Open Letters #02
20 февраля 2000

Открытые письма Nemo №2.9

450022

   Прошу выслать каталог.
   Я заказывал ЧВ-2 и ZX-F N 9. Как с ни-
ми дела?
   Я  со  своей группой собираемся выпус-
кать  мультикарту (мышь + IDE контроллер)
под  Nemo  bus.  Буду  рад выслушать Ваше
мнение   (совет,  рекомендации).  Заранее
благодарю.
                                       N.

                                         
                               04.02.2000

              Уважаемый N!

   1.  Для  заказа каталога (прайс-листа,
так   надо   понимать)   необходимо  (см.
прайс-лист) "...вкладывать почтовые марки
на  сумму 5 руб. при переписке или заказе
прайс-листа  и  рекламы". О чём Вы и были
поставлены   в   известность  письмом  от
07.04.99  и письмом от ??.07.99 (т.е. не-
однократно).  С  20.01.2000 почтовые рас-
ценки  выросли на 40%, поэтому теперь не-
обходимо  вкладывать марок на 7 руб. Поэ-
тому  каталог  не  высылается,  -  считаю
вполне достаточным ограничиться подробным
ответом  на  Ваше письмо. Диск "Open let-
ters" также не прилагается.
   2. ЧВ-2 и ZX-F N 9 пока не вышли.
   3. По поводу мультикарты.
   3.1. "Скрещивание" мыши и IDE контрол-
лера  вряд ли будет оптимальным решением.
На  самом  деле  с системной точки зрения
контроллер  IDE  необходимо дополнить: а)
часами,   б)   дополнительными  цепями  в
IDE-контроллере,  которые бы обеспечивали
100%-ную стыковку всех типов винтов. Если
проанализировать  компоновку  такого уст-
ройства,  то  можно легко обнаружить, что
лимит  по  размерам платы расширения шины
Nemo-bus  будет исчерпан. Т.е. контроллер
мыши  (не говоря уже о контроллере диско-
вода) туда не влезет. Контроллер мыши, на
мой  взгляд, проще состыковать с контрол-
лером  клавиатуры, - с системотехнической
точки зрения это более правильно.
   3.2.  Не  совсем понятно, откуда в IS-
DOS'e  вдруг возьмётся драйвер мыши. Дело
не  только и не столько в написании собс-
твенно  кода.  Проблеме несколько глубже.
(Да  и  написание кода - отнюдь не триви-
альная  задача,  для  этого  надо  хорошо
знать  ОС  и  иметь хороший опыт работы с
нею). В ОС'и на данный момент нет свобод-
ной памяти. Значит либо: а) Вы уменьшаете
размер  памяти USER-программы (результат:
некорректно написанные программы под ОС'ь
перестают  вообще работать, корректно на-
писанные начинают тормозить); б) снимаете
некоторые  резиденты  (результат аналоги-
чен).  Кроме  того,  насколько я понимаю,
для написания драйвера необходимо влезать
и  что-то  менять в 0-ом уровне ядра. Это
уже  вообще ни в какие ворота не лезет, -
скорее  всего,  Вы получите нестандартную
версию ОС'и со всеми вытекающими последс-
твиями.
   3.3. Не совсем понятно, как Вы собира-
етесь  обеспечивать защиту авторских прав
фирмы IskraSoft. Если Вы этого не сделае-
те, то вся затея выльется в банальное пи-
ратство.  В  контроллер  (с) Nemo "вбита"
стоимость  ПО  (осевого),  - и это ЗНАЧИ-
ТЕЛЬНАЯ часть цены.
   По  всей видимости, изучая прайс-лист,
высланный  Вам  летом  прошлого  года, Вы
приняли  эту сумму за чистую прибыль, что
неверно.  Стоимость  комплектующих, плат,
сборки  собственно контроллеров пренебре-
жимо  мала в цене. Если Ваш контроллер не
будет комплектоваться фирменным диском от
IskraSoft, то я буду вынужден перераспре-
делить расценки товаров и услуг, т.е. пе-
рераспределю  затраты  на другие позиции.
Цена контроллера в этом случае существен-
но  снизится  за  счёт: а) ухудшения под-
держки пользователей, б) замедления прод-
вижения новой техники на рынок. Т.е. про-
играют все. Это характерная, типичная ре-
акция   любого  производителя  на  угрозу
перспективе.  Т.е.  при попытке перекрыть
"кислород"  фирме  IskraSoft будет вполне
адекватная реакция. Если Вы будете упорс-
твовать, то, вероятно, будет сделан новый
вариант контроллера IDE, согласно п. 3.1.
Т.к. системотехнически это более выигрыш-
но,  то  Ваши  усилия (и, соответственно,
результаты) постепенно сойдут на нет. Оп-
латят  это, видимо, покупатели новых плат
KAY'я,  т.е. продвижение на рынке ещё бо-
лее замедлится. На всё-про-всё потребует-
ся не более двух-трёх лет. Для производи-
теля это - мгновение.
   На  данный  момент  значительная часть
стоимости  Spectrum'овского  ПО "сидит" в
аппаратуре. Это очень плохо. Гораздо луч-
ше  было бы, если бы пользователи платили
за soft. Проблема в соблюдении авторского
права, - а именно, в привитии пользовате-
лям  очень  полезного навыка - платить за
soft.  Несоблюдение  авторского  права и,
как   следствие,  перераспределение  цены
soft'a в hard - это патовая ситуация, ко-
торая приводит к:
   -   обесцениванию  имеющейся  техники,
т.к.  основа  поддержки  -  это написание
софта,  а пользователи за него не платят.
При этом громко плачут потом, что их ник-
то  не поддерживает (а с какого перепугу?
На какие деньги?). Тыкают мне в нос свои-
ми  старыми компами, которые идут по бро-
совой  цене, сбивают тем самым мне цены и
дискредитируют Spectrum вообще.
   -  Программистские  фирмы  по существу
оказываются в зависимости от производите-
лей  hard'a, что так же не лучшим образом
влияет  на поддержку имеющегося парка ма-
шин,  производители большинства марок ко-
торого    либо   перепрофилировались   на
IBM-торговлю,  либо просто вывели деньги,
либо разорились.
   -  Воспроизводству этого самого несоб-
людения авторских прав. Т.к. пользователь
рассуждает по схеме: если стоимость софта
включена  в  хард,  то это значит, что он
КЕМ-ТО оплачен, и его можно воровать.
   Между тем эту мысль полезно додумывать
до конца. При таком подходе пользователей
производитель  поставлен  в  положение, в
котором  он  вынужден  "впаривать" значи-
тельно  больше  техники, сообразно с пот-
ребностями  рынка.  Причём в значительной
мере  фуфла,  сопровождая  это  пургой их
рекламы  и восхваления технических харак-
теристик (которые на самом деле никому не
нужны).  Т.е. заниматься конъюнктурщиной.
У  пользователей на ушах прогрессивно на-
растает лапша, ориентиры теряются, и про-
исходит психоз, т.е. сон разума, порожда-
ющий монстров (в том числе и аппаратных).
По   существу,   производитель  ВЫНУЖДАЕТ
пользователей  покупать всё новую и новую
технику  (так или иначе, рано или поздно,
здесь или там - на то есть много специфи-
чески-иезуитских   приёмчиков).  И  иначе
быть  не  может,  если не соблюдается ав-
торское  право, - кроме тривиального слу-
чая,  что  НЕ  БУДЕТ  ни софта, ни харда,
т.е.  вообще  ничего  не будет. Думается,
пересчитав  количество Spectrum'ов, кото-
рые  у  Вас  пылятся, Вы поймёте, что это
действительно  так. Т.е. деньги всё равно
платятся,  но вот только насколько эффек-
тивна  работа этих денег? Возросло ли ко-
личество  (и  качество)  мозгов в головах
пользователей  сравнительно с количеством
мозгов  в  компьютерах?  Противно об этом
говорить.
   Ну,  это  я отвлёкся. В случае если Вы
включите цену soft'a ISDOS в цену железа,
то я займу нейтрально-выжидательную пози-
цию, т.е. не буду ни мешать, ни помогать,
т.к.  в  силу п.3.1 и 3.2, на мой взгляд,
это неоптимально.
   3.4.  Для  начинающей фирмы (в области
hard'a)  более предпочтительны достаточно
компактные  и  более  простые  задачи, не
требующие   системотехнического  видения,
долговременного  прогноза и планирования,
сложных  рекламно/производственно/органи-
зационных структур. В качестве примера:
   - устройство сопряжения компьютера KAY
с телевизором;
   - видеопорт;
   - просто контроллер мыши;
   - просто контроллер клавиатуры.
   Эти  вещи не требуют регулярной работы
над софтом, а то и вовсе не требуют софта
(за исключением встроенного). В этом слу-
чае возможна поддержка с моей стороны. Её
не следует переоценивать, - скорее всего,
она будет чисто символическая, т.к. любая
поддержка  денег  стоит. Возможно, напри-
мер,  заключение  договора  на  рекламную
поддержку  и/или  продажу  Вашего hard'a.
Пояснение. Обычно, когда люди слышат сло-
во  "договор",  они начинают представлять
себе какие-то сиреневые печати, юридичес-
ких лиц, бланки с логотипами фирм на гер-
бовой бумаге с витиеватыми подписями кру-
тых мужиков. Это всё бред, химера. На де-
ле это означает, что Вы мне что-то обеща-
ете,  и  я  Вам что-то обещаю, и мы потом
держимся своих слов. Бумага в данном слу-
чае  необходима, чтобы ничего не позабыть
и избежать двусмысленных толкований впос-
ледствии.  Делается это с ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
целью,  т.е.  это  создание  структуры, в
очень узком, примитивном смысле. При этом
подразумевается,  что и моя и Ваша эффек-
тивность работы в этом случае возрастает,
сравнительно  с  ситуацией,  если  бы  мы
действовали  независимо  друг от друга. А
повышение  эффективности  работы  - это и
есть  ПРИБЫЛЬ. Договор обычно теряет силу
по  факту, т.е. если он кого-то перестаёт
устраивать,  то он просто его не выполня-
ет, - аналогично и другая сторона считает
себя  свободной от каких-то обязательств,
если они не соблюдаются партнёром. Счита-
ется  хорошим  тоном уведомить партнёра о
прекращении действия обязательств.
   В  частности  по  перечню п. 3.4 (либо
аналогичных  устройств) можно было бы до-
говориться о рекламной поддержке. На дан-
ный  момент  сделать  гораздо  проще, чем
продать. Если было бы иначе, заводы бы не
стояли, - они не умеют продавать, - у них
нет  СООТВЕТСТВУЮЩИХ структур. Это просто
мышечная ткань, биомасса, никак структур-
но  не организованная. Это как партизанс-
кий  отряд,  где каждый воюет сам за себя
и,  мало того, - против всех. По устройс-
твам  перечня п.3.4 можно было бы размес-
тить рекламу. Вариантов 2:
   1).  Вы  мне просто присылаете 100-200
экз. рекламных листочков А4 или/и А5, и я
их распространяю по своим каналам за свой
счёт.  Кто и где там будет продавать, ка-
кие и чьи там будут реквизиты, - мне нач-
хать.   Главное,  чтобы  устройство  было
Spectrum'овским, через шину Nemo-bus (или
другой  СТАНДАРТНЫЙ стык), т.е. подключа-
лось к KAY'ю без проводочков и паяльника.
Другое  дело, что в основном каталоге бу-
дет  примечание,  что фирма Nemo не несёт
никакой  ответственности  за этот хард, -
все вопросы по указанным реквизитам.
   2).  Продажа Ваших устройств через (с)
Nemo,  -  но  это после работы по первому
варианту,  т.к.  предполагает  обязатель-
ность партнёра, в коей и необходимо удос-
товериться по схеме 1).
   Опять  же  по перечню п.3.4 можно было
бы  договориться  о поставках комплектую-
щих, - наверняка будут такие проблемы.
   Думаю, что Вы вряд ли отнесётесь с по-
ниманием  и должным вниманием к тому, что
написано.  Вспомнится это тогда, когда Вы
попытаетесь  что-то сделать. В частности,
то,  что  не вложены марки, характеризует
Вас  не лучшим образом. Вы, вероятно, ду-
мает,  что  деньги  берутся просто так, -
как  булки  на  деревьях. Нужно только не
полениться сорвать.
                                (с) Nemo.

   Несколько  комментариев фирмы (c)iSDOS
к вопросу о мышах:

   Nemo: "Не совсем понятно, откуда в IS-
DOS'e  вдруг  возьмётся  драйвер  мыши...
etc..."
   Непонятно совсем другое, а именно: что
понимается  под драйвером мыши? Если под-
держка  на  уровне  меню  (рестарт #91) и
файловых панелей, то всё это уже было на-
писано  Н.  Фёдоровым  (автором редактора
Пикассо)  ещё  в  1994-ом  году. Подобная
поддержка потребовала переделки (добавля-
лось около 100 байт кода) ядра ОС, только
не  0-го, как пишет Nemo, а как раз, 4-го
и  5-го,  т.е. двух самых верхних уровней
ядра. Именно этих ста байтов и недостанет
сейчас  для подобной поддержки мыши в iS-
DOS  Classic.  (В  iSDOS Chic памяти ещё,
вроде  бы должно хватить). И никакое сня-
тие  резидентов ни уменьшение USER-памяти
здесь  не  поможет.  При  увеличении ядра
просто перестанут устанавливаться следую-
щие   дополнительные  уровни  системы,  а
именно:  Базы  Данных (их придётся перет-
ранслировать, и они сядут ещё ниже) и от-
ладчик  ВиОС.sys  (от  него у меня даже и
исходных текстов нет). Кстати, снятие не-
которых  резидентов не должно сказываться
на работоспособности системы в противопо-
ложность представлениям Nemo.
   Если же подобная поддержка (меню и па-
нели)  не требуется (а я считаю, что мышь
тут  нужна как корове, извините, седло, и
даже  на  IBM  PC  предпочитаю без особой
нужды  к ней не прибегать), то нужно лишь
каким-то  образом  обращаться  к  мыши из
прикладной  программы. Если данный интер-
фейс стандартизировать, то можно написать
и резидентный драйвер, а из программы уже
не напрямую лезть в порты, а искать драй-
вер  среди установленных и опрашивать уже
его.  Память, конечно, как и всякий рези-
дент,  драйвер займёт, но смертельным для
ОС  это,  конечно  не  будет. Хотя, смысл
оформлять  всё это дело в виде отдельного
резидента появится лишь при большом коли-
честве  прикладных программ, использующих
мышь.  Графические редакторы Пикассо, Арт
Студио   придётся  "учить"  обращаться  к
контроллеру  мыши или этому драйверу. Ис-
ходных текстов от них в фирме iSDOS опять
же  нет.  Кто  станет заниматься подобной
адаптацией  и/или  написанием новых прог-
рамм под iSDOS, которым мышь нужна до за-
резу, (и это притом, что под iSDOS вообще
пишут  мало  новых  программ)  вот  в чём
главный вопрос!
                Алексей Леонтьев. 28.2.00





Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Demo Scene - Apple Macintosh, NeoGeo Pocket, Palm, Sony Playstation, GameBoy.
AAAparty demoreview - обзор демо с AAA Demoparty.
IRYSOU-201 - Научно-фантастический рассказ (часть 8,9).

В этот день...   16 ноября