), "PAL 1", "Q"  и  "Конец Эпохи" (Москва),
"Морита"  и "Последний хит" (Саратов), "Поиск Средиземья", "Чер- 
ный Баклан" и "Фан-Эра" (Екатеринбург), "Четвертая Эпоха" (Ново- 
кузнецк). При  этом  вовсе не удивительно то обстоятельство, что
почти  все  из  упомянутых выше изданий - толкинистские. Гораздо
удивительнее то, что они все еще именуют себя фэнзинами. Видимо,
память  о предшествующем поколении все-таки сохранилась. И, сле-
довательно, предыдущая цивилизация погибла не бесследно, а оста-
вив после себя какую-то память. Хотя бы в виде терминологии.
   Впрочем, вспомним еще раз, что фэнзины - не только порождение
среды, но  и способ ее самоорганизации. А так же и средство сво-
бодного распространения в ней информации, в том числе и аналити-
ческого  характера, то есть позволяющей движению ощутить себя не
только единым  целым, но  и контролировать собственную эволюцию.
Однако  сейчас  мы  уже  перешли к вопросам дальнейшего развития
Толкин-движения, как естественного (или неестественного) продол-
жателя  дела бывшего советского фэндома. А это, как уже указыва-
лось выше, темой данной статьи не является. Поскольку тут требу-
ется совсем уже особый разговор...

                                                         Ульдор,
                                             бывший кольценосец,
                                    ныне малоизвестный литерато



Другие статьи номера:

Вступление - Новые строки летописи.

Интерпресскон-95 - Кольцо на древе русской фантастики.

Интерпресскон-95 - Итоги голосования по премии "Интерпресскон-95".

А. Привалов - Падал прошлогодний снег.

Вечный думатель - Издательства в условиях рынка.

Вечный думатель - Фэндом мёртв - а мы уже нет...

Вечный думатель - Что значит "Ф"?

Отражения - Мир это место, где жить нельзя.

Точка опоры - Доспехи для странствующих душ.

Курьер SF - Официальная информация.

Есть такое мнение - Вскрытие покажет.

Есть такое мнение - В плену великого кристалла.

Беседы при свечах - Я уже не могу прыгать через заборы...

Правдивые истории от Змея Горыныча - Продолжение.

Post Scriptum


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Introduction - Вступление.
ZX-Review - интервью с создателем программы для создания газет Page Maker.
Железо - CMOS для всех.
Сцена - CSP 2004 repоrt.
Обзор - O новых программах: Narc, The Hundred, Heavy Metal Mover, Quick Draw McGraw, Iice Climber (Альпинист), Super Cars, Lode Runner 3, Down Town, Страна Мифов, Gremlin 2, Sword of Bane, Turbo Skate Fighter, Assault Course, Mercs, Darkman. Десятка лучших игр.

В этот день...   23 июня